Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Что за прелести эти приставки"
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Все готовы к уроку? Давайте приготовимся.
–Кто дежурный? Кто отсутствует?
Итак, все выполнили домашнее задание? Все справились? У кого-нибудь есть вопросы по домашней работе?
II. Проверка домашнего задания
Опрос (фронтальный).
1. После каких приставок начальный И- в словах на письме обозначается буквой Ы? (После приставок на согласный пишется Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [И]).
2. После какой приставки пишется буква И? (после приставки сверх- пишется буква И).
3. Словарный диктант.
Подытожить, розыск, предыстория, сверхинициативный, сверхинтересный, подыграть.
III. Объяснение нового материала
1. Объявление темы и цели урока.
Правописание приставок ПРЕ И ПРИ
Цель урока:

Знакомство с правописанием гласных в приставках
ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы.

• Воспитательная цель: формирование на уроке общеучебных умений и навыков, включающих воспитание трудолюбия, старательности, ответственности;

• Дидактическая:
создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной
ситуации, для закрепления изученного материала;

• Развивающая:
совершенствовать умения работы в группе;
способствовать обогащению словарного запаса учащихся, совершенствованию навыков
работы с разными типами словарей.
Задачи:
• Закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; правильно писать слова с приставками неясного значения

• Развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации

• Воспитывать любовь к русскому языку.
Ученики должны:
Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации
Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.
Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.
К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения ,неизменяемые. Например: отперла, отдеру. Эта группа самая большая.
Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: разбавить, расправить, рассорить, раззадорить.
К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.
Эта группа самая маленькая, но самая трудная.
3. Самые трудные! Вот они: ПРЕ- и ПРИ-
Почему эти приставки в одной группе? Потому что у них своё основание для правописания – смысл.
Почему приставки при и пре самые трудные?
• Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове.
• Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть.
• В-третьих, многие слова не попадают ни под одно из шести правил, и эти слова надо запомнить.
Итак, Что может означать приставка ПРИ-?
Давайте посмотрим, какое значение придают словам приставки ПРЕ- и ПРИ-(слайд)
Первое значение приставки ПРИ-
1) Приближение
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет, прилетит, приплывёт
Пишется при-, несомненно
2) Присоединение
Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумали для этой работы.
Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединить.
Вот так пелось об этом в песенке из передачи «Радионяня»:
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело -
Пишем мы при, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
3) Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их.
Край при море – приморье;
Канава при дороге – придорожная;
Огород при усадьбе – приусадебный;
Посёлок при городе – пригородный
Вы, конечно же, поняли, третье значение приставки при- это (слайд) - нахождение около чего-то
4) А Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли
Делаем вывод:
Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными.
Слова их обозначающие пишутся с приставкой ПРИ-

Вот как пелось об этом в песне из передачи «Радионяня»
Язык прикусил - не совсем откусил,
Пригорело - не значит сгорит. Помни –
что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-.

Всё было бы хорошо с приставкой ПРИ-, если бы не было приставки ПРЕ-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой «ошибкоопасности». Но раз есть такая опасность, давайте её изучим.
Попробуйте при помощи приставки ПРЕ- заменить два слова одним. Вот так:
очень добрый – предобрый;
очень скверный –
очень гадкий –
очень хорошенький –
очень маленький –
и вы увидите сами:
Если похоже на слова «очень», «весьма» пишется пре-.
Давайте прочитаем песенку и только тогда, мы сможем подтвердить наше предположение:
При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри-
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»-
Пре- мы напишем при этом.
!!!Два слова пишутся вопреки этому правилу:
ПРИСКОРБНЫЙ – «очень скорбный» (горький, печальный)

ПРИЧУДЛИВЫЙ – «очень чудный, затейливый»»
2) Здесь дело обстоит труднее
Приставка ПРЕ- - пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ-
1. Выполнить второе правило правописания приставки ПРЕ- вам опять поможет песенка:
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-
Писать только ПРЕ- там надо.
Но, обрати внимание!
Ребята, в русском языке есть слова приставками пре- и при-, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения. На письме они различаются написанием приставок:
Например:
ПрЕбывать (находиться) в неведении– ПрИбывать (приближаться)
ПрЕтворить (воплотить) мечту– ПрИтворить(закрыть) дверь
ПрЕступить (нарушить закон) –ПрИступить(начать) к делу
ПрЕзирать (не уважать) –ПрИзреть (ухаживать. опекать) сироту
ПрЕходящее (временный) знамя –ПрИходящая (тот, кто приходит)няня
ПрЕемник(продолжатель, последователь) - прИемник (устройство)
ПрЕдать (выдать кого-либо, передать врагу) - прИдать (добавить) вид
ПрЕклоняться перед стариками- ПрИклонить ветку
ПрЕдел желаний - ПрИдел к дому
В русском языку есть слова, на которых не распространяется это правило, т.е. они независимые, а это значит, что эти слова надо запомнить!
Преимущество, превратить, презирать, преподаватель,препятствие, преследовать,,преимущество превосходно, превозмогать, премьера, президент, предел и другие;
Причудливый, приключение, прискорбный, приятель, прихоть, привет, пример, приключение, прилежный, приятель, природа, причина и т.д.
А сейчас прочитаем выводы, сделанные приставкой ПРЕ
В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная, важная-преважная
Гордая- прегордая, добрая-предобрая
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».
Ну что ж, когда мы повторили основные условия правописания пре-, при-, самое время поработать самостоятельно.
Я приглашаю вас на тренировку!
IV. Закрепление.
1) Вставьте гласные в приставки (Стр. 50 № 144)
Пр…острожно,
пр…остановить,
пр…ступник,
пр…ломить,
пр…ломление солнечных лучей,
пр…искусный кузнец,
не пр…небрегать советами,
пр…граждать дорогу,
пр…одолеть все препятствия,
все пр…грады,
пр…обладающая отрасль хозяйства,
пр…провождать документы,
пр…непритяное изестие,
пр..чудливые формы,
пр…сутствовать на встрече,
таинственные пр…ключения,
старенький пр…емник.
2) НАЙДИТЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРИСТАВОК -ПРЕ и -ПРИ в следующих словах.

Приближаться
Приезжать
Приходить
Прийти
Присоединить
Пришить
Прибить
Привезти
Прислать Пришкольный
Привокзальный
Приусадебный
Приозерный
Придорожный
Прибрежный
Приморской Приутихло
Приподняться
Приумолкнуть
Принарядиться
Призадуматься
Прищуриться
Притворить
Присесть
Приостановиться
Приоткрыть
Призадуматься Непригодный
Прибаутка
Преступник
Приведение
Прибор
Привередливый
Приготовление
Привычка
Приключение

Найдите значения приставки - Пре


Премудрость
Прекрасный
Прехорошенький
Прескучный
Преогромный
Премаленький
Презабавный Пресечь
Преградить
Прервать
Предавать
Превратить Пребывание
Определить
Презрение
Преподавать
Преследовать
Превращать
Преимущество
Престижный

3) Замени данные слова или выражения одним словом с пристав кой -ПРЕ или –При
1) Приближение птицы –
2 2) присоединить с помощью клея-
3)ненадолго остановился
4) 4)дом при школе-
5) 5)очень шумный-
6) 6)перервать урок-
7) 7)самолет достиг своей цели
8)присоединить с помощью иглы-
9)Василий немного хромает
1 10) приближение коня, кобылы –

В итоге, чтобы закрепить сегодняшнюю тему, выполните тест!


ТЕСТ.
1. Укажите неправильное объяснение значения
приставки.
А) ПРИшить – «присоединение»
В) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
С) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:
А) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
В) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
С) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:
А) пр…ладить, пр…влечь, пр…забавный
В) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
С) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку
ПРИ-.
А) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
В) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
С) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку
ПРЕ-.
А) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
В) пр…оритет, знаки пр…пинания, пр…пятствие
С) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить.
А теперь ребята,внимание на экран!Ваше настроение, с которым Вы закончили работу над заданиями
Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. – И поэтому все получают оценки…
Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужным.
VII. Задание на дом
1)Запомнить правило о правописании гласных в приставках ПРЕ и ПРИ;
2)Выполнить упр.144 (п)
3)Найти из стихотворения В.Я.Брюсова «Одиссей» 10 слов с приставками ПРЕ и ПРИ, и
объясните их значение.
Прежде , чем мы попрощаемся, я хочу поблагодарить всех за работу. Мне было приятно с вами работать .МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! Всего вам наилучшего
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Titanik (2012-11-05)
Просмотров: 3389 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 1:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru