Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Самородок великой степи. Неоценимое наследие Шакарима.
Самородок великой степи.
Неоценимое наследие Шакарима.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 150 –тилетию Шакарима Кудайбердиева.
Оборудование:презентация
1 вед: на к/я.
1чтец: Без сердца Истина – обман,
Бог не покинет ту обитель,
Где есть любовь, но не дурман,
Здесь только Правда - повелитель.
И в каждодневной беготне,
В безумно - праздном мельтешеньи,
Не может Истина всуе
Менять свой лик от измышлений.
2 чтец: Нет Бога, если Правды нет.
Какое может быть коварство.
В том, что далекий свет планет.
Не для тепла – души лекарство?
Я не спешу ходжей прослыть,
Надеть чалму, Коран, вериги,
Быть человеком, жить, любить-
Мне Истина важней религий.
3чтец: От денег не схожу с ума,
Не для меня набить утробу,
Я верю – Истина жива,
И через сердце путь мой к Богу.
Но часто в ветреной ночи,
Меня несет поток сомнений,
Не Дьявол ли в моей плоти?
Где Бог? Что Истина? Кто Гений?
Степь. Домбра.
2 вед: В истории каждого народа есть Личности, которые вносят весомый вклад в формирование национальной культуры и менталитета. Таковой для казахов является духовный преемник и ученик гениального Абая – известный казахский поэт, переводчик, историк - Шакарим Кудайбердиев.
2 вед: Шакарим Кудайбердиев родился 24 июля 1858года в местности Кенбулак Чингистауской волости Семипалатинского уезда. Его отей, Кудайберды, был единственным сыном Кунанбая от его старшей жены Кунке.
Мать Шакарима, Толибеке, за щедрость души, доброту и милосердие в народе называли Даметкен.
1 вед: В романе Мухтара Ауэзова «Путь Абая», написан привлекательный образ Кудайберды, чувствуется, что Абаю всегда был по душе этот спокойный, уравновешенный, надежный брат.
Чтец: Приехав в Карашокы, Абай не сразу пошел к отцу. Сперва он направился в дом Кунке. Кудайберды, любимый его брат, давно болел. Абай решил прежде всего навестить брата и узнать о его здоровье.
Изнуренный вид брата огорчил Абая. Абай видел его дней пятнадцать назад. За это время больной значительно сдал, похудел, осунулся. Он взял руку Абая, сжал ее своими слабыми пальцами и погладил.
-Хорошо, что ты приехал,- сказал он. Абай обеими руками пожал бессильную руку брата, притянул ее к себе и прижал к своей груди. Оба молчали, но они понимали друг друга без слов, сердцем…
Домбра.
Фото Абай и Шакарим.
2 вед: Предчувствуя трагедию, Абай дает слово брату, что не оставит его детей и поможет встать им на ноги.
1 вед: В 1866 году Кудайберды умирает… Маленький Шакарим, его братья и сестры, лишившись отца, переходят на попечение богатого и влиятельного деда –Кунанбая.
1 чтец: Был рожден как бы в рубашке,
Был завернут в чистый холст.
В жизни,
Словно бы на скачках;
Миража мелькает хвост.
Сколько ты богатства нажил,
Сколько накопил добра!…
Рисковал душою даже
Ради злата- серебра.
Друг вознесся, враг низвергнут,
Цели так достигли вы.
Трон устойчив, счастья беркут
Падает на зов травы.
Дни без горя, сердцу вторя,
Не вернуть мне вас, увы.
2 чтец: Где всё это? Нет ответа.
Ничего не взяв, уйдем
Всё проходит в жизни этой,
Может быть, слепым дождем.
Мы травой сгорим у лета,
Но покоя не найдем.
3 чтец: По теченью бьет о камни,
Жизни быстрая река.
Ядом стал напиток славный,
Дрогнула твоя рука.
Мы исчезнем, друг мой давний,
Словно горсточка песка.
Нас травинками в потоке
Закрутило, занесло,
Жизнь свои выносит сроки,
Каждому – своё число.
В бездне тени наши никнут,
Обретем покой, когда,
Успокоится, притихнет,
Перестанет течь вода.

2 вед: Помня клятву, данную умирающему брату, Абай уделяет большое внимание воспитанию и образованию одаренного племянника.
Видя склонность Шакарима к музыке, Абай приглашает к себе в аул известного домбриста
Битекнбая, чтобы развить талант любимого воспитанника. Шакарим научился исполнять на домбре знаменитые кюи «Мелодия Коркыта», «Горе лебедя», «Кертолгау», «Булан- джигит». С 14 лет уже сам пробует сочинять музыку.
Песня в исполнении учителя.
1 вед: Кажется, каждая из семи муз поцеловала этого человека в младенчестве. Шакарим владел кузнечным ремеслом. Создавал сложные орнаменты. Будущий поэт сам кроил и шил одежду, создавал из дерева музыкальные инструменты, был искусным охотником, держал ястреба…
2 вед: Круг его интересов был необычайно широк: история, философия, музыка, риторика, география, естественные науки, теология…Благодаря одаренности, постоянному самосовершенствованию он стал одним из самых высокообразованных казахов.
Шакарим самостоятельно изучил турецкий и русский, великолепно владел арабским, персидским и чагатайским.
Чтец
Смолоду язык турецкий изучал я не от скуки:
Потому что на турецкий переведены науки.
Я не знал в ученье лени – мне из тьмы сверкнуло солнце.
Стали мне понятны краски, запахи земли и звуки.
Побудило меня рано поэтическое слово.
Понял я в чем тайна мира, мироздания основа,
Через лирику Востока… Изучив прилежно русский,
Смыл с себя я, смыл я с сердца грязь невежества былого.
На к/я
1 вед: В предисловии к своему стихотворному переводу романа А.С.Пушкина «Дубровский» Шакарим называл сладкозвучными чародеями Байрона, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Хафиза, Навои, Физули.
О природе.
Зацветет в лугах обильный травостой,
Засверкают в поймах косари косой,
Лето Красное посводит всех с ума,
Словно напасти исчезли навсегда.

Девки спелые, как ягодки в соку,
Затерялись по оврагам и в лесу,
И по тайной тропке сводница-мечта
Ай, джигита удалого повела.

О мечтах, что словно бабочки кружа,
В ад уводят и царя и бедняка,
Не сложить стихов, мне песни не собрать,
Сила есть, где разум взять –
Счастье и богатство удержать?!

1 Вед: в один из пасмурных осенних дней 1931 года ГЭПЭУШНИКИ без суда и следствия расстреляли поэта, а его окровавленное тело сбросили в колодезный сруб в Баканасе. Этот трагический колодец тридцать лет нёс траур по высокой душе, опередившей свое время.

2вед: Но народ по- прежнему хранил в памяти произведения Шакарима. Весной 1988 года многогранное наследие поэта стало достоянием нации

чтец: Кану я, но будут жить мои стихи,
Молодые всё запомнят до строки,
Кто –то с верой примет, кто-то нет,
Нет, не каждому стихи мои близки.
Так ушедших обсуждаем мы порой,
Всё плохое, наносимое молвой,
Отвергаем, чтобы память добрых дел
Не тускнела в стороне его родной.
После смерти отстоять я не смогу
Чувство жизни, что легло в мою строку.
Это мненье в своем сердце сохранив,
Вот что высказать хочу, пока я жив:

Не суди о человеке, не познав,
Не суди, в кругу его не побывав.
И над путником не смейся, тяжкий груз
На свои в дороге плечи не приняв,
Словно в лодке, что на море, – в те года…
Не забыть эпоху эту никогда.
Моё время не похоже на твоё,
Если сядешь в эту лодку, что тогда?...
Сам отсёк я пуповину, выбрал путь,
Тьму раздвинул, никуда мне не свернуть.
Так что полностью судьбу мою познай,
Верю, что поймешь меня когда-нибудь.

1 вед: Несмотря на свою трагическую судьбу, Шакарим пронес сквозь жизнь идеалы добра, милосердия, справедливости. И совести, сделав ее предметом отдельной науки…

Чтец: Но разве я не настоящий царь
Мои войска – ряды стихов моих.
Стихи бессмертны и теперь, как встарь,
И всё переживёт правдивый стих.

Любого воина сильней строка,
Когда её все будут повторять.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Василиса (2011-11-15) | Автор: Ирина Моисеева E W
Просмотров: 4230 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-19, 8:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru