Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Методические рекомендации
И.А. Дьякова.
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №28»
Методические рекомендации
Семипалатинской период творчества Ф.М. Достоевского в школьном изучении (на примере повести «Село Степанчиково и его обитатели).
Введение.
Суть творчества Ф.М. Достоевского мы видим в постоянном искании истины, в столкновении его мыслей, таких острых и противоречивых, в любви к людям, в стремлении разгадать тайны человеческого бытия, тайну самого человека: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»1 ,- писал в августе 1839 года Ф.М. Достоевский брату М.М. Достоевскому (XXVIII, кн. I, 63.).
Эту тайну писатель разгадывал всю жизнь, во всех своих произведениях, начиная «Бедными людьми» и заканчивая «Братьями Карамазовыми».
В творчестве Достоевского выделяют несколько периодов, каждый из которых является новым этапом идейно-творческой эволюции писателя, где он пытается найти разнообразные средства изображения человека и мира.
Повесть «Село Степанчиково и его обитатели», являющаяся объектом данной работы, была создана Достоевским во второй период его творчества.
Семипалатинский период (1854-1859) - наименее изученный период в развитии Достоевского-писателя.
В литературоведении большое внимание уделяется изучению фактов биографии ссыльного Достоевского, появилось немало биографических исследований и документально-беллетристических произведений о семипалатинском периоде жизни писателя. Анализу же художественных произведений, написанных Достоевским в этот период, уделяется явно недостаточное внимание. Очевидно, сказывается сложившееся в критике и литературоведении отношение к семипалатинским повестям Достоевского, как к произведениям неудавшимся, написанным с оглядкой на цензуру и потому не имеющим большого значения в процессе творческого роста писателя.
Между тем, назрела необходимость в изучении истинного места произведений семипалатинского периода Достоевского, так как они являются связующим звеном между ранними произведениями писателя и его зрелым творчеством 60-х годов.
Семипалатинские произведения нельзя рассматривать изолировано от общего контекста творчества Достоевского, а без художественных открытий писателя в повестях «Дядюшкин сон» и « Село Степанчиково и его обитатели» невозможно понять логику художественных исканий писателя, развитие художественных типов и образов, эволюцию жанровых форм.
Из двух произведений, написанных Достоевским в Семипалатинске, нас будет интересовать повесть «Село Степанчиково и его обитатели».
Цель данной методической работы - рассмотрение основных проблем, связанных с изучением этого произведения, методические рекомендации, возможность изучения повести как урока внеклассного чтения перед изучением программного романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1 В дальнейшем ссылки на тексты произведений и писем Достоевского будут показаны в скобках: римская цифра обозначает том, арабская страницу.
Большой интерес представляет изучение языка повести «Село Степанчиково и его обитатели», так как это является одной из сторон поэтики Достоевского, на примере которой наблюдается творческий рост писателя.
Нужно исходить из утверждения, что повесть «Село Степанчиково и его обитатели» имела для писателя огромное значение как произведение, послужившее творческой лабораторией его будущих романов и свидетельствующее о новом этапе в развитии психологического мастерства писателя. Приемы и способы психологического изображения, их изучение стали одним из объектов данной работы.
Научная новизна методического пособия заключается в попытке включения данного произведения в программный материал, непосредственно перед изучением романа «Преступление и наказание», в попытке анализа некоторых языковых особенностей повести.
Актуальность работы объясняется недостаточной степенью изученности повести «Село Степанчиково и его обитатели».
В данном пособии даются методические рекомендации по изучению семипалатинской повести Достоевского, а также разработка урока как одного из вариантов изучения рассматриваемого произведения (см. Приложение к работе). В этом и заключается практическая значимость предложенного методического пособия.
Знакомство с произведением «Село Степанчиково и его обитатели» в школьном курсе, дает хорошую основу для дальнейшего изучения творчества Достоевского, в чем убеждают результаты работы учащихся, изложенные в примерах к методическим рекомендациям, а также в прилагаемом к работе конспекте урока.

Методические рекомендации
по изучению повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».

Существует множество программ по русской литературе. Каждая из них индивидуальна по--своему, но все они сходятся в одном: доминирующим на уроках литературы должен стать процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся. В основу курса литературы положено изучение произведения как эстетической и нравственной ценности, которая не замыкается только в рамках времени его создания, но также актуальна и для сегодняшнего ученика, что позволяет ему воспринимать произведение творчески, личностно. Схематично такой подход можно сформулировать так: постижение художественного произведения как эстетического и нравственного явления, созданного писателем, через эпоху создания к нашим дням. Необходимо отметить и то, что эстетический подход к произведению, осознание учениками понятия художественного образа позволит учителю на качественно новом уровне осуществлять межпредметные связи с другими видами искусства; основой этих связей станет художественный образ и понятие прекрасного как всеобщей эстетической и нравственной категории.
Таким образом, при истинно эстетическом изучении художественного произведения, доминирующей должна стать творческая деятельность ученика в процессе изучения учебного материала, анализа художественного произведения.
Ориентируясь на выше сказанное, возможно рассмотрение повести «Село Степанчиково и его обитатели» в школе. Так как данное произведение Достоевского ранее в школе не изучалось, то готовых методических указаний нет. Данная методическая разработка – один из предлагаемых вариантов изучения этой темы, где учитывается творческий подход к изучению повести, а также решаются основные проблемы произведения.
Для решения этих задач необходимо подобрать эффективные формы работы, продумать методы и приемы. Знакомясь с художественными произведениями на уроках внеклассного чтения и факультативных занятиях, нельзя прибегать всегда к одним и тем же методическим приемам и способам; для каждого произведения необходимо подобрать и хорошо продумывать строго индивидуальные приемы. Похожих произведений много, а, вот совершенно одинаковых не бывает и поэтому для каждого произведения должна быть продумана своя методика, целостно отражающая содержание произведения и все его особенности.
Примером может служить семипалатинская повесть Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».
Как лучше преподнести это произведение с точки зрения методики? Какие для этого избрать способы и приемы? На чем акцентировать внимание детей? Эти вопросы и послужили ориентиром при составлении методической разработки.
Исходя из особенностей и специфики уроков внеклассного чтения или факультативных занятий, а также из школьной программы, знакомство учащихся с повестью «Село Степанчиково и его обитатели» происходит пред изучением «Преступления и наказания» (10 класс). Так как «Село Степанчиково….» – раннее произведение Достоевского – это дает возможность более последовательно подойти к изучению творчества Достоевского.
Первый этап нашей работы – анкетирование. Вниманию учащихся предлагаются вопросы по биографии и творчеству Ф.М. Достоевского: Что я знаю о Ф.М. Достоевском? Какие произведения мне известны? Как звали первую жену писателя? Какие произведения созданы в нашем городе?...и т.п.. Такая постановка вопросов служит своеобразной целевой установкой перед посещением Литературно – мемориального музея Ф.М. Достоевского. Ответы на вопросы анкеты неполные, чаще всего дети отвечают так: «НЕ знаю», «К сожалению, не читал (а)…». Вторичное анкетирование проводится после посещения музея как результат учебной экскурсии и как контроль з усвоением знаний, полученных во время экскурсии. Это позволяет выяснить, какие знания учащиеся имеют о Достоевском и что нужно учителю при подготовке к основному занятию. Кроме того, экскурсия в музей расширяет кругозор детей, настраивает на более серьезное восприятие творчества писателя. Подтверждением данных выводов служат ответы учащихся на одни и те же вопросы при первичном и повторном анкетирование. После посещения музея учащиеся пересматривают свою точку зрения на Достоевского, получив о нем новые сведения. Ответы на вопросы, касающиеся биографии и творчества писателя, становятся более содержательными полными и правильными.
Вывод здесь один: учебная экскурсия в музей, перед изучением творчества писателя, имеет немаловажное значение.
Целесообразным является и следующий этап нашей работы. Учащимся даются предварительные задания.
1.Прочесть повесть Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».
2.Обратить внимание на следующие ключевые эпизоды произведения:
а) отношение между генеральшей и Ростаневым;
б) появление Фомы в гостиной;
в) портретная характеристика Фомы Опискина;
г) портретная характеристика Ростанева.
3. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения:
а) раннее творчество Ф.М. Достоевского.
б) Достоевский в Семипалатинске.
Такие сообщения расширяют кругозор детей и пополняют их знания о писателе.
Уместно к занятию организовать выставку книг о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского. Вниманию детей предлагались следующие книги: Ю. Карякин «Достоевский и канун XXXI века» И. Косенко «Иртыш и Нева», М. Слонин «Три любви Достоевского», В.А. Туниманов «Творчество Достоевского (1864-1862)», И. Волгин «Последний год Достоевского» и другие.
Такая выставка информирует учащихся о дополнительной литературе по творчеству писателя, помогает самостоятельно пополнить знания. Учитель, разумеется, обязан дать краткий комментарий книгам, рассказать об эволюции Достоевского писателя, показать динамику, рост и силу его творчества. При такой работе хорошим пособием была бы выставка произведений Достоевского представленных в хронологическом порядке, начиная с его «Бедных людей» и заканчивая последним его произведением «Братья Карамазовы».

Этот вид работы можно назвать вступительным словом учителя.
Далее учащимся предлагается рассказать о Ф.М. Достоевском. Учитель должен так организовать работу в классе, чтобы получалась непринужденная беседа, своеобразный обмен информацией. Затем вниманию учащихся предлагаются сообщения:
1.Раннее творчество Ф.М. Достоевского.
2.Ф.М.Достовский в Семипалатинске.
После этого целесообразным и своевременным будет переход к семипалатинской повести писателя «Село Степанчиково и его обитатели».
Работа над повестью начинается с фронтального опроса:
-Когда написана повесть «Село Степанчиково и его обитатели»?
-Что вы знаете о возникновении замысла повести?
-Почему повесть Достоевского не была оценена по достоинству? И др.
Всем известно, что художественная литература должна оказывать нравственное воздействие, волновать душу и ум подростка. Этой задаче учителю нужно подчинить все методические приемы. В нашем случае, прежде необходимо учитывать эмоциональное восприятие произведения учащимися. Один из самых важных и безотказных приемов, усиливающих эмоциональное восприятие произведения, - чтение вслух. Для такого чтения нужно подготовить ключевые эпизоды из произведения. Например: отношения между генеральшей и Ростаневым: «…Бывало генеральша вдруг, ни с того ни с сего покатится на диване в обморок. Подымается беготня, суетня. Полковник уничтожится и дрожит как осиновый лист.
-Жестокий сын - кричит генеральша, очнувшись, - ты растерзал мои внутренности…
-Да чем - же я, маменька, растерзал ваши внутренности? – робко возражает полковник.
-Растерзал! Растерзал! Он еще и оправдывается! ОН губит! Жестокий сын! умираю. Полковник, разумеется, уничтожен. Но как-то так случалось, что генеральша всегда оживала. Через полчаса полковник толкует кому-нибудь, взяв его за пуговицу:
-НУ да ведь она, братец, светская дама, генеральша! Добрейшая старушка; но, знаешь, привыкла ко всему эдакому уточненному…нечета мне, вахлаку! Я «братец, еще не знаю, чем я именно провинился, но уж ,конечно, я виноват….(III, 10-11).
Можно прочесть эпизод, когда Фома появляется в гостиной, именно тот момент, когда Достоевский показывает психологическую атмосферу: «Он подошел к незанятому креслу, придвинул его к столу и сел, не сказав никому ни слова. Мгновенно исчезли вся суматоха, все волнение, бившие за минуту назад. Все притихло так, что можно было расслышать пролетевшую муху. Генеральша присмирила, как агнец. Все подобострастие этой бедной идиотки перед Фомой Фомичом выступало теперь наружу. Она не нагляделась на свое нещечко, впилась в него глазами. Девица Перепелицина, осклаблясь, потирала свои ручки, бедная Прасковья Ильинична заметно дрожала от страха. Дядя немедленно захлопотал…»(III,65).
После прочтения подобных эпизодов, уместно предложить вниманию учащихся вопросы такого характера:
1. Как характеризует героев данный эпизод?
Что можно сказать о характере генеральши? Какие черты характера полковника Ростанева проявляются в данном эпизоде?
2.Какое положение занимает Фома в доме Ростанева?
-Что свидетельствует о том, что Фома занимает господствующее положение? Все ли одинаково реагируют на появление Фомы?
Завершая данную, работу следует обратить внимание на портретные характеристики Фомы Опискина и полковника Ростанева. Учащиеся находят в тексте портретные описания обоих героев: «…Наружности он был богатырской; высокий и стройный, с румяными щеками, с белыми, как слоновая кость, зубами и с откровенным раскатистым смехом; говорил отрывисто и скороговоркою. От роду ему было в то время сорок, и всю жизнь свою чуть с шестнадцати лет, он пробыл в гусарах…» (III,5) (Ростанев).
«Фома был мал ростом, белобрысый и с проседью, с горбатым носом и с мелкими морщинками по всему лицу. На подбородке его была большая бородавка. Лет ему было под пятьдесят. Он вошел тихо, мерными шагами, опустив глаза вниз. Но самая нахальная самоуверенность изображалась в его лице и во всей его педантской фигурке. К удивлению моему, он явился в шлафроке, правда, иностранного покроя, но все-таки шлафроке и вдобавок, в туфлях.
Воротничок его рубашки, не подвязанный галстухом, был отложен по фасону детских рубашек; это придавало Фоме Фомичу чрезвычайно глупый вид…» (III, 65).
После прочтения, портретных характеристик, предлагается сопоставительный анализ.
-Что можно сказать о внешности Фомы?
-Как рисует Достоевский Ростанева?
В этот момент важно, чтобы учащиеся осознанно ответили и на следующие вопросы:
-Как вы думаете, почему Фома Опискин стал таким «гадким», дрянным человеком?
-Все ли герои в произведении поклоняются Фоме?
-Какой эпизод произведения можно назвать кульминационным?
-Какой финал нам предлагает автор?
-Какую развязку вы ожидали увидеть в этом произведении?
Такие вопросы дают возможность понять особенности изображения личности в произведении Достоевского.
Необходимо отменить языковые средства создания портретов, речевых характеристик героев, психологических моментов произведения, так как « слово – одежда всех фактов, всех мыслей, но за каждой мыслью скрыта причина. Язык повести свидетельствует о значительном обогащении сложного запаса писателя новыми словами и выражениями, услышанными в среде каторжан. Достоевский обильно вводит в повесть записи из Сибирской тетради: почти все герои (особенно Бахчеев и мужики) употребляют выражения, услышанные писателем на каторге.
Так, например, кучер Бахчеева Гришка, рассуждая о Видоплясове, говорит следующее: «Да я его Видоплясова … из-под розг не выпустил «Нарвись – ко он на меня я бы дурь-то немецкую вышиб! Задал бы столько, что в два-ста не складешь(III,26). Или например, Бахчеев беседует с рассказчиком, удивляет его своими выражениями: «знаю я твое удовольствие… Да уж ты не пику ли мне про удовольствие – то свое говоришь» (III,27). Повествователь же своим ответом Бахчееву намекает на источник заимствования: «Притом же вы так … оригинально выражайтесь, что я даже готов записать ваши слова» (III,27).
Важно дать понять учащимся, что в повести «Село Степанчиково и его обитатели» сделана первая попытка использовать данный языковой срез. И эта попытка является своеобразной апробацией, так как использование народной каторжной лексики найдет широкое и точное применение в «Записках из мертвого дома» Достоевского.
Чтобы точнее показать драматизацию повествования, необходимо рассмотреть специальные языковые средства, примененные для этой цели.
Драматизация проявляется в особом построении диалогов. Так, например, в один из критических моментов произведения, когда Сашенька выступила против Фомы, выясняется неординарное отношение сразу трех героев к Фоме Опискину, становится ясной позиция каждого героя: «…на хлеб, на воду вас посадить–с, да из темной комнаты не выпускать-с…» человекоубийцы вы эдакие!- прошипела на Сашеньку, дрожавшая от злости Перепелицина.
-И сяду на хлеб на воду, ничего не боюсь! - кричала Сашенька, в свою очередь….
-Саша! Саша! - кричал в отчаянии дядя…
-Еще одно слово и я погиб, безвозвратно погиб! “(III,58).
Несмотря на разные взгляды высказывающихся, изображается одна проблема – отношение человека к злу с различных позиций: Перепелицына пресмыкается, чувствуя в этом личную выгоду, Саша, ни о чем не задумываясь, протестует, а Ростанев боится. И если не будет подчинения диалога единой цели, то это, несомненно, приведет к ослаблению драматизма. Очень важно, чтобы учащиеся это отметили.
К средствам драматизации повести мы относим слово «вдруг». Данное слово употребляется писателем в том случае, если неожиданно должен произойти, какой-то психологический перелом. «Вдруг» писатель часто употребляет в тексте, показывая вторжение случайного, неожиданных поворотов мыслей или действия. Важно заметить, что ни у кого из русских писателей не употребляется так часто слово «вдруг», потому что в их произведениях нет такого осложнения действия различными противоречивыми обстоятельствами , так у Достоевского. Учащимся предлагается подтвердить данный факт примерами из текста.
Например, можно предложить следующую ситуацию.
«Долгое время царствовало глубокое молчание. Фома сидел в креслах, как будто ошеломленный, и неподвижно смотрел на дядю, которому видимо, становилось неловко от этого молчания и от этого взгляда.
-Деньги! - проговорил наконец Фома, каким-то выделано слабым голосом, - где же они, где эти деньги? Давайте их, давайте сюда скорее!
-Вот они, Фома: последние крохи, ровно пятнадцать, все что было. Тут и кредитными и ломбардными - сам увидишь …вот!
-Гаврила! Возьми себе эти деньги, кротко проговорил Фома они, старик, могут тебе пригодиться.
-Но нет!- вскричал он, вдруг-, с прибавкою какого-то необыкновенного визга и вскакивая с кресла, - нет! Дай мне их сперва, эти деньги, Гаврила! дай мне их! Дай мне эти миллионы, чтоб я притоптал их моими – ногами …(III,84).
В данном случае слово «вдруг» предопределяет неожиданный поворот действий.
На данном этапе учащимся предлагается найти в тексте примеры употребления слова «вдруг», определить какую роль они выполняют.
Так же важно обратить внимание на омонимичную замену одного слова другим. Так, например, рассказчик, рассуждая о происходящем, думает, что скандала не миновать. Но слово скандал заменено писателем словом «гроза», и это не случайно. Данный пример – хороший материал для создания проблемной ситуации на уроке. Целесообразно задать учащимся вопрос: Сколько раз писателем употребляется слово «гроза», и с какой целью? (Первый раз как метафора, второй – в прямом смысле, как явление природы).
В данной повести языковые средства драматизации повествования проявляются не особенно ярко, но здесь они получают толчок для своего дальнейшего развития в творчестве писателя.
На данном занятии учащимся дается теоретическое понятие «психологизм в литературе». Важно объяснить, что «под психологизмом в литературе принято понимать не особенности построения характеров в произведениях, а художественное изображение внутреннего мира героев, их переживаний и мыслей, желаний и мечтаний» (по Б.А.Есину). Целесообразно предварительно задать учащимся такие вопросы:
-Как вы думаете, что такое психологизм в литературе?
-Какого писателя можно назвать психологом?
Исходя из наблюдений, на нашем уроке учащиеся пытаются самостоятельно найти ответы на данные вопросы и должны отвечать приблизительно так: «психологизм-это внутренний мир героев, их поступки, мысли, чувства и т.п.».
После знакомства с понятием «психологизм в литературе» важно подробнее остановиться на некоторых психологических способах, объяснив их предназначение, а также донеси до учащихся, что психологизм повести «Село Степанчиково и его обитатели» исследователями недостаточно изучен. Многие из них предпочли рассматривать данную проблему на примере зрелых произведений писателя, не затрагивая психологических особенностей данной повести , являющейся одной из ступеней формирования психологического мастерства Достоевского.
В нашем случае нужно рассмотреть следующие способы психологического изображения:
1.Несоответствие между внешним и внутренним состоянием человека.
Примером здесь служит образ Ростанева. Учащиеся самостоятельно раскрывают особенности этого образа. Учитель лишь направляет их работу. Необходимо обратить внимание на следующий момент текста, когда полковник мечется « между двух огней». Ростанев внутренне сопротивляется Фоме, его действиям, это его мучит, а вот внешне выразить свой протест он никак не решается, боясь обидеть старую генеральшу. Даже когда племянник пытается высказать дяде, что тот малодушничает, то на слова Сергея Александровича: «Послушайте, дядюшка, из всего, что я слышал и видел, мне кажется, что вы… », но тут его перебивает Ростанев: «Тюфяк что ли? Да ты уж договаривай!» (III,40).Вывод напрашивается сам собой: Ростанев понимает свое положение, но ничего не пытается предпринять против этого.
2.Введение рассказчика. В данном случае учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что такой способ дает возможность глазами рассказчика рассмотреть каждого из героев, а затем сопоставить свои личные впечатления с восприятием рассказчика, но учителю здесь необходимо подвести учащихся к такому выводу.
3.Изображение внутреннего мира героев при помощи внешних деталей.
Важно, чтобы учащиеся самостоятельно проиллюстрировали данный способ примерами из текста. В затруднительном случае учителю необходимо помочь увидеть нужные моменты в тексте. Например, Сашенька, возмущенная поведением Фомы, ведет себя так: «Не хочу молчать, папочка! - закричала Саша, вдруг вскочив со стула, топая ножками и сверкая глазенками,-не хочу молчать!»(III,57,58).
Уместно задать учащимся следующий вопрос:
-Какую внутреннюю черту героя вы увидели при помощи внешних деталей?
В нашем случае внутренний мир Сашеньки наполнен ненавистью и негодованием к этому «гадкому», «скверному» человеку. Никто из взрослых не решился бы так вести себя по отношению к Фоме Фомичу, но15-летняя девочка оказалась самой решительной, она не могла больше унижаться перед Фомой, ее отношение к этому лицемеру прорывается наружу, что мы и видим во внешних деталях: «вдруг вскочив со стула», «топая ножками», «сверкая глазенками».
На новом этапе работы над психологическими особенностями текста предлагается рассмотреть следующий эпизод: «как только вошел Фома Фомич , мгновенно исчезли вся суматоха, все волнение, бывшие за минуту назад .Все притихло так, что можно было расслышать пролетевшую муху. Генеральша присмирела, как агнец. Все подобострастие этой бедной идиотки перед Фомой Фомичом выступило теперь наружу. Она не нагляделась на свое нещечко, впилась в него глазами. Девица Перепелицына, осклаблясь, потирала свои руки, а бедная Прасковья Ильинична заметно дрожала от страха. Дядя захлопотал »(III,65).
Учащимся предлагается, используя перечисленные на доске способы психологического изображения в рассматриваемой повести, определить, какой из них употреблен в данном примере. (Здесь Достоевский изображает психологическую атмосферу).
Другие способы и приемы перечисляются, но подробно на них внимание не заостряется( «умолчание», «сны и видения», «высказывания героев» и другие).
Завершая работу над психологизмом повести «Село Степанчиково и его обитатели», необходимо сообщить учащимся, что способы и приемы психологического изображения, использованные Ф.М. Достоевским в данной повести, находят применение и в зрелых произведениях писателя, но уже в более совершенном и обработанном виде, с точки зрения художественности.
На данном занятии имеет место проблемный вопрос, предлагаемый вниманию учащихся.
Достоевский говорил, что в повести выведены «два огромных типических характера…вполне русских и плохо до сих пор указанных русской литературой», имея в виду характеры Опискина и Ростанева.
Н.К. Михайловский, анализируя повесть «Село Степанчиково и его обитатели», в своей статье «Жестокий талант», высказал мысль, что никаких двух характеров в повести нет, а есть только один. А полковник Ростанев «есть настоящая овца, смирная и благодушная до глупости» образ его не может претендовать ни на какую значительность и является явной неудачей Достоевского... Согласны ли вы с мнением Михайловского?
Обычно такая постановка вопроса вызывает своеобразный стихийный диспут. Мнение учащихся неоднозначны. Одни считают, что Ростанев нацелен чертами русского национального характера, другие, что Михайловский прав. Для учителя важно, не отрицая мнения Михайловского, который считает Ростанева бесхарактерным, подвести учащихся к мысли, что Ростанев-это характер, но своеобразный характер, имеющий свои положительные и отрицательные стороны.
Кроме "стихийного" диспута на занятии возможен запланированный диспут, где ставится следующий вопрос: Как бы вы относились к Фоме, оказавшись на месте полковника Ростанева?- Важно, чтобы размышляя и споря, учащиеся пришли к выводу, что поведение Ростанева гуманно. Здесь же необходимо провести связь с современностью, высказывая мысль о том, что нынешнему поколению сейчас не хватает доброты и сострадания, то есть тех качеств, которыми наделен Ростанев. Но, делая такой вывод, учащиеся должны отметить нерешительность и несмелость Ростанева.
Такой анализ образов повести «Село Степанчиково и его обитатели» дает возможность перевести разговор на проблему нравственности, взаимоотношений между людьми, на вопрос о причинах происхождения зла, что поможет детям разобраться в сложностях современной жизни.

Приложение к методическим рекомендациям по изучению семипалатинского периода творчества Ф.М. Достоевского на примере повести «Село Степанчиково и его обитатели».

Урок литературы.
Тема: Особенности семипалатинского периода жизни и творчества Ф.М. Достоевского (на примере повести «Село Степанчиково и его обитатели»).
Тип урока: урок внеклассного чтения с элементами личностно ориентированного обучения и критического мышления.
Форма урока: групповая работа.
Наглядность и оборудование: Фотографии и рисунки Семипалатинска ХІХ века ; фотографии Достоевского и его семьи, друзей; таблицы способов психологизма; оценочные листы; итоговые таблицы; цветовые карточки; музыкальная запись произведения Бетховена «Лунная соната», кюй Курмангазы «Золотая степь»; анкета на выяснение субъективного опыта учащихся.
Цели: опираясь на личностный подход учащихся, содействовать в
ходе урока формированию знаний учащихся о Семипалатинске ХІХ века, о жизни и творчестве Достоевского в семипалатинский период (на основе повести «Село Степанчиково и его обитатели»). Проследить, что такое психологизм, какими способами психологического изображения пользуется писатель в данном произведении, изучить особенности языка и стиля повести. Развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, умение выступать перед аудиторией, способствовать творческому подходу к выполнению заданий.
Предварительная подготовка.
1.Анкетирование учащихся, направленное на изучение творчества Ф.М. Достоевского.
2.Знакомство с текстом повести «Село Степанчиково и его обитатели».
3.Групповые и индивидуальные задания по материалам урока.
План урока.

I.Организационный момент. Целевая установка (1мин).
1.Слово учителя;
2.Заполнение дневника настроения (цветовая шкала).
II. Домашнее задание. Творческая работа в группах.
1. «Семипалатинск XIX века». Творческая защита (1-я гр.,3мин).
2. «Семипалатинск глазами Достоевского» (2-я гр.,3мин).
3. «Круг общения писателя в Семипалатинске» (3-я гр.,3мин).
4. Фабульный обзор произведений Семипалатинского периода (4-я гр.,4мин).
III. Игра «Даты» (2 мин).
IV. Понятие психологизма. Психологизм семипалатинского творчества писателя.
1. Слово учителя (1мин).
2. Работа в группах составление кластеров (4 мин).
3. Творческая защита работ (4гр.,1мин).
V.Игровой момент.
1. Слово учителя (15 сек).
2. Выполнение задания (15 сек).
3.Результаты работы (пояснение, 1 мин).
VI.Достоевский и мировая художественная культура.
1. Фабула произведения Ж.Б. Мольера «Тартюф» (3 мин).
2. Связь произведения Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» с произведением Мольера «Тартюф» (2 мин).
VII. Ассоциативное мышление.
1. Слово учителя о полярности героев в произведении «Село Степанчиково и его обитатели» (15 сек).
2. Творческая защита индивидуальных заданий (2 человека, 2 мин).
VII.Способы психологического изображения характеров в произведении «Село Степанчиково и его обитатели»
1. Знакомство со способами психологического изображения в данном произведении (учитель 1 мин).
2. Пример из текста (учащиеся, 2 мин).
IX. Итоговая игра «Угадай героя» (3 мин).
X. Дневник настроения. Заполнение графы «финал урока» (30 сек).
XI. Итоги урока. Обзор литературы по творчеству Достоевского (2 мин).
XII.Домашнее задание (1 мин).
1. Заполнить итоговую таблицу (пояснение учителя).
2. Познакомиться с историей создания «Преступления и наказания» (прочитать 3 главы).
3. Оценки за урок.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Целевая установка.
Слово учителя.
Суть творчества Ф.М. Достоевского мы видим в постоянном искании истины, в столкновении его мыслей, таких острых и противоречивых, в любви к людям, в стремлении разгадать тайны человеческого бытия, самого человека: «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…», - писал в августе 1839 года Федор Михайлович Достоевский брату
М.М. Достоевскому. ( объявляются результаты предварительного анкетирования, направленного на изучение творчества Ф.М. Достоевского).
Сегодня мы будем говорить о психологизме в творчестве Достоевского, так как отделить понятие психологизма от этого писателя просто невозможно. Рассматривать заданную проблему мы будем на примере произведения «Село Степанчиково и его обитатели».
Вы узнаете о городе того времени, о людях, которые стали близки Достоевскому в Семипалатинске. На нашем уроке мы будем работать группами (представление групп). Оцениваться группы будут по нескольким критериям. В ходе урока будем заполнять оценочную таблицу (знакомство с таблицей).
На столе каждой группы лежит дневник настроений. Обращаясь к цветовой шкале, каждый из вас отметит соответствующим цветом свое настроение на данном этапе урока. В конце урока вы снова обратитесь к дневнику настроений и отметите свое настроение на заключительном этапе.
На доске цветовая шкала:


восторг-красный



радость-оранжевый


приятное-желтый

спокойствие, равновесие-зеленый

грусть-голубой

неопределенность-белый

тревога-фиолетовый

Крайняя неудовлетворенность, безысходность-черный

II. Домашнее задание. Творческая работа в группах.
Творческая защита «Семипалатинск XIX века».
Учитель:
Город Семипалатинск – один из старейших городов Казахстана. Он возник в 1718 году как центр защиты от внешних врагов, как центр караванных путей.
Город рос, развивался, менял свой облик. Каким же был город в XIX веке? Вот как его представляют наши ребята. Давайте их послушаем.

Выступление групп (5 минут). Творческая защита (рисунки, стихи, кластеры).

Учитель: А каким же был город на самом деле? Над этой темой работала 1 группа – им слово.

Выступление 1 группы. «Семипалатинск XIX века» (Социально-экономическое развитие достопримечательности»).

Учитель:
Каторга…Лишения. «Николай арестант такой жизни не вынес бы, - писал Федор Михайлович своему брату Михаилу по выходе из каторги в феврале 1854 года, - но вынес, благодаря неистребимому желанию разгадать тайну человека».
Каторга не сломила, не уничтожила в Достоевском человека, она перевернула все его сознание. В марте 1854 года Достоевский был зачислен в Сибирский седьмой линейный батальон солдатом и доставлен в Семипалатинск к месту службы. Каким же предстал наш город взору великого писателя? Об этом выступлении второй группы.
Учитель:
В городе того времени было много интересных людей. О круге общения Ф.М. Достоевского в Семипалатинске расскажут ребята 3 группы.(Выступление 3 группы).
Учитель:
«Страну знобит, а омский каторжанин
Все понял и на всем поставлен крест,
Вот он сейчас перемешает все
И сам под первозданным беспорядком
Как некий дух взнесется. Полночь бьет.
Перо скрипит, и многие страницы
Семеновским припахивают плацем…».

Так сказала о Достоевском Анна Ахматова. И действительно замысел многих произведений Достоевского созрел в ссылке на каторге. Первым произведением после долгого перерыва, считаются произведения 2-ого периода творчества писателя. Это те произведения, которые написаны в нашем городе. Об этом нам поведает 4 группа (обзор произведений).
Выступление 4 группы.
Учитель:
Сибирский (2-ой период) обычно называют «творческим кризисом» писателя. Это в каком-то смысле правомерно, но важно подчеркнуть и другое, может быть, самое главное: сибирский период творчества Достоевского, и в частности, повесть «Село Степанчиково и его обитатели», предопределили программу деятельности писателя на десятилетия вперед.
III.Игра «Даты»
Сейчас вам предстоит еще раз вспомнить основные даты жизни Достоевского. Каждая группа должна узнать дату на карточке и назвать с каким событием в жизни писателя связана та или иная дата. (Карточки написаны различными цветами. Дети снова ориентируются на цветную шкалу).
VI.Психологизм семипалатинского периода творчества
Учитель:
Психологизм. Как вы понимаете это?
Работая на уроках литературы, мы постоянно сталкиваемся с этим понятием, так как в каждом художественном произведении в большей или меньшей степени присутствует психологизм.
Что такое психологизм вообще? Сейчас при помощи метода «Кластер» вы попытаетесь отобразить свое представление об этом.
Составление кластеров в группах (4 мин).
Защита Кластеров. (Каждой группе отводиться 1 мин)
Учитель:
Итак, давайте подведем итог, что такое психологизм.
Учащиеся делают выводы.
Психологизм – это не особенности построения характеров, а художественное изображение внутреннего мира героев, их мечтаний, переживаний, мыслей, желаний.
V. Игровой момент.
Вам розданы карточки, на которых написаны то или иное чувство, которое способен выражать человек (восхищение, страх, гнев, удивление) за 3 минуты вы должны будите изобразить на бумаге заданное чувство.
Результаты игры. (Дети рассказывают о том, что они изобразили только после того, когда другие группы выскажут свое предположение о том, что изображено на рисунке выступающей группы.).
Учитель:
Порой бывает очень трудно понять что – либо, не познав сути главного. Но зная основное и умея отличать его от второстепенного, - это уже успех.
Давайте посмотрим, какого успеха добилась группа №3. Они работали над фабулой произведения «Село Степанчиково и его обитатели». Удалось ли им вычислить главное и как удастся это передать нам, своим слушателям.
Выступление 3 группы.
VI.Достоевский и мировая художественная культура.
Учитель:
В истории часто бывает так, что события, явления в разных странах связаны между собой, одно событие похоже на другое. Как в истории, так и в культуре много совпадений и аналогий.
2-ая группа проследила связь произведений Достоевского с мировой художественной культурой – им слово (учащиеся проводят параллель между произведением Достоевского и произведением Мольера «Тартюф»).
Выступление 2-ой группы.
VII. Ассоциативное мышление.
Учитель:
Все в жизни познается в сравнении. Легче понять личность человека в сопоставлении с другой противоположной личностью Повесть Достоевского тоже строится на полярности двух героев. Сообщение об этом подготовлено 1-ой группой.
Выступление 1-ой группы.
Учитель:
Два героя – два характера, два художественных типа. Каждый видит их по-своему. Сегодня наши ребята попыталась творчески подойти к этой проблеме. Какие же ассоциации вызывают эти два образа? Ребята, которые работали индивидуально, представляет нам свои ассоциативные портреты.
Творческая защита индивидуальных работ (2 человека).
Учитель:
В литературных произведениях средством создания художественных образов является язык. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.
Об особенностях языка и стиля Достоевского в повести «Село Степанчиково….» нам рассказывает 4-я группа.
Выступление 4-ой группы.
VIII. Способы психологического изображения характеров в произведении «Село Степанчиково…».
1.Учитель:
Достоевский одним из первых освоил глубину внутреннего мира человека. Почти в каждом своем произведение он пытается настойчиво разрешить загадки человеческой жизни. В « Селе Степанчиково…»писатель пользуется следующими приемами психологического изображения характеров. Обратите внимание на доску.
На доске:
Способы психологического изображения характеров героев в произведении « Село Степанчиково и его обитатели».
1. Психологическая полярность двух героев.
2. Несоответствие между внешним и внутренним состоянием.
3. Изображение внутреннего мира при помощи внешних деталей.
4. Введение рассказчика.
5. Прием – умолчание.
6. Психологическая атмосфера.
7. Сны и видения.
8. Высказывания героев.
2.Работа с текстом (все 4 группы)
Учитель:
За 5 минут вы должны обнаружить в тексте как можно больше способов психологического изображения, проиллюстрировав их примерами текста.
Ответы групп.

IX.Игра «Угадай героя»

По отрывкам портретных описаний вы должны будите определить, какому герою соответствует та или иная характеристика. Обратите внимание на то, что карточки разного цвета. Ориентируясь на цветную шкалу, вы можете выбрать любую из них и угадать героя по описанию. (Например, портретное описание Ежевикина вызывает грусть, соответственно карточка голубого цвета). Учащиеся угадывают героев (если группа не справилась с заданием, право на дополнительный ответ имеет любая другая группа).
Подводим итог урока, дается обзор литературы по творчеству Достоевского.
Домашнее задание
1. Заполнить Итоговую таблицу по уроку (пояснение).
2. Познакомиться с историей создания «Преступления и наказания», прочитать первые 3 главы романа.
Оценки за урок.
Итоговое слово учителя.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: dia_14 (2013-03-10) | Автор: Ирина E
Просмотров: 1409 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2022-08-10, 8:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [876]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4179]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1770]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru