Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русской литературы в 9 классе.
Урок русской литературы
в 9 классе.

Тема: Неоднозначность образа Ленского.
(По роману в стихах А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»).
Цели: анализ литературного образа, сравнительная
характеристика героев;
развитие навыков осознанного чтения, аналитических
умений;
воспитание уважения к чужим чувствам.
Оборудование,
наглядные пособия: интерактивная доска (показ слайдов, отрывков
из фильма).
Тип урока: изучение новой темы.
Методы и
приёмы: исследование (анализ художественного текста).

Ход урока.
I. Мотивационный этап.
Мотивация.
Эпиграф к уроку:
«И как величайшим вопросом всякой философии является вопрос о смысле жизни, так и в «Евгении» Онегине» тема эта – центральная, важнейшая и всё определяющая… … «Евгений Онегин» - роман о Жизни и Смерти…»
«Тема жизни и смерти, смысла жизни появляется и становится определяющей в романе не случайно: она – результат всех предшествующих размышлений Пушкина об этом».
(В.А.Кожевников).
Целеполагание.
Как центральная тема – тема жизни и смерти – соприкасается с образом Ленского? Почему?

Актуализация знаний.
1. Чтение и обсуждения письменного домашнего задания «Испытание любовью Онегина».
2. Опрос параграфа учебника «Автор и герой» (стр. 70).

Рефлексия.Вывод по содержанию произведения: после гибели Владимира Ленского на дуэли происходит переломный момент в жизни героев. Почему?

II. Операционный момент.
Знакомство с новым материалом.
1. Заполнение таблицы.

Владимир Ленский Евгений Онегин
поэт экономист (почитатель Адама Смита)
идеалист (поклонник Канта) материалист
Воспевание свободы Отказ от свободы
Вера в любовь и дружбу Отказ от любви и дружбы

2. Разъяснение цитаты:
«Свобода, творчество (поэзия), любовь – три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, разбивающие замкнутый мирок эгоизма личности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Эти три сферы – привычный для Пушкина критерий ценности человека как личности и как типа».
(Г.А.Гуковский).

Рефлексия. (Если образ Ленского ассоциируется с понятиями «любовь», «свобода», «творчество», то как можно охарактеризовать Онегина).

Многоуровневое закрепление.
Работа по группам.
Первая группа работает над вопросом: кто и почему был зачинщиком дуэли? Изображают функционально-семантическое поле, которое приблизительно выглядит таким образом: зачинщик дуэли – романтик, обидчивый, несколько наивный, ранимый, влюблённый, мечтатель…
Вторая группа – почему Онегин не предотвратил дуэль? (ФСП: Невозможность отказа от вызова – боязнь насмешек, страх перед «общественным мнением», легкомысленное отношение к чужой жизни, «духовная спячка»).
Третья группа – почему произошли перемены в жизни героев: Онегина, Ольги Лариной, Татьяны Лариной.(ФСП).

Подытоживание.
Роль и значение образа Ленского в произведении А.С.Пушкина (Возвращение к целеполаганию). Что общего у автора с героем?
Смерть Ленского – кульминационный момент в развитии сюжета: далее идёт «зеркальное отображение событий».

Рефлексия.
Заполнение оценочных листов учащимися.

Задание на дом.
1. Письменная работа «Зеркальность композиции произведения Пушкина».
2.По учебнику стр. 77 – 81.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: pol1974 (2011-03-12) | Автор: Садыкова Айсулу Богдатовна E
Просмотров: 2971 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 4:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru