Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Ребенок не ворует просто так.
Шевелева Н. И., педагог – психолог,
ГУ «Гимназия « Самопознание»
ННПООЦ «Бобек» г. Алматы

Ребенок не ворует просто так.
Вообще, любое отклоняющееся поведение ребенка - это реакция на какие-то семейные процессы. Поэтому все изменения нужно начинать с родителей. Нужно поисследовать, что происходит в семье и как ребенку живется.
Детское воровство - тревожный симптом. Основная причина этого - нехватка внимания родителей к ребёнку, нехватка ласки, нежности, безусловной любви. Да и ситуация с исправленными двойками говорит о том, что ребёнок боится агрессии, что от него требуют хороших оценок, от него чего-то ждут. А если ребёнок по каким-то причинам не может соответствовать родительским ожиданиям, то он очень страдает, и тогда могут появляться симптомы девиантного поведения - воровство, агрессия и т.д. Так что пересмотрите своё отношение
Если ребенок врет и ворует, значит, он не видит другого для себя варианта удовлетворить свою потребность.Значит, у него нет доверия к тому, что если он скажет прямо, его услышат. Услышат это не значит сделают, как он хочет, услышат значит дадут знать, что слышат и считают это возможным или нет, выполнят тогда-то или никогда, с объяснениями почему и как, и обязательно выслушать реакцию ребенка на все эти доводы.

Важно понять, почему ребенок стал так часто использовать ложь в своей жизни. Что именно он получает в результате такого поведения? Может быть, он пытается спастись от наказаний или замечаний, может быть таким способом он вызывает ваше повышенное внимание (в другой форме вы, допустим не так активно на него обращаете свое внимание). Нужно каждый раз просто объяснять ребенку, что происходит в результате обмана, какие последствия. Также очень важен пример самих родителей: рассказывайте ему истории о себе, своих родителях, задавайте вопросы (зачем, что хотел видеть в результате, как по-другому добиться того же). Просто так дети, как правило, не лгут. Не надо вешать ему "ярлык" вруна, старайтесь наоборот повышать всячески его самооценку. Стимулируйте ребенка рассказывать Вам все без исключения, и хорошее и плохое. Для этого пообещайте в любом случае его не ругать, и выполните это обещание. Разбирайте подробно любые события из его жизни, помогите ему сориентироваться в них.
В подростковом возрасте вранье, если, тем более, оно имело место раньше, становится для ребенка привычнее, он врет чаще. И дело не только в трудном возрасте — появляется все больше секретов от родителей, а следовательно, и причин соврать. Кроме того, многие подростки прибегают к вранью в общении со сверстниками — чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности. Очень плохо, когда это становится привычкой, и утверждение: «Само пройдет», здесь явно неуместно. Нужно постараться мягко, деликатно, но решительно отучить своего сына (дочку) врать.

Шаг 1
Постоянно объясняйте свое отношение к честности: «Все в нашей семье должны быть честными друг с другом». Но перед этим подумайте, какой пример честности подаете вы. Используете ли вы сами «невинную» ложь? Просили, чтобы ваш ребенок ответил по телефону, что вас нет дома, когда вы есть? Всегда ли возвращаете лишние деньги, если вам неправильно дали сдачу? Покупали ли билеты куда-нибудь по цене для детей (до 12 лет), когда вашему уже 13? Хвастаетесь дома, если вам удалось где-нибудь кого-нибудь на чем-нибудь…? Вот-вот, каждый раз, делая так, вы позволяете своему «благодарному ребенку» делать так же. Начните с себя.
Шаг 2
Проанализируйте, почему он обманывает, и выявите причину. Как правило, подросток начинает врать в первую очередь для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, взрослых, друзей. На втором месте зависть, отчаяние, обида или злость. А на третьем — страх перед наказанием или боязнь подвести родителей. Причем прямой вопрос на эту тему не срабатывает: они, как правило, сами точно не знают настоящих причин постоянного вранья. Проанализируйте сами: когда началось вранье? В чем он обычно обманывает? Кому он врет — всем или только некоторым? Почему?
Шаг 3
Задавайте вопросы, которые помогут ребенку самому понять, что это неправильно, и дожидайтесь на них ответа. Например: «Что будет, если в нашей семье все начнут друг друга обманывать?», «Что бы ты чувствовал, если бы я обманывала тебя?», «Если ты не будешь держать слово, как я могу верить тебе?», «Если я тебе наобещаю что-нибудь очень важное для тебя, а потом скажу, что наврала?» и т. д.
Шаг 4
Не реагируйте слишком остро на преувеличение или искажение правды. Это, конечно, легче сказать, чем сделать, но, стоит повториться, подростки часто обманывают, чтобы привлечь внимание. Если ваш ребенок поступил именно так, постарайтесь сохранить спокойствие — от вашего крика и причитаний ему захочется только сбежать куда подальше, но никак не стать честным. И относитесь к его интересам лояльнее — не устраивайте взбучку за каждое мелкое нарушение или непослушание, не то ему легче будет соврать, чем рассказать вам правду.
Шаг 5
Объясните, почему вранье — плохо. Да-да, вашему большому сыну (дочке) это тоже нужно. Подойдите к вопросу прямо и приведите веские аргументы: вранье может привести к неприятностям, а может — и к очень большим неприятностям; репутация тоже страдает, и очень; это обижает, особенно самых близких людей, и т. д. Для наглядности включите фантазию и придумайте какой-нибудь эпизод, который приведет к резко отрицательным последствиям и который подействует именно на вашего ребенка.
Шаг 6
Никогда не вступайте в заговор с ребенком с целью кого-то обмануть. Например: "Ничего страшного не случится, если ты пропустишь недельку в школе.Если вы случайно услышали, что ваш ребенок лжет, чтобы выставить себя в лучшем свете перед друзьями - не кидайтесь его тут же разоблачать. Подождите подходящий момент и объясните, почему его ложь выглядит смешно. Ваш ребенок обладает многими достоинствами, которые заслуживают восхищения.
Шаг 7
Не устраивайте допросов, "выбивая" из ребенка правду, не ругайте его за безобидную ложь. Агрессивная реакция на его вранье лишь усугубляет его желание дальше говорить неправду и изворачиваться.
Шаг 8
Наказывая ребенка за ложь, не задевайте его личность. Снижение самооценки, чувство никчемности не излечивает от вранья, зато формирует комплекс неудачника.
Если заметили, что ваш малыш солгал, тут же скажите ему: "Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?" Объясните сложившуюся ситуацию ребенку, расскажите, что вы сейчас чувствуете. Что Вам обидно из-за его недоверия. Ведь малыш всегда и во всем может вам доверять и надеяться на вашу помощь, умение всегда справедливо разобраться в ситуации. За обманом в большинстве случаев стоит желание ребенка выглядеть лучше, представить себя в хорошем свете. Значит, дело в его самооценке.
Шаг 9
.Не следует "заминать" ложь. Помните историю про мальчика, который постоянно кричал: "Пожар! Пожар!" Все соседи так привыкли к его "шутке", что когда случился пожар, ему никто не поверил и дом сгорел Эта история производит впечатление на всех без исключения малышей. Поработайте с малышом — воспитывайте в нем любовь к истине. И чем больше вы знаете о своем ребенке, тем больше шансов выполнить эту задачу. Чем быстрее вы наладите доверительные отношения с ребенком, поймете причины его вранья, объясните, что во многих случаях ложь совершенно не нужна и будете поощрять его за правду.

Ребенок честен с вами только тогда, когда
• Доверяет вам;
• Не боится гнева или осуждения;
• Уверен: что бы ни случилось, его не унизят как личность;
• Обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить;
• Помогут, поддержат, когда ему плохо;
• Ребенок твердо знает: вы на его стороне;
• Знает, что даже если накажут, то разумно и справедливо.

Согласитесь, что решить проблему гораздо проще, пока она еще невелика. Пусть ваш ребенок привыкнет к мысли, что честность — самый достойный способ поведения. Тогда в старшем возрасте он будет гордиться своим воспитанием и передаст любовь к правде своим детям.
Категория: Школьный психолог | Добавил: ТатьянаТатьянка (2015-03-10) | Автор: Шевелева Нина Ивановна E
Просмотров: 280 | Комментарии: 5 | Теги: честность, девиантное поведение, агрессия, беспокойство | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 3:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru