Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

«Формирование жизнестойкости ребенка» Материал для родительского собрания в средних и старших классах
«Формирование жизнестойкости ребенка»
Материал для родительского собрания в средних и старших классах

«Гений жизнетворчества – это тот,
кто реализует собственные намерения
с максимальной степенью эффективности.
Он свою жизнь превращает в произведение
искусства и сам превращается в автора»
Э. Цветков

Цель: достижение более глубокого понимания стрессовых ситуация детей, путей совладания с ними; нахождение путей активного разрешения проблем.
Ожидаемые результаты:
У взрослых проявляются:
• толерантное отношение к проблемам своих детей
• умение принять адекватное решение в создавшейся ситуации
• компетентностный подход в вопросах формирования жизнестойкости у детей
Жизнь современного человека характеризуется большим количеством инновационных процессов и нестабильностью. Постоянно усложняющиеся условия современной жизни, неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляют все более высокие требования к способности человека преодолевать жизненные трудности.
Многие трудные жизненные ситуации, зачастую оцениваются современным человеком как ситуации невозможности, имеют пагубные последствия, как для физического, так и для психологического здоровья. Они встречаются практически во всех сферах жизни, включая работу, учебу, семью, межличностные отношения. В силу этого возникает необходимость снижения остроты переживаний трудных жизненных ситуаций, и превращения их в собственные ресурсы. И здесь неоценимую помощь может оказать такой мощнейший личностный ресурс как жизнестойкость. Он есть у каждого человека, однако не каждый может его обнаружить и использовать.
Жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни. Основные причины стрессов у подростков, как показала практика, являются: учеба, непонимание со стороны родителей или сверстников, чувство одиночества. И всему этому есть причины. Сегодня мы с вами поговорим о причинах, признаках и способах решения некоторых возможных проблем, с которыми сталкиваются дети и родители и попытаемся реконструировать их.
Психолог:
Школьная неуспеваемость и школьная неуспешность. Как вы думаете, это одна и та же проблема? (обсуждение)
Психолог:
Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости.
Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности.
К неуспешности всегда приводит нарушение социально-психологической адаптации и игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей)
Признаки школьной неуспеваемости.
• Быстро устает от умственной деятельности, особенно на уроках русского языка, математики.
• Часто отвлекается, суетлив, чрезмерно подвижен.
3.Высокая степень тревожности.
4.Импульсивные проявления негативных реакций (на замечания взрослых, на собственные ошибки).
5.Не хочет учиться, боится (избегает трудностей).
6.Плохо понимает новый материал.
7.Выучив правило, не умеет его применять.
8.Трудно запоминает материал, воспроизводит неполно, неточно.
9.Самотоятельно заниматься не умеет, делает уроки только по принуждению и под контролем.
Причины школьной неуспеваемости:
 неблагоприятная наследственность;
 нарушения нервной деятельности;
 общая неспособность к интеллектуальному труду;
 физическая ослабленность;
 педагогическая запущенность;
 боязнь школы, учителей;
Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это так, как хотят от них взрослые.
 Ситуация (для родителей)
Как вы поступили бы в данной ситуации?
Родители, узнали, что сын стал мишенью для насмешек и оскорблений со стороны одноклассников (обсуждение, реконструирование ситуации)
Психолог:
Какие советы вы могли бы дать родителям по улучшению взаимоотношений ребенка со сверстниками? (Обсуждение)
Психолог:
• Обязательно предупредите учителя о проблемах ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.п.).
• Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения.
• Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.
• Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.
• Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога.
• Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.
• Приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
Психолог:
Выберите вариант (варианты) ответа
Причинами возникновения проблем у ребенка во взаимоотношениях с учителем являются:
а) личностные особенности (замкнутость, чрезмерная обидчивость и др.);
б) полное отсутствие интереса к учебе, отсутствие учебных навыков;
в) завышенные требования к ребенку, без учета его возможностей
Все ответы верны
Причины возникновения проблем у ребенка во взаимоотношениях с учителем:
• Личностные особенности (замкнутость, чрезмерная обидчивость и т. д.).
• Недовольство полученными оценками, страх получить плохую отметку.
• Полное отсутствие интереса к учебе, отсутствие учебных навыков.
• Несформированность психологических механизмов учебной деятельности.
• Отсутствие умения управлять собой, навыков самоконтроля.
• Снижение уровня мотивации к обучению (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха).
• Завышенные требования к ребенку без учета его возможностей.
• Недовольство учителем, боязнь учителя
 Ситуация(для родителей)
Родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.
Психолог:
Как вы думаете, что чувствует ребенок?
(обсуждение, реконструирование ситуации)
Какие могут быть последствия данных требований? (Завышенные требования к ребенку ведут к развитию тревожности)
Психолог:
• Противоречивые требования, предъявляемые родителями либо школой
• Неадекватные требования (чаще всего завышенные).
• Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение
Психолог:
Как вы думаете, как можно помочь тревожному ребенку?
(варианты родителей, обсуждение)
Психолог:
• Прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
• Повышайте самооценку ребенка, позитивно оценивая его действия и поступки. Как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите в присутствии других детей и взрослых.
• Не проводите сравнения одного ребенка с другими. Если же вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. Помогите ребенку снизить напряжение: и мышечное, и эмоциональное; научите его выполнять релаксационные упражнения.
• Способствуйте снятию мышечного напряжения с помощью массажа.
• Отрабатывайте навыки поведения в конкретных ситуациях.
Упражнение: «Имя–характер»
Цель: Транслировать положительный образ ребенка.
Задание заключается в том, чтобы назвать положительные черты характера своего ребенка, начинающееся на каждую букву имени.
Психолог:
Уважаемые родители, мы должны быть очень внимательны к своим детям. Вы первые можете заметить изменения в поведении своих детей, которые могут свидетельствовать о тех или иных нарушениях и принять соответствующие меры. Это могут быть такие изменения как: резко и часто меняющееся настроение, нервозность, непредсказуемость, замкнутость, безразличие ко всему, нежелание идти в школу, нежелание говорить о своей школьной жизни. Конечно, не существует готовых рецептов воспитания ребенка. Наверняка у вас сформировались свои собственные правила, методы и секреты.
Рекомендации родителям:
«Как надо говорить с ребенком»

Если Вы
слышите…
Обязательно
скажите…
Не говорите…
«Ненавижу – школу!» «Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать?» «Когда я был в твоем возрасте... Да ты просто лентяй!»
«Все кажется таким безнадежным.
Что толку?» «Иногда мы чувствуем себя подавленными…
Давай подумаем, какие у нас проблемы и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь». «Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе!»
«Всем было бы лучше без меня…» «Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?» «Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом…»
«Вы не понимаете меня!» «Скажи мне, как ты чувствуешь себя: я действительно хочу это знать!» «Кто же может понять подростка в наши дни?»
«Мама, я совершил скверный поступок!» «Давай сядем и поговорим об этом». «Что посеешь, то и пожнешь!»
«Что, если у меня не получится…» «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное!» «Если не получится, это будет из-за того, что ты недостаточно постарался!»

Притча
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву.
Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей? – спросили спасатели. Третий путник им ответил: « Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота и узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить»
Так и мы с вами должны приложить все свои силы, потратить огромные усилия на профилактику стрессовых ситуаций и помощь в выборе оптимальной стратегии для разрешения проблемной ситуации.

Упражнение «Чему Я научился»
Вам предлагается сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая на собрании. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных ниже:
Я научился...
Я узнал, что….
Я нашел подтверждение тому, что...
Я обнаружил, что...
Я был удивлен тем, что…
Мне нравится, что...
Я был разочарован тем, что...
Самым важным для меня было…

Педагог-психолог КГУ «гимназии «БЭСТ»
г. Петропавловска
Воронова Елена Анатольевна
2014-2015г
Категория: Школьный психолог | Добавил: elena8508 (2015-01-19) | Автор: Воронова Елена Анатольевна E
Просмотров: 966 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 12:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru