Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Коррекционная работа с педагогами и родителями.
Коррекционная работа с педагогами и родителями.

Коррекционно – профилактическая работа с учителем.
Коррекционно – профилактическая работа с учителями направлена на достижение двух основных целей. С одной стороны, она способствует ослаблению психической напряженности учителя, снятию некоторых, невротических реакций, т.е. имеет сугубо психотерапевтические цели. С другой – она предполагает развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания, формирование педагогической рефлексии в его деятельности.
На основании представленных целей можно выделить три основных аспекта коррекционно - развивающей работы с учителями:
• Осознание своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе, своей личности;
• Осознание себя в системе профессионального и личностного общения; оптимизация межличностных отношений с коллегами, администрацией, членами семьи;
• Осознание своей профессиональной компетентности, оптимизация системы профессиональной деятельности.

Психодраматические и социодраматические упражнения для учителей.
Цель: упражнение нацелены прежде всего на оптимизацию психологического здоровья учителей, снятие внутренней напряженности.
1. Упражнение «Исполнение желаний» (психодраматическая техника)
Цель: пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте творчества, т.е. проявление четкой модели поведения в ситуации, здесь и теперь.
Целительный, коррекционный, развивающий эффект психодрамы достигается за счет катарсиса – снятия напряжения и обучение ролевым играм, включающего обучение спонтанности и расширение имеющегося ролевого репертуара.

В помощь реализации этого аморитма может применение базовых техник психодрамы:
• Представление самого себя (самопрезентация)
• Исполнение роли
• Диалог
• Монолог
• Дублирование
• Реплики в сторону
• Обмен ролями
• Техника пустого стула
• Техник зеркала

2. Упражнение «Мозговой штурм» (социометрическая техника)
Цель: найти неординарное решение какой-либо сложной проблемы.
3. Упражнение «Куб с отверстием»
4. Упражнение «Время на перекуры»
Цель: помочь участникам приблизиться к способам решения близких им проблем.

Этап определения проблемы:
Этап необходим, естественно, только в том случае, если проблема, требующая решения, не обозначена с самого начала.
Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Предлагают написать 3 проблемы, которые можно вынести на обсуждения.
Этап генерации идей :
• Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.
• Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.
• Самые лучшие – это сумасшедшие идеи.
• Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.
Цель: проанализировать и выдвинуть окончательный итог.
Этап анализа идей :
Цель: глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.
1. Самая лучшая идея – та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируя ее так, как будто других идей нет вообще.
2. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее.
3. Отбрасывать идеи нельзя
4. Этап поиска возможностей реализации.
Завершающий этап.
5. Упражнение «Запомни и передай» (перцептивная техника)
Цель: развитие навыков социальной перцепции и совершенствование умений эффективного слушания и адекватного восприятия получаемой информации.

Упражнение тренинга позиционного взаимодействия.
Одной из важных составляющих профессиональной деятельности учителя является процесс педагогического общения. Процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущая ее составляющая – позиционное взаимодействие. Другими словами, в зависимости о ситуации, учитель занимает определенные коммуникационные позиции:
• Позицию «над», когда учитель доминирует в общении. Этот тип коммуникации характерен для взаимодействия «Учитель – ученик»
• Позицию «наравне», когда учитель общается на равных с партнером по коммуникации.
• Позицию «под», когда учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общению.
В данном виде тренинговых занятий основное внимание будет уделено специальным игровым упражнениям, направленным на выработку внутренних средств, помогающих учителю правильно сориентироваться в ситуации и выбрать наиболее эффективную коммуникативную позицию.
1. Учитель – ученики.
Если у педагога лишь одна коммуникативная позиция, это может привести к отрицательным результатам. Позиция учителя «над» подавляет творческую активность учеников, снижает их интерес к учению. Учителю надо владеть средствами различных коммуникативных позиций и избирательно ими пользоваться в зависимости от ситуации и возраста школьника, с которым он общается.
- Упражнение «Откровенность против манипулирования»
- Упражнение «Иванов, Петров, Сидоров»
- Упражнение «Мышечная броня»
2. Учитель – коллеги.
Для многих учителей не просто сразу после урока быстро перестроиться из позиции «над» перейти в позицию «наравне». Предлагаем несколько упражнений, помогающих такому переходу.
- Упражнение «Давление»
- Упражнение «Поставь себя на место другого»
- Упражнение «Монолог с двойником»
3. Учитель и родители.
Каждый учитель знает, как не легко вести беседу с вызванными в школу родителями трудных учеников.
В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Достичь этого можно с помощью следующих упражнений.
- Упражнение «Нейтрализация»
- Упражнение «Равенство»
Игра - проект для педагогов (семинар).
Цель: развитие у педагогов умения действовать интеллектуально и практически, т.е. решать задачи управления деятельностью, понимать особенности процесса развертывания человеческой деятельности рефлексируя собственный опыт.
Задачи:
• Заинтересовать педагогов работой такого рода
• Помочь педагогам освоить общую технологию создания проектной программы и ее реализации.
Этапы:
• Постановка проблемы
• Формулирование цели проекта и предполагаемого результата
• Формулирование задач проекта
• Определение основных направлений работы в рамках проекта
• Определение этапов работы над проектом
• Определение предполагаемых сроков, сметы и конкретных ответственных лиц
• Реализация проекта
• Оценка полученного результата в свете поставленной цели
• Определение перспектива развития проекта.
Коррекционно-профилактическая работа с родителями.
В работе школьного психолога важнейшим звеном коррекционной работы является работа с родителями. Эта работа, как и любая коррекция, может проводиться в двух формах: индивидуально и в группах. Эти формы работы могут быть представлены соответственно:
- консультативной или психотерапевтической беседой
- родительскими группами
- коррекции детско-родительских и семейных отношений, когда в процессе коррекции принимает участие вся семья.
Методика «Семейная скульптура» и «Семейная хореография»
Цель: расположить людей и физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время.
«Семейная хореография»
Цель: Направлена на перестройку взаимоотношений в нукмарной семье; отследить негативные образцы поведения и остановку их действий.
Игра «Заверши предложение»
Категория: Школьный психолог | Добавил: Графиня1867 (2015-03-31) | Автор: Мария E
Просмотров: 1604 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 1:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru