Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«ОБРАЗ ПЛЕНИТЕЛЬНЫЙ, ОБРАЗ ПРЕКРАСНЫЙ…»
Демидович Наталья Аркадьевна
учитель русского языка и литературы
ГУ "Борасинская средняя школа-сад" Бескарагайский район ВКО

ОБОРУДОВАНИЕ:
Репродукция картин:
«Портрет А.П.Струйской» Ф.С.Рокотова; «Портрет М.И.Лопухиной» В.Л.Боровиковского; «Всадница» К.П.Брюллова; «Неизвестная» И.Н.Крамского; «Царевна – Лебедь» М.А.Врубеля; «Дама на веранде» В.Э.Борисова - Мусатова; «Дама в голубом» К.А.Сомова; «Ожидание» К.А.Васильева; плакат с эпиграфом: «…Прелести твоей секрет.Разгадке жизни равносилен» (Б.Пастернак).

Музыкальное сопровождение:
Франческо да Милано. Сюита для лютни; В.Галилеи. Сюита для лютни; М.Равель. Танцевальный вальс; Н.А.Римский – Корсаков. Ария Царевны – Лебеди из оперы «Сказка о царе Салтане»; П.И.Чайковский. Сентиментальный вальс.

ЦЕЛИ:
1.Показать как с помощью звука, цвета и слова возможно отразить величие и красоту русской женщины.
2.Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
3.Воспитывать чувство восхищения прекрасным.
4.Развивать умение различать эмоциональное содержание музыкальных произведений.
5.Показать неразрывную связь литературы, живописи и музыки.

ЭПИГРАФ
«Прелести твоей секрет.
Разгадке жизни равносилен»
Б.Пастернак

ХОД УРОКА.
(звучит «Сюита для лютни» Франческо да Милано.)
Вступительное слово учителя литературы:
Из века в век женщины неизменно вдохновляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства. Сегодня наш литературный вернисаж посвящен пленительным женским образам. В каждой из женщин таится загадка – секрет красоты, женственности, обаяния.
I чтец:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свидание,
Какое б в сердце не питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущенный ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
А.С.Пушкин. Красавица. 1832
Какие же тайны воплощены выдающимися русскими художниками различных эпох в женские образы?
Какой идеал женской красоты и гармонии воспевали поэты?
Мы попытаемся ответить на эти вопросы. И нам помогут гости вернисажа – знатоки русской живописи и поэзии.
Художник: В русской живописи немало гениальных произведений, в центре которых женщина с ее сложным духовным миром.
Как вы полагаете, с какой картины следует начать поэтический вернисаж?
Безусловно, это будет картина, написанная в XVIIIв., поскольку именно в эпоху классицизма портрет стал играть ведущую роль в живописи. В этом жанре русские художники достигли высокого уровня и по праву заняли место среди крупных портретистов эпохи.
В ряду прославленных мастеров второй половины XVIIIв. Одно из первых мест занимает Федор Степанович Рокотов.
РОКОТОВ Федор Степанович (1735 – 1808) – живописец. Использовал приемы западноевропейского парадного портрета середины XVIIIв.
(Звучит «Сюита для лютни» В.Галилеи. На сцену выходит Гость(1).)
ГОСТЬ(1): Каждый портрет Рокотова – это, прежде всего, чувство, воплощенное в краски. Никакое описание не в силах передать скольжение света по гладкой, как бы эмалевой поверхности, красоту и движение цвета, то холодно мерцающего в глубине, то прорывающегося приглушенным жаром; едва уловимые переходы одного полутона в другой; затягивающий сумрак фона, из которого, словно наплывом, выходят к нам бледные лица.

Особой одухотворенности образов художник достиг в женских портретах. Необычайно пленителен образ юной А.П.Струйской (1722), взор которой, живой и трепетный, таит в себе некую печаль.
Этот загадочный взгляд выразительных карих глаз и легкая таинственная улыбка свидетельствуют об изменчивой сложности душевного мира этой удивительной женщины: Рокотов создал образ необычайно женственный, полный очарования и непостижимый до конца.
Художница: Рокотов славится как изумительно тонкий колорист. На основе одного ведущего цвета – зеленовато-серого – художник создает целую гамму жемчужных полутонов. Добавление как бы задымленного красного не разрушает, а, напротив, подчеркивает красоту и единство целого.
Учитель литературы: Любуясь портретом А.П.Струйской, поэт Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 – 58) написал проникновенное стихотворение «Портрет» (1953).
II чтец:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрыты мглою неудач.
Соединение двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потомки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Портрет. 1953
Учитель литературы: Кого же еще можно назвать, вспоминая блестящих портретистов XVIII столетия?
Художник: Совсем иная творческая индивидуальность выступает в произведениях талантливейшего живописца рубежа XVIII – XIX вв. Владимира Лукича Боровиковского, который преумножил славу русских портретистов.
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757 – 1825) – художник – портретист. В его художественной системе нашли отражение идеи сентиментализма, особенно проявившиеся в женских портретах второй половины 1890-х годов.
В среду русских живописцев Боровиковский вошел уже сложившимся мастером, успевшим завоевать на родной Украине известность иконописца.
В русском искусстве он явился выразителем особенного художественного направления – сентиментализма. Боровиковский создал прекрасную галерею женских образов.
Героини его полотен непосредственны и своенравны; художник стремится передать и характер, и настроение натуры.
ГОСТЬ(2): Боровиковский не стремится к разнообразию композиционных приемов, его портреты, как правило, - полуфигуры, опирающиеся на постамент, изображенные на фоне паркового ландшафта.
Варьируя это решение, художник сосредотачивает внимание на лицах, создает одухотворенные поэтические образы.
(Звучит «Танцевальный вальс» М.Равеля)
Признанный шедевром Боровиковского является портрет Марии Ивановны Лопухиной (1897).

Художник воплотил здесь свое представление о женской прелести – удивительной, почти неземной, но, увы, недолговечной…Лопухина скончалась в возрасте 22 лет.

Но здесь, на портрете, ничто не омрачает ее прекрасных черт – мы видим гармоничного человека в расцвете сил.

Художница: В соответствии с замыслом родилось цветовое решение: голубые, сиреневые, жемчужно – белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента.
Пытаясь показать незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза.
Художник избегает угловатых форм, предпочитая плавные, закругленные линии.
Ритмы спокойны; контурам фигуры соответствуют изгибы крон деревьев, колосьев, васильков, роза наклонена в ту же сторону, что и голова девушки.

ГОСТЬ(2): В портрете Лопухиной – словно печаль неизбежного расставания…Мягкий свет, проникающий в густую сень деревьев, встречается со светом, который излучает эта доверчивая и все же будто сторонящаяся нас юная красавица.
Учитель литературы: Более века назад этот портрет увидел у своих знакомых поэт Яков Петрович Полонский.
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович (1819 – 98) – литератор, автор лирических стихотворений, многие из которых положены на музыку и стали популярными «цыганскими» романсами («Гадалка», «Мой костер в тумане светит...» и др.)
Он долго стоял в задумчивости перед небольшим холстом: «Какое чудо – живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…». Поэт посвятил этому портрету такие строки .
III чтец:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
К портрету. 1885.
Учитель литературы: Ну, а если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы эта картина меньше нравилась нам? Наверное, не меньше. Нас будет вечно волновать этот портрет, потому что талантливый художник создал образ печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
Художник: Знаем мы, и что за дама изображена на знаменитой картине «Всадница» выдающегося мастера русского классицизма первой половины XIXв.- Карла Павловича Брюллова (1799 – 1852).
ГОСТЬ(3): Брюллов гениально сочетал в своем творчестве классические каноны с романтическими веяниями. В русском искусстве он явился родоначальником портрета в движении. Иногда Брюллов писал с натуры только голову, все остальное рождалось в его воображении. Свободно импровизируя, художник изображал людей на охоте, в лодке, на великосветском балу, создавая порой сложную многофигурную картину. Плодом такой импровизации явился всем известный портрет девушки на коне – «Всадница» (1832). Главный эффект этого блистательного полотна создается благодаря контрасту в изображении разгоряченного, вздыбившегося животного и уверенной, грациозной фигуры юной женщины, сдерживающей горячащегося коня.

Художница: Все персонажи картины – и сама всадница, Джованина Пачини, и девочка, ее сестра Амалиция, - написаны в полный рост. В образе девочки с сияющими глазами, выбежавшей на террасу, художник передал светлую поэзию детства – живой и ясный взгляд на мир. Но в центре картины, конечно же, портрет очаровательной юной женщины, который художник явно любуется и восхищается. Она легка, изящна, грациозна, воздушна.
Учитель литературы: Ей посвящено стихотворение В.А.Рождественского «Всадница», написанное в 70-е годы.
IV чтец:
Ловя восторженные взгляды,
Вуаль небрежно отклоняя,
Она, царица кавалькады,
Уздою вздернула коня.
И вот строптиво и сердито
В сверканье бляшек и колец
Взметнул точеные копыта
Гнедой атласный жеребец.
Он весь – строфа стихотворенья,
Дань романтической мечты,
Сдержал порыв и нетерпенье,
Смиренный властью красоты.
Великий праздник светотени –
Брюлловской кисти полотно,
В нем все условно, как на сцене,
И тайной прелести полно.
Не все ль равно, кто был моделью
Для амазонки прежних лет,
Кому польстил, с какою целью
Волшебно созданный портрет.
Пусть переливчато струится
Отважной всадницы атлас,
А эта юность вечно длится
И веет свежестью на нас!
1970-е годы.
Художник: Художник воспевает полноту и радость бытия с увлеченностью человека, влюбленного в красоту мира. Вздыбившийся конь, бегущая навстречу всаднице девочка, блики солнца на затененных дорожках парка – все вносит в картину порыв, взволнованное движение, так отличающее эту композицию от парадных портретов предшествующей поры.
Учитель литературы: Современники писали об этом портрете: «Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. В лошади… находятся поистине удивительные линии ракурса: поразительно поставленная и нарисованная, она движется, красуется; а сидящая на ней девушка – это летящий ангел».
Художница: Если первая половина XIXв. была временем романтиков и мечтателей, то во второй половине в русское искусство пришли реалисты. Тон русской живописи этой эпохи задавало Товарищество передвижных художественных выставок, признанным лидером которого был Иван Николаевич Крамской.
Крамской Иван Николаевич (1837-87) – живописец, художественный критик, идейный вождь демократического движения в русском искусстве 1860-80-х гг. один из создателей и идеологов ТПХВ (общества передвижников). Создал ряд картин, стоящих на грани портрета и тематической картины, в которых раскрывал сложные душевные движения, характеры и судьбы.Среди многочисленных портретов сановников, художников, писателей, крестьян, которые всю жизнь создавал Крамской, особняком стоит загадочная «Неизвестная»(1883).
(Звучит «Сюита для лютни» Ф.да Милано)
ГОСТЬ(4): На первый взгляд этот портрет дамы действительно мало вяжется с представлениями о творчестве художника – демократа.
По зимнему Невскому в открытом экипаже едет молодая женщина. Сбоку остается Аничков мост, покрытый снегом. Улица тает в дымке. Очевидно, почувствовав чей-то пристальный взор, женщина чуть повернула голову в сторону тротуара, и это дает возможность хорошо рассмотреть ее лицо – насколько красивое, настолько же и холодное. Мы с удовольствием смотрим на гордую красавицу, восхищаясь мастерством Крамского. Дама на картине одета «со всей роскошью моды». Пушистое светлое страусовое перо и светлый шелк, которым подбита бархатная шапочка, оттеняют свежее смуглое лицо. Синий бархатный костюм, украшенный мехом, лентами, хорошо гармонирует с золотистого цвета кожаной обивкой экипажа.
Художник: Ни в одном портрете Крамской не уделял столько внимания аксессуарам. Темная перчатка, плотно охватывающая руку, тонкая и мягкая, написана с какой-то особенной теплотой; мягкие, плавные линии фигуры полны грации и изящества. В ее снисходительном или надменном взоре улавливается и едва приметная, затаенная грусть.
Учитель литературы: При взгляде на это лицо вспоминается стихотворение Владимира Владимировича Набокова «Встреча»
НАБОКОВ Владимир Владимирович (1899-1977) – выдающийся прозаик (« Приглашение на казнь», 1935-36; «Дар», 1937; «Лолита», 1955); автор лирических стихотворений; литературовед (перевод на англ.яз. и комментарий к «Евгению Онегину»; статьи о русских писателях).
V чтец:
Тоска и тайна, и услада…
Как бы из зыбкой черноты
Медлительного маскарада
На смутный мост явилась ты.
И под каштаны, вдоль канала
Прошла ты, искоса маня;
И что душа в тебе узнала,
Чем волновала ты меня?
Иль в нежности твоей минутной,
В минутном повороте плеч
Переживал я очерк смутный
Других – неповторимых – встреч?
Я ничего не знаю. Странно
Трепещет стих, и в нем – стрела…
Быть может, необманной, жданной
Ты, безымянная была?
Тоска, и тайна, и услада,
И словно дальняя мольба…
Еще душе скитаться надо.
Но если ты – моя судьба…
1923
Учитель литературы: Кто она, «Неизвестная» Крамского? Светская дама? Актриса? С кого писал художник эту женщину? Может, красавица – плод воображения живописца? Некоторые критики искали литературный аналог этого образа: называли Анну Каренину… Неясность происхождения «Неизвестной» повела к взаимоисключающим толкованиям картины. Но это не интригующая недосказанность «светской хроники»: героиня Крамского - не та таинственная незнакомка, которая, как писал один из современников, назавтра раскроет свое инкогнито, появившись в ложе Михайловского театра. «Неизвестная» как бы воплощает возможность присутствия идеала в жизни и одновременно его непостижимость. Если и далее следовать исторической хронологии, то нам непременно надо остановиться на периоде, который в истории называется очень сухо и лаконично – рубеж XIX – XX вв.
Художница: А в искусстве – это целая эпоха: взлет русской поэзии, успехи в области живописи, музыки, театра. Эта эпоха получила название – Серебряный век русской культуры. Остановимся на творчестве трех замечательных художников этого периода. На рубеже XIX – XX вв. в мировом искусстве ведущим художественным стилем стал модерн. Он провозгласил Красоту основополагающим принципом искусства и жизни. Выразителем идей модернизма в живописи было художественное объединение «Мир искусства», созданное по инициативе критика, театрального деяния С.П.Дягилева (1872-1929) и художника А.Н.Бенуа (1870-1960). Одним из самых значительных художников «Мира искусства» был Константин Андреевич Сомов (1869-1939).
СОМОВ Константин Андреевич (1869-1939) – живописец и график, один из основателей журнала «Мир искусства». Создавал в своих произведениях вымышленный «мир прошлого», населенный кукольными персонажами. Автор портрета А.А.Блока (1907), картин: «Дама в голубом» (1897-1900), «Вечер» (1900- 02), «Арлекин и дама» (1912).
ГОСТЬ (5): Этот художник создал особый мир, в котором органически сливаются реальность и вымысел, правда и воображение…
(Звучит «Сюита для лютни» В.Галилеи.)
Одна из лучших работ Сомова – ставшая хрестоматийной «Дама в голубом» (1897 – 1900).
Можно смело утверждать, что этот портрет художницы Елизаветы Мартыновой – идеал женственности, еще один облик Прекрасной Дамы. В работе Сомова отразилась тревога, характерная для рубежа веков: что принесет новое столетие? Какие перемены грядут?
Портрет поражает необычным сочетанием старины и современности, мечты и реальности. Реальны древние деревья парка, старинное платье, стилизованный облик «пушкинской» барышни – «с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках». Признаки идеального – болезненная хрупкость, щемящая тоска во взгляде, скорбная линия плотно сжатых губ. Не пройдет и пяти лет после написания портрета, - Елизавета Мартынова скончается от туберкулеза.
Художник: В портрете Сомова искусственное причудливо переплелось с подлинным, игра с серьезностью, а живой человек выглядит беспомощным и покинутым…
Художник поэтизирует страдания и болезнь, изощренную сложность и надлом человеческой души.
Учитель литературы: Этой картине созвучно стихотворение Федора Кузьмича Сологуба (1863 – 1927), одного из самых противоречивых поэтов Серебряного века.
VI чтец:
Ты печально мерцала
Между ярких подруг
И одна не вступала
В их пленительный круг.
Незаметная людям,
Ты открылась лишь мне,
И встречаться мы будем
В голубой тишине.
И, молчанье ночи
Навсегда полюбя,
Я бессонные очи
Устремлю на тебя.
Ты без слов мне расскажешь,
Чем и как ты живешь,
И тоску мою свяжешь,
И печали сожжешь.
«Ты печально мерцала…» 1897

Учитель литературы: На рубеже веков был создан еще один пленительный женский образ. В 1900 г. Художником Михаилом Александровичем Врубелем (1856 – 1910), предтечей символизма в русской живописи, была написана «Царевна – Лебедь».
Художница: В конце века Врубель приезжает в Москву и начинает писать декорации к операм Н.А.Римского - Корсакова (1844 - 1908), которые ставились в домашнем театре Саввы Ивановича Мамонтова (1841 – 1918). Музыка сливалась с особым художественным видением Врубеля, жила и звучала в нем.
( Звучит ария Царевны – Лебеди из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».)
ГОСТЬ(6): И тогда в жизни живописца совершилось чудо: он услышал дивной красоты хрустальный голос…Певица Надежда Ивановна Забела (1868 – 1913) отныне становится его музой – вдохновительницей. С ее оперной партией связано появление картины. Тонкой поэзией отмечен образ тоскующей и зовущей царевны-птицы. Картина передает плавные движения, перелив и мерцание красок. Нежно розовеют на крыльях блики догорающего заката, синеет рябь на серых водах, тускло светятся и переливаются изумруды, рубины, сапфиры и жемчуга на серебристом кокошнике с кружевной фатой. В сиреневых сумерках совершается великое таинство.
Учитель литературы: Покоренная любовью царевича Гвидона, Лебедь расстается со своей колыбелью, с любимыми волнами холодного моря: она должна принять облик земного человека. И тяжко ей, и больно, и радостно это превращение.
В прекрасных неземных очах ее живут страх, тоска, любовь и покорность судьбе. Образ создан «редкостными по красоте, истинно сказочными красками», как говорили современники. У поэта-философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853 – 1900) есть стихотворение, необыкновенно созвучное этому полотну.
VII чтец:
Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя, -
Сердце сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась,
А вдали, догорая, дымилось
Злое пламя земного огня.
«Вся в лазури сегодня явилась…» 1875.

(Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.)
Художник: Имена Брюллова или Врубеля многим знакомы с детства. Имя автора этой картины назовет далеко не каждый. Портрет «Дамы на веранде» написан Виктором Эльпидифоровичем Борисовым - Мусатовым (1870-1905). Судьба наделила его талантом, редкостным по чистоте и проникновенности. Сознательно отказался художник от реалистического изображения действительности.
Его картины – большие декоративные панно, проникнутые тоской, одиночеством, предчувствием смерти, полные завораживающей музыки.
VIII чтец:
Из раздумий призрачно-зыбких,
Пелены загадочных снов,
Возникает, как голос скрипки,
Образ дамы лиловых тонов,
Лишь только глаза опустишь,
Он в то же мгновенье растает,
Лиловым облаком станет
Фея печали и грусти.
ГОСТЬ(6): Изящная молодая женщина сидит на веранде. Платье облегает стройный стан. Причудливые серые тени на платье, серовато-дымчатый отблеск, падающий на печальное лицо и обнаженные плечи, - все это подчеркивает призрачность, нереальность образа. Балюстрада веранды лиловых тонов. Даже куст цветов за спиной женщины – с голубовато-серыми листьями, и роза, зажатая в лежащей на коленях руке, - не алая, не белая, а розовато-серая. За балюстрадой угадывается залитый солнцем сад. Но в женской фигуре ощущается полная отчужденность от всего светлого и радостного: словно сама фея печали и одиночества предстала перед нами.
Учитель литературы: Образ Дамы – мечты, Дамы – грезы необычайно созвучен женскому образу, созданному Иннокентием Федоровичем Анненским в стихотворении «Минута».
IX чтец:
Узорные ткани так зыбки,
Горячая пыль так бела, -
Не надо ни слов, ни улыбки:
Останься такой, как была;
Останься неясной, тоскливой,
Осеннего утра бледней
Под этой поникшею ивой,
На сетчатом фоне теней…
Минута - и ветер, метнувшись,
В узорах развеет листы,
Минута – и сердце, проснувшись,
Увидит, что это – не ты…
Побудь же без слов, без улыбки,
Побудь точно призрак, пока
Узорные ткани так зыбки
И белая пыль так чутка…
1910-11гг.
Художница: Прекрасные женские образы создавались русскими художниками и в XX веке. Мы остановимся лишь на одной картине. Жизнь ее автора трагически оборвалась в годы творческого расцвета. Это Константин Алексеевич Васильев (1942-76). Его творчество – это мир преданий и легенд, древних былин и сказок. Воспевая свою особенную Русь, художник создал необыкновенно одухотворенные образы. «Душа его тосковала по древним корням и истокам славянства», - заметил живописец Илья Сергеевич Глазунов.
ГОСТЬ(7): Незабываемый образ запечатлен на картине «Ожидание».
У морозного окна со свечою в руке стоит девушка. Интересна композиция полотна: деревянная рама окна создает иллюзию «картины в картине», а морозный узор, обрамляющий голову героини, делает ее похожей на сказочную птицу Сирин. Огромные глаза наполнены тревогой. Кого ждет она? Любимого человека? А может, сама судьба подходит к дверям? Зрителя охватывает тревожное предчувствие, ощущение надвигающейся беды. Но в глазах героини читается и решимость, готовность принять свою судьбу, а может быть, - и вступить с нею в спор.
Учитель литературы: Вспоминаются строки Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой (1891-1945).
X чтец:
Какой бы ни было ценой,
Я слово вещее добуду,
Приближусь к огненному чуду,
Верну навеки мой покой.
Пусть давит плечи темный грех,
Пусть нет прощения земного, -
Я жду таинственного зова,
Который прозвучит для всех.
«Какой бы ни было ценой…» 1916.
Художник: Перед нами прошла целая галерея женских образов, созданных художниками трех столетий. Прекрасные женщины, олицетворяющие стремление творцов к красоте и душевной гармонии.
I чтец:
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листках безумен каждый миг.
II чтец:
Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
III чтец:
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!
В.Я.Брюсов. Женщине. 1899.
Учитель литературы: Хочется, чтобы все женские лица были вечно прекрасны и всегда озарены духовным светом, чтобы они по-прежнему вдохновляли поэтов и художников на создание неповторимых полотен.

ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Т.В. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII – XIX веков. – М., 1975.
2. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2-х т. – М.,1976.
3. Набоков В.В. Как я люблю тебя. – М.: Центр – 100, 1994.
4. Гершензон – Чегодаева Н.М. Д.Г.Левицкий. – М., 1964.
5. Гимн любви: В 3-х т. Т.1.Лирика русских поэтов. – М., 1991.
6. Дмитриева Н.А. М.А.Врубель. – М., 1984.
7. Иван Николаевич Крамской: Альбом репродукций. – М., 1956
8. История русского искусства: В 2-х т./Под ред. М.М.Раковой и др. – М., 1979-1981.
9. Лапшина Н.Ф. С.Рокотов. – М., 1959.
10. Пружак И.К. Сомов. – М., 1972.
11. Ракова М.М. Брюллов – портретист. – М., 1956.
12. Серебряный век: Петербургская поэзия конца XIX – начала XX века./Сост. М.Ф.Пьяных. - Л., 1992.
13. Три века русской поэзии. – М., 1989.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Ромка (2011-07-04) | Автор: Демидович Наталья Аркадьевна E
Просмотров: 3906 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-09-28, 6:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru