Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество»
Урок литературы в 7 классе
Автор: Крючкова Т. В., учитель русского языка и литературы, сш № 3, Астана.

Тема урока: Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество»

Урок – размышление по произведению В.В. Набокова «Рождество» заставляет задуматься о сложных проблемах жизни, показывает авторскую позицию. Учащиеся вслед за автором размышляют, почему рассказ о смерти сына главного героя называется «Рождество», а в названии урока главным является слово «чудесное»? Урок помогает увидеть, что каждый человек уникален и неповторим. А жизнь его – величайшая ценность. И со смертью другого человека жизнь не кончается. Человек должен помнить о тех, кто ему близки и дороги. Помнить, жить и верить, что из любой ситуации найдётся выход.

Цель: воспитание внимательного, думающего читателя художественного текста

Образовательные задачи: помочь понять тему и идею произведения, помочь увидеть авторскую позицию в решении вопроса выхода из сложнейших жизненных ситуаций, касающихся вопросов жизни и смерти
Развивающие задачи: развивать умение анализа эпизодов, умение работы с художественной деталью, развивать умение видения внутренних качеств через описание портретных деталей, анализа нравственных качеств через совершаемые поступки
Воспитательные задачи: учить позитивному мышлению, пробуждать интерес к главным нравственным ценностям

Урок – размышление

Оборудование: картины заснеженного леса, бабочки, музыкальное сопровождение
И я совсем уже немаленький,
Но мир чудес открою заново.
Гарсия Лорка

Первый дидактический этап - сообщение задач урока

Сегодня мы познакомимся с непростым произведением непростого писателя, который на страницах своих произведений обращался к самым сложным проблемам жизни.
Какие факты из его биографии вам известны?
-Поразило ли вас что-нибудь

Слово учителя о Набокове.

Второй дидактический этап – первоначальный анализ текста

«Рождество». Так называется произведение В. В. Набокова, которое вы прочитали дома.

- О чём этот рассказ?
- Что вам известно о Рождестве?
- Что такое рождество для христиан? (Высказывания учащихся)
Перед нами рождественский рассказ.

- В чём традиционная особенность таких рассказов? (Все они связаны с ожиданием чуда)
- Какое слово в названии темы урока вы считаете главным?

2. Чтение учителем описания морозного утра (глава вторая)
- Что увидели?
- Что почувствовали?
Красоту зимнего утра мы видим и на иллюстрациях художников.

- А что чувствует герой рассказа? Он видит красоту зимнего сада, но не ощущает её. Ни чистые краски зимы, ни весёлые звуки морозного дня не доходят до его сознания. В художественном мире рассказа главную роль играет мотив тишины. Снег. Покой. Тишина. Безжизненность. «Он удивлялся, что ещё жив, что может чувствовать, как блестит снег. Как ноют от мороза передние зубы…»

Почему у главного героя такое восприятие прекрасного морозного утра?
Да, трагичнее ситуации в жизни не бывает. Дети не должны уходить из жизни раньше родителей. Это противоестественно. Не по законам природы. Это страшно. Так не должно быть. И мы понимаем чувства героя.

- О чём он думает в самый добрый праздник христиан, праздник, связанный с надеждами? Чтение (глава 4, стр. 124)

- Почему же рассказ о смерти называется «Рождество», а в названии урока главным является слово «чудесное»?
Чтобы ответить на этот непростой, сложный вопрос, познакомимся с героем поближе, зайдём вместе с ним в дом, узнаем о его сыне.

Третий дидактический этап - работа по группам

1 группа
Портретное описание отца

Рассказать о жизни отца, найти детали его портрета.
Подумайте, почему автор скупо говорит о прошлом героя, показывает скупые детали портрета (какие именно и почему)
( Два человека работают по тексту, два в паре отвечают на вопрос)

Мы не знаем, как жил этот человек. Для автора не важно, чем занимался Слепцов, сколько ему лет. Да, это добрый, честный человек. Возможно, у него нет жены, если он приехал один. Самое главное: он очень любит сына, они были друзьями.

2 группа
Рассказать о сыне Слепцова, о его характере, увлечениях.

1. Найти детали портрета, выразительно прочитать.
2. Каким был мальчик?
3. Выразительно прочитать выдержки из дневника, рассказать, чем увлекался сын.

Да, это был искренний, доброжелательный мальчик, влюбчивый и робкий. Он радовался жизни, любил природу. Он увлекался велосипедом и имел серьёзное увлечение – коллекционировал бабочек. Этим занимается целая наука – энтомология.

3 группа
Провести нас по дому Слепцова.

1. Выразительное чтение 3 главы
2. Зачем дано описание дома?

Здесь воспоминания о радостной, счастливой жизни, и мы сочувствуем герою в его большом горе. Не случайно автор говорит, что и мебель в саванах (не в чехлах) казалась незнакомой, вместо хрустальной люстры – незвенящий мешок.
Что такое саван? Да, именно здесь герой подумал о смерти. Он посчитал, что ему больше незачем жить.

Индивидуальные задания

Работа в паре. Дать заглавие каждой из глав, оформив в виде плана

1. Застывшая капля воска на руке.
2. «Он удивлялся, что всё ещё жив».
3. В комнате сына. Печальные воспоминания.
4. Завтра Рождество. А я умру.. и в то же мгновение щёлкнуло что-то…

Выразительное чтение эпизода «Рождение бабочки».

4 группа
Вспомните о символических значениях бабочки в мифологии.

Продолжите фразу:
Бабочка – это символ…
Расскажите о превращениях бабочки.

Да, бабочка – это символ не только красоты, хрупкости, незащищённости, но и символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится лёгкой бабочкой (символизирующей воскресение и возрождение)

5 группа

1. Обобщить все сказанное, завершив выводом. Возможное начало:
Не случайно рассказ завершается историей пробуждения бабочки…
2. Сформулировать вопрос к произведению: твой вопрос о произведении (связав его с темой и идеей)

Индивидуальные задания

2. Создать обложку (обложка должна выражать идею, суть произведения) (2 человека)

Четвёртый дидактический этап -

Почему рассказ о смерти назван «Рождество»? Какую мысль хотел этим передать автор своим читателям?
Как много случайностей должно произойти, чтобы родился человек, и поэтому каждый человек уникален и неповторим. А жизнь его – величайшая ценность. И со смертью другого человека жизнь не кончается. Человек должен помнить о тех, кто ему близки и дороги. Помнить, жить и верить, что из любой ситуации найдётся выход.

Возвращаясь ещё раз к вопросу начала урока
О чём этот рассказ? (о возрождении, о возвращении к жизни)

Как вы думаете, что произойдёт со Слепцовым дальше?

Пятый дидактический этап – рефлексия

Письменный ответ на вопрос: «О чём я задумался после проведённого урока?»

Домашнее задание: хрестоматия, стр. 124-131, учебник, стр. 211-212

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа
Портретное описание отца

Рассказать о жизни отца, найти детали его портрета.
Подумайте, почему автор скупо говорит о прошлом героя, показывает скупые детали портрета (какие именно и почему). ( Два человека работают по тексту, два в паре отвечают на вопрос)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 группа
Рассказать о сыне Слепцова, о его характере, увлечениях.

1. Найти детали портрета, выразительно прочитать.
2. Каким был мальчик?
3. Выразительно прочитать выдержки из дневника, рассказать, чем увлекался сын.

------------------------ -------------------------------------------------------------------------------------
3 группа

Провести нас по дому Слепцова.
1. Выразительное чтение 3 главы.
2. Зачем дано описание дома?
________________________________________________________________________________
4 группа

Вспомните о символических значениях бабочки в мифологии.
Продолжите фразу:
Бабочка – это символ…
Расскажите о превращениях бабочки.
_______________________________________________________________________________
5 группа

Обобщить все сказанное:
1. В рассказе мы видим отца…
2. Из рассказа мы узнаём о мальчике. Это был…
3. Не случайно рассказ завершается историей пробуждения бабочки…
4. Сформулировать вопрос к произведению: твой вопрос о произведении (связав его с темой и идеей)
________________________________________________________________________________

Индивидуальные задания

1. Работа в паре. Дать заглавие каждой из глав, оформив в виде плана.

2. Создать обложку (обложка должна выражать идею, суть произведения)
2 человека

Использованная литература:

1. Учебник литературы для 7 класса под редакцией Савельевой В.В., Лукпановой Г.З, Шашкиной Г.З., Махраковой И.Р.
2. Русская словесность. Методическое руководство, 7 класс

Источник: http://1. Учебник литературы для 7 класса под редакцией Савельевой В.В., Лукпановой Г.З, Шашкиной Г.З., Махраковой И.Р. 2. Рус
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталья_Алипова (2011-02-20) | Автор: Крючкова Татьяна Викторовна E
Просмотров: 5658 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru