Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Урок литературы в 7 классе Автор: Крючкова Т. В., учитель русского языка и литературы, сш № 3, Астана. Тема урока: Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество» Урок – размышление по произведению В.В. Набокова «Рождество» заставляет задуматься о сложных проблемах жизни, показывает авторскую позицию. Учащиеся вслед за автором размышляют, почему рассказ о смерти сына главного героя называется «Рождество», а в названии урока главным является слово «чудесное»? Урок помогает увидеть, что каждый человек уникален и неповторим. А жизнь его – величайшая ценность. И со смертью другого человека жизнь не кончается. Человек должен помнить о тех, кто ему близки и дороги. Помнить, жить и верить, что из любой ситуации найдётся выход. Цель: воспитание внимательного, думающего читателя художественного текста Образовательные задачи: помочь понять тему и идею произведения, помочь увидеть авторскую позицию в решении вопроса выхода из сложнейших жизненных ситуаций, касающихся вопросов жизни и смерти Развивающие задачи: развивать умение анализа эпизодов, умение работы с художественной деталью, развивать умение видения внутренних качеств через описание портретных деталей, анализа нравственных качеств через совершаемые поступки Воспитательные задачи: учить позитивному мышлению, пробуждать интерес к главным нравственным ценностям Урок – размышление Оборудование: картины заснеженного леса, бабочки, музыкальное сопровождение И я совсем уже немаленький, Но мир чудес открою заново. Гарсия Лорка Первый дидактический этап - сообщение задач урока Сегодня мы познакомимся с непростым произведением непростого писателя, который на страницах своих произведений обращался к самым сложным проблемам жизни. Какие факты из его биографии вам известны? -Поразило ли вас что-нибудь Слово учителя о Набокове. Второй дидактический этап – первоначальный анализ текста «Рождество». Так называется произведение В. В. Набокова, которое вы прочитали дома. - О чём этот рассказ? - Что вам известно о Рождестве? - Что такое рождество для христиан? (Высказывания учащихся) Перед нами рождественский рассказ. - В чём традиционная особенность таких рассказов? (Все они связаны с ожиданием чуда) - Какое слово в названии темы урока вы считаете главным? 2. Чтение учителем описания морозного утра (глава вторая) - Что увидели? - Что почувствовали? Красоту зимнего утра мы видим и на иллюстрациях художников. - А что чувствует герой рассказа? Он видит красоту зимнего сада, но не ощущает её. Ни чистые краски зимы, ни весёлые звуки морозного дня не доходят до его сознания. В художественном мире рассказа главную роль играет мотив тишины. Снег. Покой. Тишина. Безжизненность. «Он удивлялся, что ещё жив, что может чувствовать, как блестит снег. Как ноют от мороза передние зубы…» Почему у главного героя такое восприятие прекрасного морозного утра? Да, трагичнее ситуации в жизни не бывает. Дети не должны уходить из жизни раньше родителей. Это противоестественно. Не по законам природы. Это страшно. Так не должно быть. И мы понимаем чувства героя. - О чём он думает в самый добрый праздник христиан, праздник, связанный с надеждами? Чтение (глава 4, стр. 124) - Почему же рассказ о смерти называется «Рождество», а в названии урока главным является слово «чудесное»? Чтобы ответить на этот непростой, сложный вопрос, познакомимся с героем поближе, зайдём вместе с ним в дом, узнаем о его сыне. Третий дидактический этап - работа по группам 1 группа Портретное описание отца Рассказать о жизни отца, найти детали его портрета. Подумайте, почему автор скупо говорит о прошлом героя, показывает скупые детали портрета (какие именно и почему) ( Два человека работают по тексту, два в паре отвечают на вопрос) Мы не знаем, как жил этот человек. Для автора не важно, чем занимался Слепцов, сколько ему лет. Да, это добрый, честный человек. Возможно, у него нет жены, если он приехал один. Самое главное: он очень любит сына, они были друзьями. 2 группа Рассказать о сыне Слепцова, о его характере, увлечениях. 1. Найти детали портрета, выразительно прочитать. 2. Каким был мальчик? 3. Выразительно прочитать выдержки из дневника, рассказать, чем увлекался сын. Да, это был искренний, доброжелательный мальчик, влюбчивый и робкий. Он радовался жизни, любил природу. Он увлекался велосипедом и имел серьёзное увлечение – коллекционировал бабочек. Этим занимается целая наука – энтомология. 3 группа Провести нас по дому Слепцова. 1. Выразительное чтение 3 главы 2. Зачем дано описание дома? Здесь воспоминания о радостной, счастливой жизни, и мы сочувствуем герою в его большом горе. Не случайно автор говорит, что и мебель в саванах (не в чехлах) казалась незнакомой, вместо хрустальной люстры – незвенящий мешок. Что такое саван? Да, именно здесь герой подумал о смерти. Он посчитал, что ему больше незачем жить. Индивидуальные задания Работа в паре. Дать заглавие каждой из глав, оформив в виде плана 1. Застывшая капля воска на руке. 2. «Он удивлялся, что всё ещё жив». 3. В комнате сына. Печальные воспоминания. 4. Завтра Рождество. А я умру.. и в то же мгновение щёлкнуло что-то… Выразительное чтение эпизода «Рождение бабочки». 4 группа Вспомните о символических значениях бабочки в мифологии. Продолжите фразу: Бабочка – это символ… Расскажите о превращениях бабочки. Да, бабочка – это символ не только красоты, хрупкости, незащищённости, но и символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится лёгкой бабочкой (символизирующей воскресение и возрождение) 5 группа 1. Обобщить все сказанное, завершив выводом. Возможное начало: Не случайно рассказ завершается историей пробуждения бабочки… 2. Сформулировать вопрос к произведению: твой вопрос о произведении (связав его с темой и идеей) Индивидуальные задания 2. Создать обложку (обложка должна выражать идею, суть произведения) (2 человека) Четвёртый дидактический этап - Почему рассказ о смерти назван «Рождество»? Какую мысль хотел этим передать автор своим читателям? Как много случайностей должно произойти, чтобы родился человек, и поэтому каждый человек уникален и неповторим. А жизнь его – величайшая ценность. И со смертью другого человека жизнь не кончается. Человек должен помнить о тех, кто ему близки и дороги. Помнить, жить и верить, что из любой ситуации найдётся выход. Возвращаясь ещё раз к вопросу начала урока О чём этот рассказ? (о возрождении, о возвращении к жизни) Как вы думаете, что произойдёт со Слепцовым дальше? Пятый дидактический этап – рефлексия Письменный ответ на вопрос: «О чём я задумался после проведённого урока?» Домашнее задание: хрестоматия, стр. 124-131, учебник, стр. 211-212 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 группа Портретное описание отца Рассказать о жизни отца, найти детали его портрета. Подумайте, почему автор скупо говорит о прошлом героя, показывает скупые детали портрета (какие именно и почему). ( Два человека работают по тексту, два в паре отвечают на вопрос) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2 группа Рассказать о сыне Слепцова, о его характере, увлечениях. 1. Найти детали портрета, выразительно прочитать. 2. Каким был мальчик? 3. Выразительно прочитать выдержки из дневника, рассказать, чем увлекался сын. ------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------- 3 группа Провести нас по дому Слепцова. 1. Выразительное чтение 3 главы. 2. Зачем дано описание дома? ________________________________________________________________________________ 4 группа Вспомните о символических значениях бабочки в мифологии. Продолжите фразу: Бабочка – это символ… Расскажите о превращениях бабочки. _______________________________________________________________________________ 5 группа Обобщить все сказанное: 1. В рассказе мы видим отца… 2. Из рассказа мы узнаём о мальчике. Это был… 3. Не случайно рассказ завершается историей пробуждения бабочки… 4. Сформулировать вопрос к произведению: твой вопрос о произведении (связав его с темой и идеей) ________________________________________________________________________________ Индивидуальные задания 1. Работа в паре. Дать заглавие каждой из глав, оформив в виде плана. 2. Создать обложку (обложка должна выражать идею, суть произведения) 2 человека Использованная литература: 1. Учебник литературы для 7 класса под редакцией Савельевой В.В., Лукпановой Г.З, Шашкиной Г.З., Махраковой И.Р. 2. Русская словесность. Методическое руководство, 7 класс Источник: http://1. Учебник литературы для 7 класса под редакцией Савельевой В.В., Лукпановой Г.З, Шашкиной Г.З., Махраковой И.Р. 2. Рус | |
Просмотров: 10464 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|