Л.В. Шубина учитель русского языка и литературы ГУ «СШ № 9» г. Алматы Что такое ЗПР? ЗПР – это нарушение эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. ЗПР имеет конституционное происхождение – это неосложненный инфальтилизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития и напоминает структуру детей гораздо более раннего возраста. Дети легко внушаемы, идут на поводу, у них преобладают игровые интересы, мускулатура у них не развита. В большинстве случаев болезнь приобретена во время беременности матери. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалий обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическим состоянием, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь – порок сердца. У детей понижен общий психический тонус, у них задержка эмоционального развития. Дети неуверенны в себе, боязливы, это связано с физической неполноценностью. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия, среда оказывает травмирующее влияние на психику ребенка. Они могут привести к стойким сдвигам нервно-психической сферы ребенка, к нарушению эмоционального развития. Ребенок развивается аномально. ЗПР церебрально-органического происхождения обладает большой стойкостью как эмоционально-волевой сфере, так и познавательной деятельности. Данный тип замедленного психического развития чаще всего встречается при недоношенности ребенка, травмы при родах, токсичности первых лет жизни. В результате происходит замедление возрастных фаз развития. У детей задерживаются навыки самообслуживания, речевая функция, у них отставание в физическом развитии, накладывается отпечаток на структуру ЗПР, на особенности эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью. Посторонние раздражители вызывают замедление в выполняемой ими деятельности и увеличивает число ошибок. Особенно сильно эти отрицательные последствия проявляются, если отвлекающими факторами является речь. Поэтому при обучение детей с ЗПР необходимо исключить действия раздражителей. У детей с ЗПР наблюдается низкий уровень развития восприятия. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Целостный образ из отдельных элементов формируется медленно. Это приводит к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем мире, не видит многого из того, что показывает учитель. Ребенок с ЗПР воспринимает за определенное время меньший объем знаний, чем его нормально развивающиеся сверстники. Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия. Недостатки этого восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где большое значение имеет расположение предметов. Все это особенно должно учитываться при обучении детей с ЗПР на уроках русского языка. Поэтому необходимо учитывать, что дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы объектов. А так как дети любят на уроках русского языка моделировать слова по заданным схемам, то можно предложить им следующие схемы: ; ; при ; лет . Полезны и задания, связанные с выявление значения морфемы. Например, пятиклассникам предлагается доказать, что –ешь- значимая часть слова. Учащиеся должны сказать, что это окончание глагола, что оно указывает на 1 спряжение, настоящее или будущее время, 2 лицо, единственное число. Для подтверждения берется один пример по схеме: прилета , затем приводятся ещё примеры: чита , прочита , игра . С интересом относятся дети и к такому заданию: Графически объяснить, почему в словах пишется н и нн. 1) глубинн ; 2) голубинн ; 3) баран ; 4) ранн ; 5) картинн ; 6) старинн . 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) .. Для развития самостоятельности в классах, где обучаются ученики с ЗПР, большое значение имеет система постановки вопросов. Например, работая над понятиями о причастии в 7-ом классе, можно ограничиться изложением материала § 10 учебника русского языка. Можно предложить учащимся вспомнить, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени. Они спрягаются – отвечают некоторые семиклассники. - А можно ли это сказать о причастии? - Нет, причастия не спрягаются. Затем объясняю, почему причастие особая форма глагола в формулировке правил. Говорю, что форма особая потому, что, во-первых, имеет признаки глагола, но не спрягаются, а также признаки прилагательного. Таким образом, причастие обладает признаками двух частей речи: прилагательного и глагола. Изменяем данное словосочетание оживающая пустыня по числам и падежам, подбираем к слову оживающая существительные мужского и среднего рода. Делаем вывод: эти слова изменяются по числам, падежам и родам, как прилагательное. Далее ученики находят у этих слов свойства глагола. Анализ материала § 10 служит как бы подтверждением правильности выводов, сделанных учащимися. Очень эффективны вопросы, требующие установления сходства и различия явлений. Например, на вопрос «Чем различаются полные и краткие причастия?», учащиеся отвечают в основном правильно, приводят примеры. Затем выполняются разнообразные задания упражнений в учебнике. Организованная таким образом работа активизирует мыслительную деятельность учащихся. г. Алматы 5 «Г» класс – ЗПР Тема урока: Состав слова Цель и задачи урока: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся за 4-ый класс о составе слова. 2. На материале упражнений 28, 32 способствовать воспитанию любви к природе. 3. Продолжить работу над развитием навыков учащихся в умении отделить окончания у существительных, прилагательных, глаголов, подбирать однокоренные слова. Тип урока: комбинированный. Методы урока: словесные и практические. Контроль и обобщение знаний. Оборудование урока: карточки для индивидуальных заданий учащихся. Ход и содержание урока. 1. Индивидуальная работа. (Проверка домашнего задания). 2. Работа над упражнением 26. Образовать и записать новые слова. Назвать общую и изменяемую часть слова. С помощью, какой значимой части образованы новые слова? 3. Из упражнения 27 выписать однокоренные слова. Доказать, что они являются родственными. 4. Записать под диктовку слова и выделить корень слова. Лес, лесник, лесок, перелесок, безлесный. Город, пригород, городской, загородный. 5. Прочитать упражнение 28. - Назовите однокоренные слова. - Расскажите, что нового о растениях вы узнали из этого отрывка? - Выпишите выделенные слова и разберите их по составу. 6. Напишите слова по схемам. 1. Под ик 2. ят 3. ень подберёзовик , котят а , беленьк . Домашнее задание: § 7 упр. 32. 6 «Г» класс – ЗПР Тема урока: Чередование А и О в корне –гор-гар. Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с лексическим значением корней –гор- (-гар-), с условием выбора букв о или а в корнях –гор-(-гар-). Повторить буквы о, а в безударных корнях –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -рос-, -раст-; знаки препинания в конце предложения. 2. Развивать умения выделять слова с корнем –гор-, (-гар-) с чередующимися о и а и е и и в корнях слова. 3. Привитие интереса к русскому языку. Эстетическое воспитание. Оборудование урока: таблицы, карточки. Ход и содержание урока. 1. Проверка домашнего задания. 2. Запись предложения под диктовку. Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак? - Объясните постановку знаков препинания, подчеркните подлежащее и сказуемое; - Как пишется не с глаголами? - Объяснить правописание личных окончаний глагола; - Разобрать по составу рассе II. Изложение нового материала. Гореть – ставим ударение, выделим корень, затем записываем в два столбика Горе'ть уга'р Горе'лый ог'арок Загора'ть зага'р - Определить, какая из чередующихся гласных находится под ударением, какая в безударном положении? - Чтение правила § 20 III. Закрепление. 1. Выполнение упражнения 125; 2. Третий лишний Выгореть, горелый, пригорок. 3. Выполнение упражнения 127 IV. Задание на дом: § 20 упр 128. 6 «Г» класс – ЗПР Тема урока: Чередование а т о в корне –кас-, -кос-. Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с чередующимися гласными о и а в корнях –кас-, -кос-. 2. Развивать умения правильного написания слов с чередующимися гласными о-а. 3. Эстетическое воспитание. Оборудования: таблица, карточки. Ход и содержание урока. I. Осложненное списывание. Без шуб зеленных и зеленных шапок Кусты … бежались на сырой мысок Как отпеч..тки лё..ких птич..их лапок, Тень веточек ложится на песок (В. Шафнер) • Вставить пропущенные орфограммы и объяснить правописание. • Выделить корни в словах зелёных, сбежались, водорослей . • К данным словам подобрать однокоренные слова. II. Объяснение нового материала. Учащиеся сами определяют, когда в безударном положении в корне –кос-, -кас- пишется а, а когда о, и формулируют правило. Касаться коснуться Прикасаться прикоснуться Касанье прикосновенье 2. Работа по учебнику. - Чтение § 19 - Работа над упражнением 121 3. Записать под диктовку. 1. Поэзия Пушкина – неиссякаемый2 источник, который, как в сказке, поит «Живою водою» всех, кто прикоснётся к нему. 2. Имел он счастливый талант коснуться до всего слегка (А.С.Пушкин). 4. Работа на упражнением 122 - Записать слова с чередующимися гласными в крнях –лож-, -лаг-. III. Домашнее задание: § 19 упр. 123 7 «Г» класс – ЗПР Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях. Цель урока: Ознакомить учащихся с орфограммой № 62 «Образование наречий с помощью одновременного присоединения приставок по, в и суффиксов – аму, -ему, -и, -ых, -их. Образование наречий с кое, то, либо, нибудь. Задачи: 1. Научить учащихся написанию наречий через дефис. Повторить имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Способы образования слов. Гласные в корне слова, в окончаниях существительных предлоги с существительными, местоимениями, числительными, н и нн в суффиксах разных частей речи, не с разными частями речи, различение не и ни. 2. Формирование навыков анализа наречий, образованных путем присоединения приставки и суффикса. 3. Привитие интереса к русскому языку. Ход и содержание урока. 1. Проверка домашнего задания. 2. Проверка знаний учащихся на различие не и ни в разных частях речи. Было нестерпимо стыдно перед ним (Н. Гоголь). Немедленно закройте окна. Говорили не громко, а шёпотом. Многие учащиеся домашнее задание выполнили далеко не добросовестно. 3. Составить предложения со словосочетаниями. Нарисовал не хуже, списал не лучше, поднял не выше. 4. Работа с сигнальными карточками. Местоимение. Наречие. Нимало, несколько, ничуть, ничто, нечего, неаккуратно, что-нибудь, нечаянно, кое с кем, непреклонно, некогда. 5. Повторение дефисного написания неопределенных местоимений. Кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь, кое-что, что-то, что-либо, что-нибудь. 6. Объяснение нового материала. 1) Подобрать наречия с приставкой кое, суффиксами то, либо, нибудь. Учащиеся пишут на доске и в тетради: кое-где, куда-то, откуда-либо, где-нибудь, когда-нибудь. 2) Работа над упражнением 220, 222 1. По-утиному, по-товарищески и т.д. 2. Во-вторых, в-третьих и т.д. 3) Чтение и анализ наречий в рамке стр. 100 Давным-давно, волей-неволей и т.д. 4) Чтение и анализ § 47. Дефис между частями слова в наречиях. 7. Тренировочное упражнение. 1) Выборочный диктант. И без слов она понимала по-латышски и по-мадьярски. По-французски и по-немецки, и по-чешски, и по-словацки. Чтобы со всеми жить по-соседски. (С. Михалков). Солнце светило по-зимнему неярко. Когда лыжники вышли на место прежней стоянки, там все было по-старому. 2) Сопоставить сочетание слов, записать, поставить, где нужно, дефис. Идти по новому пути – работать по-новому; учиться по старому учебнику – учиться по-старому. По прежнему пути идти было легче. Солнце садилось, но туристы по-прежнему шли не останавливаясь. 8. Синтаксический разбор предложения. На безлюдный простор побелевших полей смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.4 Безлюдный2. Кудрей1. 9. Домашнее задание: § 47, упр. 226. Выучить наизусть наречия в правом столбике. 9 «Г» класс – ЗПР Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Цель: Дать понятие об особенностях строения и значения сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Задачи урока: 4. Научить синтаксическому и пунктуационному разбору сложноподчиненных предложений с придаточным определительным. Повторить определенно-личные, неопределенно-личные предложения. 5. Продолжить работу в построении сложноподчиненных предложений. 6. Нравственное воспитание. Ход и содержание урока. I. Краткое сообщение учителя о делении сложноподчиненных предложений на основные группы по значению. II. Понятие об особенностях строения и значения сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. 1. Анализ предложений из упр. 34 (устно). Вопросы к классу: - На какой вопрос отвечают придаточные предложения? - К какому слову главного предложения они относятся? - Чем соединяются с определяемым словом? - Есть ли в этих сложноподчиненных предложениях указательные слова? Назовите их. - Может ли сложноподчиненное предложение с придаточным определительным быть построено без указательных слов? - Какова роль указательных слов в главном предложении? - Где стоят придаточные определительные? Вывод учителя: придаточные определительные отвечают на вопрос какой? Обычно они относятся к существительному и прикрепляются к нему союзными словами что? где? куда? который? и др. указательные слова в главном предложении не являются обязательными, они только выделяют определяемое существительное. Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного. III. Составление схем сложноподчиненного предложения с придаточными определительными (упр. 35). Схема строения сложноподчиненного предложения с придаточным определительным будет иметь следующий вид: который + указат. слово + сущ. , (союзное слово где ) что и др. Знак + показывает неотвязность указательного слова. IV. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Выборочный орфографический разбор (упр. 36 устно). V. Конструирование предложений с придаточным определительным. Упр. 37 письменно. Домашнее задание: § 6 Ч.1, упр. 38,39. Учитель русского языка и литературы - Л.В. Шубина Сочинения в классах детей ЗПР с психическим инфантилизмом Психический инфантилизм – это психофизическая незрелость ребенка. У детей задержка развития лобных долей головного мозга. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения. Для инфантильных детей характерна богатая природная эмоциональность, они стремятся играть, в игре ставится цель, разрабатываются планы её достижения, в игре же она реализуется. Ребята эмоциональны, импульсивны, поэтому между ними часто возникают споры, иногда драки. На уроках ребята склонны отвлекаться, нет навыков самоконтроля, у них двигательная расторможенность. Эта расторможенность проявляется и в эмоция. Так, например, близнецы Петя, Вася, Гриша Воронцовы, когда снимались в видеоклипе группы «Бублики», а съёмки затягивались надолго, вытворяли на съёмочной площадке разные фокусы. О съёмках близнецы говорят с улыбкой. Рассказывают, что первые шаги в рекламном бизнесу давались нелегко. Дети очень хорошо воспринимают природу. В сочинении по русскому языку на тему: «Мой город, состояние окружающей среды» Воронцов Вася пишет: «»Мой любимый город – Алматы. Он славится своей красотой. В переводе с казахского языка Алма – яблоко, ата – дедушка. Алматы – город-сад, на разогретой земле которого душистые тополя, фруктовые деревья, цветы, пышно разрослись голубые ели». В сочинении «Мой незабываемый день» Мелехин Александр пишет о том, как он любит природу, рыбалку. На соревнованиях по рыбной ловле в городе Алматы он занял первое место, а на соревнованиях на озере Балхаш – второе место. В сочинении – описании архитектурного памятника Воронцав Петя пишет о том, как он побывал в городе Иссык, где увидел «Золотого» человека, символа Независимости Казахстана. «Золотой» человек был обнаружен в кургане, в деревянном срубе. Одежду «Золотого» человека украшали золотые изделия. Вооружение юноши – позолоченный меч и железный кинжал. Саттаева Кристина пишет о том, как понравился ей мавзолей Кожа Ахмеда Яссауи, который находится в Южном Казахстане севернее Чимкента, в центре плоской, как стол бескрайней степи. Грандиозный мавзолей возвышается. Яссауи – великий тюркский святой, живший в XII веке. Аскерову Шабану очень нравится памятник Абая, который установлен в 1960 году в городе Алматы на площади Абая. Авторы: скульптор Х.И. Наурызбаев, архитектор И.И. Белоцерковский. Скульптура отлита из бронзы. Форма постамента трапециевидная выполнена из красного гранита. Фигура Абая в движении. В левой согнутой руке он держит книгу, а правой придерживает полы накинутого на него чапана. Лицу придано выражение задумчивости, взгляд устремлен в будущее. Этот памятник также очень нравится Воронцову Грише. Он очень любит Абая, так как Абай – незаурядная личность, великий казахский поэт-просветитель, мыслитель, классик, основоположник новат казахской национальной литературы. Таким образом, судя по сочинениям учеников 8 «Г» класса ЗПР при неосложненном инфантилизме дети стали более зрелыми, почти не отличаются от своих сверстников. г.Алматы 2006 год -----------------------------7d73c8301403a2 Content-Disposition: form-data; name="format" 1
|