Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Коррекция процессов восприятия и внимания на уроках русского языка
Л.В. Шубина учитель русского языка и литературы ГУ «СШ № 9» г. Алматы
Что такое ЗПР?
ЗПР – это нарушение эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.
ЗПР имеет конституционное происхождение – это неосложненный инфальтилизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития и напоминает структуру детей гораздо более раннего возраста. Дети легко внушаемы, идут на поводу, у них преобладают игровые интересы, мускулатура у них не развита. В большинстве случаев болезнь приобретена во время беременности матери.
ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалий обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическим состоянием, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь – порок сердца. У детей понижен общий психический тонус, у них задержка эмоционального развития. Дети неуверенны в себе, боязливы, это связано с физической неполноценностью.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия, среда оказывает травмирующее влияние на психику ребенка. Они могут привести к стойким сдвигам нервно-психической сферы ребенка, к нарушению эмоционального развития. Ребенок развивается аномально.
ЗПР церебрально-органического происхождения обладает большой стойкостью как эмоционально-волевой сфере, так и познавательной деятельности. Данный тип замедленного психического развития чаще всего встречается при недоношенности ребенка, травмы при родах, токсичности первых лет жизни. В результате происходит замедление возрастных фаз развития. У детей задерживаются навыки самообслуживания, речевая функция, у них отставание в физическом развитии, накладывается отпечаток на структуру ЗПР, на особенности эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью. Посторонние раздражители вызывают замедление в выполняемой ими деятельности и увеличивает число ошибок. Особенно сильно эти отрицательные последствия проявляются, если отвлекающими факторами является речь.
Поэтому при обучение детей с ЗПР необходимо исключить действия раздражителей.
У детей с ЗПР наблюдается низкий уровень развития восприятия. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире.
Целостный образ из отдельных элементов формируется медленно.
Это приводит к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем мире, не видит многого из того, что показывает учитель.
Ребенок с ЗПР воспринимает за определенное время меньший объем знаний, чем его нормально развивающиеся сверстники.
Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия. Недостатки этого восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где большое значение имеет расположение предметов. Все это особенно должно учитываться при обучении детей с ЗПР на уроках русского языка.
Поэтому необходимо учитывать, что дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы объектов. А так как дети любят на уроках русского языка моделировать слова по заданным схемам, то можно предложить им следующие схемы:

;

;

при ;

лет .

Полезны и задания, связанные с выявление значения морфемы.
Например, пятиклассникам предлагается доказать, что –ешь- значимая часть слова. Учащиеся должны сказать, что это окончание глагола, что оно указывает на 1 спряжение, настоящее или будущее время, 2 лицо, единственное число.
Для подтверждения берется один пример по схеме:
прилета , затем приводятся ещё примеры:

чита , прочита , игра .

С интересом относятся дети и к такому заданию:
Графически объяснить, почему в словах пишется н и нн.

1) глубинн ; 2) голубинн ;

3) баран ; 4) ранн ;

5) картинн ; 6) старинн .

1) ; 2) ;
3) ; 4) ;
5) ; 6) ..

Для развития самостоятельности в классах, где обучаются ученики с ЗПР, большое значение имеет система постановки вопросов.
Например, работая над понятиями о причастии в 7-ом классе, можно ограничиться изложением материала § 10 учебника русского языка.
Можно предложить учащимся вспомнить, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени.
Они спрягаются – отвечают некоторые семиклассники.
- А можно ли это сказать о причастии?
- Нет, причастия не спрягаются.
Затем объясняю, почему причастие особая форма глагола в формулировке правил.
Говорю, что форма особая потому, что, во-первых, имеет признаки глагола, но не спрягаются, а также признаки прилагательного.
Таким образом, причастие обладает признаками двух частей речи: прилагательного и глагола.
Изменяем данное словосочетание оживающая пустыня по числам и падежам, подбираем к слову оживающая существительные мужского и среднего рода. Делаем вывод: эти слова изменяются по числам, падежам и родам, как прилагательное.
Далее ученики находят у этих слов свойства глагола. Анализ материала § 10 служит как бы подтверждением правильности выводов, сделанных учащимися.
Очень эффективны вопросы, требующие установления сходства и различия явлений.
Например, на вопрос «Чем различаются полные и краткие причастия?», учащиеся отвечают в основном правильно, приводят примеры. Затем выполняются разнообразные задания упражнений в учебнике.
Организованная таким образом работа активизирует мыслительную деятельность учащихся.


г. Алматы
5 «Г» класс – ЗПР

Тема урока: Состав слова
Цель и задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся за 4-ый класс о составе слова.
2. На материале упражнений 28, 32 способствовать воспитанию любви к природе.
3. Продолжить работу над развитием навыков учащихся в умении отделить окончания у существительных, прилагательных, глаголов, подбирать однокоренные слова.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесные и практические. Контроль и обобщение знаний.
Оборудование урока: карточки для индивидуальных заданий учащихся.
Ход и содержание урока.
1. Индивидуальная работа. (Проверка домашнего задания).
2. Работа над упражнением 26.
Образовать и записать новые слова. Назвать общую и изменяемую часть слова. С помощью, какой значимой части образованы новые слова?
3. Из упражнения 27 выписать однокоренные слова. Доказать, что они являются родственными.
4. Записать под диктовку слова и выделить корень слова.
Лес, лесник, лесок, перелесок, безлесный.
Город, пригород, городской, загородный.
5. Прочитать упражнение 28.
- Назовите однокоренные слова.
- Расскажите, что нового о растениях вы узнали из этого отрывка?
- Выпишите выделенные слова и разберите их по составу.
6. Напишите слова по схемам.

1. Под ик

2. ят

3. ень

подберёзовик , котят а , беленьк .
Домашнее задание: § 7 упр. 32.
6 «Г» класс – ЗПР
Тема урока: Чередование А и О в корне –гор-гар.
Цель и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с лексическим значением корней –гор- (-гар-), с условием выбора букв о или а в корнях –гор-(-гар-).
Повторить буквы о, а в безударных корнях –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -рос-, -раст-; знаки препинания в конце предложения.
2. Развивать умения выделять слова с корнем –гор-, (-гар-) с чередующимися о и а и е и и в корнях слова.
3. Привитие интереса к русскому языку. Эстетическое воспитание.
Оборудование урока: таблицы, карточки.

Ход и содержание урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Запись предложения под диктовку.
Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак?
- Объясните постановку знаков препинания, подчеркните подлежащее и сказуемое;
- Как пишется не с глаголами?
- Объяснить правописание личных окончаний глагола;

- Разобрать по составу рассе

II. Изложение нового материала.
Гореть – ставим ударение, выделим корень, затем записываем в два столбика

Горе'ть уга'р

Горе'лый ог'арок

Загора'ть зага'р

- Определить, какая из чередующихся гласных находится под ударением, какая в безударном положении?
- Чтение правила § 20

III. Закрепление.
1. Выполнение упражнения 125;
2. Третий лишний
Выгореть, горелый, пригорок.
3. Выполнение упражнения 127
IV. Задание на дом: § 20 упр 128.
6 «Г» класс – ЗПР

Тема урока: Чередование а т о в корне –кас-, -кос-.
Цель и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с чередующимися гласными о и а в корнях –кас-, -кос-.
2. Развивать умения правильного написания слов с чередующимися гласными о-а.
3. Эстетическое воспитание.
Оборудования: таблица, карточки.

Ход и содержание урока.
I. Осложненное списывание.
Без шуб зеленных и зеленных шапок
Кусты … бежались на сырой мысок
Как отпеч..тки лё..ких птич..их лапок,
Тень веточек ложится на песок
(В. Шафнер)
• Вставить пропущенные орфограммы и объяснить правописание.
• Выделить корни в словах зелёных, сбежались, водорослей .
• К данным словам подобрать однокоренные слова.

II. Объяснение нового материала.
Учащиеся сами определяют, когда в безударном положении в корне –кос-, -кас- пишется а, а когда о, и формулируют правило.

Касаться коснуться

Прикасаться прикоснуться

Касанье прикосновенье

2. Работа по учебнику.
- Чтение § 19
- Работа над упражнением 121
3. Записать под диктовку.
1. Поэзия Пушкина – неиссякаемый2 источник, который, как в сказке, поит «Живою водою» всех, кто прикоснётся к нему.
2. Имел он счастливый талант коснуться до всего слегка (А.С.Пушкин).
4. Работа на упражнением 122
- Записать слова с чередующимися гласными в крнях –лож-, -лаг-.

III. Домашнее задание: § 19 упр. 123
7 «Г» класс – ЗПР

Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях.

Цель урока: Ознакомить учащихся с орфограммой № 62 «Образование наречий с помощью одновременного присоединения приставок по, в и суффиксов – аму, -ему, -и, -ых, -их. Образование наречий с кое, то, либо, нибудь.

Задачи:
1. Научить учащихся написанию наречий через дефис. Повторить имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Способы образования слов. Гласные в корне слова, в окончаниях существительных предлоги с существительными, местоимениями, числительными, н и нн в суффиксах разных частей речи, не с разными частями речи, различение не и ни.
2. Формирование навыков анализа наречий, образованных путем присоединения приставки и суффикса.
3. Привитие интереса к русскому языку.

Ход и содержание урока.

1. Проверка домашнего задания.
2. Проверка знаний учащихся на различие не и ни в разных частях речи.

Было нестерпимо стыдно перед ним (Н. Гоголь).

Немедленно закройте окна. Говорили не громко, а шёпотом.

Многие учащиеся домашнее задание выполнили далеко не добросовестно.

3. Составить предложения со словосочетаниями.
Нарисовал не хуже, списал не лучше, поднял не выше.

4. Работа с сигнальными карточками.
Местоимение. Наречие.
Нимало, несколько, ничуть, ничто, нечего, неаккуратно, что-нибудь, нечаянно, кое с кем, непреклонно, некогда.

5. Повторение дефисного написания неопределенных местоимений.
Кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь, кое-что, что-то, что-либо, что-нибудь.

6. Объяснение нового материала.
1) Подобрать наречия с приставкой кое, суффиксами то, либо, нибудь.
Учащиеся пишут на доске и в тетради:

кое-где, куда-то, откуда-либо, где-нибудь, когда-нибудь.

2) Работа над упражнением 220, 222

1. По-утиному, по-товарищески и т.д.

2. Во-вторых, в-третьих и т.д.

3) Чтение и анализ наречий в рамке стр. 100
Давным-давно, волей-неволей и т.д.

4) Чтение и анализ § 47. Дефис между частями слова в наречиях.

7. Тренировочное упражнение.
1) Выборочный диктант.
И без слов она понимала по-латышски и по-мадьярски. По-французски и по-немецки, и по-чешски, и по-словацки. Чтобы со всеми жить по-соседски.
(С. Михалков).

Солнце светило по-зимнему неярко. Когда лыжники вышли на место прежней стоянки, там все было по-старому.

2) Сопоставить сочетание слов, записать, поставить, где нужно, дефис.
Идти по новому пути – работать по-новому; учиться по старому учебнику – учиться по-старому. По прежнему пути идти было легче. Солнце садилось, но туристы по-прежнему шли не останавливаясь.

8. Синтаксический разбор предложения.
На безлюдный простор побелевших полей смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.4
Безлюдный2.
Кудрей1.

9. Домашнее задание: § 47, упр. 226. Выучить наизусть наречия в правом столбике.


9 «Г» класс – ЗПР

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными
определительными.
Цель: Дать понятие об особенностях строения и значения сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.

Задачи урока:
4. Научить синтаксическому и пунктуационному разбору сложноподчиненных предложений с придаточным определительным. Повторить определенно-личные, неопределенно-личные предложения.
5. Продолжить работу в построении сложноподчиненных предложений.
6. Нравственное воспитание.

Ход и содержание урока.

I. Краткое сообщение учителя о делении сложноподчиненных предложений на основные группы по значению.

II. Понятие об особенностях строения и значения сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.

1. Анализ предложений из упр. 34 (устно).
Вопросы к классу:
- На какой вопрос отвечают придаточные предложения?
- К какому слову главного предложения они относятся?
- Чем соединяются с определяемым словом?
- Есть ли в этих сложноподчиненных предложениях указательные слова? Назовите их.
- Может ли сложноподчиненное предложение с придаточным определительным быть построено без указательных слов?
- Какова роль указательных слов в главном предложении?
- Где стоят придаточные определительные?
Вывод учителя: придаточные определительные отвечают на вопрос какой? Обычно они относятся к существительному и прикрепляются к нему союзными словами что? где? куда? который? и др. указательные слова в главном предложении не являются обязательными, они только выделяют определяемое существительное. Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного.

III. Составление схем сложноподчиненного предложения с придаточными определительными (упр. 35).
Схема строения сложноподчиненного предложения с придаточным определительным будет иметь следующий вид:

который
+ указат. слово + сущ. , (союзное слово где )
что и др.

Знак + показывает неотвязность указательного слова.

IV. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.

Выборочный орфографический разбор (упр. 36 устно).

V. Конструирование предложений с придаточным определительным.
Упр. 37 письменно.

Домашнее задание: § 6 Ч.1, упр. 38,39.

Учитель русского языка и литературы - Л.В. Шубина

Сочинения в классах детей ЗПР
с психическим инфантилизмом

Психический инфантилизм – это психофизическая незрелость ребенка. У детей задержка развития лобных долей головного мозга. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения. Для инфантильных детей характерна богатая природная эмоциональность, они стремятся играть, в игре ставится цель, разрабатываются планы её достижения, в игре же она реализуется.
Ребята эмоциональны, импульсивны, поэтому между ними часто возникают споры, иногда драки.
На уроках ребята склонны отвлекаться, нет навыков самоконтроля, у них двигательная расторможенность. Эта расторможенность проявляется и в эмоция.
Так, например, близнецы Петя, Вася, Гриша Воронцовы, когда снимались в видеоклипе группы «Бублики», а съёмки затягивались надолго, вытворяли на съёмочной площадке разные фокусы. О съёмках близнецы говорят с улыбкой. Рассказывают, что первые шаги в рекламном бизнесу давались нелегко.
Дети очень хорошо воспринимают природу. В сочинении по русскому языку на тему: «Мой город, состояние окружающей среды» Воронцов Вася пишет: «»Мой любимый город – Алматы. Он славится своей красотой. В переводе с казахского языка Алма – яблоко, ата – дедушка. Алматы – город-сад, на разогретой земле которого душистые тополя, фруктовые деревья, цветы, пышно разрослись голубые ели».
В сочинении «Мой незабываемый день» Мелехин Александр пишет о том, как он любит природу, рыбалку. На соревнованиях по рыбной ловле в городе Алматы он занял первое место, а на соревнованиях на озере Балхаш – второе место.
В сочинении – описании архитектурного памятника Воронцав Петя пишет о том, как он побывал в городе Иссык, где увидел «Золотого» человека, символа Независимости Казахстана. «Золотой» человек был обнаружен в кургане, в деревянном срубе. Одежду «Золотого» человека украшали золотые изделия. Вооружение юноши – позолоченный меч и железный кинжал.
Саттаева Кристина пишет о том, как понравился ей мавзолей Кожа Ахмеда Яссауи, который находится в Южном Казахстане севернее Чимкента, в центре плоской, как стол бескрайней степи. Грандиозный мавзолей возвышается. Яссауи – великий тюркский святой, живший в XII веке.
Аскерову Шабану очень нравится памятник Абая, который установлен в 1960 году в городе Алматы на площади Абая. Авторы: скульптор Х.И. Наурызбаев, архитектор И.И. Белоцерковский. Скульптура отлита из бронзы. Форма постамента трапециевидная выполнена из красного гранита.
Фигура Абая в движении. В левой согнутой руке он держит книгу, а правой придерживает полы накинутого на него чапана. Лицу придано выражение задумчивости, взгляд устремлен в будущее.
Этот памятник также очень нравится Воронцову Грише. Он очень любит Абая, так как Абай – незаурядная личность, великий казахский поэт-просветитель, мыслитель, классик, основоположник новат казахской национальной литературы.
Таким образом, судя по сочинениям учеников 8 «Г» класса ЗПР при неосложненном инфантилизме дети стали более зрелыми, почти не отличаются от своих сверстников.

г.Алматы 2006 год

-----------------------------7d73c8301403a2
Content-Disposition: form-data; name="format"

1

Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy (2007-08-21)
Просмотров: 4234 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru