Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
ГУ «Средняя школа №13 города Рудного» Учитель русского языка и литературы Бабич Наталья Петровна Урок-игра по теме «Междометие» 7 класс Интересно жить на свете, Если знаешь междометья! Цель: систематизировать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Междометие»; развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать внимание, память, логическое мышление; развивать коммуникативные способности обучающихся; воспитательная: воспитывать интерес к предмету; умения работать в группах. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-игра. Технология: здоровье сберегающая на игровой основе. Оборудование: медали, телефоны. Участники: актёры, жюри, ведущие. Организационный момент. «Здравствуйте!» - слово какое чудесное! Доброе, красивое, чуточку нежное «Здравствуйте!»- скажем мы новому дню. Здоровья желаем всем и всему. Ведущий 1: Здравствуйте! Ведущий 2: Здравствуйте! (ведут диалог) Ведущий 1: А ты знаешь, какой частью речи является слово «здравствуйте»? Ведущий 2: ГМ! Может быть глаголом? Ведущий 1: Нет, здравствуйте - это междометие. Совсем ты ничего не знаешь. Ведущий 2: Это я не знаю? Да я тебе про междометие ,что хочешь, расскажу! Ведущий 1 Ну, попробуй! Ведущий 2:Этот термин появился в 18 веке. Буквально «междометие» значит «брошенное между полнозначными словами». Междометие – живая и богатая часть речи, служащая для эмоционального выражения чувств и волевых побуждений. Ведущий 1: Выходит, что эта часть речи совсем молодая, а мы ей столько времени уделяем! Зачем? Ведущий 2: Как зачем?! Ведь мы без них жить не можем, постоянно употребляем в своей речи. НЕ веришь, я сейчас тебе докажу. Ребята, я буду читать стихотворение, а вы называйте междометия, которые в нем пропущены. Мне,- сказало Междометие,- Интересно жить на свете. Выражаю поощрение, Похвалу, упрёк, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Тот, кого охватит страх. Произносит слово… (Ах!) У кого тяжёлый вздох Произносит слово… (Ох!) Кто встречается с бедой, Произносит слово… (Ой!) Кто отстанет от друзей, Произносит слово… (Эй!) У кого захватит дух, Произносит слово… (Ух!) Интересно жить на свете, Если знаешь междометья! -Ребята, скажите, что называется междометием? -Что оно выражает? -Какую роль в предложении может играть? -Чем отличается от самостоятельных и служебных частей речи? Ведущий 1: Да, действительно, мы часто употребляем междометия в нашей речи. Ведущий 2:Более того, Так часто, что даже не вспоминаем об их первоначальном смысле. Ведущий 1: Это ты о чём? Ведущий 2: Ну, вот ты, к примеру, знаешь, что означает междометие здравствуй? Сейчас ребята нам расскажут. (Выступление творческой группы, представляющей историю возникновения междометия «здравствуй») Ведущий 1: Да, междометие, пожалуй, самая необычная часть речи. Подумать только, слова-одиночки, не являющиеся даже членами предложения, а сколько разных эмоций могут передавать. Каждая команда получает карточку. Записать междометия, каждое начинается с а. 1. Просторечный призыв идти куда-то. 2. Охотничий возглас при травле. 3. Возглас, которым перекликаются в лесу. 4. Междометие, выражающее радость или удивление. 5. Соглашение. 6. Междометие-вопрос Ответы: айда, ату, ау, ах, ага, а. (У ведущего1 звонит телефон) Ведущий 1:Алло! (Уходит, разговаривая по телефону) Ведущий 2:А знаете ли вы, что обозначает это междометие? Давайте посмотрим. (Выступление творческой группы, представляющей историю возникновения междометия «алло») Каждая команда получает карточку. Чайнворд. 1. Подражание звуку одного рывка ручной пилы. 2. Возглас, которым прогоняют курицу. 3. Выражение кого-либо быстро проскользнувшего, пробежавшего. 4. Звукоподражание корове. 5. Выражение сомнения, недоверия, иронии. 6. Восклицание, выражающее сожаление. в ж и к ы ш м ы г м у в ы Ведущий 1: Хочешь, дам совет? Ведущий 2: Давай. Ведущий 1: Если ты пришёл к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. Ведущий 2: Да это же один из «Вредных советов» Г. Остера. Он написал их, чтобы мы видели, как не надо делать. К тому же, если каждый из нас почаще будет говорить пожалуйста и спасибо, мы станем добрее. Потому что они означают… (Выступление творческой группы, представляющей историю возникновения междометия «пожалуйста», «спасибо») Каждой команде составить диалог, в котором звучало бы как можно больше междометий Ведущий 1: Ну вот, урок подходит к концу. Ведущий 2: Кто же так заканчивает! Ведь нужно попрощаться, как следует. Ведущий 1: А этому мы сейчас поучимся у следующей творческой группы. (Выступление творческой группы, представляющей историю возникновения междометия «адью», «до свидания») Нарисуйте дружеский шарж на членов команды-соперницы, указывающий, какое междометие команда произнесла большее количество раз в течение игры. Отгадать загадки. - Растает даже ледяная глыба От слова теплого (спасибо). - Зеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день). - Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь, (здравствуйте). - Когда нас бранят за шалости, Говорим (простите, пожалуйста). - И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свидания). Жюри оценивает выступление групп, присваивая звания «Самые творческие», «Самые интеллектуальные», «Самые смешные», «Самые артистичные» Рефлексия. Заполнить карту. Карта отслеживания эффективности урока. Твоё отношение к уроку. а) отличный, интересный, захватывающий; б) хороший, содержательный, заставляющий работать; в) нормальный, обычный; г) скучный, работал без интереса; д) бесполезный, совсем не интересный. 2. Вспомни (как можно точнее) тему урока__________________ 3. Какая цель стояла перед тобой на уроке: _________________ 4. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке? 6. Чему новому ты научился на уроке? Приложение Справочный материал о происхождении междометий взят из книги Н.М. Шанского «Занимательный русский язык» Здравствуй. Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространённое и обычное русское междометие приветствия при встрече! Но вряд ли кто-нибудь кто из нас задумывался при этом о его исконном и исходном смысле. Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь здравствуй буквально значит «будь здоров»,возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здравствовать «Быть здоровым; жить» или же объяснять как форму 1-го лица ед.ч. глагола здравствовать «приветствовать; желать здоровья» Заметим, что правильней – второе. А это значит- здравствуй аналогично по первоначальному строению современному приветствую! Алло- «слушаю, у телефона». Это междометие является одним из недавних и появилось в языке вместе с телефоном. А.И. Германович в книге « Междометия русского языка» отождествляет его с морским алло, заимствованным из английского языка, однако это неверно. Алло, которое представляет собой морской призыв к переговорам (с одного судна на другое), восходит к англ.Hallo «здравствуй», иногда употребляющемуся в виде хэлло и у нас. Совсем иного рода «телефонное» алло. Во-первых, оно пришло в русский язык в конце 19 века из французского. Во- вторых, оно является одним из немногих в речи искусственных новообразований. Подобно тому как слово глаз было создано Я.Б. ван Гельмонтом на основе греческого хаос, французское allo было образовано Ш. Бивором от слова allons «ну». Так как allons «ну» восходит к allons «Пошли! Идём!», то по своей исходной образной структуре алло.как видим, оказывается похожим на своего алфавитного предшественника- айда . Спасибо и пожалуйста Эти два междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения. И всё же они содержат в себе нечто одинаковое - глагольный в своей основе компонент, которым оба начинаются. Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог. Слово пожалуйста было образовано от пожалуй с помощью частицы (а точнее- суффикса, восходящего к частице)- ста; ср. устаревшие спасибоста, здоровоста и т.д. Исходное пожалуй появилось, очевидно, из пожалую «отблагодарю», формы 1-го лица ед.ч. от пожаловать с отпадением конечного безударного у. Литература: 1.Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей.- М:Просвещение.1980 2.Сборник стихотворений. Москва «Просвещение» 1986г. 3.Л. А. Шкатова. Подумай и ответь. Москва « Просвещение» 1989г. | |
Просмотров: 7623 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|