Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Любовь небесная» и «любовь земная» в повести И.С. Тургенева «Вешние воды»
Наверно, нет писателя, который бы в произведениях не касался темы любви. Но нет, наверно, и писателя, для которого любовь значила бы столь же много, как для Тургенева. И не случайно всех своих героев писатель подвергает «испытанию любовью». Была у писателя необычная любовь, которая составила счастье и печаль всей его жизни. Полина Виардо. Женщина, которую он боготворил всю жизнь, женщины, имя которой стало для него символом добра, нравственной красоты, любви? Но семью создать с ней Тургенев не смог. Возможно, в очередной раз думая о Полине Виардо, создаёт он повесть «Вешние воды», где размышляет о любви как о величайшем счастье и величайшем страдании.

Тема: «Любовь небесная» и «любовь земная» в повести И.С. Тургенева «Вешние воды»
Автор: Крючкова Т. В, учитель русского языка и литературы сш №3 , Астана

Задачи урока:

Обучающие: расширить мир читательских восприятий учащихся по творчеству И.С.Тургенева через знакомство с его внепрограммными произведениями;
поговорить со старшеклассниками о странностях любви, о слабохарактерности, которая может привести к неэтическим поступкам; выяснить, почему счастье, которое было так возможно между Дмитрием Саниным и Джеммой, не состоялось.
Развивающие: развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания в новой (проблемной) ситуации; использовать связную речь для выражения своих мыслей.
Воспитательные: через «разговор по душам» выяснить отношение учеников к таким нравственным понятиям, как долг, порядочность, любовь.

«Всякий, кто читает Тургенева, знает, с какой чудной силой повествует он о любви. Может быть, нигде это ему не удаётся лучше, чем в повести «Вешние воды».
П.В.Анненков, друг И.С.Тургенева
Музыкальное сопровождение:

1. П.И.Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник».

Слайд-презентация:
1. Рисунок «Джемма и Санин в саду».
2. Рисунки – символы: железное кольцо, бутон красной розы.
(Эти предметы являются визуальными носителями художественной детали в повести И.С.Тургенева « Вешние воды».)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.
Наверно, нет писателя, который бы в произведениях не касался темы любви. Но нет, наверно, и писателя, для которого любовь значила бы столь же много, как для Тургенева. И не случайно всех своих героев писатель подвергает «испытанию любовью». Была у писателя необычная любовь, которая составила счастье и печаль всей его жизни.
Имя какой женщины стало для Тургенева символом добра, нравственной красоты, любви? (Индивидуальное задание о Полине Виардо)
«В будущий вторник исполняется 7 лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мною».

Эта удивительная любовь длилась 40 лет. Писатель был счастлив, несмотря на то что всю жизнь прожил «на краю чужого гнезда».

Что такое любовь?
Сколько людей, столько и мнений. Композиторы, поэты, певцы, философы, психологи, учёные – все пытаются дать ответ на этот вопрос и не находят ответа.

Мы не будем искать ответа на этот вопрос, мы попытаемся ответить на другой: почему счастье, которое было так возможно между Дмитрием Саниным и Джеммой, не состоялось.

2. Осмысление названия «Вешние воды».

Что значит «вешние»? Словарь Ожегова: Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы).
Как понять название произведения, в котором речь идёт не о природе?
У И.С. Тургенева – вешние воды – применительно к человеку. Любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток. Об этом говорит и эпиграф повести.
Весёлые годы,
Счастливые дни –
Как вешние воды
Промчались они!
(Из старинного романса.)

Перечислить героев произведения. (Джемма, Дмитрий Павлович Санин, Мария Николаевна Полозова, Ипполит Полозов).
Кто является главным героем?

3. Как Тургенев начинает свою повесть? Чтение начала.

О чём напомнил Санину маленький гранатовый крестик, найденный им под слоем пожелтевшей бумаги?

Зачитать самый проникновенный на ваш взгляд эпизод, рассказывающий о замечательном чувстве, первой любви, возникшей между героями.

Тургенев поистине один из тончайших певцов первой любви во всей мировой литературе. Его произведения – вечный упрёк цинизму и пошлости.

4. Работа по тексту. Чтение эпизода «Встреча в саду». (27 гл.)

Как же случилось так, что герои не сберегли это сильное чувство, этот великий дар судьбы? Кто в этом виноват?

5. Чтобы ответить на этот вопрос, вы будете работать по группам. Работа по группам.

Чтобы понять человека, нужно всмотреться в его лицо, вдуматься в причины поступков. Тургенев не анализирует душевную жизнь героев. О чувствах и мыслях говорят их жесты, взгляды, интонации, маленькие, но выразительные детали. Он умеет найти ту главную деталь, через которую раскрывается состояние человеческой души и его собственные, авторские мысль и чувства.

1 группа. Джемма.

1. Портрет Джеммы. Чтение и анализ деталей портрета.
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

Портрет Джеммы (гл. 2, начало и конец главы; гл.3, начало). « В кондитерскую, с рассыпанными по обнажённым плечам тёмными кудрями, с протянутыми вперёд обнажёнными руками, порывисто вбежала девушка лет девятнадцати…»

Отмечаем глаза – тёмно- серые, великолепные, торжествующие, большие, распахнутые, тревожные. Они живут на лице Джемы, в них отражаются все внутренние чувства и переживания героини.

Гл. 30. Значение имени героини. « - Ведь она у меня красавица, как королева, - промолвила она с материнской гордостью, - да и королев таких на свете нет!
- Да; оттого-то она и - Джемма! (известно, что на итальянском языке Джемма значит: драгоценный камень»). Имя Джемма в переводе с итальянского – драгоценный камень.

2 группа. Санин.
1. Портрет Санина. Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя?
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

Портрет Санина (гл. 14). Немного расплывчатые черты, голубые глазки. « Во-первых, он был очень и очень недурён собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи – а главное: то простодушно-весёлое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатое выражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детей степенных дворянских семей, хороших баричей… наконец, свежесть, здоровье – и мягкость, мягкость, - вот вам весь Санин».

Расплывчатость черт наводит на мысль о неопределённости героя, его неспособности проявить твёрдость характера, сделать правильный выбор. « Голубые глазки» характерны для ребёнка, а не для взрослого мужчины. Такие люди часто попадают под влияние другой сильной личности. Хорошо, если это влияние будет положительным, а если нет?

3 группа. Мария Николаевна Полозова.
1. Портрет Марии Николаевны Полозовой. С кем сравнивает автор героиню?
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

Сравнение М.Н.Полозовой с кем настораживает вас? Это пресмыкающееся и хищная птица.
Змея и ястреб (гл. 42). Женщина – кентавр, полузверь и полубог. (Конец главы 42.)
Змея – Мария Николаевна, Санин – жертва. (Даже косы Марии Николаевны напоминали двух крупных золотистых змей.)

Группы зачитывают портретные характеристики, делают выводы.

Можно ли встречу Дмитрия Санина с Марией Николаевной Полозовой считать испытанием любви героя к Джемме? ( глава 38)
Если да, то почему? Зачитать эпизод из текста, подтверждающий мысль.

Можно ли сцену «Конная прогулка Санина и Полозовой» считать кульминационной в развитии действия? (гл. 42)

4 группа. Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу на доске.

Джемма Мария Николаевна
Искренность, чистота, верность, одухотворённость, способность глубоко чувствовать и безоглядно, безрасчётно любить в сочетании с силой характера

Светлый художественный образ, возвышенный и возвышающий –
«любовь небесная» Сильная женщина, не связанная ни религиозными, ни нравственными установками. Вопрос об измене, долге, любви просто не стоит для героини.

Роковая, порочная, притягивающая силой.
Любовь-стихия, любовь- страсть.
«любовь земная»

5 группа. Сопоставить нравственные качества Санина (положительные-отрицательные) и оформить как таблицу на доске.

Что несла Санину любовь Джеммы?
Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви?
Джема, достав из корсажа увядшую розу, бросила её Санину. Роза успела увянуть. Грустно. Всё проходит, проходят и лучшие мгновения жизни.

Что несёт Санину любовь графини Полозовой? Любовь – страсть, любовь – разрушение.

Вывод: герой попадает в плен этой властной, увлекающей красоты. Из-за мягкости своего характера он не в состоянии преодолеть её соблазняющую силу.

6 группа. Раскрыть символическое значение подарков героинь. (Зачитать эпизоды).
Что говорят подарки об их обладательницах?

Символическое значение имеют подарки обеих героинь Санину: Джемма дарит ему розу, а Полозова – железное кольцо, символ своей власти и торжества над ним. Из женского кольца чувств Полозовой герою не суждено было вырваться. Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной. И возникает мысль: вешние воды – это символ не только скоротечности человеческих симпатий, привязанностей, чувств, но и счастливой юности, красоты, благородства человеческих отношений.

Звучит музыка.
Итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный музыкальный инструмент, способный выразить сокровенные чувства человеческой души.
А вот молния страсти Санина к Полозовой сожгла не только чувства героев, она опустошила героя духовно.

Что стало с Дмитрием Саниным в финале повести? Обрёл ли он своё счастье?

Герой в финале повести глубоко одинок, несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя.
Повесть завершается элегическим аккордом. Тургенев не презирает героя, он заставляет задуматься и быть сильным.

Приложение.

1 группа.

Джемма.

1. Портрет Джеммы. Чтение и анализ деталей портрета.
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа.

Санин.
1. Портрет Санина. Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя?
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 группа.

Мария Николаевна Полозова.

1. Портрет Марии Николаевны Полозовой. Чтение и анализ деталей портрета.
С кем сравнивает автор героиню?
2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4 группа.

Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу на доске.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 группа.

Сопоставить нравственные качества Санина (положительные-отрицательные)

и оформить как таблицу на доске.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6 группа.

Раскрыть символическое значение подарков героинь.

Зачитать эпизоды. Что говорят подарки об их обитательницах?

Использованная литература:
1. И. С. Тургенев, повесть «Вешние воды».

Источник: http://И. С. Тургенев, повесть «Вешние воды».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталья_Алипова (2011-02-20) | Автор: Крючкова Татьяна Викторовна E
Просмотров: 13425 | Рейтинг: 3.5/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru