Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Урок - викторина по поэме Гоголя Н.В. «Мёртвые души». (итоговое занятие 9 класс) Цели урока: Обобщить и систематизировать полученные сведения по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”, задачи: - сформировать представление о характерах персонажей, об особенности предметного мира поэмы. (Изображение усадьбы, дома, интерьера, еды), - развивать монологическую речь , умение давать оценку исторических событий, явлений, эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение; - формировать умение чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; - воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни, формировать чувство коллективизма при работе в группе, любви и уважения к литературе и к ценностям мировой культуры. Оборудование урока: игровое поле, игральные кости, призы, видеомагнитофон, кассета с клипами. Ход урока. Работа в интерактиве. Класс делится на 3 группы, каждая сидит за отдельным столиком. У всех команд по одному кубику на столе, который каждый из игроков по очереди кидает. 1. Ведущий объявляет о начале игры, объясняет правила. Правила игры: команды по очереди бросают кости, выполняют выпавшее им задание, если команда не справляется с заданием, ход переходит к следующей. Выигрывает команда, пришедшая к финишу первой.(Движение по игровому полю осуществляется слева на право) 2.Команды по очереди бросают кости. Обозначения на игровом поле. Е – вопросы связанные с едой; П – портрет; Д – дом; О - одежда; М – монолог наизусть; Х – художник, нарисовать портрет одного из помещиков; Б – биография Гоголя Н.В.; Т – тесты по поэме «Мёртвые души»; К – предложите одну из классификаций помещиков; - переход хода; - музыкальная пауза; - приз; - финиш. - интересное из жизни Н.В.Гоголя. (Игровое поле прилагается в архиве) Задания к викторине. Е –кто потчевал Чичикова обыкновенными русскими щами? (Манилов.) Е– Кто потчевал Чичикова пресным пирогом с яйцом, грибками, пирожками- скородумками, шанежками ,пряглами, блинами, лепёшками со всякими припёками: припёкой с луком , с маком , творогом и со снеточками? ( Коробочка.) Е - Какой обед был у Ноздрёва? ( Всё пригорело, не сварилось.) Е .- Кто кормил Чичикова бараньим боком с кашей, ватрушкой размером больше тарелки, индюком ростом с телёнка. (Собакевич.) Е .-Чем угощал Чичикова Плюшкин? (Куличом да ликёрчиком с мухами.) Е .-У кого из помещиков Чичиков прикасался к еде? (у всех кроме Плюшкина и Ноздрёва.) Рассказать об особенностях портрета помещиков. П - Портрет Манилова. П - Портрет Коробочки. П.- Портрет Ноздрёва. П- Портрет Собакевича. П. -Портрет Плюшкина. П. -Портрет Чичикова. Рассказать об особенностях усадьбы и дома помещиков. Д - Усадьба и интерьер дома Манилова. Д - Усадьба и интерьер дома Коробочки. Д - Усадьба и интерьер дома Ноздрёва. Д - Усадьба и интерьер дома Собакевича. Д - Усадьба и интерьер дома Плюшкина. Д.- Кто из помещиков заботится о своей усадьбе лучше всех. (Коробочка, Собакевич.) Рассказать об особенностях одежды помещиков. О- Кто встречал Чичикова в зелёном шалоновом сюртуке? (Манилов.) О - Кто был в спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее? ( Коробочка.) О. - Кто был в полосатом архалуке? ( Ноздрёв.) О. - «Фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны и панталоны длинны?» (Собакевич.) О- .Кто был «… В неопределённом платье, похожем на женский капот, на голове колпак какой носят деревенские дворовые бабы?» ( Плюшкин.) М.- Монолог наизусть. К.- Классификация помещиков. ( Предложить несколько по разным признакам.) Задание « художник.» Х.- Нарисовать портрет Ноздрёва. Х.- Нарисовать портрет Манилова. Х.- Нарисовать портрет Плюшкина. Вопросы по биографии Гоголя Н.В. Б.- Где ,когда и в какой семье родился Гоголь? (1809 в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда.) Б.- Где учился Гоголь и чем увлекался? ( В гимназии высших искусств в городе Нежине. скрипка, живопись, спектакли.) Б.- Кем начинал работать Гоголь? (Департамент госхозяйства писцом и помощником столоначальника) Б.- .Какое первое произведение пишет Гоголь и печатает его под псевдонимом В. Алов? (Ганс Кюхельгартен) Б.- Где и в какое время Гоголь пишет «Мёртвые души.»? (1836-1839г в Риме.) Б.- . Назовите произведения, которые написал Гоголь. Б.- Кто подсказал Гоголю сюжет поэмы «Мёртвые Души»? Тесты задаются по 3 . 1. Определите жанр "Мёртвых душ" (авторское определение). а) роман; б) повесть; в) роман - эпопея; г) поэма; д) роман-хроника. В «Мёртвых душах" главная тема: а) жизнь помещиков; б) жизнь чиновников; в) жизнь крестьянства; г) столичная жизнь; д ) жизнь России. 3. Смысл названия произведения "Мёртвые души" заключается в том, что а ) автор объявил ''мёртвыми душами" крепостников и чи¬новников; б) автор подробно описал аферу Чичикова с умершими кре¬стьянами; в) автор НЕ раскрывает в произведении смысла названия. 4 Для чего Чичиков скупал "мёртвых. душ"? а) для того, чтобы считаться богатым помещиком; б) для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысячи душ; в) для того, чтобы заложить их в опекунский совет в каче¬стве живых; г) были другие причины. 5.Все части "Мёртвых душ" связаны а) образом автора-повествователя; б) общим сюжетом; в) общими героями; г.) путешествующим героем. 6. Каких героев Гоголь намеревался провести через жизнен¬ные испытания к возрождению (2 том)? а) Чичикова и Манилова; б) Манилова и Ноздрёва; в) Ноздрёва и Плюшкина; г) Плюшкина и Чичикова; д) Чичикова и Собакевича. 7. Жизнеописание какого помещика дал Гоголь? а) Плюшкина; б) Собакевича; в) Манилова; г) Коробочки;• д) Ноздрёва. 8. О ком в "Мёртвых душах'" сказано: "Прореха на человечестве"? . а) Ноздрёв; б) Коробочка; в) Собакевич; г) капитан Копейкин; д) Плюшкин. 9.Какой приём использовал автор в следующем описании: " В углу комнаты была навалена на полу куча того, что по¬грубее и что недостойно лежать на столах. Что именно на¬ходилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было В таком изобилии, что руки всякого касавшегося станови¬лись похожими на перчатки заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая по¬дошва сапога. " а) гипербола; б) гротеск; в) аллегория; г) метафора; д) фарс. 10. У кого из помещиков был в поместье "храм уединенного размышления"? а) у Собакевича; б) у Плюшкина; в) у Ноздрёва; г) у Манилова. 11. О ком из героев сказано: " ... люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан"? а) Чичиков; б) Мижуев; в) губернатор; г) Манилов; д) Плюшкин. 12. Укажите к каким помещикам заезжал Чичиков (в той по¬следовательности, что и в произведении) : а) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев; б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв; в) Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Манилов, Плюшкин; г) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин; д) Собакевич, Ноздрёв, Манилов, Плюшкин, Коробочка. 13. В чьём кабинете "всегда лежала какая-то книжка, зало¬женная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. "? а) Мижуева; б) Чичикова; в) Собакевича г) Плюшкина; д) Манилова. 14. Чичиков, покинув Манилова, изменил маршрут потому, что а) испугался преследования; б) получил более выгодное предложение; в) Селифан, напившись, про пустил поворот; г) решил осмотреть окрестности; д) был приглашён Коробочкой. 15 Назовите "исторического 'человека" в "Мёртвых душах" . а) Манилов; б) Ноздрёв; в) Наполеон г) капитан Копейкин; . д) Чичиков . 16. Родители Чичикова были а) мещане; б) крестьяне; в) ремесленники; г) дворяне; д) разночинцы. 17. На кого' "жизнь при начале взглянула ... как-то кисло ¬неприютно ... Ни друга, ни товарища в детстве! "? а) Мижуева; б) Копейкина; в) Плюшкина; г) Чичикова; д) Ноздрёва. 18. Каковы были наставления отца Чичикова? а) всем угождать; б) помнить своё место; в) беречь и копить копейку; г) жить в своё удовольствие; д) никому не доверять 19. Почему Чичиков был уволен с таможни? а) был уличён во взяточничестве; б) не понравился начальству; в) по доносу нижестоящих чиновников; г) из-за ссоры с сообщником; д) не мог мириться с беззаконием, царившим на таможне. 20. Зачем приехала в город Коробочка? а) Чичиков произвёл на неё впечатление, и она решила при- знаться в своих чувствах; б) она приехала навестить старинную приятельницу; в) она приехала, чтобы продать оставшуюся пеньку и сало; г) будучи по натуре весьма подозрительной, решила узнать, не продешевила ли она при продаже мёртвых душ; д) она решила предложить Чичикову купить у неё ещё кре¬стьян. 21. Зачем Чичиков дрессировал мышь в детстве? а) хотел развеселить своих товарищей по училищу; б) был очень любознательным и пытливым ребёнком; в) хотел потом подороже продать дрессированную мышь; г) хотел продемонстрировать свои умения учителю биоло¬гии. 22. По какой цене Чичиков покупал крестьян у Собакевича? а) 100 рублей; б) Собакевич подарил Чичикову крестьян; в) 50 рублей; г) три рубля; д) два рубля пятьдесят копеек. 23. Кaкoe прозвище дали мужики Плюшкину? а)дубинноголовый; б) заплатанной; в) добряк; г) кулак-человек. +Интересный материал о жизни Н.В. Гоголя ( В. Вересаева «Гоголь в жизни» том 3, Москва 1990г.) | |
Просмотров: 9429 | Комментарии: 6 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|