Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок - викторина по поэме Гоголя Н.В. «Мёртвые души».
Урок - викторина по поэме Гоголя Н.В. «Мёртвые души».
(итоговое занятие 9 класс)
Цели урока:
Обобщить и систематизировать полученные сведения по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”,
задачи:
- сформировать представление о характерах персонажей, об особенности предметного мира поэмы. (Изображение усадьбы, дома, интерьера, еды),
- развивать монологическую речь , умение давать оценку исторических событий, явлений, эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение;
- формировать умение чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
- воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни, формировать чувство коллективизма при работе в группе, любви и уважения к литературе и к ценностям мировой культуры.
Оборудование урока: игровое поле, игральные кости, призы, видеомагнитофон, кассета с клипами.
Ход урока.
Работа в интерактиве. Класс делится на 3 группы, каждая сидит за отдельным столиком. У всех команд по одному кубику на столе, который каждый из игроков по очереди кидает.
1. Ведущий объявляет о начале игры, объясняет правила.
Правила игры: команды по очереди бросают кости, выполняют выпавшее им задание, если команда не справляется с заданием, ход переходит к следующей. Выигрывает команда, пришедшая к финишу первой.(Движение по игровому полю осуществляется слева на право)
2.Команды по очереди бросают кости.

Обозначения на игровом поле.
Е – вопросы связанные с едой;
П – портрет;
Д – дом;
О - одежда;
М – монолог наизусть;
Х – художник, нарисовать портрет одного из помещиков;
Б – биография Гоголя Н.В.;
Т – тесты по поэме «Мёртвые души»;
К – предложите одну из классификаций помещиков;

- переход хода;

- музыкальная пауза;

- приз;
- финиш.

- интересное из жизни Н.В.Гоголя.
(Игровое поле прилагается в архиве)

Задания к викторине.
Е –кто потчевал Чичикова обыкновенными русскими щами? (Манилов.)
Е– Кто потчевал Чичикова пресным пирогом с яйцом, грибками, пирожками- скородумками, шанежками ,пряглами, блинами, лепёшками со всякими припёками: припёкой с луком , с маком , творогом и со снеточками? ( Коробочка.)
Е - Какой обед был у Ноздрёва? ( Всё пригорело, не сварилось.)
Е .- Кто кормил Чичикова бараньим боком с кашей, ватрушкой размером больше тарелки, индюком ростом с телёнка. (Собакевич.)
Е .-Чем угощал Чичикова Плюшкин? (Куличом да ликёрчиком с мухами.)
Е .-У кого из помещиков Чичиков прикасался к еде? (у всех кроме Плюшкина и Ноздрёва.)
Рассказать об особенностях портрета помещиков.
П - Портрет Манилова.
П - Портрет Коробочки.
П.- Портрет Ноздрёва.
П- Портрет Собакевича.
П. -Портрет Плюшкина.
П. -Портрет Чичикова.
Рассказать об особенностях усадьбы и дома помещиков.
Д - Усадьба и интерьер дома Манилова.
Д - Усадьба и интерьер дома Коробочки.
Д - Усадьба и интерьер дома Ноздрёва.
Д - Усадьба и интерьер дома Собакевича.
Д - Усадьба и интерьер дома Плюшкина.
Д.- Кто из помещиков заботится о своей усадьбе лучше всех. (Коробочка, Собакевич.)
Рассказать об особенностях одежды помещиков.
О- Кто встречал Чичикова в зелёном шалоновом сюртуке? (Манилов.)
О - Кто был в спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее?
( Коробочка.)
О. - Кто был в полосатом архалуке? ( Ноздрёв.)
О. - «Фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны и панталоны длинны?» (Собакевич.)
О- .Кто был «… В неопределённом платье, похожем на женский капот, на голове колпак какой носят деревенские дворовые бабы?» ( Плюшкин.)
М.- Монолог наизусть.
К.- Классификация помещиков. ( Предложить несколько по разным признакам.)
Задание « художник.»
Х.- Нарисовать портрет Ноздрёва.
Х.- Нарисовать портрет Манилова.
Х.- Нарисовать портрет Плюшкина.
Вопросы по биографии Гоголя Н.В.
Б.- Где ,когда и в какой семье родился Гоголь? (1809 в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда.)
Б.- Где учился Гоголь и чем увлекался? ( В гимназии высших искусств в городе Нежине. скрипка, живопись, спектакли.)
Б.- Кем начинал работать Гоголь? (Департамент госхозяйства писцом и помощником столоначальника)
Б.- .Какое первое произведение пишет Гоголь и печатает его под псевдонимом В. Алов? (Ганс Кюхельгартен)
Б.- Где и в какое время Гоголь пишет «Мёртвые души.»? (1836-1839г в Риме.)
Б.- . Назовите произведения, которые написал Гоголь.
Б.- Кто подсказал Гоголю сюжет поэмы «Мёртвые Души»?
Тесты задаются по 3 .
1. Определите жанр "Мёртвых душ" (авторское определение).
а) роман;
б) повесть;
в) роман - эпопея;
г) поэма;
д) роман-хроника.
В «Мёртвых душах" главная тема:
а) жизнь помещиков;
б) жизнь чиновников;
в) жизнь крестьянства; г) столичная жизнь;
д ) жизнь России.
3. Смысл названия произведения "Мёртвые души" заключается в том, что
а ) автор объявил ''мёртвыми душами" крепостников и чи¬новников;
б) автор подробно описал аферу Чичикова с умершими кре¬стьянами;
в) автор НЕ раскрывает в произведении смысла названия.
4 Для чего Чичиков скупал "мёртвых. душ"?
а) для того, чтобы считаться богатым помещиком;
б) для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысячи душ;
в) для того, чтобы заложить их в опекунский совет в каче¬стве живых;
г) были другие причины.
5.Все части "Мёртвых душ" связаны
а) образом автора-повествователя;
б) общим сюжетом;
в) общими героями;
г.) путешествующим героем.
6. Каких героев Гоголь намеревался провести через жизнен¬ные испытания к возрождению (2 том)?
а) Чичикова и Манилова;
б) Манилова и Ноздрёва;
в) Ноздрёва и Плюшкина;
г) Плюшкина и Чичикова;
д) Чичикова и Собакевича.
7. Жизнеописание какого помещика дал Гоголь?
а) Плюшкина;
б) Собакевича;
в) Манилова;
г) Коробочки;•
д) Ноздрёва.
8. О ком в "Мёртвых душах'" сказано: "Прореха на человечестве"? .
а) Ноздрёв;
б) Коробочка;
в) Собакевич;
г) капитан Копейкин;
д) Плюшкин.
9.Какой приём использовал автор в следующем описании: " В углу комнаты была навалена на полу куча того, что по¬грубее и что недостойно лежать на столах. Что именно на¬ходилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было В таком изобилии, что руки всякого касавшегося станови¬лись похожими на перчатки заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая по¬дошва сапога. "
а) гипербола;
б) гротеск;
в) аллегория;
г) метафора;
д) фарс.
10. У кого из помещиков был в поместье "храм уединенного размышления"?
а) у Собакевича;
б) у Плюшкина;
в) у Ноздрёва;
г) у Манилова.
11. О ком из героев сказано: " ... люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан"?
а) Чичиков;
б) Мижуев;
в) губернатор;
г) Манилов;
д) Плюшкин.
12. Укажите к каким помещикам заезжал Чичиков (в той по¬следовательности, что и в произведении) :
а) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев;
б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв;
в) Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Манилов, Плюшкин;
г) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин;
д) Собакевич, Ноздрёв, Манилов, Плюшкин, Коробочка.
13. В чьём кабинете "всегда лежала какая-то книжка, зало¬женная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. "?
а) Мижуева;
б) Чичикова;
в) Собакевича
г) Плюшкина;
д) Манилова.
14. Чичиков, покинув Манилова, изменил маршрут потому, что
а) испугался преследования;
б) получил более выгодное предложение;
в) Селифан, напившись, про пустил поворот;
г) решил осмотреть окрестности;
д) был приглашён Коробочкой.
15 Назовите "исторического 'человека" в "Мёртвых душах" .
а) Манилов;
б) Ноздрёв;
в) Наполеон
г) капитан Копейкин;
.
д) Чичиков .
16. Родители Чичикова были
а) мещане;
б) крестьяне;
в) ремесленники;
г) дворяне;
д) разночинцы.
17. На кого' "жизнь при начале взглянула ... как-то кисло ¬неприютно ... Ни друга, ни товарища в детстве! "?
а) Мижуева;
б) Копейкина;
в) Плюшкина;
г) Чичикова;
д) Ноздрёва.
18. Каковы были наставления отца Чичикова?
а) всем угождать;
б) помнить своё место;
в) беречь и копить копейку;
г) жить в своё удовольствие;
д) никому не доверять
19. Почему Чичиков был уволен с таможни?
а) был уличён во взяточничестве;
б) не понравился начальству;
в) по доносу нижестоящих чиновников;
г) из-за ссоры с сообщником;
д) не мог мириться с беззаконием, царившим на таможне.
20. Зачем приехала в город Коробочка?
а) Чичиков произвёл на неё впечатление, и она решила при-
знаться в своих чувствах;
б) она приехала навестить старинную приятельницу;
в) она приехала, чтобы продать оставшуюся пеньку и сало;
г) будучи по натуре весьма подозрительной, решила узнать,
не продешевила ли она при продаже мёртвых душ;
д) она решила предложить Чичикову купить у неё ещё кре¬стьян.
21. Зачем Чичиков дрессировал мышь в детстве?
а) хотел развеселить своих товарищей по училищу;
б) был очень любознательным и пытливым ребёнком;
в) хотел потом подороже продать дрессированную мышь;
г) хотел продемонстрировать свои умения учителю биоло¬гии.
22. По какой цене Чичиков покупал крестьян у Собакевича?
а) 100 рублей;
б) Собакевич подарил Чичикову крестьян;
в) 50 рублей;
г) три рубля;
д) два рубля пятьдесят копеек.
23. Кaкoe прозвище дали мужики Плюшкину?
а)дубинноголовый;
б) заплатанной;
в) добряк;
г) кулак-человек.
+Интересный материал о жизни Н.В. Гоголя ( В. Вересаева «Гоголь в жизни» том 3, Москва 1990г.)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: olka2238 (2012-03-21) | Автор: Ольга Викторовна Зелёнкина E
Просмотров: 9429 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 4.0/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-06-20, 0:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru