Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Статья: «Выбор будущей профессии учащихся старшекласников»
Статья: «Выбор будущей профессии учащихся старшекласников»

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным
Сенека

Мы часто задаемся вопросом, почему в мире складывается такая ситуация, когда нет настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом. Проанализировав факты современной действительности, невольно задумываешься: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей? Возможно, главной причиной является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Количество профессий великое множество. В юности каждый из нас стоит перед огромным выбором. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и противоречивых качеств. В одном случае это способность контактировать с людьми, управлять ими или подчиняться им, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно старшеклассник выберет жизненный путь, зависит его общественная ценность, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Для старшеклассника выбор профессии является самым важным, неотложным и трудным делом. В юношеском возрасте все отчетливей проявляются индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад личности человека.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания.
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
Немаловажную роль играет психолог в профессиональном самоопределении старшеклассников, так как это процесс, который начинается с возникновения и формирования профессиональных намерений и первоначальной ориентировки в различных сферах труда.
Школьному психологу необходимо работать над тем, чтобы ребята старшего возраста познавали себя, ведь самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Сравнение себя с другими людьми, осознание своих возможностей, достижений и сравнение их с успехами и достижениями окружающих людей. Именно познавая себя, человек одновременно познает другого человека. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие - изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе. Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований и перспектив общества, в котором он живет. По мнению профессора Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии:
1) Позиция старших членов семьи.
Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора. Бывает, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагают пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их дети смогут проявить себя в полной мере. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.
2) Школьный коллектив.
Дружеские отношения старшеклассников очень крепкие и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание на профессиональное будущее сверстников возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, ставит как бы «диагнозы» относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает ту информацию, которая неизвестна даже самому ученику.
4) Личные профессиональные планы.
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения.
5) Способности.
Способности, таланты учащихся старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественной деятельности, потому что именно способности влияют на будущую профессиональную пригодность.
6) Уровень притязаний на общественное признание.
Реальность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.
7) Полная информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.
8) Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если ребенку нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ребенок любит технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Таким образом, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ученики должны постоянно задаваться вопросом: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Нужно пытаться объяснять свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ребенок поймет, каким видят его другие люди с другой стороны, он избавится от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Данную статью мне хотелось бы закончить словами известного Эрнеста Хемингуэя: «Каждый человек рождается для какого-то дела».
Категория: Школьный психолог | Добавил: Aushka (2015-01-21) | Автор: Шаймерденова Алма Жумагалиевна E
Просмотров: 2252 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 11:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru