Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Коррекционная работа с педагогами и родителями. Коррекционно – профилактическая работа с учителем. Коррекционно – профилактическая работа с учителями направлена на достижение двух основных целей. С одной стороны, она способствует ослаблению психической напряженности учителя, снятию некоторых, невротических реакций, т.е. имеет сугубо психотерапевтические цели. С другой – она предполагает развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания, формирование педагогической рефлексии в его деятельности. На основании представленных целей можно выделить три основных аспекта коррекционно - развивающей работы с учителями: • Осознание своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе, своей личности; • Осознание себя в системе профессионального и личностного общения; оптимизация межличностных отношений с коллегами, администрацией, членами семьи; • Осознание своей профессиональной компетентности, оптимизация системы профессиональной деятельности. Психодраматические и социодраматические упражнения для учителей. Цель: упражнение нацелены прежде всего на оптимизацию психологического здоровья учителей, снятие внутренней напряженности. 1. Упражнение «Исполнение желаний» (психодраматическая техника) Цель: пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте творчества, т.е. проявление четкой модели поведения в ситуации, здесь и теперь. Целительный, коррекционный, развивающий эффект психодрамы достигается за счет катарсиса – снятия напряжения и обучение ролевым играм, включающего обучение спонтанности и расширение имеющегося ролевого репертуара. В помощь реализации этого аморитма может применение базовых техник психодрамы: • Представление самого себя (самопрезентация) • Исполнение роли • Диалог • Монолог • Дублирование • Реплики в сторону • Обмен ролями • Техника пустого стула • Техник зеркала 2. Упражнение «Мозговой штурм» (социометрическая техника) Цель: найти неординарное решение какой-либо сложной проблемы. 3. Упражнение «Куб с отверстием» 4. Упражнение «Время на перекуры» Цель: помочь участникам приблизиться к способам решения близких им проблем. Этап определения проблемы: Этап необходим, естественно, только в том случае, если проблема, требующая решения, не обозначена с самого начала. Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Предлагают написать 3 проблемы, которые можно вынести на обсуждения. Этап генерации идей : • Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. • Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. • Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. • Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. Цель: проанализировать и выдвинуть окончательный итог. Этап анализа идей : Цель: глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений. 1. Самая лучшая идея – та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируя ее так, как будто других идей нет вообще. 2. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. 3. Отбрасывать идеи нельзя 4. Этап поиска возможностей реализации. Завершающий этап. 5. Упражнение «Запомни и передай» (перцептивная техника) Цель: развитие навыков социальной перцепции и совершенствование умений эффективного слушания и адекватного восприятия получаемой информации. Упражнение тренинга позиционного взаимодействия. Одной из важных составляющих профессиональной деятельности учителя является процесс педагогического общения. Процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущая ее составляющая – позиционное взаимодействие. Другими словами, в зависимости о ситуации, учитель занимает определенные коммуникационные позиции: • Позицию «над», когда учитель доминирует в общении. Этот тип коммуникации характерен для взаимодействия «Учитель – ученик» • Позицию «наравне», когда учитель общается на равных с партнером по коммуникации. • Позицию «под», когда учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общению. В данном виде тренинговых занятий основное внимание будет уделено специальным игровым упражнениям, направленным на выработку внутренних средств, помогающих учителю правильно сориентироваться в ситуации и выбрать наиболее эффективную коммуникативную позицию. 1. Учитель – ученики. Если у педагога лишь одна коммуникативная позиция, это может привести к отрицательным результатам. Позиция учителя «над» подавляет творческую активность учеников, снижает их интерес к учению. Учителю надо владеть средствами различных коммуникативных позиций и избирательно ими пользоваться в зависимости от ситуации и возраста школьника, с которым он общается. - Упражнение «Откровенность против манипулирования» - Упражнение «Иванов, Петров, Сидоров» - Упражнение «Мышечная броня» 2. Учитель – коллеги. Для многих учителей не просто сразу после урока быстро перестроиться из позиции «над» перейти в позицию «наравне». Предлагаем несколько упражнений, помогающих такому переходу. - Упражнение «Давление» - Упражнение «Поставь себя на место другого» - Упражнение «Монолог с двойником» 3. Учитель и родители. Каждый учитель знает, как не легко вести беседу с вызванными в школу родителями трудных учеников. В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Достичь этого можно с помощью следующих упражнений. - Упражнение «Нейтрализация» - Упражнение «Равенство» Игра - проект для педагогов (семинар). Цель: развитие у педагогов умения действовать интеллектуально и практически, т.е. решать задачи управления деятельностью, понимать особенности процесса развертывания человеческой деятельности рефлексируя собственный опыт. Задачи: • Заинтересовать педагогов работой такого рода • Помочь педагогам освоить общую технологию создания проектной программы и ее реализации. Этапы: • Постановка проблемы • Формулирование цели проекта и предполагаемого результата • Формулирование задач проекта • Определение основных направлений работы в рамках проекта • Определение этапов работы над проектом • Определение предполагаемых сроков, сметы и конкретных ответственных лиц • Реализация проекта • Оценка полученного результата в свете поставленной цели • Определение перспектива развития проекта. Коррекционно-профилактическая работа с родителями. В работе школьного психолога важнейшим звеном коррекционной работы является работа с родителями. Эта работа, как и любая коррекция, может проводиться в двух формах: индивидуально и в группах. Эти формы работы могут быть представлены соответственно: - консультативной или психотерапевтической беседой - родительскими группами - коррекции детско-родительских и семейных отношений, когда в процессе коррекции принимает участие вся семья. Методика «Семейная скульптура» и «Семейная хореография» Цель: расположить людей и физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время. «Семейная хореография» Цель: Направлена на перестройку взаимоотношений в нукмарной семье; отследить негативные образцы поведения и остановку их действий. Игра «Заверши предложение» | |
Просмотров: 1604 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|