Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Тренинг общения
КГУ «Областной детский дом по типу семьи» города Темиртау управление образования Карагандинской области.
Педагог- психолог Тимершаихова Е.Б.

Тренинг общения «Найди свой вклад».

Тренинг, специализированный для детей – сирот. Этим детям, оставшимся без попечения родителей, очень важно научиться быть терпеливыми, уметь общаться, дружить и найти себе верных друзей. Но и обычным детям будут интересны эти занятия. Современные реалия таковы, что дети мало гуляют во дворах, практически не гуляют со сверстниками, редко ходят друг к другу в гости. Отсюда, может быть и неумение общаться вне социальных сетей. Тренинг состоит из трех занятий продолжительностью 60 минут.
Цель – сплочение участников, осознание неизмеримой ценности дружбы.
Задачи:
1.Формировать навыки и умение работать в команде.
2.Развивать способность осознавать и принимать собственную уникальность и неповторимость каждого человека.
3.Формировать умение поставить себя на место другого человека.
Участники: подростки 10 – 12 лет.
Занятие № 1
Психолог: Решила я осенью разобрать чердак на даче. Дача у нас старая, ей почти 100 лет. Среди разных ненужных вещей, попался мне какой - то ненужный сундучок, а в нем грамота древняя. Пыталась я разобраться, что в нем написано, но не смогла: какие – то каракули. Одно только слово поняла: клад. Задумалась, я. Вдруг в грамоте написано, как клад найти. Давайте думать вместе. А поможет нам игра, которая развивает способности читать каракули.
Игра «Каракули»
(из тренинга по арттерапии Л.В.Лебедевой)
Задачи: мотивировать участников на работу, их раскрепощение, снятие напряжения.
Психолог: Возьмите простой карандаш в не рабочую руку и с закрытыми глазами нарисуйте каракули на листе бумаге. Рисуйте, пока не надоест. Затем откройте глаза и покрутите лист в разные стороны. Постарайтесь в своей работе, найти какие либо образы, найти что – то знакомое. Обведите эту часть цветным карандашом или фломастером. Передайте свой рисунок соседу справа – пусть теперь он постарается увидеть нечто свое в вашей работе и дорисовать то, что считает нужным. Когда ваш рисунок сделает круг и вернется к вам, попробуйте оценить, нравиться ли вам то, что с ним сделали. Какие чувства у вас возникли при первом взгляде? Представите, что перед вами настоящее произведение искусства, дайте ему название. Если, что - либо вас не устраивает, можно изменить рисунок с помощью карандаша и красок.
Теперь давайте устроим выставку наших работ. Каждый возьмет свой рисунок и с помощью скотча. Пожалуйста, на зеленых клеящихся листочках напишите авторские названия и приклейте к своему рисунку. Мы с вами будем гулять по выставке, и на желтых клеящихся листочках желающие дадут свое название любой из этих картин.
Обсуждение: Все мы разные, у каждого свой собственный взгляд, свое видение. И это очень хорошо. Этим мы и интересны друг другу. Ведь так было бы скучно, если бы все думали и поступали бы одинаково.
А теперь обратите внимание, рядом с грамотой в старом сундуке, лежал вот этот мешочек. Как вы думаете, что в нем? Давайте попробуем определить на ощупь. Да , действительно, здесь фишки. Зачем они? Точного ответа мы пока не знаем. Но здесь есть инструкция, которая мне подсказывает, что они как то связаны с кладом. Давайте сделаем следующее: за участие в каждой из игр вам будут вручать фишки. За это задание каждый из вас получает по две разноцветные фишки. Пожалуйста, сохраняйте их. Они вам пригодятся. Чем больше вы наберете фишек, тем ближе окажитесь к кладу.
А теперь другая игра.
Игра «Путаница»
Задачи: Прояснить для детей систему взаимоотношений в группе, выявить лидера, развивать умение договариваться друг с другом, показать важность невербального общения.
Психолог: Мы попробуем разгадать каракули, которые получаться из ваших сцепленных рук. Для начала нужно выбрать ведущего. Пусть им будет тот, у кого самые большие способности к отгадыванию загадок, ребусов, шифровок. Этот человек получит за участие в игре сразу 5 фишек.
Итак, в течение одной минуты вам надо договориться, кто будет ведущим. Итак, время пошло (ставятся песочные часы). Ведущий выходит из комнаты, и мы встанем в хоровод, и, не разжимая рук, будем запутывать наш круг. Задача ведущего: распутать нас, не разжимая рук. В случае затруднения, вы можете ему подсказывать, но только невербальными средствами, т.е. без слов.
Обсуждение: Как вы выбрали ведущего? Все ли были согласны с этой кандидатурой? Сложно ли было сделать выбор? Успешно ли справился ведущий со своими обязанностями? Кто бы еще хотел побыть в роли ведущего? Понятны ли были невербальные подсказки? Помогли ли они вам или нет?
Пожалуйста, теперь после тренировки, вам удастся расшифровать несколько символов в этой грамоте.
Психолог немного раскручивает завернутую в трубочку старинную грамоту и показывает ее часть, где среди непонятных значков можно прочитать: «18 умений». Число умений у каждой группы будет свое. Оно должно вдвое превышать количество участников.
Игра «18 умений»
( на основе «Стула хвастовства» И.В.Вочкова)
Задачи: развивать умения видеть хорошее в каждом человеке, создавать положительный эмоциональный фон в группе, повышать уверенность подростков в себе.
Психолог: Кажется, я понимаю, что это значит? Для того, чтобы добраться до вклада, нашей команде необходимо обладать 18 умениями. Сейчас мы встанем в круг, и по очереди будем хвастаться. (Если дети затрудняются, можно привести примеры таких умений: рассказывать анекдоты, предсказывать погоду, складывать бумажные самолетики, радовать своих близких, показывать фокусы, кататься на коньках, разводить костер и т.д.)
Первый участник начинает: « Может быть, некоторые не знают, что я хорошо умею…, а Ваня (сосед справа) хорошо умеет…» Важное условие не повторяться. У каждого будет свое собственное умение плюс то, которое скажет про вас другой человек. (После любого высказывания психолог инициирует аплодисменты и восторженные отзывы для эмоциональной поддержки и раскрепощения застенчивых участников).За каждое высказывание вы будите получать разноцветные фишки.
Обсуждение: Легко ли было хвастаться? Что легче, вспоминать свое умение или рассказывать об умении товарища? Приятно ли было слушать про свои умения от другого человека? Узнали ли вы, что-нибудь новое друг о друге?
Занятие 2
Разминка.
Задачи: овладеть некоторыми способами взаимодействия с окружающими, создать хорошее настроение, выявить лидера.
Психолог: Ребята, вы воспитываетесь вместе уже несколько лет и, наверное, за это время хорошо узнали друг друга. Сейчас мы это проверим: по моему сигналу вы будите строиться в шеренгу по определенному признаку:
- по росту, как на физкультуре,
- по длине волос,
- по цвету волос, от самого светлого до самого темного,
- по ширине улыбки,
- по возрасту (учитывая разницу в месяцах).
Важное условие: на время выполнения этого задания вы все станните «немыми», так как разговаривать нельзя.
Игра «Орехи»
(автор Ю.Зарипова)
Задачи: Формировать умение осознавать собственную уникальность и неповторимость каждого человека.
Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый участник берет себе один орех.
Задание: в течение одной минуты надо рассмотреть орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый участник пытается найти именно свой орех из всех предложенных.
Обсуждение: Что вам помогло найти свой орех? В толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они лежали вместе. Что бы разглядеть человека, нужно потратить немало времени, приосмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, неспелым. Так и о человеке нельзя судить только по его внешнему виду. Ведь не зря говорят: «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха есть жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в свою «скорлупу», чтобы чувствовать себя в безопасности. Для того, чтобы им открыться, нужно определенное время. За правильно выполненное задание участники получают по 2 фишки.
Игра «Близкие знакомые»
Задачи: развивать наблюдательность, внимание к другому человеку.
Психолог: В игре «Орехи» вы продемонстрировали свою наблюдательность. Каждый из вас справился с заданием и смог отличить собственный орех. Теперь мне нужен самый отважный и наблюдательный человек. Он посмотрит на нас внимательно, потом повернется к нам спиной, а я буду задавать ему вопросы.
- Кто из присутствующих самый высокий?
- У кого из присутствующих длиннее волосы? Есть заколки на голове?
- Кто одет в светлую рубашку и темные брюки?
- Какого цвета волосы у Маши?
- Какого цвета глаза у Миши?
- У кого есть кольца на руках?
- У кого есть сережки на ушах? и т.д.
Обсуждение: Что было вспомнить легко, а что трудно? Почему?
Мы отлично сейчас потренировали свою наблюдательность и память, а значит, можем выполнить другие задания, чтобы разгадать следующую часть послания в старинной грамоте.
Игра «Ошибки»
Задачи: восстановить чувство доверительного отношения к себе, другим, к миру; развивать чувство юмора, умение поставить себя на место другого человека.
Психолог: Все мы, когда то ошибаемся. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Но мы по-разному реагируем на свои ошибки. Кто – то злится, кто – то смеется, а кто – то остается невозмутимым.
У меня есть несколько коробок. В каждой из них лежат куклы актеры и инструкция с описанием ситуации, которую вам предстоит разыграть, как в кукольном театре. Все сценки пока не имеют завершения. Вы в парах подумайте, как лучше решить проблему, в которую попала каждая из кукол, и покажите нам свой финал. По традиции каждое выступление мы будем награждать не только бурными аплодисментами, но и разноцветными фишками.
Возможные ситуации:
Ситуация 1. После урока физкультура Ваня заговорился со своим другом и не успел переодеться. Когда прозвенел звонок, он быстро снял футболку и надел другую. Но, торопясь, не обратил внимание, что надел ее наизнанку.
Ситуация 2. Вася хотел сделать приятное своим родителям и вызвался сварить компот. Как же ему было досадно, когда его труд пошел насмарку, потому, что вместо сахара в компот он положил соль!
Ситуация 3.Дима бежал по коридору школы, как вдруг из-за угла вышла учительница истории. Мальчик слишком поздно ее увидел, не успел остановиться и врезался в почтенную даму. К счастью она не упала.
Ситуация 4. На первом уроке у Кати пропала ее любимая ручка. Она искала ее всюду, но не смогла найти. Пришлось писать запасной. Когда на третьем уроке Катя увидела такую же ручку в руках у Маши, она не разобравшись крикнула: «Это моя ручка!». Позже выяснилось, что Маше папа купил точно такую же ручку, а Катина ручка все это время находилась в нагрудном кармане ее собственной курточки.
Ситуация 5.Оле давно нравится Саша. Однажды в столовой она встала из – за стола, случайно толкнула его. У Саши в руках был стакан с компотом, который упал и разбился, а компот вылился на новые брюки мальчика.
Обсуждение. Конечно, неприятно оказаться в неловкой ситуации, когда над тобой смеются. Но, если из – за таких пустяков мы будим ругаться с окружающими, злиться и кричать, то сделаем себе только хуже. У нас испортится настроение, мы не сможем мирно общаться с одноклассниками. Есть такое выражение: «Только сильный человек может посмеяться над собой». Давайте постараемся быть сильными и взглянем с улыбкой на мелкие неприятности. А главное, не забудем извиниться перед теми, кого мы по глупости или ненароком обидели.
(Демонстрация участникам тренинга видеоролика песни «Улыбнись, ошибаются все»)
Занятие 3
Приветствие.
Задача: сплотить участников тренинга, развивать чувство уважения друг к другу.
Психолог: Необходимо поздороваться с каждым участником рукопожатием, назвать его по имени и посмотреть ему в глаза. Важно никого не пропустить.
Обсуждение: Любому человеку важно и приятно услышать свое имя и встретить доброжелательный взгляд. Контакт легче устанавливать, если мы смотрим человеку в глаза.
Игра «Паутина»
Задача: сломать барьеры общения.
Психолог: Мы уже успешно разгадали первую часть послания в старинной грамоте. Однако вторая часть грамоты более непонятная и запутанная. Что бы разобраться в ней, нам опять необходимо потренироваться. Представьте, что огромный злой паук (им буду Я) поймал вас всех в свою паутину. Вы сядете в круг, а я пойду вокруг вас и используя клубок с нитками запутаю ваши руки и талию (Нужно пересечь круг несколько раз, чтобы в центе появилась паутинка). Вам нужно выбрать из числа участников самого доброго, только он может освободить всех. Паутина злого паука отлипнет от человека только в том случае, если его назовут ласково. Ваш спаситель возьмет клубок и начнет его сматывать Добравшись до кого нибудь из вас , он должен назвать ваше ласковое имя и только потом распутать руки или туловище.
Обсуждение: Освободитель назвал именно ваше имя, которое вы ожидали или другое? Что чувствовал освободитель, называя каждого ласкового? Легко ли это?
Игра «Ласковые имена»
Задача: формирование достаточного уровня эмпатии.
Психолог: давайте сейчас разделимся на пары, и каждый на листочке напишет как можно больше ласковых имен своего напарника. Обменяйтесь этими листочками и, если ваш партнер забыл какой-нибудь вариант, допишите его сами. Снова обменяйтесь работами и зачитайте по очереди свои требования.
Обсуждение: Как вы понимаете пословицы: «Доброе слово и кошке приятно», «Ласковый теленок двух мамок сосет». Как часто мы слышим от других ласковые слова? А как часто мы произносим сами ласковые слова? Есть ли тут взаимосвязь? Давайте запомним золотое правило этики: «Отнеситесь к людям так, как ты бы хотел, что бы они отнеслись к тебе»
Попробуем хотя бы на этом занятии называть друг друга только ласково. А, чтобы вы не забывали это делать, за каждое ласковое слово я буду вам выдавать по фишке. Итак, с помощью ласковых слов мы с вами распутали паутину. Недаром говориться: «Ласковым словом и камень сломаешь». Пожалуй, с таким умением можно и дальше разобрать слова в старинной грамоте. Следующее слово, которое нужно разобрать, это – репка. Что такое репка? При чем тут она? Давайте думать вместе. Что мы знаем про нее. Дети вспоминают сказку.
Инсценировка сказки.
Задача: сплотить участников тренинга, развивать чувство уважения друг к другу.
Психолог: Чтобы инсценировать эту добрую сказку, давайте распределим роли с помощью жеребьевки. А чтобы было веселее, а чтобы было веселее будем называть друг друга ласково: не дед, а дедуля, не баба, а бабуля и т.д.
(На свернутых листочках записаны роли. Каждому актеру необходимо выдать какой-нибудь опознавательный аксессуар: Репке – зеленые ленты, Дедке – кепку, Бабке – косынку, Внучке – бантик, жучке – ошейник, Кошке – усы, Мышке – хвостик.) Чтобы все вспомнили свои роли, психолог может показать эту сказку на пальчиковых куклах. Если ребят больше, чем персонажей, можно ввести дополнительные роли – режиссёра, автора, костюмера, суфлера и т.д.
Обсуждение. О чем эта сказка? Неужели только о сборе урожая? Конечно, же, о взаимопомощи, дружбе. Смотрите, ради общей цели, даже общие враги заключили перемирие. Собака не дерется с кошкой, кошка не гонится за мышкой.
Есть такая старинная притча: Умирая, отец позвал своих сыновей, дал им в руки по тоненькой веточке и попросил каждого разломить свою веточку. Сыновья с легкостью справились с этим заданием. «А теперь попробуйте разломить веник, сложенный из этих веточек». – сказал отец. Никто не смог выполнить второй просьбы. Вот так и вы, если будите помогать друг другу, то ни один враг, ни одна беда вас не сломит. И наоборот, малейшая неприятность обернется большой бедой, если вы будите поодиночке. (Можно во время рассказа, дать ребятам разломить по настоящей веточке, прутику из веника, я в конце вручить настоящий веник).
Игра «Таинственная шифровка»
Задачи: формировать умение работать в команде, развивать навыки уважительного общения.
Психолог: В нашей грамоте осталось только одно не разгаданное место. Это какая-то шифровка. 15Р12У23Ж14Б17Д16А. Цифры обозначают количество фишек, необходимых для данной буквы. Цвет буквы совпадает с цветом фишки. Ребята должны сложить имеющиеся у них фишки и вместе выложить слово «ДРУЖБА». Фишки в целях сохранности психолог может психолог может в конце каждого занятия оставлять у себя.
Обсуждение. Как вы понимаете пословицу?: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!» Вы все старались набрать как можно больше фишек, но в итоге согласились сложить их вместе для общего дела. Что стало вашим кладом? Конечно, дружба! История знает множество примеров, когда богатые люди в одночасье становятся бедными. И если у них не друзей, им приходится плохо. Деньги, клад, могут исчезнуть, а настоящий друг всегда будет рядом: и в горе, и в радости.
Игра «Поиск клада и салют»
Психолог: Мы с вами разгадали тайну грамоты и теперь можем найти настоящий клад. Чтобы его найти, нужно сначала пойти прямо, затем два раза повернуть налево и один раз направо.
(Кладом может быть торт, который ребята съедят вместе, или набор специальных фломастеров. Можно подготовить хлопушку с салютом. Можно предложить сделать отпечатки рук на дереве дружбы).
Рефлексия: Что было ценное и поучительное в нашем путешествии?
Что запомнилось больше всего?
Чем вы поделитесь с друзьями?.
Категория: Школьный психолог | Добавил: muza (2015-04-05) | Автор: Тимершаихова Елена E
Просмотров: 297 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru