Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

«Управление эмоциями»
Требуется действие
Когда организм под действием эмоции перешел на повышенный энергетический уровень, то требуется совершить какое-то действие, чтобы возбужденная эмоцией энергия израсходовалась, и вы вернулись в исходное спокойное состояние.
Какое это может быть действие?  Все зависит от вида эмоции.
Если эмоция была позитивная, то для разрядки  вы можете смеяться (хохотать, ржать и т.д.). Можете прыгать,  размахивать руками, что-то кричать, обниматься.  В целом, выбор проявлений позитивных энергий довольно узок.
Значительно шире выбор способов проявления высокоэнергетичных негативных эмоций.  Здесь, испытав раздражение или гнев, вы можете злобно или обиженно корчить свою физиономию,  повышать голос,  ругаться, кричать, топать ногами, стучать кулаком (по столу), хлопать дверью, угрожать или даже драться.
Если негативная эмоция перевела вас в низкоэнергетическое состояние  (уныние, упадок сил, депрессия), то делать ничего не надо –  вам нечего разряжать через действие. Ваше лицо и голос будут отражать ваше состояние. Хотя поплакать не вредно – это тоже действие.
Но не всегда люди позволяют себе что-то сделать из вышеперечисленного,  очутившись в высокоэнергетическом состоянии. Рассмотрим этот вариант более подробно.
 
Энергия накапливается
Выше   мы рассматривали примеры, когда  эмоция переводила человека на более высокий энергетический уровень, с которого он попытался «восстановить справедливость» в своем варианте. Но, как мы  уже указывали,  так бывает далеко не всегда.
Кроме внешнего сопротивления существует механизм внутреннего торможения  проявления эмоций.
Все мы  в детстве получили какое-то воспитание, то есть нам объяснили, как можно вести себя в том или ином случае. Например, всем нам в детстве объясняли, что «старших нужно уважать». То есть ни при каких условиях  нельзя открывать рот и вываливать на старших те  мысли и эмоции, которые у вас возникают, когда старшие по возрасту люди делают что-то не то, чего вы от них ожидаете 
Некоторое количество молодежи усваивает это правило поведения в социуме. Поэтому, когда старшие по возрасту люди бесцеремонно вмешиваются в их жизнь, они молчат.  Но негативные эмоции  испытывают, то есть переходят на высокий энергетический уровень, с которого можно было бы отстоять свои интересы.  Но, поскольку воспитание не позволяет  это делать, то энергия раздражения или гнева застревает в теле – механизм вывода «лишней» энергии из тела был сознательно не использован.
Это только один пример, а на самом деле вариантов, когда мы не позволяем себе  совершить какое-то действие по отношению к другому человеку, существует множество.  Мы сдерживаем проявление своих негативных эмоций по отношению к любимым людям, детям, родителям, друзьям, начальникам. Не всегда, конечно, но так бывает. Чем более воспитан человек, тем больше в его подсознании существует установок, ограничивающих возможность совершения каких-то действия для проявления своих реальных эмоций. Хотя организм уже возбудился и обеспечил вам возможность «дать сдачи» или «восстановить справедливость» в вашем понимании.
В итоге энергия застревает в теле, и накапливается в нем.
Кстати, отсюда становится понятным, почему  негативные эмоции более вредны, чем позитивные.
Позитивные  эмоции в нашем  обществе сдерживать не принято. Тебе смешно – ты смеешься, и это не возбраняется почти  нигде, кроме учебных заведений и некоторых других серьезных мест.  То есть  появившись в теле, энергия быстро выводится через действие.  Даже если вы не смеетесь вслух, вас могут сотрясать сдерживаемые взрывы смеха – это тоже действие, позволяющее энергии разрядиться.
А как насчет негативных эмоций?  Относительно проявления негативных эмоций  имеется огромное количество ограничений, поэтому эти энергии «застревают» в теле на значительно более длительное время. И, соответственно, создают в теле  значительно больше проблем.
 
Порог воспитанности
Сколько энергии можно накопить таким путем? Это зависит от  количества внутренних установок, ограничивающих ваши возможности проявить свои эмоции.  Чем выше уровень вашей воспитанности, тем больше эмоционального негатива вы можете в себе накопить.
Это порог сдерживания накопленной энергии можно назвать «порог воспитанности».
Потом, в какой-то момент, когда внутренние барьеры больше не могут ее сдерживать, она  выливается  в виде приступа раздражения или даже бешенства. Причем порой по совершенно по незначительному поводу («переполнилась чаша терпения», как говорится). И окружающие люди недоумевают, почему такой пустяк  привел к такой сильной негативной реакции.
Накопленная человеком  негативная энергия порой воспринимается окружающими людьми на физическом уровне.  Человек только вошел в комнату, а вы уже чувствуете, как он раздражен. Если это руководитель, то он может выливать накопленный  негативный заряд  на подчиненных.  Муж или жена нередко несут с работы заряд раздражения домой, и уже там «разряжаются» на близких людях. А чего их жалеть, свои ведь…  А если заболеют от того, что вы превратили их в свою эмоциональную помойку, то потом сами же и лечить будете.
 
Высокий порог воспитанности
Какой «порог воспитанности» полезнее для окружающих?   Естественно, высокий. То есть такой, когда вы не позволяете себе  использовать эмоциональные манипуляции и не вторгаетесь в личное пространство других людей своими эмоциональными выбросами.  Так ведут себя высокорассудочные (низкопримативные, низкоинстинктивные) люди.
Вы выглядите воспитанным человеком, не досаждаете окружающим людям – они довольны вашим поведением. Вы им удобны, вы предсказуемы в своих поступках.
А хорошо ли иметь высокий  «порог воспитанности»  самому человеку?   Здесь все наоборот. Если вы часто испытываете раздражение или другие негативные  эмоции, то ваш организм постоянно находится в стрессе. Он  перевозбужден, напряжен, готов к защите ваших интересов. Вперед,  хозяин!   Ату их!!!
А вы, его Хозяин,  сдерживаете его.  В итоге избыточная агрессивная энергия блуждает по вашему телу, повышая давление, создавая головные боли и травмируя внутренние органы. Со временем она как-то рассасывается, создавая  различные блоки в теле.
Хуже всего очень воспитанным людям, которые загоняют внутрь и не позволяют проявиться  любым своим негативным эмоциям.  В итоге, при наличии постоянно раздражающих факторов, годам к 45-ти в их теле накапливается столько  эмоциональной грязи ( то есть невыведенной из тела агрессивной энергии), что возникают злокачественные опухоли. Человек больше не хочет терпеть такую гнусную жизнь, в которой все не так, а он не может позволить себе даже высказаться по этому поводу. Поэтому он  бессознательно выбирает умереть. Окружающие удивляются – откуда вдруг взялась онкология у этой воспитанной женщины, хорошей матери и отличной жены?  А она просто не смогла больше носить эту маску. А снять ее не позволили внушенные с детства правила поведения.
Из этого не нужно делать вывод, что лучше жить с низким порогом воспитанности. 
Нужно просто так построить свою жизнь, чтобы у вас не было постоянно раздражающих факторов – тогда не будет накопления негативной энергии.  А жить воспитанным человек в окружении таких же воспитанных людей значительно приятнее, чем жить в коммуналке.
 
Низкий порог воспитанности
Теперь давайте посмотрим на жизнь человека с низким «порогом воспитанности». Или даже с отсутствующим – так тоже бывает.
Естественно, такой человек живо и эмоционально реагирует на все происходящее с ним и с окружающими людьми. И без малейшей задержки высказывает  им все, что о них думает.
Думает он обо всем этом обычно плохо, и этими незамысловатыми мыслями он  немедленно делится с окружающими людьми.  Они тоже немедленно реагируют на эти высказывания, в итоге жизнь бьет ключом (или молотком?). Эти коммунальные страсти могут гореть очень ярко, но  участники этих баталий могут жить многие годы. Почему? Казалось бы, люди выливают друг на друга (какой странный оборот речи для таких отношений, не правда ли?)  тонны оскорблений, ругани, эмоциональной грязи. Казалось бы,  в такой обстановке  жить невозможно. Ан нет, живут многие годы. Почему?  Потому что они не задерживают в себе избыток энергии – сразу выливают ее на окружающих. И тем самым переходят в спокойное, уравновешенное состояние. Минут на пять, или даже десять. А потом опять вперед, за эмоциональным наркотиком…
Конечно, склоки оставляют свой след в теле человека – его органы интенсивно изнашиваются при эмоциональных перегрузках.  Но все равно, даже будучи больными, такие люди могут жить довольно долго.  Находясь постоянно  в «боевой готовности» дать отпор любому нападающему.
Получается, что в ситуации, когда что-то человека не устраивает,  низкий «порог воспитанности» полезнее для здоровья, чем высокий - для самого человека. 
А для окружающих, вынужденных жить в обстановке постоянной ругани (ворчания, придирок, поучений, оскорблений), ситуация складывается наоборот.  Их организм  тоже мог бы дать сдачи, но они порой не позволяют себе этого делать (иногда дети не хамят склочным родителям). В итоге возбужденная и не выведенная наружу энергия детей надолго застревает в их теле, порождая многочисленные заболевания.
Подвод промежуточный итог, можно констатировать: высокий порог воспитанности  приятен окружающим, но вреден для самого обладателя этого порога. При наличии устойчивого желания побороться за что-то, естественно.
И наоборот: низкий «порог воспитанности» полезен его обладателю, и неприятен и вреден для окружающих.
Можно ли выбраться из этого замкнутого круга?
Естественно, можно.
Людям с высоким «порогом воспитанности» нужно научиться не испытывать сильных переживаний в любых обстоятельствах.  Как это сделать? Используйте идеи и приемы из моих книг.
А людям с низким «порогом воспитанности» хочется порекомендовать пожалеть окружающих, то есть немного тормозить себя, когда в душе что-то вскипает и хочется это исправить.  Да только кто же добровольно будет себя сдерживать? Чувствует ведь – это может негативно сказаться на здоровье. 
 
Когда энергию нужно накапливать
Поскольку мир разнообразен, то в нем нередко возникают ситуации, когда человек сознательно (скорее, бессознательно) накачивает себя негативными эмоциями, то есть повышает уровень своей энергетики.
Когда это может понадобиться? Тогда, когда вам нужно совершить какое-то не очень приятное действие, которое в спокойном состоянии вы себе сделать не позволяете.  Не хватает решительности, неудобно доставлять дискомфорт другому человеку, опасаетесь последствий  и так далее.
Что это может быть? Любое действие, которое направлено на то, чтобы заставить другого человека сделать то, чего ему делать не хочется. То есть против его воли.  Принудить, но не силой, а энергетически.
Например, вы хотите потребовать у другого человека долг, который он давно не отдает.  Вроде бы все сроки прошли, а он не шевелится. Совесть совсем потерял, и пора напомнить ему об этом.
 Что делаете вы перед тем, как потребовать долг? Вы некоторое время «накачиваете» себя  воспоминаниями о том, какой он гад. Как он мешает вам сделать что-то очень важное, не возвращая долг. Как он обманывает вас. Какие вы неудобства испытываете в обмен на ваш добрый поступок. И так далее.
В общем, вы пыхтите, пыхтите по себя. А потом, «накачавшись» и преодолев тем самым все тормозящие барьеры,   вываливаете на него все свои претензии.
Если вам удалось «накачать» в себе достаточно высокий энергетический уровень, то должник может вас испугаться и тут же вернуть долг. Если, конечно, у него есть деньги. Или если ваш потенциал окажется значительно выше  его. Хотя, честно говоря, так бывает редко. Исходный энергопотенциал хама  обычно выше энергопотенциала человека, даже «накачавшегося»  своим раздражением.
Подобных ситуаций, когда нужно преодолевать  барьеры воспитанности, страхи  или другие внутренние тормоза,  бывает немало. Например, вам нужно потребовать от руководителя  повышения зарплаты.  Или отпустить вас в отпуск в нужное вам время. Или потребовать у мужа, бывшего или настоящего,  выделить вам какие-то средства, и так далее.  Если вы будете высказывать свое требование в спокойном состоянии, то  на вас даже не обратят внимания. А вот если вы предварительно доведете себя до бешенства, то  внутренних тормозов на пути к цели будет значительно меньше.  Причем говорить вы можете как бы спокойно, но  ваше реальное состояние будет хорошо считываться через тембр голоса.
Вот еще вариант, когда нужна предварительная накачка негативными энергиями.  Если хулиган (один или несколько)  встречает человека, которому хочет доставить неприятность, то ему нужно предварительно «накачать» себя до уровня, позволяющего завязать драку. Поэтому сначала просят закурить, а потом начинают придираться к ответу, каким бы он ни был.  То есть даже хулиганы сначала «накачивают» себя энергий раздражения, чтобы  переступить барьер торможения. 
На понимании этого механизма  построен ряд приемов  защиты от нападения хулиганов. Суть всех таких приемов одна – дать такой ответ, который  не соответствует ожиданиям и переключит внимание на что-то другое.  В результате  не накопится нужное количество энергии раздражения, и нападение не состоится.
Например:
- Стой, дай закурить!
- Ба, смотрите, вы наступили в лужу, ботиночек можете испачкать.
-Ты че несешь, какой ботинок?
-  Я правильно понимаю, что иду по улице Чусовая?
- Ты че, с приветом?
- Великий Господь наш несет свет и благоволение в ярцах своих. 
 
И идете себе дальше, пока они переваривают, что за «ярцы» такие.
Понятно, что использовать подобные приемы может только человек, умеющий полностью контролировать свои эмоции. То есть тот, кто при возникновении угрозы не провалится в страх или встречную агрессию – именно такую реакцию ожидают от него при  словесном нападении.   
 
Жизнь на грани
Что интересно, некоторые люди бессознательно выбирают жить в состоянии хронического, постоянного перевозбуждения.  То есть для них естественным является   не спокойный уровень, а значительно более высокий.  Причем в большинстве случаев это совсем не радостное перевозбуждение, а наоборот,  хроническая и ничем не обоснованная истерика.
Вспомните манеру речи Народной артистки СССР Татьяны Дорониной.  В Википедии про  нее написано: «Её исполнение отличают драматизм, яркость и свежесть чувств, непосредственность, эмоциональная насыщенность».  Именно так – драматизм и эмоциональная насыщенность. А в рамках применяемой в этой книге  терминологии – хроническое энергетическое перевозбуждение.
Вы явно встречали людей с подобным постоянным перевозбуждением.  Существует много вариантов объяснений, почему они выбрали такой стиль жизни.  Один из вариантов объяснений можно найти в главе «Поговорим о зависимостях» книги «Проект-Человечество. Успех или неудача» [6].  Суть его сводится к следующему.
Во время  любого сильного эмоционального перевозбуждения в крови человека само собой синтезируется  наркотическое вещество из разряда амфитоминов (не путать с адреналином, это гормональный препарат для активации всех органов  в моменты опасности).  Именно поэтому люди стремятся любыми способами получить эмоциональные перегрузки и ощутить этот самый амфитоминовый кайф. Не запрещенный никакими законами, кстати.
Более подробно о разных дозволенных способах получения этого кайфа  читайте в книге [6].  А мы пока пойдем дальше в рассуждениях об эмоциях.
Мы уже выяснили, что с помощью эмоций человек переходит с одного энергетического состояния на другое. Какими же могут быть эти состояния?
 
Продолжение следует.
http://www.sviyash.ru
Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2009-11-17)
Просмотров: 1595 | Теги: Cвияш | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-22, 3:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru