Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Коррекционная работа с педагогами и родителями.
Коррекционная работа с педагогами и родителями.

Коррекционно – профилактическая работа с учителем.
Коррекционно – профилактическая работа с учителями направлена на достижение двух основных целей. С одной стороны, она способствует ослаблению психической напряженности учителя, снятию некоторых, невротических реакций, т.е. имеет сугубо психотерапевтические цели. С другой – она предполагает развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания, формирование педагогической рефлексии в его деятельности.
На основании представленных целей можно выделить три основных аспекта коррекционно - развивающей работы с учителями:
• Осознание своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе, своей личности;
• Осознание себя в системе профессионального и личностного общения; оптимизация межличностных отношений с коллегами, администрацией, членами семьи;
• Осознание своей профессиональной компетентности, оптимизация системы профессиональной деятельности.

Психодраматические и социодраматические упражнения для учителей.
Цель: упражнение нацелены прежде всего на оптимизацию психологического здоровья учителей, снятие внутренней напряженности.
1. Упражнение «Исполнение желаний» (психодраматическая техника)
Цель: пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте творчества, т.е. проявление четкой модели поведения в ситуации, здесь и теперь.
Целительный, коррекционный, развивающий эффект психодрамы достигается за счет катарсиса – снятия напряжения и обучение ролевым играм, включающего обучение спонтанности и расширение имеющегося ролевого репертуара.

В помощь реализации этого аморитма может применение базовых техник психодрамы:
• Представление самого себя (самопрезентация)
• Исполнение роли
• Диалог
• Монолог
• Дублирование
• Реплики в сторону
• Обмен ролями
• Техника пустого стула
• Техник зеркала

2. Упражнение «Мозговой штурм» (социометрическая техника)
Цель: найти неординарное решение какой-либо сложной проблемы.
3. Упражнение «Куб с отверстием»
4. Упражнение «Время на перекуры»
Цель: помочь участникам приблизиться к способам решения близких им проблем.

Этап определения проблемы:
Этап необходим, естественно, только в том случае, если проблема, требующая решения, не обозначена с самого начала.
Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Предлагают написать 3 проблемы, которые можно вынести на обсуждения.
Этап генерации идей :
• Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.
• Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.
• Самые лучшие – это сумасшедшие идеи.
• Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.
Цель: проанализировать и выдвинуть окончательный итог.
Этап анализа идей :
Цель: глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.
1. Самая лучшая идея – та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируя ее так, как будто других идей нет вообще.
2. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее.
3. Отбрасывать идеи нельзя
4. Этап поиска возможностей реализации.
Завершающий этап.
5. Упражнение «Запомни и передай» (перцептивная техника)
Цель: развитие навыков социальной перцепции и совершенствование умений эффективного слушания и адекватного восприятия получаемой информации.

Упражнение тренинга позиционного взаимодействия.
Одной из важных составляющих профессиональной деятельности учителя является процесс педагогического общения. Процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущая ее составляющая – позиционное взаимодействие. Другими словами, в зависимости о ситуации, учитель занимает определенные коммуникационные позиции:
• Позицию «над», когда учитель доминирует в общении. Этот тип коммуникации характерен для взаимодействия «Учитель – ученик»
• Позицию «наравне», когда учитель общается на равных с партнером по коммуникации.
• Позицию «под», когда учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общению.
В данном виде тренинговых занятий основное внимание будет уделено специальным игровым упражнениям, направленным на выработку внутренних средств, помогающих учителю правильно сориентироваться в ситуации и выбрать наиболее эффективную коммуникативную позицию.
1. Учитель – ученики.
Если у педагога лишь одна коммуникативная позиция, это может привести к отрицательным результатам. Позиция учителя «над» подавляет творческую активность учеников, снижает их интерес к учению. Учителю надо владеть средствами различных коммуникативных позиций и избирательно ими пользоваться в зависимости от ситуации и возраста школьника, с которым он общается.
- Упражнение «Откровенность против манипулирования»
- Упражнение «Иванов, Петров, Сидоров»
- Упражнение «Мышечная броня»
2. Учитель – коллеги.
Для многих учителей не просто сразу после урока быстро перестроиться из позиции «над» перейти в позицию «наравне». Предлагаем несколько упражнений, помогающих такому переходу.
- Упражнение «Давление»
- Упражнение «Поставь себя на место другого»
- Упражнение «Монолог с двойником»
3. Учитель и родители.
Каждый учитель знает, как не легко вести беседу с вызванными в школу родителями трудных учеников.
В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Достичь этого можно с помощью следующих упражнений.
- Упражнение «Нейтрализация»
- Упражнение «Равенство»
Игра - проект для педагогов (семинар).
Цель: развитие у педагогов умения действовать интеллектуально и практически, т.е. решать задачи управления деятельностью, понимать особенности процесса развертывания человеческой деятельности рефлексируя собственный опыт.
Задачи:
• Заинтересовать педагогов работой такого рода
• Помочь педагогам освоить общую технологию создания проектной программы и ее реализации.
Этапы:
• Постановка проблемы
• Формулирование цели проекта и предполагаемого результата
• Формулирование задач проекта
• Определение основных направлений работы в рамках проекта
• Определение этапов работы над проектом
• Определение предполагаемых сроков, сметы и конкретных ответственных лиц
• Реализация проекта
• Оценка полученного результата в свете поставленной цели
• Определение перспектива развития проекта.
Коррекционно-профилактическая работа с родителями.
В работе школьного психолога важнейшим звеном коррекционной работы является работа с родителями. Эта работа, как и любая коррекция, может проводиться в двух формах: индивидуально и в группах. Эти формы работы могут быть представлены соответственно:
- консультативной или психотерапевтической беседой
- родительскими группами
- коррекции детско-родительских и семейных отношений, когда в процессе коррекции принимает участие вся семья.
Методика «Семейная скульптура» и «Семейная хореография»
Цель: расположить людей и физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время.
«Семейная хореография»
Цель: Направлена на перестройку взаимоотношений в нукмарной семье; отследить негативные образцы поведения и остановку их действий.
Игра «Заверши предложение»
Категория: Школьный психолог | Добавил: Графиня1867 (2015-03-31) | Автор: Мария E
Просмотров: 406 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-01-18, 2:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1489]
Школьный психолог [505]
История [715]
Опыт [481]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [224]
Мастер-класс [209]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [249]
Английский язык [787]
Великие открытия [19]
Университет здоровья [128]
Математика [1156]
Химия [381]
Классному руководителю [637]
Биология [583]
Думаем, размышляем, спорим [93]
Казахский язык и литература [1781]
Краеведение [93]
Начальная школа [3948]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [359]
Сельская школа [71]
Профильное обучение [69]
Демократизация и школа [24]
Физика [296]
Экология [182]
Дошколенок [1524]
Особые дети [275]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [622]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [449]
Мой Казахстан [229]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1172]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [74]
ИЗО и черчение [217]
Физическая культура [524]
Немецкий язык [52]
Технология [286]
Самопознание [390]
Профессиональное образование [104]
Школьная библиотека [80]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [19]
Педагогические программы [5]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru