Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Тема: Анатолий Алексин «Самый счастливый день».
Учитель русского языка и литературы СШ №16 г. Астаны
Абишева Гуль Крымовна

Тема: Анатолий Алексин «Самый счастливый день».
Форма: Урок открытых мыслей «СОЛНЦЕ СЕМЬИ»

Цели:
1.Раскрыть тему произведений, характеры героев, их взаимоотношения
2 Воспитывать чуткое отношение к родителям, близким, родным, положительные качества.
3.Помочь родителям и детям задуматься о теплоте их взаимоотношений в семье
Задачи:
1. дети познакомятся с содержанием сказки «Солнце семьи»
2. поймут его главную мысль
3. выскажут друг другу свои чувства
Оборудование:
интерактивная доска, распечатки текстов, солнце, цветная бумага, ножницы, портрет писателя, рисунки учащихся, сочинения, эпиграф, пословицы, зеркала.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой (учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят)
Желаю (соприкасаются большими пальцами)
Успеха (указательными)
Большого (средними)
Во всем (безымянными)
И везде (мизинцами).
После «встречи» мизинцев пальцы рук переплетаются и произносится фраза : «Удачи тебе на уроке!»

2. Постановка цели и задач.
3. Слово учителя с элементами беседы.
Итак, у нас сегодня очередная встреча на уроке литературы. Это один из уроков, когда можно поговорить на любую тему, высказать свою точку зрения. Я хочу поговорить с вами о взаимоотношении вас и ваших родителей в семье, о ваших совместных делах, победах, а, может быть, и, неудачах.
Это очень важная тема, и я хочу, чтобы на этом уроке прозвучали ваши собственные мысли, мнения, пусть это будут мысли «вслух». Потому-то наш урок и будет называться – урок открытых мыслей. А поможет нам в этом писатель Анатолий Георгиевич Алексин и его произведения «Мой самый счастливый день» Эпиграфом к нашему уроку послужат следующие строки:
Тому, кто в юности своей
Не чтил отца и мать
Почета от своих детей
Не суждено узнать.
(туркменская пословица).
- К этим строчкам мы вернемся позже, а сейчас давайте вспомним рассказ А.Г.Алексина «Самый счастливый день».
- О ком этот рассказ?
- Что произошло в семье мальчика?
- Что решил сделать мальчик, чтобы помирить родителей? (Подтвердить текстом). Удалось ли это ему?
- Как вы объясните название рассказа?
- О каких качествах характера героя мы можем сказать?
- Могли бы вы назвать один из дней своей жизни тоже счастливым?
4. Чтение сочинений.
- Какой из дней в семье считается самым счастливым в вашей жизни, мы узнали из ваших сочинений, которые вы писали на прошлом уроке. Тема сочинений была одноименная – «Самый счастливый день в семье». У кого-то это был день рождения, Новый год; у кого-то – запомнившаяся поездка, а у кого-то – просто случай из жизни. Мы выбрали лучшие и сейчас просим авторов их зачитать: (перечисление авторов работ).

- Почему счастливые дни в ваших жизнях отличаются друг от друга?
- Кто как понимает счастье?
- Что такое счастье для каждого из вас?

Вопросы детям:
- Что для вас семья?
- Почему семья нужна человеку?
- Вы гордитесь своей семьей? Почему?
- А теперь вернемся к эпиграфу.
- Какой мы можем сделать вывод? Почему выбраны в качестве эпиграфа эти слова?
(Записать в тетрадях свои мысли по этому поводу).

Вывод: необходимо относится к родителям, близким, родным с любовью, вниманием, уважением, оказывать посильную помощь.
5.Творческая работа
Собрать пословицы о семье с помощью зеркал. Раскрыть их смысл.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семейные нелады доведут до беды.
Семья крепка ладом.
Сердце матери лучше солнца греет.
Семьёй и горох молотят.

Прочтите слова на доске:
Нәресте құстың көлеңкесінен де тонады
Младенцу и от тени птицы холодно
An infant feels cold in the shadow of a bird
Сколько простого и искреннего смысла скрыто в этих словах, часто цитируемых Сарой Алпысовной Назарбаевой.
-А какой смысл вы вкладываете в эти слова?
Что может подарить младенцу то тепло, которого ему не хватает?
6. Поразмышляем вместе.
Прочитайте текст.
У ворот богатого дома сидел малыш-сирота, одетый в лохмотья. Он протягивал руку к прохожим. Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не посмотрел, не хотел посмотреть на бедного сироту.
Вечером подул холодный ветер, и бедного бездомного мальчонку забила дрожь. Малыш беззвучно плакал, и слезы катились по его лицу. А люди расходились по домам. Никто не хотел его не видеть, не слышать.
- О красное солнце, доброе солнце, зачем ты уходишь? Ни матери у меня нет, ни дома. Куда мне деваться, к кому пойти? Вернись, возьми меня с собой, доброе солнце! Я скоро приду к тебе!
И несчастный малыш, дрожа от холода, хватаясь за стены домов, пошёл вслед за солнцем. Он всё шёл и шёл, пока не вышел из города.

- Что вас удивило? (подчеркните)
- Почему малыш был один на улице?
- Почему люди проходили мимо?
- Что заставило мальчика заплакать?
- У кого мальчик стал искать защиты?
- Почему он обратился именно к солнцу?
- Как вы думаете, что произойдёт с мальчиком дальше?
(Обсуждение)

(Раздаётся 2 часть)
Вскоре он поднялся на вершину горы. Камни резали его ноги, над ним мерцали холодные звезды. Вдруг он услышал чей-то голос.
-Ты кто? Куда ты идёшь?
- Я к солнцу иду. Вы не знаете, где его дом? Далеко или близко?
- Почему тебя одного так поздно отпустили родители?
- Нет у меня родителей. Я сирота.
Незнакомец помолчал, потом взял его за руку и повёл в дом. Все домочадцы доброго незнакомца сидели за столом – жена и трое детишек.
- Подчеркните, что необычного произошло с мальчиком.
(Обсуждение)
-Что он искал на вершине горы?
- Чего он ждал от встречи с солнцем?
- Почему незнакомец заговорил с ним?
- Как вы думаете, для чего он привёл мальчика в дом?
- А как бы вы поступили на месте пастуха?
(Обсуждение.)

Вспомните мечту главного героя. Прочтите 3 часть и узнайте, нашёл ли он солнце. Подчеркните, где он его нашёл.
- Милые дети, я вам братца привёл. Любите друг друга. Подойдите, обнимите его.
Первой малыша обняла и поцеловала, как мать, жена пастуха. Затем подошли и дети, обняли и поцеловали его, как брата.
Малыш заплакал от счастья. Потом мать постелила постель и уложила детей возле себя. Мальчик быстро уснул. Ему снилось, что он, наконец, пришел к солнцу, крепко обнял его и вот теперь спит, обнявшись с ним. От радости мальчик проснулся. Проснулся и видит: вовсе не солнце обнимает, а братьев своих и крепко держит руку матери. И мальчик вдруг понял, что солнце здесь, в этом доме. И он в объятьях солнца.
- Как встретили домочадцы мальчика?
- Почему малыш проснулся с чувством радости?
- За что мальчик может сказать спасибо этой семье?
-А вы за что вы хотели бы сказать спасибо своей семье?
- Символом чего стало солнце в рассказе?
7.Творческая работа (На доске – желтый круг со словом «Семья»).
У нас тоже есть солнце семьи. Но на нем не хватает лучиков, чтобы оно засияло. Эти лучики – ваши ладошки. Обведите свою ладошку, вырежьте.

К вам приплыла Золотая рыбка. Сегодня и только сегодня она готова исполнить одно ваше заветное желание.
Попросите что-нибудь для ваших близких: папы, мамы, бабушки, дедушки, братьев, сестёр. Напишите то, о чём вы просите Золотую рыбку на вырезанной ладошке. (Каждый участник прикрепляет вырезанную из желтой бумаги ладошку и зачитывает.)
Вот и засияло солнце семьи. Пусть в каждой семье будет то, что вы сегодня написали на желтых лучиках.
8. Рефлексия.
- Урок заставил задуматься …
-Урок показался интересным …
- Урок меня научил …
9. Подведение итогов.
Итак, наш урок завершен, но разговор, надеюсь, нет. Многие высказали свое мнение свои мысли и сделали для себя выводы. Я верю, что вы задумались серьезно над этими вопросами и впредь будете бережней, с уважением относится к своим близким, родным, родителям, беречь свою семью.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: artem11122003 (2012-02-28)
Просмотров: 14344 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-07-09, 12:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru