Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Меняем механизм проявления эмоций
Как добиться низкой эмоциональности?
Существуют ли способы, с помощью которых можно  сделать так, чтобы эмоции не управляли вашей жизнью?  А наоборот, вы сами управляли бы  своими эмоциями?
Относительно механизмов управления своей эмоциональностью мы  поговорим  дальше,  а сейчас рассмотрим только инструменты перевода в состояние низкой эмоциональности. То есть перехода в такое состояние, когда никакие события не вызывают  у вас в теле сильных эмоций. Причем речь идет не о подавлении внешнего проявления эмоций, когда вы улыбаетесь, а внутри горит огонь протеста или раздражения.  Нет, можно добиться того, что никакое событие не вызовет у вас сильного  внешне проявленных  или скрытых переживаний. Произошло и произошло, будем искать выход, зачем тратить силы и время на переживания?
Когда человек принимает для себя такую внутреннюю установку и все время руководствуются ею?
Во-первых, когда он с детства воспитывались в среде, где не принято выражать и  испытывать сильные эмоции.  Ребенок всегда «считывает» со взрослых свою будущую модель поведения.  Соответственно, если никто в его окружении никогда не проявляет эмоций (наверное, где-то так бывает), то ребенок усваивает модель малоэмоционального поведения, и  руководствуется ею. Так, например, живут в странах Скандинавии.
Во-вторых, можно использовать прием волевого подавления любых эмоций .  Если вы усилием воли станете подавлять любые шевеления вашей души, то ваше подсознание через некоторое время усвоит ваше требование, и станет бессознательно подавлять все эмоции. В итоге вы станете совершать только обдуманные  поступки.
Есть еще один способ подавления своей высокой эмоциональности  и перехода в  хронически уравновешенное позитивное  состояние.  Этого эффекта можно добиться, если часов 50 прослушать аудионастрой «Живи легко». Естественно,  что  прослушать настрой  значительно легче, нежели  чем  постоянно  подавлять свою распущенную  эмоциональность ( настрой смотрите на www.psymarket.ru  )
 
Чем мы управляемся
Раньше мы пробовали выявить, какими именно установками руководствуется ваше подсознание, когда производит переключение нашей энергетики из одного состояния в другое.
Какие это могут быть установки? Их может быть множество:
 
- я  всегда перехожу в состояние повышенной энергетики (уровень энергетики 4Н), когда  кто-то оказывает на меня давление (то есть в моих ожиданиях никто не должен на меня «давить»,  и когда я сталкиваюсь с такой реальностью, то подсознание сразу переводит меня на более высокий энергетический уровень, чтобы защитить мою картинку мира),
- я  всегда перехожу в состояние повышенной энергетики (3Н), когда  кто-то хамит или оскорбляет меня,
- я  перехожу в состояние сильного  возбуждения (3Н), когда  представляю себе, что кто-то из моих знакомых (детей, родителей, подчиненных) обманывает меня,
- я перехожу в состояние агрессии, или даже гнева (4Н), когда знакомый человек в очередной раз не исполняет то, что он должен сделать по моему мнению,
- я перехожу в подавленное состояние (-2), когда осознаю, что я сделала большую ошибку и понимаю, что ее уже невозможно исправить,
- я вхожу в бешенство (4Н), когда кто-то или что-то встает на моем пути, если у меня важные дела,
- я очень сильно расстраиваюсь (-2), когда меня кто-то обижает,
- я очень сильно пугаюсь и напрягаюсь (3Н), когда слышу незнакомые звуки и чувствую, что мне угрожает опасность.
- по утрам я чувствую себя разбитой и усталой (-1), 
- по утрам я всегда бодр и весел, заряжен на весь день (2П),
- при малейшей возможности я сильно радуюсь, хохочу и громко кричу (3П).
И так далее.
Установок, которыми бессознательно руководствуются люди, может быть огромное количество. Просто вспоминая свое поведение в прошлом, можно выявить только самые яркие или самые свежие переживания.
Более правильный способ выявления механизмов  появления  своих эмоций – в течение некоторого времени повести наблюдение за собой и составить график изменения энергетических уровней в течение суток.
Еще один путь – повести Дневник самонаблюдений, когда вы записываете в него и затем анализируете по установленным правилам все свои переживания в течение дня. Образцы ведения такого дневника приведены в книге «Улыбнись, пока не поздно» [2].
 
Что делать
Итак, выявить свои типовые программы, включающие механизм эмоционального реагирования,  совсем не сложно.  Допустим, вы набрались терпения и отследили многие свои установки. Что делать с ними дальше?
А дальше нужно установить, какая из них имеет право на «проживание» в вашем подсознании, поскольку она не создает вам проблем.  Например, зачем менять установку «при виде большого и угрожающего вида животного у меня появляется страх (4Н), который придает мне сил быстро убежать от этого животного».  Вполне хорошая установка, может пригодиться когда-то.
 А вот установку типа «Я очень нервно реагирую (-2), когда знакомые и незнакомые люди смотрят на меня с улыбкой – мне кажется, они смеются надо мной»  вряд  ли стоит сохранять, поскольку она погружает вас в депрессивное состояние. Лучше заменить ее на установку: «я очень хорошо реагирую (2П), когда незнакомые люди смотрят на меня с улыбкой, и я улыбаюсь им в ответ».
И так далее.
 
Меняем установки
Как видите, мы пришли к стандартной ситуации выявления у себя негативных установок и замены их на позитивные.
Эта  тема очень подробно проработана в книге «Улыбнись, пока не поздно» с многочисленными примерами из разных сфер жизни. Просто там мы не рассматривали, на какие именно энергетические уровни мы переходим в результате расхождения наших ожиданий (то есть установок)  и реальности. А здесь подошли к вопросу работы с внутренними установками с другой, энергетической  стороны.
Но  технология работы с заменой установок остается прежней:

каким-то способом мы выявляем те установки, которыми руководствуется наше подсознание,  переводя нас на разные энергетические уровни с помощью эмоций,
проводим анализ, какая из установок является  позитивной, то есть полезной,  и какая создает нам сложности, то есть по последствиям является негативной,
для негативных установок по определенным правилам  формулируем позитивную установку, которая должна прийти  на замену имеющейся негативной,
каким-то доступным нас способом  закладываем новую установку в подсознание взамен прежней, негативной.
 
Все, процесс внутреннего перепрограммирования завершен.
Тогда перейдем  к вопросу о том, можно ли ускорить этот процесс? То есть не работать поочередно с каждой негативной установкой – ведь их в нас могут быть тысячи, и работа с ними займет большую часть жизни.
Может быть, можно выработать некоторый набор универсальных установок, которые сразу решат большинство наших проблем?
 
Как жить без эмоций
Раньше  мы пришли к выводу, что совсем отказываться от эмоций не хочется.  Хочется их ощущать.  Хочется чувствовать бурление энергии в теле, но не раздражение  или бешенство, а что-то более радостное.
Но также не хочется  постоянно вляпываться в ситуации, когда  сильные эмоции помимо вашей воли и сознания захлестывают нас, и мы совершаем поступки, о которых потом сожалеем.  Либо не позволяем себе  выплеснуть свои же эмоции, загоняем их внутрь себя, от чего потом болеем.
Это то, чего не хочется.   Таких команд подсознание, как вы уже понимаете, не воспринимает. Поэтому нужно сформулировать, чего же нам хочется в сфере управления эмоциями.
 
Чего хочется
А хочется, как обычно, многого.
Попробуем это «многое» перечислить. Итак, нам хочется:
 
- испытывать и свободно выражать позитивные эмоции в неограниченном количестве. Искать и постоянно находить основания для получения позитивных эмоций.
- испытывать негативные эмоции только в тех ситуациях, когда существует реальная возможность через  высокоэнергетическое действие получить желанный результат.
- полностью исключить  возникновения сильных эмоций в ситуациях, когда переход на другой энергетический уровень окажется бесполезным.
- выражать любые эмоции в слабой мере для осуществления коммуникаций с другими людьми.
- полностью контролировать проявление сильных эмоций и в случае необходимости направлять возбудившуюся в теле энергию только для достижения осознанно выбранной цели.
- и все это автоматически, бессознательно, исключая  специальные усилия  по управлению своими эмоциями.
 
Это своего рода Идеальный Конечный Результат  (ИКР) по управлению своими эмоциями. И по повышению эффективности человека на пути к своим целям – поскольку его энергия не будет тратиться на лишние переживания.
Возможно ли такое?  Видимо, да.   Что для этого нужно?  
Нужно перепрограммировать наш «внутренний компьютер», который сегодня выполняет программы (они же установки), заложенные в нас  самым случайным и сумбурным образом.
Понятно, а в качестве «компьютера» выступает наше подсознание, которое  просто выполняет те установки о нормах поведения, которые вы  в него заложили в ходе своей непростой жизни.
Все это, видимо,  можно изменить.  Но что  из этого может получиться?
 
Мир роботов?
Если все люди научатся  эффективно перекодировать свое подсознание, и заложат к него тот набор установок по управлению своими эмоциями, которые выше мы обозначили как ИКР, то  как будет выглядеть мир этих людей? Не будет ли это мир бесчувственных роботов, которые только и могут, что обмениваться формальными улыбками и информацией, ничего не ощущая и сберегая свою энергию для каких-то своих важных дел?
Чтобы понять это, давайте рассмотрим, к чему приведет реализация каждой из подпрограмм по управлению эмоциями,  весь комплект которых мы определили как ИКР.
 
Последствия первой установки ИКР-1
Итак, к чему может привести  установка «испытывать и свободно выражать позитивные эмоции в неограниченном количестве. Искать и постоянно находить основания для получения позитивных эмоций»?
Ответ очевиден. Вы будете расслаблены и открыты в проявлении своих позитивных эмоций. Вам весело – вы улыбаетесь или смеетесь.  Или даже хохочете.
Вы сконцентрированы на том, что Жизнь прекрасна и все происходящее в ней имеет право на существование. А если что-то не получается, то это не повод для внутренней борьбы и переживаний. Это всего лишь повод  начать думать, как вы сами породили эту ситуацию. И от чего уберегает вас Жизнь, если ваши желания или цели пока что не реализуются.
Могут ли возникнуть  негативные последствия от действия этой установки? Иногда могут, видимо. Например, если вы занимаете очень важный пост и ведете очень важное совещание. Вдруг вам стало смешно, вы открыли рот и начали хохотать.  Нехорошо-с, несолидно как-то получается.  Серьезнее нужно быть.
Поэтому для очень важных дядь и теть  первую часть этой установки можно будет  слегка подкорректировать: «испытывать и свободно выражать позитивные эмоции в неограниченном количеств в условиях, допускающих их проявление».
То есть если  человек (и его подсознание) твердо знает, что в ответственных случаях хохотать и даже улыбаться неприлично, то оно будет сдерживать проявление позитивных эмоций.  Хотя как было бы здорово, если бы все эти важные дяди и тети на  своих очень важных  совещаниях научились  улыбаться и даже смеяться.
Кстати, сдерживание сильных позитивных эмоций может давать такой же разрушающий эффект, как и сдерживание негативных.  Это мы, люди, отнесли часть эмоций к позитивным, а часть – к  негативным. А для организма это просто переход на другой энергетический уровень. И если это очень высокий уровень, и вы не позволили себе хорошенько посмеяться, а «задавили» энергию в себе, то она будет блуждать по вашему тему и оказывать все то же разрушающее действие.
Не зря же люди говорят, что «чуть не умерли от смеха».  Видимо, так действительно может быть – если вовремя  не начать хохотать и тем самым освободиться  от лишней энергии.
 
Последствия второй установки ИКР-2
Теперь берем вторую установку, которая позволит вам «испытывать негативные эмоции только в тех ситуациях, когда существует реальная возможность через  высокоэнергетическое действие получить желанный результат».
О чем здесь идет речь? О том, что если будет происходить  что-то, что вы посчитаете совсем недопустимым.  И если  вы посчитаете, что сможете повлиять на ситуации и привести ее к такому виду, который  будет  «справедливым» с вашей точки зрения, то  ваше подсознание должно дать организму команду перейти в более  возбужденное состояние.   У вас возникнет раздражение или гнев, которые переведут вас в состояние сильного негативного возбуждения. Находясь в нем, вы   совершите действие, направленное на  восстановление «справедливости» в вашем варианте.  То есть защитите себя или кого-то еще от опасности, наведете порядок или просто  дадите достойный ответ хаму.
То есть, если вернуться к примеру с утренним подъемом ребенка, то как сработает эта установка?
Как обычно, мама сначала спокойно скажет спящему ребенку, чтобы он немедленно поднимался, поскольку опаздывает в школу.
 Так как мама говорит эти слова более-менее спокойно (ей не хочется с утра портить себе настроение), то ребенок игнорирует ее указание.  Ее ожидания (ребенок встал) расходятся с реальностью (ребенок продолжает спать).
В этот момент ее подсознание, руководствуясь второй установкой,  включит  эмоцию «раздражение» и переведет ее в состояние сильного негативного  возбуждения (3Н).  Из которого она рявкнет на ребенка, и он моментально поднимется. Все, «справедливость», восстановлена, раздражение больше не нужно.  Энергия была использована в  поступке – грозном крике, больше ее в теле почти не осталось. Поэтому мама переходит в более спокойное состояние, и завтракает с сыном (если еще есть время) в более благостном расположении духа.
Описание процесса заняло много времени и места, а в человеке все это произойдет в  доли секунды.  Подсознание оценило ситуацию и пришло к выводу, что только с помощью сильной эмоции можно добиться результата, поэтому оно  ее включило.  А мама исполнила заданную подсознанием программу.
 
Работаем с гарантией
К сожалению,   подсознание обычно не рассчитывает,  какой именно уровень энергетики  достаточен для достижения цели. Оно мобилизует энергию с запасом, чтобы достичь цели наверняка.
И это понятно. Если вспомнить, откуда все эти энергетические реакции выросли,  то такая стратегия подсознания оказывается самой правильной.  Вдруг прыгнувший на пещерного человека  тигр окажется взрослым, хотя на первый взгляд похож на тигренка?  Ошибка оценки возраста могла стоить очень дорого, поэтому подсознание   предпочитало отвечать на вызов с запасом.  Похоже, что другие варианты реагирования не прошли  естественного отбора.
Избыточную  энергию,   полученную при  реакции на угрозу, первобытные люди легко растрачивали в физическом труде.
У современных людей  дело с  расходованием «лишней» энергии обстоит значительно хуже. Никакого физического труда у нас нет, лишний раз поругаться не все себе позволяют, поэтому избыток энергии «застревает»  теле.
В рассмотренном примере  у мамы тоже мог остаться избыток негативной энергии, то есть после окрика она оставалась бы   в раздражении. Тогда ребенку мог вдобавок достаться еще и подзатыльник за совершеннейший пустяк. Могли пострадать и подвернувшаяся под руку кошка или муж, и так далее. В общем, утро могло бы быть испорченным у целой семьи. А все потому, что подсознание не оценило, как сильно нужно «возбуждать» маму, чтобы быстро поднять своего ребенка.
 
Нужна оценка последствий
Вот другая ситуация.  Мама сама проспала на ответственную работу, где ее с утра ждет множество людей. Или строгий начальник.
 Проснувшись, она обнаруживает, что  опаздывает минимум на час, и это изменить уже невозможно.
Что происходит с такой «мамой» сегодня?   Она переходит в режим максимального возбуждения, вызванного комплексом эмоций – страхом, осуждением или гневом на себя, и еще чем-то в этом же духе.
Нужно ли все это перевозбуждение маме, поможет ли  оно  не опоздать на работу? Очевидно, что нет.   А ведь  подсознание создало ей этот компот эмоций из самых лучших побуждений!  Хотя понятно, что «справедливости», то есть ситуации, когда мама не опаздывает на работу, достичь невозможно. Поэтому сильное возбуждение и сопутствующие ему  переживания совершенно бессмысленны.
Более того, они вредны, поскольку парализуют мозговую деятельность. Если бы мама осталась более спокойной, то она явно придумала бы какой-то ход, который помог бы ей спать дальше.
Но, находясь в крайнем возбуждении, она будет  ломиться изо всех сил на работу, проклиная по дороге себя, работу, ждущих ее людей и саму мерзкую жизнь.  Не очень хорошая замена возможности продолжать спать, не так ли?
Что будет происходить с мамой, если она имеющуюся в ней  установку «я эмоционально реагирую на любую тревожащую меня ситуацию» заменит на установку  ИКР-2: «я испытываю негативные эмоции только в тех ситуациях, когда существует реальная возможность через  высокоэнергетическое действие получить желанный результат»?  Будет происходить следующее.
Ее подсознание, прежде чем запускать механизм эмоционального возбуждения, оценит реальные шансы прийти на работу вовремя. Естественно, оно сделает вывод, что это невозможно. Суетись, не суетись, все одно.  А, поскольку  «реальной возможности получить желанный результат (то есть попасть на работу вовремя)»  нет, то и незачем запускать механизм сильных эмоций.  Так, немного возбудиться, чтобы как-то заставить себя действовать, конечно, нужно. Но без фанатизма. В этом состоянии голова работает хорошо, и сможет придумать роскошный выход из сложившейся ситуации.
Подводя итог этим рассуждениям, можно констатировать, что  вторая установка поможет не суетиться тогда, когда  ситуация не зависит от вас и нет никакой возможности что-то изменить.
То есть вы не будете сильно переживать, когда  будете смотреть очередную «Хронику происшествий» или  сводку новостей (хотя зачем их тогда смотреть, если возбуждения не будет?).
Вы не будете тратить свои нервы и силы на переживания по поводу того, почему ваш начальник такой идиот, и почему в магазине работают такие нечестные продавцы.  Почему с вас требуют взятку, хотя должны были бы поступать честно. Или почему ваши родители все время ругаются. В вашей картинке мира такое никогда не должно происходить. 
Хотя с последним примером все не так однозначно.
 
Что с близкими людьми
Когда мы смотрим по телевизору виртуальные для нас несчастья, то способны четко определить, что  мы никак не можем повлиять на них. Так что возбуждаться нам незачем. ИКР-2 не даст нам зря  расходовать нашу энергию и создавать в себе энергетические пробки.
А вот как насчет близких людей? Детей, мужей или жен, родителей, родственников, друзей, начальника или подчиненных?  То есть тех, с кем у нас есть постоянный прямой контакт. И нам представляется, что мы за них отвечаем, поэтому должны приложить все усилия для их «улучшения». Тем более, что они почти всегда «под рукой».
Можем ли мы изменить их и сделать такими, как нам грезится? Поскольку наши ожидания относительно них практически всегда хоть в чем-то расходятся с реальностью.
 Дети не так учатся и не так себя ведут. Жены думают о себе Бог знает что, если вообще думают. Мужья еще хуже. О начальниках лучше не вспоминать, сразу руки сжимаются в кулаки. Про родителей вообще припоминать  не хочется. И так далее.
Обычно существует иллюзия, что можно с ними  что-то сделать. Что-то такое, чтобы они стали милыми, умными, послушными, заботливыми, щедрыми, сексуальными, верными,  воспитанными и так далее. Очень хочется. А они совсем не такие. Или чуть-чуть, но не такие. То есть наши ожидания расходятся с реальностью.
Особенно сильны наши иллюзии  о возможности быстрого изменения тех, кого мы считаем слабее себя – то есть детей и подчиненных.
Естественно, обнаружив это расхождение, наше подсознание включает программу перехода на более высокий энергетический уровень. С которого нам будет удобнее и безопаснее произвести в окружающих людях  столь желанные нам изменения.
Иногда так действительно получается – как в рассмотренном примере с быстрым (или громким?) пробуждением ребенка.
Наверное, можно еще накопать пару десятков подобных ситуаций, когда наше раздражение или бешенство «восстанавливает справедливость», пусть даже на время.
В миллионах остальных случаев этот прием не срабатывает. 
Господство грубой физической силы и  энергетического давления осталось в прошлом.  Точнее, оно еще полноценно функционирует в странах с низким уровнем развития и высокопримативным населением, признающим только чужую силу. И где давление может быть любым, вплоть до физического уничтожения.
В более развитых и цивилизованных странах процессы  давления вызывают сильное сопротивление, которое невозможно  преодолеть с помощью окриков и ругани. Поскольку все знают, что это максимальное давление, которое вы можете себе позволить. Все остальное ограничено Уголовным кодексом.
Получается, что менять можно только себя. То есть можно менять только  свои  ожидания, приводить их в соответствие с реальностью. Менять себя так, чтобы  вам не приходилось постоянно  и бессознательно  переходить на энергетические уровни 3-5Н,  и создавать себе кучу проблем со  здоровьем и энергетикой.
 
Близким не повезло
Однако установка ИКР-2 в нынешнем виде, предлагающая  «испытывать негативные эмоции только в тех ситуациях, когда существует реальная возможность через  высокоэнергетическое действие получить желанный результат»,  будет продолжать инициировать в нас вспышки гнева или другие высокоэнергетические состояния по отношению к близким людям.
Поскольку мы сами всегда бессознательно уверены, что уж на  людей из нашего ближнего окружения мы можем повлиять.  Мы не можем повлиять на политику, экономику, социальный строй, разного рода погодные и технические катастрофы. Но должно же быть хоть что-то, на что мы можем повлиять!!! И нам чудится, что  это наши близкие люди.
Значит, нашим близким  не повезло, и мы будем пытаться делать из них «хороших людей» по нашему разумению. С криками, руганью, слезами, сердечными припадками  и разводами.  
Если, конечно, мы не внесем в ИКР-2 специальные ограничения относительно людей из нашего ближнего окружения.
Давайте попробуем сделать это.
 
Продолжение следует
http://www.sviyash.ru
Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2010-01-29)
Просмотров: 1109 | Теги: эмоции | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-14, 4:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru