Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка в 10 классе.Тема: Правописание производных предлогов
Нежданова А. Г. -учитель русского языка и литературы
СС№2 г.Актобе
Урок русского языка в 10 классе.
Тема: Правописание производных предлогов
Цели: -подготовка к ЕНТ;
-повторение правописания производных предлогов,
-отработка умений отличать производные предлоги от синонимичных частей речи;
-нравственное воспитание.
I. Подготовка к ЕНТ.
Работа с текстом Д. Лихачева «Молодость - эта вся жизнь»
Слайд №1
М…л…дость – это вся жизнь
1. Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все буд…т иначе.
2. Я буду жить среди каких (то) иных людей, в иной о…становке и все вообще буд…т иначе
3. А в действительности: вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школ…, а потом и по университету.
4. Окружение м…нялось ,но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оно ост…валось тем(же).
5. В молодости формируется (не)только человек, формируется вся его жизнь, все его окружение.
6. Если он правильно выб…рет себе друзей ,ему буд…т ле…че перен…сить горе и рад…сть.
7. Храните м…л…дость до глубокой старости.
8. И помните поговорку : «Береги честь смолоду».
9. Уйти совсем от св…ей репутац…и ,созда(нн,н)ой в св…и школьные годы нельзя ,а изм…нить ее можно, но очень трудно.
10.Наша м…л…дость это и наша гордость.
У доски работают ученики (3 человека по очереди)
Задание: 1. определить стиль текста, тип речи.
2. тема, основная мысль текста.
3. вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
4. в каком слове совпадает количество букв и звуков?
А) своей;
Б) честь;
В) людях;
Г) нельзя.
5. определить наклонение у глагола хр-ните
6. в 6 предложении найдите слово с чередованием гласной в корне.
7. определите разряд прилагательного в 3 предложении.
8. в 1 предложении найти слово с безударной гласной в корне.
9. среди 1-4 предложений укажите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
II. Повторение правописания производных предлогов.
1.Работа с таблицей.
Слайд №2
В течени… (В)следстви… (не)смотря
В заключени… (В)виду Благодаря
В отличи… (на) счет
(на) встречу
- Какие части речи написаны на доске?
- Можете вне контекста ответить на этот вопрос?
- Нет. Тогда подберите слова так, чтобы было понятно, что это предлоги. Впишите в таблицу.
- Как называются такие предлоги?
Тема урока Правописание производных предлогов
- Почему производные?
- От каких самостоятельных частей речи образованы?
- Впишите над столбиками, от каких частей речи образованы производные предлоги.
- В чем особенность написания предлогов в 1 столбике? (на конце е)
- В чем особенность во 2 столбике? (пишутся слитно)
- Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи?
Выйти навстречу гостям
На дружескую встречу
(навстречу кому?)
(куда?) навстречу.
- Смотрим, что получилось с нашей таблицей.
Слайд №3
Производные предлоги, образованные от
существительных с предлогами деепричастий
раздельно слитно слитно
В течение всего года (когда?) Вследствие ошибки = из-за
В продолжение месяца (когда?) Ввиду дождя = из-за Несмотря на привилегии (=хотя) вопреки чему?
В заключение статьи = под конец, в итоге Вроде плота (наподобие) Невзирая на ливень(=хотя) вопреки чему?
В отличие от других Насчет экскурсии
(=об) Благодаря труду (=из-за) чему?
Навстречу другу (=к)
III. Тренировочные упражнения.
1. Индивидуальные карточки, гр. А, В, С.
Кар.1. Запишите предлоги, раскрывая скобки. Что общего в предлогах первой группы? Второй? Двух групп вместе? Ответьте кратко в письменной форме. Приведите доказательства в виде словочетаний.
I. (В)переди, (в)нутри, (в)круг, (по)зади, (по)перек, (во)преки, (на)перекор.
II. (В)следствие, (в)виду, (на)счет, (в)роде, (на)подобие, (в)место.
В первой группе все предлоги образованы на основе наречий, во второй – из сочетания существительного с предлогом. В обеих группах даны производные предлоги, все они пишутся слитно.
Кар.2. Запишите предлоги, раскрывая скобки. Почему даны две группы? Составьте словосочетания с выделенными предлогами, обозначьте в скобках их значение.
I. (По)причине, (в)целях, (со)стороны, (в) течение, (в)продолжение.
II. (В)следствие, (в)виду, (на)счет, (в)роде, (на) подобие, (в)место.
Кар.3. Запишите предложения, раскрывая скобки и подчеркивая словосочетания с производными предлогами.
1.Метеорологи (за)пускают зонд и (в) течени(е,и) нескольких часов – (по)мере его подъема – следят (за) показаниями приборов. 2. (Не)смотря (на)сухую погоду, (в) затянутых травой кюветах блестела вода, оставшаяся после недавних дождей. 3. (Не) смотря (на) разные конструкции, все механические (вы)числители р…шали одну и ту же задачу: освободить человеческий мозг (от) однообразных и нудных счетных операций. 4. Микрокомпьютеры очень молоды. Но, (не)смотря (на) это уже сегодня они делают десятки обычно незаметных, но очень важных дел.
2.Запись под диктовку (на доске)
Увидеть вдали что-то вроде облаков;
скала наподобие конуса;
иметь в виду ряд обстоятельств;
справиться на счет изменения расписания;
отнести расходы на счет профкома;
отсутствовать на тренировке в течение недели;
в продолжении фильма;
болеть в продолжение четверти;
ввиду скорого окончания плавания;
вследствие начавшихся дождей;
в юности уехать, но впоследствии возвратиться;
повернуть навстречу ветру.
Несмотря на зной и усталость.
3. упр.547 выборочное списывание (у доски).
IV. Проверка полученных знаний. Мини-тест.
1. Какая буква пропущена в выделенных словах:
1) –е?
2) –и?
1. Арии из опер русских композиторов были исполнены в сопровождени_ оркестра.
2. Соколов в течени_ последних двадцати лет служил на Дальнем Востоке.
3. В заключении_ врача было написано: «К строевой службе годен».
4. Много поворотов и глубоких омутов было в течени_ этой реки.
5. В отношени_ нарушителя приняты строгие меры.
6. Вследстви_ перегруженности судно имеет осадку.
7. Дожди не прекращались в течени_ трех недель.
8. Я не вижу смысла в продолжен_ нашего разговора.
9. В отличи_ от сестры Татьяна была молчаливая и задумчива.
10. В сравнении_ с оставшимся позади городом деревенька казалась бедной и сиротливой.
Ответы:
1-2, 2-1, 3-2, 4-2, 5-2, 6-1, 7-1, 8-2, 9-1, 10-2
2. Найдите в каждом из вариантов предлог:
А. 1. Встав рядом, он оглядывался по сторонам.
2. Рядом со мной сел на скамейку старик.
3. С шумом и плеском прошел рядом смерч.
Б. 1. Впереди него бежал без шапки старик.
2. У нас еще все впереди.
3. Бурная река, где-то далеко впереди, с силой ударяется о берег скалы.
В. 1. За дюнами – болота и леса, и нет никого около.
2. Около леса, как в мягкой постели , выспаться можно.
3. Направо тянулся обоз, около которого сновали какие-то люди.
Г. 1. Белая ночь простиралась вокруг.
2. Тяжелая туча заволокла всё вокруг.
3. Вокруг него зеленел мох.
Ответы:
А-2 , Б-1, В-2,3, Г-1
V. Итоги.
VI. Домашнее задание: упр.№549
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Рай (2011-03-16) | Автор: Нежданова Альфия Гумаровна
Просмотров: 14204 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-01, 2:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru