Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Самостоятельная работа учащихся над ошибками диктанта по русскому языку
Самостоятельная работа учащихся над ошибками диктанта
При составлении контрольно-измерительных материалов по русскому языку в своей практике использую методику определения уровня сложности диктанта. Эта методика позволяет не только составить подробные отчеты, но и организовать самостоятельную работу учащихся над ошибками диктанта.
Все орфограммы 5-7 класса классифицированы и имеют свой порядковый номер. В учебниках для 5 и 6 класса такая классификация имеется: в 5 классе изучается 25 орфограмм, 6 класс начинается с изучения орфограммы № 26.
По мере изучения орфографических и пунктуационных правил орфографический комментарий содержит все больше орфограмм. В комментарии к итоговому диктанту за курс 7 класса представлены все изученные в 5-7 классе орфограммы. Их становится 68.
После написания диктанта проводим работу над ошибками. Ребята находят ошибки в своих работах, заполняют в тетради таблицу:
№ п/п Слово, в котором допущена ошибка (верное написание!) Номер орфограммы Пример

Затем учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют правильность работы с «Орфографическим и пунктуационным комментарием» к данному диктанту, который раздает учитель для каждого ученика или проецирует его на интерактивную доску. После завершения работы ребята могут сверить количество своих ошибок с «Тревожной картой правил», в которой учителем после проверки диктанта уже отмечены все допущенные каждым учеником ошибки.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (Нулевой срез)
6 класс
Цель: определение соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям Государственного стандарта Республики Казахстан;
- выполнение учебной программы курса.
Содержание контрольной работы направлено на выявление качества усвоения программного материала за курс 5 класса, а также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков.

Павлик в лесу
Солнце стало спускаться, и тень Павлика сделалась тонкой. Она ползет по дорожке, тает в колючем кустарнике.
Вечером сильнее запах ландышей, больше щебечут птицы. Мальчик бегает за бабочками, рвет цветы.
По тропинке пробирается старый еж. Этого зверька не погладишь! Свернется в клубочек и съедет с горки. Соберет на иголки сухие листья и травинки.
В роще Павлик видит ручеек и замирает от восторга. Малыш нагнулся к ручью, перебирает гладкие камешки и ловит ладошками на воде солнечный лучик.
Ручеек весело вьется под ногами Павлика. Мальчик наступил на него и закричал: «Я тебя не пущу!».
Целый день Павлик под открытым небом, на свежем воздухе. Хорошо в лесу!
(103 СЛОВА)
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание:
1. Сделать фонетический разбор слов: 1 вариант: листья 2 вариант: ёж
2. Выписать из текста 3 глагола совершенного и 3 глагола несовершенного вида.
3. Сделать морфологический разбор: 1 вариант: 1 существительного
2 вариант: 1 прилагательного
4. Составить схему предложения с прямой речью.

Орфографический комментарий диктанта «Павлик в лесу»

Орф. Название
орфограммы Примеры из текста Кол-во
1 Безударный проверяемый гласный Ползёт, колючем, вечером, сильнее, щебечут, цветы, тропинке, свернётся, травинки, ногами, лесу. 11
2 Непроверяемые гласные и согласные
3 Проверяемые согласные в корне слова Дорожке, ёж, гладкие, камешки, ладошками. 5
4 Непроизносимые согласные Солнце, солнечный. 2
5 Буквы И, У, А после шипящих Не пущу, щебечут. 2
6 Разделительные Ь и Ъ Съедет, листья, ручью, вьётся. 4
7 Раздельное написание предлогов со словами По дорожке, в колючем, за бабочками, по тропинке, в клубочек, с горки, на иголки, в роще, от восторга, к ручью, на воде, под ногами, на него, под открытым, на свежем, в лесу. 16
8 Употребление Ь на конце существительных после шипящих Ёж, малыш. 2
9 Употребление Ь для обозначения мягкости согласных Бабочками, мальчик, тень. 2
10 Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –З, -С Спускаться, сделалась, пробирается, погладишь, свернётся, съедет, соберёт, замирает, нагнулся, перебирает, наступил, закричал. 12
11 Буквы З и С на конце приставок -
12 Буквы О-А в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ- -
13 Буквы О-А в корне –РАСТ- - РОС- -
14 Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.
15
Буквы И-Ы после Ц Птицы. 1
16 Большая буква и
кавычки в именах собственных Павлик. 1
17 Буквы Е-И в окончаниях имён существительных По дорожке, кустарнике, ландышей, за бабочками, по тропинке, с горки, на иголки, травинки, в роще, камешки, ладошками, на воздухе. 12
18 О и Е после шипящих в окончаниях имён существительных и прилагательных В колючем, ландышей, клубочек, на свежем. 4
19 Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных Тонкой, гладкие, солнечный, открытым. 4
20 Краткие прилагательные с основой на шипящий
21 Не с глаголами Не погладишь, не пущу. 2
22 Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице ед.ч. Не погладишь 1
23 -ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. СпускаТЬСя, пробираеТСЯ, свернёТСЯ, вьёТСЯ. 4
24 Буквы Е-И в корнях с чередованием ПробИрается, собЕрёт, замИрает, перебИрает. 4
25 Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения Тает, щебечут, бегает, пробирается, погладишь, съедет, видит, замирает, перебирает, ловит. 10
Итого
99
слов

Для определения сложности текста необходимо количество орфограмм, представленных в тексте, умножить на 100 и разделить на количество слов в диктанте.
Шкала определения сложности текста
Уровни сложности
Низкий Средний Высокий
До 70% От 70 до 85% Выше 85%

99х100:103=96 % - УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ ВЫСОКИЙ.
Подобным образом составляю и пунктуационный комментарий диктанта

ПУНКТУАЦИОННЫЙ КОММЕНТАРИЙ ДИКТАНТА «Павлик в лесу»
№ пунктограммы и её название Пример из текста
№ 1: Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Все предложения из текста
№ 2: Запятая при однородных членах предложения. Она ползёт по дорожке, тает в
колючем кустарнике.
Мальчик бегает за бабочками, рвёт цветы.
Свернётся в клубочек и съедет с горки.
Соберёт на иголки сухие листья и травинки.
В роще Павлик видит ручеёк и замирает от восторга.
Малыш нагнулся к ручью, перебирает гладкие камешки и ловит на воде солнечный лучик.
Целый день Павлик под открытым небом, на свежем воздухе.
№ 3: Запятая и восклицательный знак при обращении.
№ 4: Запятая в сложных предложениях. Солнце стало спускаться, и тень Павлика сделалась тонкой.
Вечером сильнее запах ландышей, больше щебечут птицы.

№ 5: Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Мальчик наступил на него и закричал: «Я тебя не пущу!»

Категория: Русский язык и литература | Добавил: margo68 (2011-03-20) | Автор: Целищева Ольга Николаевна
Просмотров: 10516 | Теги: уровень сложности диктанта, русский язык 6 класс, контрольно-измерительные материалы | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 5:36 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru