Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Почему у меня проблемы с коллегой?
У меня возникла не очень приятная ситуация на работе,  3 месяца назад мы приняли на вахту новую сотрудницу, ей 50 лет. Первые два месяца все шло нормально и вдруг после  ночной кражи видеокамеры утром при просмотре записей вместе с замом директора я ей задала вопрос, почему никому не позвонили, даже ночью, хотя все  телефоны и служб  и сотрудников были при ней, на что она ничего не ответила, посему видно что спала на дежурстве. После  этого дня ее как подменили, во- первых перестала здороваться, дальше наговаривать на меня другим сотрудникам, случайно услышанные фразы от меня передавала сотрудникам в искаженном виде и главное все время старается дерзить мне  только наедине и задеть чем-нибудь хоть даже половой тряпкой. И это все только когда мы остаемся с ней один на один, при других она как шелковая. Конечно, меня сначала  шокировало такое ее однобокое поведение, но я к ней продолжала  поначалу вежливо относиться, а теперь просто-напросто избегаю ее, стараюсь заходить к ней только с кем-нибудь из сослуживцев. Я понимаю, так долго не может продолжаться, когда-нибудь это все взорвется. Разговаривать с ней бесполезно, я так думаю, что она не совсем здорова. Всем другим сотрудникам очень сильно лебезит, бежит первая открывать двери, всем старается угодить, угостить, а при виде меня, ее глаза бегло ищут, чем бы меня побольней уколоть хоть словом хоть чем. Я же продолжаю держать нейтралитет. Да, я знаю, что сотрудники сами увидят и оценят наши достоинства, и я как-то не очень беспокоюсь по поводу, что скажут обо мне, т.е. могу догадываться о чем-то, но не очень сильно беспокоиться в то же время.
Я хотела спросить вот о чем - неужели есть такой типаж людей и как таких людей успокоить, а ведь поначалу мы даже с ней чаи вместе распивали и книгами делились.
 
.            Добрый день, Алтанга !
            Вы спрашиваете: «неужели есть такой типаж людей  и как таких людей успокоить». Я не совсем поняла, о каком конкретно типаже людей идет речь. Можно предположить, что Вы всех людей делите по какому-то принципу, и эта женщина не вписалась ни в один из тех типажей, которые в Вашем представлении уже существуют.            
            В этой ситуации Вас беспокоит то, что новая сотрудница изменила к Вам свое отношение. Вы пишите, что со всеми остальными у нее остались отношения прежними «...открывает двери, всем старается угодить, угостить..», а с Вами она ведет себя совершенно по-другому. Судя потому, что Вы раньше и чай пили и книжками обменивались,  Вам она тоже старалась угодить, но после инцидента с камерой ее отношение к Вам резко изменилось. С Вашей точки зрения, на работе все должны быть вежливы, внимательны, должны здороваться, должны… подставьте сами, что еще должны коллеги, родственники, друзья. 
Вашим переживаниям есть простое объяснение. Вы придаете избыточное, преувеличенное значение отношениям между людьми, т.е. идеализируете отношения. Избыточность проявляется в том, что Вы долго переживаете и испытываете негативные эмоции (обида, злость, раздражение), если люди ведут себя как-то не так, как должны.
А. Свияш дает такое определение. Идеализация отношений – это значимая модель того, как должны быть построены человеческие отношения (общение, поведение, поступки и т.д.) и вытекающие из нее длительные негативные переживания, когда реальные отношения или поведение людей не соответствует этой модели.
Вы ждете, что люди, будут вести себя, каким-то определенным образом потому, что с Вашей точки зрения это правильно и, значит, должно быть только так и не иначе. Но все люди разные, и каждый может сам решать, с кем и как ему разговаривать, что делать и чего не делать. И Вам сейчас нужно не ее успокаивать, а изменить свое отношение к ситуации. Ведь своими переживаниями Вы причиняете себе вред. Такие переживания могут привести и к проблемам со здоровьем, головным болям, бессоннице.
            Существует несколько способов, помогающих избавиться от переживаний. Первый – самый простой. Попробуйте волевым усилием отказаться от переживаний. Основная суть Вашей новой позиции будет заключаться в том, что Вы не будете менять себя, и не начнете вести себя так же, как она, но позволите ей и другим людям не соответствовать Вашим ожиданиям.
Как только Вы осознаете, что произошла ситуация, которая вызывает  у Вас  негативную эмоцию, Вы мысленно говорите себе: «Прости Жизнь, что я придавала избыточное значение этому своему идеалу (в Вашем случае идеям о том, как должны вести себя люди и как должны выстаиваться отношения между людьми). Теперь я понимаю, что ты создала такой многообразный мир для того, чтобы доказать мне ошибочность моих убеждений.
            Впредь я допускаю, что люди будут нарушать мои идеалы, но это – не повод для переживаний, а всего лишь повод для размышлений. Я буду с интересом наблюдать за этими людьми и пытаться понять, какой урок они дают мне. Видимо, во мне чего-то не хватает, и они являются моими учителями.
            Я не буду вести себя так, как они, но и испытывать какие-то негативные эмоции по отношению к ним я тоже не буду, мне это незачем. Мир прекрасен своим разнообразием, и я рада этому».
            Вы можете сократить этот текст, главное, чтобы остался основной смысл. Вы позволяете людям не соответствовать Вашим ожиданиям, быть такими, какие они есть, а значит, и повода для критики, осуждения и переживаний у Вас не останется. Ваша новая сотрудница может поступать как угодно, Вы принимаете ее такой, какая она есть. Конечно, для того, чтобы отказаться от переживаний, нужен серьезный настрой. Но подумайте, зачем Вам переживать из-за ее поведения или других событий, и причинять вред своему здоровью и своей жизни?
Мысленно отказываться от переживаний Вам надо будет постоянно месяца 2-3. Если Вас спросить, сколько будет дважды два, Вы ответите правильно, не задумываясь. Когда-то Вы выучили это правило, и теперь легко им пользуетесь. Так же будет и с новым правилом «не переживать долго из-за того, что что-то идет не так как хочется Вам».
А если Вы будете не просто мысленно отказываться от переживаний, но еще и ежедневно записывать, то результат будет уже после нескольких дней. Для работы со своими переживаниями хорошо вести Дневник самонаблюдений. В который в первую колонку Вы будете записывать  события Вашей жизни, которые вызывают у Вас негативные эмоции (страх, обида, злость, раздражение и т.д.). Во вторую колонку – идеализации,  и в третьей колонке как раз и будет Ваш мысленный отказ от переживаний. Если раньше Вы не были знакомы с понятием «идеализация», прочитайте книгу А. Свияша «Улыбнись, пока не поздно». Вы узнаете, какие еще бывают  идеализации, кроме идеализации отношений, как они проявляются в жизни, почему Вы попадаете в разные не очень приятные ситуации, а потом долго переживаете. Как разобраться с теми проблемами, которые уже есть, и не создавать себе новых, а значит, жить легко и с удовольствием. В этой книге Вы найдете подробное описание, как вести Дневник самонаблюдений с примерами, и еще много различных и очень полезных упражнений и приемов.
А еще я Вам советую посмотреть на эту ситуацию с юмором. Ведь это достаточно комично, если человек изо всех сил старается Вам «насолить», как Вы сами пишите «хоть тряпкой задеть». 
Вспомните, как весь зал смеется над комичными ситуациями, которые разыгрывают клоуны в Цирке. А ведь многие из этих сценок очень напоминают реальные события из жизни. И когда мы смотрим со стороны, происходящее кажется нам нелепым и смешным, а вот когда мы сами оказываемся в подобных ситуациях, то чувство юмора многим почему-то изменяет. 
Представьте, что все события происходят на арене цирка, где каждый играет свою роль. И главное подумайте о том, какую роль играете Вы сами. Представьте себя главным клоуном с большим и смешным колпаком на голове. А на колпаке – надпись. Например, такая: «Обиженная  вахтером с тряпкой» или «Жертва хамок и грубиянок».
Понимаете, Шолпана, пока Вы злитесь и переживаете из-за ваших отношений с новой сотрудницей, Вы участвуете в этом шоу, а значит находитесь на арене цирка. А вот если Вы посмотрите на ситуацию со стороны, как бы подниметесь на трибуну, повыше, то сможете взглянуть на все происходящее с улыбкой и почувствуете, что и переживать-то особенно не из-за чего. Ну не поздоровалась, дверь не открыла, сказала что-нибудь о Вас - ну и что? Вы просто смотрите на это со стороны и думаете, а почему так произошло? Какие мои действия спровоцировали эту ситуацию? Ведь Вы осознаете, что именно после разбора ситуации, ваших вопросов и замечаний ухудшились ваши отношения. Так может, Вам самой надо было что-то сделать по-другому? И когда Вы найдете ответ и поймете, как Вы можете поступить следующий раз, а варианты обязательно найдутся, Вы поймете, что можете сами влиять на то, как складываются у Вас отношения с людьми. Т. е. Вы уже не жертва, а взрослый разумный человек и сами несете ответственность за те события, которые случаются в Вашей жизни. Ведь жертва находится в невыгодном положении, от нее ничего не зависит. Подумайте, хотите ли Вы быть в такой роли?
Займите жизненную позицию «Жизнь есть цирк», и этот подход позволит Вам с юмором относиться к любой ситуации, которая раньше показалась бы ужасной. А чтобы все это работало эффективно, сделайте себе дома бумажный колпак, ярко напишите на нем Вашу роль и походите в этом колпаке.
Шолпана, когда Вы научитесь брать ответственность за события происходящие в Вашей жизни на себя, будете принимать людей такими какие они есть, все люди разные и вести они могут себя по-разному, научитесь не переживать и не испытывать по долгу разные негативные эмоции, то вся Ваша жизнь будет более радостной.
Желаю Вам удачи.
Ольга Жигалова, тренер
Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2010-03-23)
Просмотров: 1268 | Теги: Советы Свияша | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 0:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru