Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Открытый урок литературы в 9 классе . Устный опрос учащихся по теме: «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Цель урока: Повторение, закрепление, обобщение знаний учащихся по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 1. В каком жанре написан роман «Евгений Онегин»? (это роман в стихах). 2. Какие слова говорил В.Г.Белинский о романе? («Энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение»). 3. Вставить нужное слово: «Евгений Онегин» - первый …. роман в русской литературе». Как вы это понимаете? (реалистический, правдивый). 4. Какая эпоха отражена в романе? (Пушкинская). 5. Что ей присуще? (Театр, пьесы, спектакли, балы, друзья). 6. В каком году Пушкин окончил работу над романом? (В 1830 году). 7. Кому была посвящена вышедшая в свет в феврале 1825 года 1 глава «Евгения Онегина»? (Младшему брату Пушкина – Льву.) 8. В каком году родился Евгений Онегин? (В «главе осьмой» сказано, что, когда Евгений после дуэли оставил свою деревню, ему было 26 лет. («Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…» Деревню он покинул в феврале – марте 1821 года. Следовательно, Евгений Онегин родился в 1795 году и был ровесником А.Грибоедова и К. Ф. Рылеева.) 9. Определите время действия 2 и 3 глав. (В 1 строфе 2 главы упомянуты «нивы золотые», а озимые хлеба желтеют в северо – западных губерниях России в конце июня – начале июля. В 16 строфе 3 главы упоминается пение соловья, а во время объяснения Онегина с Татьяной дворовые девушки собирали ягоды. Время действия – лето 1820 года. 10. Фамилию какого персонажа комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» упоминает Пушкин при перечислении гостей, приехавших к Лариным? (Скотинины). 11. Каким было отчество Т.Лариной? (Дмитриевна. Читаем во 2 главе:… И там, где прах его лежит, надгробный памятник гласит: Смиренный грешник, Дмитрий Ларин…» 12. 12. Кто из героев романа «Евгений Онегин»: 1. «Острижен по последней моде, как денди лондонский одет»? (Онегин). 2. «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива»? (Татьяна). 3. «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела?» (Ольга). 4. «в книгах не видал вреда; он, не читая никогда, их почитал пустой игрушкой». (Ларин – отец Татьяны). 5. «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (Ленский). 6. «капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей…» (Зарецкий – секундант Ленского). 7. «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». (дядя Онегина). 8. «корсет носила очень узкий, и русский «н» как «н» французский произносить умела в нос». (помещица Ларина). 9. «не мог отличить ямб от хорея»? (Е.Онегин). 10. Кто автор оперы «Е.Онегин»? (П.И.Чайковский). Работа с текстом (учащиеся находят и зачитывают из текста нужные отрывки): 1.Пушкин о себе? 2.Пушкин об Е. Онегине? 3. Как выглядела деревня, в которой жил Онегин? 4. Как жил Онегин в деревне? 5. Кем был Ленский? Что писал Ленский? 6. Как выглядела Ольга? 7. Как Пушкин описывает Татьяну? 8. Прочитать письмо Татьяны к Онегину наизусть. 9. Найти и прочитать сон Татьяны. 10. Татьяна в кабинете Онегина. 11. Татьяна об Онегине. 12. Трагический путь лучших людей России. 13. Онегин о Татьяне. 14.Онегин у Татьяны. 15. Равнодушие Татьяны к Онегину. 16. Онегин пишет письмо Татьяне. 17. Письмо Онегина к Татьяне. 18. Бесчувствие. 19. Татьяна читает письмо. 20. Объяснение Татьяны с Онегиным. (рассматривается иллюстрация последнего объяснения Онегина с Татьяной). 21. Зачитать дуэль Онегина и Ленского. (рассматривается иллюстрация дуэли). 22. Кто из русских критиков назвал Татьяну гениальной натурой? (В.Г.Белинский). Устные вопросы: 1. - Кто из героев романа вызвал у вас сочувствие? 2. - Отчего Татьяна, любя Онегина, отвергает его в восьмой главе романа? 3. - Почему Онегин сначала отверг любовь Татьяны, а потом искал ее? 4. – Что разительно изменило Онегина, под влиянием каких событий он изменился? 5. – Как отразилась на Онегине деревенская жизнь? 6. – Что принесла Онегину дружба с Ленским? 7. – Какие чувства в Онегине вызвала любовь Татьяны? 8. – Как в описании гибели Ленского Пушкин открывает читателю свое отношение к дуэли друзей – ужасному трагическому событию? 9. – Почему свершилось это преступление? Почему «враги стоят, потупя взор»? Почему благородный Онегин стал убийцей юного поэта? 10. – Кто был убит на дуэли: будущий помещик или «поэт, задумчивый мечтатель»? 11. Какие стороны характера и идеалов Ленского связывают его с умонастроением декабристов? 12. – Смог ли Ленский осуществить свои мечты в жизни? Что мешало ему сделать это? 13. – Почему Пушкин, написав о смерти Ленского, прощается со своей юностью? 14. – Почему Татьяна решилась написать письмо? 15. – Почему в обращении к Онегину она переходит от «вы» к «ты» и обратно? 16. Чтение письма наизусть. 17. – В чем поэт видит ценности жизни? Почему Пушкин счастливее своих героев? Чем он отличается от них? 18. - Прочитайте одно из лирических отступлений. Объясните, как в нем проявился характер поэта. 19. – Почему Онегин «стал чужим для всех»? 20. - Как и почему изменилась Татьяна? 21. - Что роднит и отличает Татьяну от Ленского? 22. – Почему судьбы героев трагичны? 23. – В чем причина жизнелюбия А.С.Пушкина? - Подведение итогов урока. - Домашнее задание: - Написать сочинение в миниатюре «Онегин» - есть самое задушевное произведение Пушкина…» (В.Г.Белинский). | |
Просмотров: 8052 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|