Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Деды подземелья
ПИСАТЕЛЬ И ЖИЗНЬ
Николай ИВЕНШЕВ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
От нас уходят не только собаки, но и книги. Собственноглазно видел, как прикатили на колёсиках толстенный баул, сверкнули его молниями, громыхнули застёжками и вдвоём, мужчина и женщина, вытрясли в ржавый контейнер для мусора почти новые кирпичики книг. Я осмелился всё же, скользнув глазами по высовывающейся из краев ёмкости зелёной обложке (Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»), спросить: «Зачем?»

Мужчина потупил взгляд. Не послал к родительнице. Это уже положительно.
Женщина, сорок лет с небольшим хвостиком, тоже не оказалась мегерой. Стала торопливо рассказывать о том, что дети выросли, а теперь книги не нужны. Она прочитала в журнале статью о вреде книжной пыли, вроде в книгах тех живут клещи под названием «фаги».
И подумала, что от старых книг вполне можно заработать энцефалит.

Тогда школьники достали эти книги из контейнера, подремонтировали их и отнесли в библиотеку. Там были рады классике. Попутно, когда относили, у белобрысого пятиклассника я спросил: «Кто такой Гарин-Михайловский?» Он пожал плечами и неуверенно ответил, что это – космонавт.
Я вспомнил, как много-много лет назад в возрасте этого Ростика (так звали мальца) я читал под одеялом при свете фонарика «Детство Тёмы». Бабушка не разрешала жечь электричество, экономя не копейки, а энергетические резервы страны.

Я волновался, плакал и жалел. Жалел Жучку, упавшую в старый колодец. И мне хотелось тоже иметь пса и отца, который бы вместе со мной отправился спасать Жучку. Может быть, тогда чувство сострадания и упало в меня и осталось жить где-то в пятке, придавленное современными «фагами» и энцефалитами.

Инженер и писатель Гарин-Михайловский сумел в XIX веке построить мост в то самое сочувствие и призвать милость к падшим.
Но вот до XXI века не дотянулся. Нужны какие-то другие конструкции.
Всё в России происходит через три года или через семь.

Через три года после эпизода на мусорке-помойке я встретил подобную, но облагороженную картину. Тридцатипятилетняя женщина, изнемогая под слоем косметики и двумя вещмешками, принесла две высоченные стопки книг в станичную библиотеку.
– Устарели! Примите, может, кому-нибудь сгодятся.
И опять про «фаги» и книжную пыль. Хлеще, мол, бубонной чумы.
Пожилая библиотекарь не могла ей отказать – хранилище и так забито: «Что ж, снесу!» И очень обрадовалась, когда я стал перекладывать тома: «Может, возьмёте?»
– На воспитание?.. Книги – на воспитание.
Я взял «Записки о Шерлоке Холмсе», сборник прозы английского классика Ивлина Во с чудесной повестью «Незабвенная» и книгу рассказов Короленко «Дети подземелья».
С этими книгами я тоже был связан. А. Конан Дойла я впервые читал в детстве у владельца патефона крёстного. Он давал мне его осваивать, если я переверну грабельками сено у двора.
В обычное, «нерабочее» время я мог только брать у крёстного техническое описание грузовой американской машины «Студебеккер».

Повесть же Ивлина Во «Незабвенная» с её английской иронией произвела на меня впечатление в студенческой юности. Тут к ироническо-лирическому сюжету тоже привязана умершая собака.
А «Дети подземелья»? Так это же – взрыв и катарсис, как говорили древние греки. Я не хочу читать «Детей подземелья». Они меня поразили в детстве. И я помню почти всё: девочку Марусю с куклой, камни, высасывающие из человека красную кровь и оставляющие в нём одну только бледную немочь, пана Тыбурция, благороднейшего, умершего вместе с динозаврами человека.
Что же такое, что повернулось, что хрустнуло в нашей душе, что мы стали жечь книги? Мы ведь ещё недавно рьяно осуждали инквизицию, фашистов именно за это. А теперь сами понесли пана Тыбурция на аутодафе?..

Рукописи, может быть, и не горят. А вот книги пылают голубым пламенем, как таблетка спирта в школьном химическом кабинете.
– У меня все книги – на панели! – улыбнулся мне довольно хороший знакомый, увлечённый компьютерными технологиями.
Он весьма продвинут в жизни. Пахнет чем-то космическим. Змеиной кожей. У него ракетообразный автомобиль и такие же, старомодные уже, острые носки туфель. Временами я думаю, что он инопланетянин, и всё никак не решусь пощупать его запястье. Ладонь, когда здоровается, вроде не из латекса.

– На крохотной панели весь ваш Мураками и Пелевин. А кто это такие? Фамилия смешная… Мура…ккк…ками.
– А ты знаешь, – сказал я в отместку тому знакомому Виктору Петровичу, – они там в такой тесноте, как в дурдоме. И Мураками вполне может переспать с Пелевиным. И у тебя заведётся шиза.
– Ну да! – недоверчиво покосился на меня Петрович, – врёшь поди. – И тут же сиганул в свою сигарообразную ракету. Будьте уверены: сейчас же он удалит с панели и Мураками, и Пелевина с «Пустотой», и К. Кинзи с «Гнездом кукушки».
Вполне возможно, что его уже косонула эта самая шиза.
А нас?

Семь лет назад я встречался в одной тёплой компании с главным врачом наркологической клиники Павлом Уваровичем Шафоростовым. Он тогда, хлебнув, как все наркологи, запрещённого всем наркологам по идейным соображением красного вина, с упоением прочитал наизусть вслух «Анну Снегину» Сергея Есенина. Всю! Он похвалился тогда: «Собираю всего Есенина и всё о нём». А потом, три года спустя, Шафоростов умирал от рака. И печально оглядывая шкафы с книгами, просил передать всё любителям. Устное завещание Павла Уваровича исполнили. Приходили врачи, учителя. После поминок кто-то прихватил лишь одну попсовую книжку «Диагностика кармы», купленную подлинным доктором и мудрым книголюбом любопытства ради…

А вот перед смертью крупнейшего на Кавказе Краснодарского книжного издательства в тесный кабинет художественного редактора Владимира Елагина зашёл старичок с потёртым портфелем. Он щёлкнул замками и медленно, «членораздельно» стал выкладывать пачку за пачкой денежные купюры. Задача эта была нелёгкой. Сам Елагин превратился в «немую сцену».
Старичок оказался стихотворцем – графоманом, естественно.

– Вот! – удовлетворённо воскликнул ветеран из станицы Кущевской (сейчас там собираются делать российский Лас-Вегас) – всё это на издание моей книги поэм. – Глаза у него горели.
– Зачем? – промолвил ошарашенный Елагин.
– С собой в гроб положу!
Я не знаю, чем окончилась эта история. Нет уже в живых того издательства, редактора Елагина, старичка-чудака. Все они давно – дети подземелья. Но ведь и книги, и вся литературная работа теперь уходит туда… Увы, не так уж и не прав пропагандист Маркиза де Сада Виктор Ерофеев… Поэзия, как самое летучее вещество, ещё держится. На гелии. А проза? Разве она не вышла на другую панель, продавая себя в чаду оккультизма, в бикини эротизма, в полётах «верхом на пуле»? Это – проза «продвинутых», катающихся на сигарообразных сплит-системах. А старички? Они опешили. Они поняли, что писали всю жизнь незнамо для чего. А теперь вот их книги несут на помойку вместе с классиками.

Уверен, что современные чиновники читали в далёком прошлом «Детство Тёмы». И Тыбурция они не путают с Джеймсом Бондом и олигархом Абрамовичем. Может, поэтому из пяток у них иногда сочится жалость. И они делают «непристойные» по теперешним временам жесты.

Вот пример. Краснодарский губернатор А.Н. Ткачёв подал инициативу – издать двадцатитомник «Кубанской библиотеки». И это фантастика: роскошные книги уже выходят. И они будут формировать юные души на уроках словесности и уроках по изучению Краснодарского края, Кубани.
К юбилею писательской организации Краснодарского края в прошлом году власти города подарили писателям красивую удобную мебель, новую компьютерную технику… Вот – жест. Вот уж радость!..
Но она была недолгой. И в моей набитой книжными сведениями голове тут же промелькнула аналогия. Последняя рюмка коньяка и последняя ароматная сигарета… Перед расстрелом. Или повешением…
Но – подробнее.
Отделение Союза писателей России, отделение Российского союза писателей, отделение Союза композиторов России испокон веков существовали на улице Коммунаров. То ли незабвенный секретарь крайкома Медунов, то ли ещё кто сказал творцам: «Владейте во веки веков!»

Владели. И ничему плохому старички-писатели не учили. Такие, к примеру, как И.Л. Дроздов (фронтовик), рассказывали о том, как трудолюбиво варили сталь и сверлили деталь. Такие, как К.А. Обойщиков, писали стихи о победном небе над Берлином. Читали их здесь с заздравной чашей. Старики и молодые впристёжку творили книги о казачестве, о прошлой жизни, о традициях, о воспитании подрастающего поколения на добыче угля, на выращивании хлеба для страны, для Родины. И что же? В одночасье всё поменялось. То, что раньше боялись обнаружить, тем вдруг стали щеголять. Детям на Новый год дарят теперь конфеты фабрики «Буржуй», молодых людей в парикмахерской спрыскивают туалетной водой «Эгоист». Вырос целый комплекс зданий с ошарашивающей надписью «Индустрия Ногтя» (Ф. Кафку отнесли на помойку. А жаль!).

Коксом молодёжь называет не уголь, а наркотический порошок.
И вот теперь писателей и композиторов вместе с мебельным гарнитуром от мэрии, компьютерами, шахматной доской, книгой моряка Л. Соболева «Капитальный ремонт», нотами «Прощание славянки» вытуривают… На панель? На Луну?.. Куда? Об этом – ниже.

Но вывод выше. И раньше. Как басенная мораль. Выгон и снос интеллигенции – это следствие плохого знания классики. В частности, русской народной сказки «Теремок». Очень уж у нас на российских просторах добродушные и люди, и звери. Пускают под крышу своего теремка всех, кто ни постучится: то ОАО «Финансы. Строительство. Кредит», то общество подлинных гей-нетрадиционалистов.

Как и когда все фирмы и фирмочки влезли в писательский и композиторский «теремок», одному Богу известно. Был бы Шерлок Холмс, он бы расследовал вместе с Ватсоном и дедуктивным методом. Но… Только в одночасье выданный на вечное пользование творческим союзам старинный особняк врача Березовского (не родственника скандально известного олигарха) перешёл к финансово-строительной фирме. А сами творцы в то же одночасье стали арендаторами. На кабальных условиях. Но и сама фирма не так проста. Она, проявляя некоторое время толерантность к слово- и звукотворцам, терпела. А теперь решила продать особняк на Коммунаров ОАО «Краснодаргражданпроекту». Это самое ОАО запроектировало первым делом выгнать иждивенцев – писателей и музыкантов – из лакомого дворца бывшего врача Ватсона, простите, Березовского. Они разослали во все Союзы грозные извещения: готовьтесь, мол, у нас самих – капитальный ремонт.

Ну, сталелитейщики-писатели пока выдерживают. А вот гей-клуб «Помада» сгорел и, говорят, уже нашёл себе новое помещение.
Не рукописи, а гей-клубы не горят, тов. Булгаков М.А.

Конечно, обстановку с выгоном в степь писателей и музыкантов давно знают в городе Краснодаре. Позапрошлым летом, к примеру, тут проходила акция. Писатель И.Н. Бойко, автор книги «Хутор Труболёт», вышедшей в «Роман-газете» миллионным тиражом, встал на рельсы. Нет, вы неправильно поняли: Бойко – не трамвай. По улице Коммунаров ходит этот вид транспорта. А Иван Николаевич обвязался кумачом крест-накрест и с друзьями стал останавливать трамваи: «Ратуйте, люди добрые. Гонят писателей!» Народ негодовал. По поводу незапланированной остановки: «Давите! Нам к Ногтю надо успеть! На летучку!» Картина эта чем-то походила на живопись Эжена Делакруа с той лишь разницей, что роль женщины-Свободы с обнажённой грудью выполнял эксцентричный писатель Иван Бойко. Бойко – не трамвай, но искры от него сыплются.

Может быть, это повлияло, и власти уняли «Финансы. Строительство. Кредит».
И вот теперь городские чины решили-таки после предсмертной сигареты (гарнитура) «оказать помощь» и предложили список новых помещений для писателей и музыкантов. В списке – край, околица Краснодара, пригородный посёлок Лорес, жиркомбинат (!!!), затопляемые подвалы, подземные переходы, колясочная…

Что ж, опять – на рельсы. Всё тот же Иван Николаевич Бойко с забористым критиком Канашкиным… И по телевизору показали весь этот позор. В газетах, крупных «Российской газете», «Литературной газете», в других изданиях напечатали. И знаете, что-то дрогнуло. Сломалась какая-то пружина. Но я вот предполагаю, что и в среде руководящего чиновничества есть люди почитывающие и пописывающие. И они, несмотря на немодность книги и смехотворность писательской должности, вняли и щёлкнули костяшками пальцев.

В наше время случается чудо. Для обеих писательских организаций дали помещения, не такие, конечно, как в особняке Березовского с балясинами. Но всё же не колясочная и не подземелье.
Оказалось, что подземельем только пугали. Или писатели чего-нибудь, как всегда, не поняли.

Хорошо то, что хорошо кончается. Войдёт ли новая мебель в те комнатки? Это уже несущественно. На первом этаже – это ведь даже и лучше. Старички-писатели придут сюда в шахматы играть и рассказывать о том, как писали романы о сталелитейщиках и хлеборобах.
Ужиматься приходится писателям. И это хорошо. Пружина в часах тоже ужата, за счёт этого и время измеряется.

Только не надо петь осанну. Ни тем, кто дал, ни тем, кто отобрал.
Российский писатель даже в тяжелейшие времена держался достойно. В основе своей – достойно.
Теперь печаль в другом. Как остановить другую напасть: книгу несут на помойку и литературу исключают из основных предметов в школе.
Вот это уже горе. И не только дедов, но и детей.
http://www.lgz.ru/article/id=4372&top=40&ui=1212273105201&r=864

Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy (2008-06-01)
Просмотров: 1090 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 11:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru