Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Особенности развития психики детей
Особенности развития психики детей
младшего школьного возраста.
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология и психология взрослого человека. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития – основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности развития самосознания. С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности.
Таким образом, возрастные этапы психического развития нетождественны биологическому развитию. Они имеют историческое происхождение. Конечно, детство, представляет собой естественное, природное явление. Но длительность периода детства, когда ребёнок не участвует в общественном труде, а только готовится к такому участию, и формы, которые принимает эта подготовка, зависят от обшественно - исторических условий.
Детство в том виде, как мы его знаем,появилось только тогда, когда труд взрослых стал недоступен для ребёнка, начал требовать большой предварительной подготовки. Оно и было выделено человечеством как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение которого ребёнок должен приобрести необходимые знания, умения, психические качества и свойства личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подготовке свою особую роль.
Младший школьный возраст ( с 6-7 до 9-10 лет ) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка-поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет. Школа берёт на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребёнка к начальному обучению.
Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. Он отдаёт себе отчёт том, какое место занимает среди людей ( он, дошкольник ) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем ( он пойдёт учиться в школу ). Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
Роль школы состоит в том, чтобы дать ребёнку знания и умения, необходимые для разных видов конкретной деятельности и развить соответствующие психические качества.
Младший школьный возраст обещает ребёнку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности-учении. Ребёнок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. В школе, в новых условиях жизни приобретённые рефлексивные способности в дошкольный период, оказывают ребёнку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителями и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребёнка особой рефлексии, связанной с умственными операциями.
Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину,за развитие исполнительских действий, связанных с приобретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребёнка, поступившего в школу, повышается психическая напряжённость. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка.
В класс приходит много детей, учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряжённость ребёнка. До школы индивидуальные особенности ребёнка могли мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребёнка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отношения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетённое состояние и т. д. Ребёнку предстоит преодолеть все эти испытания.
Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребёнок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребёнок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания ( науки, морали, искусства и др. ) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.
В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребёнок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребёнок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований ( чувству превосходства над другими или зависти ). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.
Таким образом, учебная деятельность требует от ребёнка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создаёт новые условия для личностного развития ребёнка.

Используемая литература:
1.В.С.Мухина «Возрастная психология». Учебное пособие.
2.В.С.Мухина, А.А.Хвостов «Возрастная психология». Хрестоматия.

Прозорова Н.В. – преподаватель музыкально- теоретических дисциплин Школы искусств №2 г. Караганда.
Категория: Школьный психолог | Добавил: NVP (2015-02-09) E
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru