Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Проект «Методические рекомендации по развитию навыков самостоятельности учащихся при выполнении творческих домашних заданий»
Проект «Методические рекомендации по развитию навыков самостоятельности учащихся при выполнении творческих домашних заданий»
Кузоватова Т. Н., Куркина И.Н., учителя русского языка и литературы КГУ СОШ № 16 г.Караганды
Цель проекта: разработать методические рекомендации по определению путей и способов развития навыков самостоятельности учащихся при подготовке заданий творческого характера во внеурочное время, заинтересовать учителя в поиске, составлении и использовании домашних заданий исследовательского характера.
Задачи:
1. анализ литературы по проблемам самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время;
2. отбор, систематизация, адаптация, разработка путей и способов развития самостоятельности учащихся при подготовке домашнего задания исследовательского характера;
3. составление методических рекомендации и образцов заданий творческого характера.
В Государственном общеобразовательном стандарте образования Республики Казахстан 2010 года отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий.
Исследовательская работа школьников все чаще становится объектом интереса широкой педагогической общественности. Это вызвано причинами, прежде всего, социального характера: заинтересованностью общества в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.
В теории новый социальный заказ воспринят современной школой. Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.
В практической деятельности учителя далеко не всё так просто. Если на уроках ещё элементы исследования используются, то домашнее задание задается в конце урока, часто со звонком, а ещё чаще после звонка, без инструктажа, без определенной цели. Неудивительно, что и ученики привыкают относиться к домашней работе как к второстепенному делу.
Возникает проблема: содержание и форма домашнего задания традиционного характера не способствуют развитию у учащихся современных компетенций, творческого мышления и навыков исследовательской работы, и поэтому есть необходимость в разработке заданий нового типа, в частности домашних работ творческого характера. Работая над проектом, мы надеемся на следующие результаты:
1. Анализ литературы по проблемам самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время сориентирует учителя в поиске своей методологии по теме проекта.
2. Отбор, систематизация, адаптация, разработка путей и способов развития самостоятельности учащихся при подготовке домашнего задания исследовательского характера поможет учителю проявить творчество в его работе и совершенствоваться его ученикам.
3. Составленные методические рекомендации и образцы заданий творческого характера могут успешно использоваться коллегами - учителями в своей деятельности.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в статьях К.Д.Ушинского, В. Сухомлинского, В.Соловейчика и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству. Ведь интерес – это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Воспитываются культура труда, привычка к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков, вырабатывается сознательная дисциплина, чувство ответственности и эстетический вкус. Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворенности от проделанной работы.
Творческие самостоятельные работы, включающие возможность решения литературоведческих и лингвистических задач несколькими способами, составление орфографических задач и примеров самими учащимися, сочинения, эссе, рефераты продуктивного характера и т.п., наиболее важные из всех видов самостоятельных работ. Они требуют от учащихся собственной инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и осуществлять самостоятельно решения. Здесь и учителю предоставляется возможность собственного творчества по подготовке и выбору соответствующих работ. А резервы для этого есть, например, такие виды домашних работ как сочинения, рефераты, сообщения учащихся, графические работы, доклады, презентации.
Одним из видов самостоятельных работ учащихся при изучении нового материала является также выполнение необязательных заданий (т.е. для желающих). Это задания повышенной трудности или материал учебника, не предназначенный для обязательного изучения.
Так на уроке русского языка при изучении гласных и согласных звуков я использовала, с целью заинтересовать учащихся, следующий материал:
ЦВЕТ ЗВУКОВ
А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый.
О — синий: тайну их скажу я в свой черед,
А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е — белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И — пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У — трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной —
О — дивных глаз ее лиловые лучи.

Это сонет французского поэта Артюра Рембо «Гласные». Что это? Просто причудливая фантазия автора, или гласные, действительно, как-то окрашены в восприятии людей? Причем, для представителей разных языков, естественно, окраска будет разной. Гласные звуки - как фундамент в слове, они произносятся свободно, поются. Согласные, в отличие от гласных, шелестят, шепчут, скрипят, фыркают, шипят, жужжат, тарахтят, ворчат... Короче, согласные могут делать всё, кроме как петь. Благодаря этой особенности гласных, стихотворение можно буквально прочувствовать, продышать. Именно гласные задают чувственный фон стихотворению. Как это фон будет выглядеть в красках? Шести основным звукам (гласным) ученики сопоставляли 6 цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый.
Межпредметные связи по литературе использовались при изучении гласных в следующем домашнем задании: Как выглядит стих. А.С.Пушкина «Эпитафия», если использовать цветовую гамму, предложенную французским поэтом Артюа Рембо. Опишите свои ассоциации в виде эссе. Такие задания необязательны, но отлично развивают воображение.
Исследование ученицы:
а – ярко-красный, и – светло-синий, о – бледно-жёлтый, у – чёрный, э – зелёный, ы – белый.
Александр Сергеевич Пушкин «Моя эпитафия»:
Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою,
С любовью, леностью провёл весёлый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
Для удобства эти строчки представим в виде звуков:
э у и а э о о у а а а о у
у о у э а у а о и о ы э
и э а о а а а а а ы у о у
э о у о ы и а э
Итак, в данном стихотворении тринадцать звуков «а», четыре звука «и», десять звуков «о», девять звуков «у», семь звуков «э», три звука «ы». Следовательно, картинка будет по большей части в красно-жёлто-чёрной гамме.
Жёлтое дерево на фоне красного неба, растущее из чёрной земли. На нём зеленеют яркие листья и зреют голубые плоды, а позади идёт полупрозрачная девушка. Жёлтый, красный и чёрный преобладают. Пушкин погиб, и небо окрасилось красным, земля стала чёрной. Но живёт дерево его поэзии, и на то, что оно живёт, указывают зелёные листочки. И оно приносит свои добрые плоды, кормит души тонко чувствующих людей. А по чёрной земле бродит одинокая брошенная муза. Преобладание красного звука «а» помогло определить, каков будет фон картины. Множество звука «у» указало, что на изображении скорее всего будет земля. Затем показалось интересным в связи с десятью звуками «о» изобразить на картине жёлтое солнечное дерево. С зелёным «э» уже не было проблем: у дерева зелёные листья. Наличие белого«ы» подсказало изобразить маленькую призрачную музу, а для синего «и» остались только плоды. Что ж, наверное, плоды поэзии и должны быть синими, синими, как небо, которое так часто воспевают поэты. В итоге получилась иллюстрация, неплохо соответствующая настроению стихотворения, хотя и немного пострашнее, чем само стихотворение.
Хочется добавить: знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Одним из видов творческого домашнего задания могут быть схемы. В качестве примера я могу привести создание схем по драме А. Н. Островского “Гроза”.
Катерина: ценностные нравственные координаты

Комментарий к схеме ученика: Катерине свойственна “высота” и “широта” - внутренние, духовные. В этих пространственных метафорах выражается ее внутренняя свобода. В отличие от остальных персонажей драмы Катерине дано развиваться во времени, ей дана судьба. По фольклорной схеме переход от девичества к замужеству представляется как горизонтальное перемещение: с воли в неволю, из дома на чужбину. В судьбе Катерины горизонтальное становится вертикальным: детство и девичество – рай, а замужество – падение на жестокую землю Калинова, то есть, грех – падение в “овраг”, а гибель – падение в омут.
Выше сказанное свидетельствует о том, что самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности, также творческий подход деятельности являются важнейшими качествами человека. Особенно важна самостоятельность для развития различных умений учащихся. При этом и умения, и самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности учащегося, взаимно обогащают друг друга.

Еще один из вариантов домашнего задания творческого характера:
В центре внимания учеников и учителя на уроке и дома оказывается проблемный вопрос: «Почему произведение, рассказывающее об отдельных фрагментах жизни провинциальной гимназистки Оли Мещерской, называется «Легкое дыхание»?
Дома обращаемся к эпиграфам и просим учеников прокомментировать их, объяснить свое понимание записанных цитат, выделить в каждой так называемые «слова-звезды». Комментируя домашнее задание, обращаемся к словосочетанию «легкое дыхание» и просим записать слова-ассоциации, слова-ощущения (по звуку, по запаху, по цвету и т.п.). Так начинается процесс погружения в подсознание и выявление тех личностно значимых слов, которые «станут симптомами смысла». В результате творческих усилий учащиеся делают такую запись: «Легкое дыхание – это «чистота», «свежесть», «беззаботность», «недуманье», «свобода», «воздушный полет бабочки и звонкое стрекотание кузнечиков» и т.п.). Домашний анализ стихотворения А. Фета «Бабочка», которое является очевидным прототекстом для произведения И.А. Бунина, расширит «вербальное облако» смысла словосочетания «легкое дыхание».
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым сияньем-
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Вопросы и задания для направляющего творческого домашнего задания к стихотворению: Чем мила бабочка? Выпишите слова, подчеркивающие ее особенность. Что символизирует бабочка в системе эстетических ценностей А. Фета? Добавим, что Фет был любимым поэтом Бунина. Он для него величайший стилист эпохи, поэт чувственный и страстный, прозревающий сквозь полотно Вселенной трепет и мерцание бытия. Как и Фет, Бунин пробивает корку материи, заставляя все житейское, будничное говорить языком «легкого дыхания».
Можно дать групповое домашнее задание для работы с текстом:
I группа выписывает из текста слова, словосочетания, которые определяют характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние («беспечна к наставлениям», «сошла с ума от веселья», «ничего не боялась», «самая беззаботная и самая счастливая», «вихрем носилась по залу», «присела легко и грациозно», «никогда не думала любить его…все разговоры о браке – одно издевательство», «я не понимаю, как это могло случиться» и др.), выявляет сходство героини с бабочкой А. Фета;
II – отвечает на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя проблема жизни и смерти?», выявляя эпизоды, в которых звучат эти мотивы.
III – обдумывает вопросы: «Чем привлекает Оля классную даму?», «Почему она каждый праздник ходит на ее могилу?» ( Эта женщина обделена судьбой, она ничем не примечательна, и, может быть, смерть девушки наполнила ее скромную жизнь новым содержанием… С образами классной дамы и холодного весеннего ветра связано возвращение легкого дыхания Оли Мещерской миру, небу, людям.).
IV – готовит ответ на вопрос: «Как лирическое в тексте преобразует прозаическое (грубое и тяжелое), подготавливая появление финальных строк рассказа?» С этой целью ученики выписывают из текста слова, входящие в лексическое гнездо с корнем «дых» («вздох», «вздыхать», «дыхание», «дышавший», «воздух»).
На заключительном этапе выполнения домашнего задания по теме урока ученики подводят итоги и отвечают на проблемный вопрос текстом сочинения. Приведем несколько высказываний.
1.«Словосочетание «легкое дыхание» в моем сознании ассоциируется со свободой, свежестью, чистотой. Анализ рассказа И.А. Бунина показал, что все эти определения связаны с образом Оли Мещерской. В ее действиях, мыслях, чувствах просматривается легкость и непринужденность, грациозность и изящество. Она похожа на легкокрылое существо, которое приходит в этот суровый мир на мгновение, озаряя его ярким светом и исчезая в пустоте пространства лишь затем, чтобы через какое-то время вернуться снова»
2.«До изучения произведения в классе мне казалось, что заглавие рассказа не соответствует его содержанию: ведь автор описывает самую обыкновенную, ничем не примечательную жизнь гимназистки из небольшого провинциального городка и ее классной дамы. Вдруг на этом тусклом фоне возникает образ легкого дыхания. Это не просто образ, это образ-символ, вызывающий множество ассоциаций: радостное восприятие жизни, мира, незатейливость, простота, грациозность. Всеми этими качествами обладает Оля Мещерская <…> Вероятно, Бунин не осуждает свою героиню, он, скорее, любуется девушкой, так как ценит в людях этот редкий талант – умение наслаждаться красотой мира, его великолепием, жить с удовольствием»
3.«Оля Мещерская похожа на фетовскую бабочку. Она символ жизни, изящности и легкости. Через судьбу Оли автор показал, что жизнь для него важнее, сильнее смерти. Девушка погибла, но ее дыхание вернулось в этот мир и преобразило жизнь классной дамы».
Основными критериями эффективности проекта мы считаем следующее:
1.Если учителем будут применяться разработанные методические рекомендации, то это будет способствовать систематизации представлений о путях повышения самостоятельности учащихся при подготовке домашнего задания исследовательского характера, так как будут формироваться ключевые компетентности.
2.Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, учитель сможет добиться творческого отношения к выполнению домашней работы, что даст возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их.
3.Систематическое выполнение домашних заданий исследовательского характера и повышение их познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества подготовки школьников.
4.Домашняя самостоятельная работа с элементами исследования будет способствовать быстрому и неуклонному развитию личности, адаптированной к современным условиям жизни.
К основным рискам проекта следует отнести следующее:
1.Успешность реализации проекта зависит от творческого подхода учителя к теме проекта, его квалификации, уровня владения методикой.
2.Недостаточная реализация личностно ориентированного обучения в системе снизит эффективность обучения.
3.Отсутствие интерактивного оборудования в кабинете и компьютера дома не позволит в полной мере, регулярно проверять домашнее задание, создавать презентации, литературные схемы и т.д.
4.Эффективность методики, заявленной в проекте, будет при условии потребности в учителе индивидуальной поддержки учащихся, повышении уровня мотивации к предмету, высокого уровня самостоятельности.
Итак, одним из путей развития творческой активности учащихся и учителя, совершенствования процесса обучения русскому языку является умело организованная система домашних творческих работ. Систематическое выполнение домашних заданий исследовательского характера и повышение их познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества подготовки школьников. Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, домашняя работа дает возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении различных практических задач.
Список литературы:
1. Нормативные документы:
1. Государственный образовательный стандарт по предмету « Русская литература» государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан. Астана 2010г
2.Программы для 5-9 классов средних общеобразовательных школ с русским языком обучения. Астана 2010г
3. «Русский язык» Программы для 10-11 классов общеобразовательных школ – Астана 2010г
2. Научно-методические издания:
1.Семейное воспитание» Краткий словарь. М. 1990
2 Педагогика школы. М. «Просвещение» 1978
3.А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «В семье сын и дочь» М. «Просвещение» 1985
4.И.С.Кон «Психология старшеклассника» М. «Просвещение» 1980
5.В.И.Зольникова «Самостоятельная домашняя работа учащихся над литературным произведением» М. «Просвещение» 1978
6.М.Р.Львов. «Словарь – справочник по методике русского языка». РОСТ СКРИН Москва 1997
7..А.Жарова «Управление самостоятельной домашней деятельностью учащихся» М. 1982
8.В.Буряк «Самостоятельная творческая работа учащихся дома» М. 1984
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
по повышению интереса учащихся
к самостоятельному поиску информации
• Проведение конкурсов рефератов по итогам изучения тем.
• Проведение конкурсов творческих работ: сочинения по литературным произведениям, работы по итогам изучения стилей языка и типов речи.
• Подготовительная работа для участия в олимпиадах.
• Подготовка для участия в республиканских и международных конкурсных образовательных проектах «Ак бота», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно».
• Работа в научном обществе учащихся.
• Использование ежеурочных рубрик: – русская этимология, – русская фразеология, – занимательно о русском языке, – почему мы так говорим, – актуальный словарь и др.
• Привлечение учащихся к подготовке и проведению уроков
Приложение 2
ПАМЯТКА
по самостоятельному выполнению домашнего задания
по русскому языку
• Домашнее задание должно быть записано в дневнике.
• Чтение теоретического материала, его осмысление во взаимосвязи с изученным материалом.
• Осмысленное запоминание правила с примерами, подобранными из классической литературы.
• Внимательное прочтение и изучение заданий к заданному упражнению, привнесение творческого начала
• Списывание текста упражнения.
• Выполнение всех указанных заданий в письменном виде. Применение изученной теории на практике.
• Проверка выполненного задания.
• Беглое повторение теории перед выполнением задания исследовательского характера.
Приложение 3
Примерный перечень
общественных поручений в старших классах
• Староста класса
• Учебный сектор
• Сектор информации
• Организатор досуга
• Организатор спортивных мероприятий
• Редакция газеты, художники-оформители
• Классный дизайнер
• Хозяйственный организатор
• Организатор дежурства
• Организатор туризма
• Организатор Дней рождения
• Сектор милосердия
Приложение 4
Методические рекомендации для педагогов
по развитию навыков самостоятельности у учащихся на уроке и во внеурочное время
Раздел первый.
1. Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определённую цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
2. Стремление к самостоятельности – врождённое чувство человека, нуждающееся в поддержке и развитии.
3. Ученик требует уважать его независимость и самостоятельность.
4. Учитель поддерживает стремление учащихся к самостоятельности, поощряет и тактично направляет его самостоятельные действия.
5. Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся может осуществляться за счёт повышения интереса к знаниям, развития инициативы, овладения наиболее совершенными методами самостоятельной работы.
Раздел второй.
Работа с родителями
1. Просветительская работа. Беседы на родительских собраниях по темам:
• Причины гиперопёки и её следствие.
• Здоровье ребёнка и его самостоятельность.
• Что такое гиперпротекция?
1. Совместная работа с психологом. Тестирование родителей с целью диагностики их уровня самостоятельности, прогнозирования их влияния на развитие самостоятельности детей.
2. Педагогика сотрудничества. Выступления родителей на родительских собраниях по заранее спланированным темам. Привлечение родителей к работе на классных часах.
Приложение 5
Работа с учащимися
• Классные часы по теории самопознания.
• Тестирование учащихся, обсуждение результатов тестирования.
• Разработка памятки по выполнению домашнего задания.
• Распределение общественных поручений, контроль за их выполнением.
• Выборочный, текущий, плановый контроль за выполнением домашнего задания, оценивание результатов самостоятельного выполнения домашних работ.
• Стимулирование поиска и самостоятельного изучения дополнительного материала по изучаемым темам учебной программы (конкурсы, рефераты, конспекты, сообщения, тезисы, кроссворды, игры и др.).
• Привлечение учащихся к частичной или полной подготовке и проведению уроков.
• Использование методов взаимопроверки и самостоятельной проверки тетрадей с домашними работами на оценку.
• Использование мультимедийных и компьютерных технологияй обучения.
• Использование (полное или фрагментарное) инновационных педагогических технологий.
• Участие в работе научного общества учащихся.
• Посещение курсов по выбору и факультативных занятий.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: КИН (2012-05-12)
Просмотров: 3765 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 8:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru