Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"
Одна из основных задач в современной школе - развитие мышления учащихся, способности говорить и выражать свою точку зрения. Безусловно, всему этому можно научить учащихся на уроке литературы. Именно на этом уроке учитель создает все условия, при которых ученик начнет «говорить». Тем не менее, практика показывает, что добиться связной речи учащихся достаточно трудно. Немногие учащиеся умеют четко и логично излагать свои мысли, композиционно оформлять свою речь, оценивать чужие высказывания. Связано это, прежде всего, со снижением интереса к чтению.
Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений является собственный рисунок учащегося. Использование детского рисунка на уроке литературы создает благоприятные условия для речевых ситуаций, повышает мотивацию, обеспечивает единство конкретного и абстрактного.
Л.С. Выготский писал: «Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал». Отсюда вытекает важный методический вывод: текст создается учащимся еще в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования высказывания, способствует развитию мышления, внимательности, отбора языковых средств, повышает интерес учащегося к литературному произведению. Постоянное использование детского рисунка дает новые возможности в создании речевых ситуаций на определенных этапах урока.
Представляю свой опыт работы в этом направлении.
При изучении художественного произведения задаю домашнее задание: нарисовать иллюстрацию любого понравившегося эпизода. Во-первых, это сразу вызывает интерес, так как задание рассчитано на творчество, поэтому нет строгих рамок оценивания. Во-вторых, чтобы нарисовать иллюстрацию к эпизоду, учащемуся необходимо не только прочитать текст, но и подумать над произведением, выделить эпизод, определить его место в произведении. Непосредственно при рисовании учащийся будет работать с деталью текста. На уроке создается речевая ситуация при обсуждении эпизодов:
- Расскажи, какой эпизод изображен на иллюстрации?
- Какую роль играет данный эпизод в произведении?
- Опиши, что именно изображено на иллюстрации: какие герои, их позы, фон.
- Почему выбрана эта цветовая гамма. Как она передает настроение героев, твое отношение к ним.
- Почему ты выбрал именно этот эпизод? Чем он тебе понравился.
Работу с рисунком можно совместить с работой над иллюстрациями художников к данному произведению. Так при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» произведение изучалось по иллюстрациям художников. Учащимся в композиционном порядке были представлены иллюстрации (слайды). Затем было предложено составить описание:
- Какой эпизод представлен?
- Что именно изображено? Каких героев ты узнал? Как они представлены художником: какими красками нарисованы, позы героев, мимика.
- Можно по иллюстрации определить отношение автора к героям?
- Передает ли художник отношение автора произведения к героям?
- Совпадает ли твое представление о герое с изображенным на иллюстрации?
- Можно ли по данной иллюстрации узнать литературное произведение? Какие детали использовал художник, чтобы добиться этого?
Таким образом, когда учащийся работает над иллюстрацией, у него развивается мышление. Он не просто констатирует факт, он думает, размышляет. Самое интересное, что в большинстве своем заведомо верных ответов нет. Ответ каждого будет индивидуален. Здесь наряду с образным мышлением развивается и словесное.
Домашнее задание: нарисовать свою иллюстрацию к этому же произведению. Да, иллюстрации детей становятся похожими на иллюстрации художников. Чаще те же эпизоды, но это неплохо. Ученик увереннее чувствует себя, так как не только осмыслил текст, но и получил зрительную опору для того, что осмыслил. Отсюда, рисунок положительно влияет на долговременную память – один из ведущих речевых механизмов. Она предполагает обогащение словаря учащихся, систематическое накопление и формирование способности производить отбор слов, адекватных теме и замыслу. Также, опираясь на уже увиденное, учащийся уделит больше внимания деталям в художественном тексте, для того чтобы использовать их в своей иллюстрации.
На заключительном этапе изучения «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» учащимся было предложено нарисовать обложку к пьесе. В процессе изучения ученики посмотрели художественную постановку «Моцарт и Сальери». При обсуждении на уроке представленных обложек дети использовали детали, увиденные в художественном фильме: место действия – театр, бусы с ядом. Это свидетельствует о проявленном интересе к произведению, о развитии внимания, зрительной памяти, развитии ассоциативного мышления. Каждый ученик «защищал» свою обложку. Вопрос классу: «Можно узнать литературное произведение по данной обложке, если бы мы не знали автора и название произведения? Почему?»
При изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» каждому ученику дана иллюстрация художника. Учащимся предлагается композиционно расставить иллюстрации, найти описание данного эпизода в тексте. В порядке развития сюжетной линии учащиеся должны представить иллюстрации.
При работе над образом степи учащиеся составляли эйдос-конспект. Эйдос-конспект представляет собой синтез рисунка учащегося с использованием языковых средств художественного текста. Учащийся рисует созданные автором предметы, образы, точно следуя описаниям автора. Ученик создает ту цветовую гамму, которую использует автор в тексте. Но это не просто рисунок, это конспект текста. На рисунке учащийся подписывает нарисованные предметы словами из текста. В процессе работы над эйдос-конспектом разворачивается работа над осмыслением языковых средств, используемых автором. Учащиеся разбирают, в прямом или переносном значении употребляется слово, что такое метафора, какие эпитеты использует автор, расширяется их словарный запас. Эйдос-конспект развивает образно-ассоциативное мышление. Например, степь в повести представлена Гоголем как золотисто-зеленый океан. Почему «океан»? Большой - без границ - свобода. Казаки едут воевать за свободу - океан – степь - родину.
«Куропатки шныряют».
- Объяснить значение глагола «шнырять».
Учащиеся начинают подбирать синонимы «бегать, быстро бегать, ходить туда-сюда» и так далее.
- Почему автор не говорит, что куропатки быстро бегали, а употребляет именно глагол «шнырять»?
Работа над лексическим значением слова. Происходит расширение словарного запаса учащихся.
«Чайка плавно купается», «желтый дрок выскакивает»
- В каком значении употребляются глаголы «купается», «выскакивает»: прямом или переносном?
Разворачивается работа над языковыми средствами выразительности.
В итоге учащиеся приходят к пониманию искусства слова. В результате учащемуся легче подготовить связный рассказ, так как он опирается на созданный им эйдос-конспект.
Таким образом, использование рисунков учащихся на уроках литературы - эффективный путь формирования коммуникативных умений учащихся. Известный методист К.Б. Бархин писал, что «графический язык в некоторых отношениях более доступен детям, чем язык слов: ребенок раньше живописец и график, чем писатель. Занятие рисованием…- необходимая подготовка к словесному творчеству». Соединение словесных и изобразительных средств дает двойную мотивацию для создания высказываний и в большей степени способствует развитию связной речи школьников.

Источник: http://1.Выготский Л.С. Рисование в детском возрасте. (Глава VIII из книги: Воображение и творчество в детском возрасте: Психо
Категория: Русский язык и литература | Добавил: диана37 (2012-02-01) | Автор: Кондрашева Диана Кайратовна E
Просмотров: 3149 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-19, 6:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru