Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Контроль и дисциплина мыслей, сосредоточение

     Всем доброго времени суток.
     Сегодня я продолжаю серию рассылок на тему развития и основная тема этого выпуска – сосредоточение.
 
     Возможно, среди читателей есть тот, кто полагает, что у него довольно неплохие способности к сосредоточению. Всё же, занимаясь упражнениями, описанными в этом и следующем выпусках, вскоре Вы поймёте реальную разницу между неплохой способности к сосредоточению и той, которую Вы считали неплохой…
     Многим известны трудности по сосредоточению и последствия плохой способности сосредоточения. Попробуйте вспомнить промежуток времени 10-15 минут, два часа назад, о чём Вы думали и какие мысли проносились у Вас в голове. Кто-то не сможет вспомнить даже того, что делал в это время. У большинства, проносится множество мыслей, которых человек даже не замечает и не обращает на них никакого внимания. А ведь среди их могут быть полезные и ценные. Среди них могут быть и вредные, которые влияют на Ваши автоматические действия. Среди их есть бессмысленные, которые в пустую тратят ресурсы мозга. Представьте себе, что у Вас есть суперкомпьютер, на котором вы можете делать колоссально полезные вычисления, устанавливать и пользоваться полезными программами и т.д., что в свою очередь улучшит Вашу жизнь и сделает её удобнее и интереснее. А Вы  на этом компьютере просто раскладываете пасьянс и иногда смотрите фильмы, сл ушаете музыку, причём давно устаревшую. Примерно так и есть, с той лишь разницей, что Ваш мозг обладает гораздо большим преимуществом перед любым супер-пупер компьютером. Просто нужно начать пользоваться.
     Развивая способность к сосредоточению, мы повышаем способности памяти, внимания, многократно повышаем эффективность своих действий, исключаем множество «случайных» ошибок, перестаём упускать полезные мелочи и хорошие возможности…
Совершенство состоит из мелочей, без мелочей, не может быть совершенства, а совершенство – это не мелочь!
Любой человек понимает пользу и необходимость качественно сосредотачивать своё внимание на предмете своей деятельности. Наверно, поэтому мы часто слышим: «Будь внимательней», «соберись», «сосредоточься», «нужно уделить этому максимум внимания» и т.д. Всё это мы понимаем и сами, но попробуйте спросить таких людей: «Как»? И Вы их поставите в тупик. Вряд ли они смогут Вам, чем-либо помочь. Если нет способности к сосредоточению, говори, не говори, пользы от этого нет. Можно лишь этим заставить человека волноваться и переживать, тем самым получить результат ещё хуже.
     Как же получить такие возможности и способности к сосредоточению?
Мало где описывают хоть какие-то, на мой взгляд, более-менее полные способы развития этих качеств. Поэтому я сформулировал их описание и составил упражнения для развития этих качеств. Занимаясь этими упражнениями, человек постепенно овладевает этими способностями. В полной версии Вы найдёте подробное описание этой способности и упражнения для их развития.
     Немногому приходится уделять человеку, приступившему к развитию способностей своего ума, столько времени, внимания и сил, как сосредоточению. Способность к сосредоточению необходима в любом Вашем действии и во время мышления. Постоянно нужно быть сосредоточенным, меняя своё направление, фокус и объём внимания. Внезапная остановка Вашей привычки разбегаться вниманию во все стороны, принуждение к сосредоточению внимания на одном каком-нибудь пункте – такая перемена, конечно, влечёт за собой потрясение, и мысль порывисто мечется из стороны в сторону, подобно не объезженной лошади, впервые почувствовавшей удила.
     Внимательное рассмотрение, какого либо предмета даёт нам возможность различить детали, незаметные при беглом взгляде, а умственное сосредоточение позволяет изучить детали какой-нибудь идеи. А по мере возрастания способности к сосредоточению, мы воспринимаем, в тот же промежуток времени – гораздо больше, чем при обыкновенном мышлении.
     Представьте себе двух людей среди поля во время яркого заката солнца. Один из них крестьянин, чьи способности мало развиты и который, если это не касается его урожая, не имеет обыкновения наблюдать за природой. Он смотрит на небо только для того, чтобы предугадать, что можно ожидать – дождя или солнечной погоды, совершенно не интересуясь и не воспринимая красочного вида заката. Предположим, что второй наблюдатель талантливый художник, полный любви к красоте и привыкший наблюдать и наслаждаться красками и их оттенками. Как и художник, крестьянин такой же человек, однако его способности позволяют воспринять лишь крохи информации. Он видит различные краски на небе, замечает преобладание красного цвета, что, согласно прежним его наблюдением, обещает на завтра погоду, может быть желательную, а может быть, и нет, для его урожая. Вот всё, что он извлекает из этого вида. Художник воспринимает ту же самую инфор мацию, но как различен результат. Картина заката солнца для художника будет сильно отличаться от картины, полученной крестьянином. Лёгкие тени различных цветов, оттенки, переходящие в другие краски, прозрачный голубой и розовые цвета, бледно-зелёный, пронизанный золотыми лучами и снопами царского пурпура – все эти краски живут, воспринимаются и чувствуются художником со сладким трепетным наслаждением. Пробуждаются самые утончённые чувства, любовь и восхищение переходят в благоговение и восторг перед самой возможностью существования такой красоты. В обоих случаях различие воспринятых образов произошло не от внешних причин, а в силу различия внутренней восприимчивости, в силу различия способностей восприятия. Целый мир красоты, благоприятных возможностей, новых, неописуемо-полезных изобретений и открытий окружает нас со всех сторон и всё-таки всё это может не существовать для нас в силу наших слабостей и ограничений в способностях! То количество информации, которое мы способны воспринять и эффективно применить (т.е. во благо себе и окружающему миру, в котором живём), показывает ступень нашего развития.
   Из сказанного вытекает, что один из элементов эффективного и ясного мышления, есть способность к сосредоточению и точное наблюдение.
 
     Итак, сосредоточение и точное наблюдение – есть способность, которую нужно определённым образом развивать. Большинство людей проходят мир с полузакрытыми глазами, и мы легко можем убедиться в этом, спросив, например, самих себя: «Что я заметил, когда проходил такую-то улицу»? Наблюдения многих будут равны почти что нулю, никаких ясных образов, звуков, ощущений и т.д. у них не получится. Некоторые заметят лишь несколько предметов. Так, как в способности к сосредоточению и наблюдению лежит корень ясного, эффективного и плодотворного мышления, то те, кто желают развивать свою мысль и быть в состоянии управлять ею, должны развивать в себе привычку к сосредоточению и наблюдению, отказавшись от «удовольствия» быть увлечённым беспорядочным потокам бесполезного воображения, который Вы даже не замечаете и практически никогда не применяете.
Полное описание, препятствия и упражнения Вы прочитаете в полном выпуске, который скачаете по ссылке:
http://sergeyksk.narod.ru/goodclub_003-2.rar.exe

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2009-08-02)
Просмотров: 1545 | Теги: сосредоточение, Контроль и дисциплина мыслей | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 3:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru