Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Пространственная модель мира в произведениях В.М.Шукшина

©Скубач О.А.

Работа является попыткой описать модель мира, реализуемую в произведениях В.М.Шукшина в той ее части, в какой она связана с пространственными характеристиками Универсума. К настоящему времени создано достаточно большое количество работ, в которых интерпретируются наиболее заметные темы и мотивы произведений Шукшина, в том числе и имеющие отношение к пространству (такие как город, деревня, природа), однако стремление обобщить разрозненные элементы в единую авторскую картину мира встречается сравнительно редко и не бывает последовательным. Большинство исследователей творчества Шукшина при этом отмечают лежащие в основе пространственной картины бинарные оппозиции (главным образом, говорят, конечно, о противопоставлении города и деревни), но, насколько нам известно, законченного описания модели мира - ее структуры, характера, истоков, основных признаков, закономерностей функционирования сделано до сих пор не было.

Настоящая работа преследует именно эту цель. Методом анализа выступает структурно-семиотический метод, разработанный в рамках тартусско-московской школы литературоведения. Важнейшие понятия работы, такие как модель мира, - понимаются в соответствии с тем, как они были определены представителями этого направления: "В самом общем виде модель мира определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах: Модель мира предполагает прежде всего выявление и описание космологизированного modus vivendi и основных параметров Вселенной - пространственно-временных, семантических, определяющих качественную структуру мира (серии противопоставлений, описывающих мир и организующих его). На основе этих наборов двоичных признаков конструируются универсальные знаковые комплексы" (Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Т.2. М., 1992).

Таким образом, предметом настоящего исследования является пространственная модель мира, как она представлена в произведениях Шукшина. Задача работы заключается в описании бинарных оппозиций, организующих структуру мира, в описании характера взаимодействия членов этих оппозиций, в анализе основных пространственных мотивов произведений писателя. Исследование проведено на материале всего творчества В.М.Шукшина.

Главными признаками пространства, как его рисует автор, выступают качества

·                     замкнутости в четко очерченных границах (действие произведений Шукшина никогда не выходит за пределы страны; это тем более значимо, что сам Шукшин неоднократно бывал за рубежом),

·                     дискретности (т.е. оно состоит из отделенных друг от друга, не сообщающихся между собой локусов, например, Север, Юг, Сибирь - в географическом ракурсе),

·                     аксиологичности (этим территориям приписывается различная ценность, ср., например, этическую доминанту Сибири среди прочих местностей).

Объяснение этого факта предполагает существование особой авторской модели мира, которая, с одной стороны, выстраивает специфическую структуру Универсума (картина мира в статике, т.е. демонстрирующая, как мир устроен), а с другой стороны, создает определенные закономерности функционирования данной структуры (картина мира в динамике, демонстрирующая, как мир изменяется). В соответствии с этим разделением первая глава настоящей работы посвящена рассмотрению статичной картины-конструкта ("Структура мироздания"), вторая - той же самой картине, но взятой уже в аспекте динамичном ("Динамика мироздания. Модель мира в функциональном аспекте").

Структура Универсума в произведениях писателя реализует себя в ряде оппозиций. Основной моделирующей оппозицией авторской картины мира является оппозиция "свое - чужое". Она предстает как инвариант по отношению к более частным противопоставлениям, организующим Вселенную у Шукшина (центр- периферия, город-деревня, городская квартира - деревенский дом, солнце-луна и др.). Названные оппозиции разделяют пространство на две противоположные по свойствам и качествам зоны (центральное- периферийное, городское-деревенское и т.д.). Вся территория приобретает таким образом качественную специфику "своей" или "чужой" (что отсылает к признаку дискретности пространства) и соответственно описывается автором в тональности позитивной или негативной (что связано с признаком аксиологичности пространства). Подобная структура мироздания соотносится с архаичной с точки зрения происхождения, мифопоэтической бинарной космологической моделью мира, как она описывается в трудах представителей тартусско-московской школы.

В первой главе представлены главные способы реализации противопоставления "свой - чужой":

в мифологическом аспекте - имеются в виду противопоставления

·                     русское-чужестранное,

·                     человеческое-нечеловеческое (инфернальное - в изображении Севера и Юга, например, - "Свояк Сергей Сергеевич", "Непротивленец Макар Жеребцов", "Калина красная", "Печки-лавочки", "Петька Краснов рассказывает" и др.;

·                     звериное - в описании "леса" - "чужой" по определению территории),

в социальном аспекте

·                     деревня-город,

·                     национальная культура - западноевропейская цивилизация и псевдокультура.

Социально-"чужое" Шукшин сосредоточивает в образе города и горожан. Само по себе разделение сферы "чужого" на чуждое социально или мифологически достаточно условно, поскольку мифологическая отнесенность заведомо более органична для столь архаичной модели мира. Мифологическая парадигма является первичной, превалирует над социальной, в результате чего негативно оцениваемые автором социальные процессы (такие как экспансия города в деревню) приобретают облик современной бесовщины ("До третьих петухов", "Печки-лавочки" и др.).

Логика рассмотрения дихотомичной модели мира в текстах писателя позволила выделить три ключевых понятия данной картины Универсума:

1.                  "Дом",

2.                  "Граница",

3.                  "Путь".

"Дом" представляет собой воплощение идеи "своего" пространства; по сути дела "Дом" - любое "свое" пространство в отличие от "чужого": Сибирь, Алтай (Урал, Байкал), Дон (в романе "Я пришел дать вам волю"), родина, деревня; в узком смысле слова - это крестьянская изба.
"Граница" - необходимый структурирующий компонент двучленной картины мира, то, что отделяет "свою" территорию от "чужой". В текстах Шукшина функцию "Границы" выполняют в разных ситуациях горы, море, остров. Выбор писателем в качестве "Границы" природных реалий, естественных объектов свидетельствует, на наш взгляд, о стремлении максимально утвердить двучленную структуру мира: разделение мира на две противоположные сферы приобретает характер универсального, изначального, неизменного.
Наконец, третий компонент модели мира, "Путь", в отличие от первых двух, организующих структуру мира, связан с ее функционированием, а потому рассматривается особо во второй главе.

Здесь, в последней главе, показано, как стремление В.М.Шукшина изобразить мир четко соорганизованным (т.е. сконструированным, аналитичным, разделенным на части) вступает в конфликт с авторской интенцией, направленной к синтезу, гармонизации, единению Универсума: основным принципом функционирования модели мира становится преодоление описанной в первой главе бинарной структуры Вселенной. Этот парадокс определяет творческую манеру Шукшина в изображении пространства (и не только), объясняя, в частности, постоянно встречающийся в его произведениях прием противопоставление, оборачивающееся тождеством (например, Сибирь - одновременно и центр и периферия, город по отношению к деревне - и ад и рай, "свояк" с Севера ("Свояк Сергей Сергеевич") - "свой" и "чужой" одновременно и т.д.).

Практически тенденция, в перспективе предполагающая гармонию мира, реализует себя в текстах Шукшина двояко:

1.                  агрессия "чужого" в отношении "своего"

2.                  "освоение" "чужого".

В первом случае инициатором действия, направленного на преодоление разорванности Универсума, выступает "чужое". Проникновение "чужого" в "свое" писатель оценивает в аспекте этическом, очень негативно, - как нравственное падение "своего". Это проникновение осуществляется на уровне произведений по моделям, описанным в первой главе:

·                     приобретение русским героем черт иностранца (мотив "внешность иностранца", шире - вообще странная, выделяющая внешность: "Беседы при ясной луне", "Дебил", "Мнение", "Сураз", "Дождь на заре" и т.д.),

·                     "чужая" речь "своего" героя (иностранные слова и выражения, жаргон, дефекты речи, косноязычие: "Жена мужа в Париж провожала", "Дебил", "Калина красная", "Печки-лавочки" и др.),

·                     обретение черт инфернального, звериного и т.д.

Тема "агрессия" "чужого" вводится также через рассмотренный в работе мотив луны. Такая модель взаимоотношений членов оппозиции "свой - чужой" для Шукшина неприемлема с точки зрения возможности достичь искомое единство мира, поскольку эта цель осуществляется здесь посредством уничтожения необходимо ценного "своего" (чаще всего деревни и всего с нею связанного). Второй вариант достижения желаемой гармонии, "освоение" "чужого", реализуется через мотив "Пути". Функция мотива "Пути" на уровне героя заключается в семантике комплекса инициации (как это было показано в анализе повести "Печки-лавочки"), на уровне модели мира - в преодолении, разрушении "границы" двух пространственных зон со стороны "своего" (путь из "своего" в "чужое").

Герой-путешественник, в отличие от героя, привязанного к "своей" местности, по-настоящему близок и интересен Шукшину (герой-шофер - наиболее частая ипостась путешественника). Демонстрируя этот вариант взаимоотношений членов основной моделирующей оппозиции, автор и здесь приходит к отрицанию возможности единства мира, поскольку "свое", пытающееся проникнуть в "чужое" с целью воздействовать на него, т.е. становящееся агрессивным, необходимо приобретает черты "чужого", теряет качественную определенность "своего". Особенно отчетливо такая диалектичность динамики мироздания заметна в романе "Я пришел дать вам волю", краткий анализ которого представлен в данной работе.

Как можно видеть, всякая попытка достичь гармоничного единства Вселенной требует уничтожения одной из противопоставленных пространственных сфер, а именно "своего". Мироощущение Шукшина в основе своей трагично: телеология человека, по его мнению, предполагает обязанность действовать в направлении улучшения мира (поэтому автор отдает предпочтение путешественнику, т.е. герою действующему), хотя заранее известно, что любое действие лишь способствует энтропии и деградации миропорядка.

Пространственная модель мира, представленная в произведениях Шукшина, имеет глубокие истоки в области традиции мифопоэтики, равно как и значение постоянно встречающихся у него мотивов (например, жизнь-путь, путь-смерть и др.). Сфера мифопоэтического в шукшинском творчестве не ограничивается пространственной тематикой, поэтому в качестве перспектив дальнейшей работы можно указать, в частности, изучение этой области явлений в произведениях писателя.

Гуманитарный клуб. http://arw.asu.ru/~silant/philol/works/05.htm

Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy (2007-04-22)
Просмотров: 3055 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 0:39 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru