Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество»
Урок литературы в 7 классе
Автор: Крючкова Т. В., учитель русского языка и литературы, сш № 3, Астана.

Тема урока: Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество»

Урок – размышление по произведению В.В. Набокова «Рождество» заставляет задуматься о сложных проблемах жизни, показывает авторскую позицию. Учащиеся вслед за автором размышляют, почему рассказ о смерти сына главного героя называется «Рождество», а в названии урока главным является слово «чудесное»? Урок помогает увидеть, что каждый человек уникален и неповторим. А жизнь его – величайшая ценность. И со смертью другого человека жизнь не кончается. Человек должен помнить о тех, кто ему близки и дороги. Помнить, жить и верить, что из любой ситуации найдётся выход.

Цель: воспитание внимательного, думающего читателя художественного текста

Образовательные задачи: помочь понять тему и идею произведения, помочь увидеть авторскую позицию в решении вопроса выхода из сложнейших жизненных ситуаций, касающихся вопросов жизни и смерти
Развивающие задачи: развивать умение анализа эпизодов, умение работы с художественной деталью, развивать умение видения внутренних качеств через описание портретных деталей, анализа нравственных качеств через совершаемые поступки
Воспитательные задачи: учить позитивному мышлению, пробуждать интерес к главным нравственным ценностям

Урок – размышление

Оборудование: картины заснеженного леса, бабочки, музыкальное сопровождение
И я совсем уже немаленький,
Но мир чудес открою заново.
Гарсия Лорка

Первый дидактический этап - сообщение задач урока

Сегодня мы познакомимся с непростым произведением непростого писателя, который на страницах своих произведений обращался к самым сложным проблемам жизни.
Какие факты из его биографии вам известны?
-Поразило ли вас что-нибудь

Слово учителя о Набокове.

Второй дидактический этап – первоначальный анализ текста

«Рождество». Так называется произведение В. В. Набокова, которое вы прочитали дома.

- О чём этот рассказ?
- Что вам известно о Рождестве?
- Что такое рождество для христиан? (Высказывания учащихся)
Перед нами рождественский рассказ.

- В чём традиционная особенность таких рассказов? (Все они связаны с ожиданием чуда)
- Какое слово в названии темы урока вы считаете главным?

2. Чтение учителем описания морозного утра (глава вторая)
- Что увидели?
- Что почувствовали?
Красоту зимнего утра мы видим и на иллюстрациях художников.

- А что чувствует герой рассказа? Он видит красоту зимнего сада, но не ощущает её. Ни чистые краски зимы, ни весёлые звуки морозного дня не доходят до его сознания. В художественном мире рассказа главную роль играет мотив тишины. Снег. Покой. Тишина. Безжизненность. «Он удивлялся, что ещё жив, что может чувствовать, как блестит снег. Как ноют от мороза передние зубы…»

Почему у главного героя такое восприятие прекрасного морозного утра?
Да, трагичнее ситуации в жизни не бывает. Дети не должны уходить из жизни раньше родителей. Это противоестественно. Не по законам природы. Это страшно. Так не должно быть. И мы понимаем чувства героя.

- О чём он думает в самый добрый праздник христиан, праздник, связанный с надеждами? Чтение (глава 4, стр. 124)

- Почему же рассказ о смерти называется «Рождество», а в названии урока главным является слово «чудесное»?
Чтобы ответить на этот непростой, сложный вопрос, познакомимся с героем поближе, зайдём вместе с ним в дом, узнаем о его сыне.

Третий дидактический этап - работа по группам

1 группа
Портретное описание отца

Рассказать о жизни отца, найти детали его портрета.
Подумайте, почему автор скупо говорит о прошлом героя, показывает скупые детали портрета (какие именно и почему)
( Два человека работают по тексту, два в паре отвечают на вопрос)

Мы не знаем, как жил этот человек. Для автора не важно, чем занимался Слепцов, сколько ему лет. Да, это добрый, честный человек. Возможно, у него нет жены, если он приехал один. Самое главное: он очень любит сына, они были друзьями.

2 группа
Рассказать о сыне Слепцова, о его характере, увлечениях.

1. Найти детали портрета, выразительно прочитать.
2. Каким был мальчик?
3. Выразительно прочитать выдержки из дневника, рассказать, чем увлекался сын.

Да, это был искренний, доброжелательный мальчик, влюбчивый и робкий. Он радовался жизни, любил природу. Он увлекался велосипедом и имел серьёзное увлечение – коллекционировал бабочек. Этим занимается целая наука – энтомология.

3 группа
Провести нас по дому Слепцова.

1. Выразительное чтение 3 главы
2. Зачем дано описание дома?

Здесь воспоминания о радостной, счастливой жизни, и мы сочувствуем герою в его большом горе. Не случайно автор говорит, что и мебель в саванах (не в чехлах) казалась незнакомой, вместо хрустальной люстры – незвенящий мешок.
Что такое саван? Да, именно здесь герой подумал о смерти. Он посчитал, что ему больше незачем жить.

Индивидуальные задания

Работа в паре. Дать заглавие каждой из глав, оформив в виде плана

1. Застывшая капля воска на руке.
2. «Он удивлялся, что всё ещё жив».
3. В комнате сына. Печальные воспоминания.
4. Завтра Рождество. А я умру.. и в то же мгновение щёлкнуло что-то…

Выразительное чтение эпизода «Рождение бабочки».

4 группа
Вспомните о символических значениях бабочки в мифологии.

Продолжите фразу:
Бабочка – это символ…
Расскажите о превращениях бабочки.

Да, бабочка – это символ не только красоты, хрупкости, незащищённости, но и символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится лёгкой бабочкой (символизирующей воскресение и возрождение)

5 группа

1. Обобщить все сказанное, завершив выводом. Возможное начало:
Не случайно рассказ завершается историей пробуждения бабочки…
2. Сформулировать вопрос к произведению: твой вопрос о произведении (связав его с темой и идеей)

Индивидуальные задания

2. Создать обложку (обложка должна выражать идею, суть произведения) (2 человека)

Четвёртый дидактический этап -

Почему рассказ о смерти назван «Рождество»? Какую мысль хотел этим передать автор своим читателям?
Как много случайностей должно произойти, чтобы родился человек, и поэтому каждый человек уникален и неповторим. А жизнь его – величайшая ценность. И со смертью другого человека жизнь не кончается. Человек должен помнить о тех, кто ему близки и дороги. Помнить, жить и верить, что из любой ситуации найдётся выход.

Возвращаясь ещё раз к вопросу начала урока
О чём этот рассказ? (о возрождении, о возвращении к жизни)

Как вы думаете, что произойдёт со Слепцовым дальше?

Пятый дидактический этап – рефлексия

Письменный ответ на вопрос: «О чём я задумался после проведённого урока?»

Домашнее задание: хрестоматия, стр. 124-131, учебник, стр. 211-212

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа
Портретное описание отца

Рассказать о жизни отца, найти детали его портрета.
Подумайте, почему автор скупо говорит о прошлом героя, показывает скупые детали портрета (какие именно и почему). ( Два человека работают по тексту, два в паре отвечают на вопрос)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 группа
Рассказать о сыне Слепцова, о его характере, увлечениях.

1. Найти детали портрета, выразительно прочитать.
2. Каким был мальчик?
3. Выразительно прочитать выдержки из дневника, рассказать, чем увлекался сын.

------------------------ -------------------------------------------------------------------------------------
3 группа

Провести нас по дому Слепцова.
1. Выразительное чтение 3 главы.
2. Зачем дано описание дома?
________________________________________________________________________________
4 группа

Вспомните о символических значениях бабочки в мифологии.
Продолжите фразу:
Бабочка – это символ…
Расскажите о превращениях бабочки.
_______________________________________________________________________________
5 группа

Обобщить все сказанное:
1. В рассказе мы видим отца…
2. Из рассказа мы узнаём о мальчике. Это был…
3. Не случайно рассказ завершается историей пробуждения бабочки…
4. Сформулировать вопрос к произведению: твой вопрос о произведении (связав его с темой и идеей)
________________________________________________________________________________

Индивидуальные задания

1. Работа в паре. Дать заглавие каждой из глав, оформив в виде плана.

2. Создать обложку (обложка должна выражать идею, суть произведения)
2 человека

Использованная литература:

1. Учебник литературы для 7 класса под редакцией Савельевой В.В., Лукпановой Г.З, Шашкиной Г.З., Махраковой И.Р.
2. Русская словесность. Методическое руководство, 7 класс

Источник: http://1. Учебник литературы для 7 класса под редакцией Савельевой В.В., Лукпановой Г.З, Шашкиной Г.З., Махраковой И.Р. 2. Рус
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталья_Алипова (2011-02-20) | Автор: Крючкова Татьяна Викторовна E
Просмотров: 10464 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 1:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru