Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Маленькие агрессоры. Как найти с ними общий язык
КГУ « Областной детский дом по типу семьи» управления образования Карагандинской области.
педагог – психолог Тимершаихова Елена Бронисовна

Маленькие агрессоры – кто они?

Агрессивное поведение в обществе считается неприемлемым. Однако в разных культурах степень ограничения агрессии сильно различается. Например, племена американских индейцев комачи и апачи воспитывали своих детей воинственными, а гопи и зуни, наоборот, ценили миролюбие. Если вдуматься в природе именно агрессивность помогает многим животным выжить в условиях естественного отбора. В человеческих отношениях агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Бороться с трудностями, покорять природу, мериться силами – все это социально одобряемая и поощряемая форма агрессии, без которой был бы невозможен процесс. Так что агрессивность - свойство древнее. Люди, много добившиеся в жизни, как правило, не лишены агрессии, которую можно назвать конструктивной. Она побуждает активно добиваться своих целей, дает энергию и уверенность в себе. Такие люди могут сделать для общества много хорошего. Мы же говорим об агрессивности разрушительной, деструктивной, портящей жизнь и самому ребенку, и его близким.
. Одноклассники считают девушку очень жестоким человеком. Ласковый и улыбчивый Миша, едва научившись ходить, начал толкать сверстников, отнимать у них игрушки. Дома и на улице мальчик кричит и топает ногами, когда ему что – то запрещают, или не дают.
Трехлетняя Таня ужасно злиться если у нее что либо не получается, в сердцах бросает вещи, но от помощи отказывается, упорно пытаясь сделать все самостоятельно.
Десятилетний Никита с первого класса имеет репутацию драчуна и забияки. Он очень любит командовать, не выносит критики и все споры решает с помощью кулаков.
Оксана очень хочет поступить в престижный ВУЗ, она отличница в школе, много занимается дополнительно. Она никогда не подсказывает своим одноклассникам на уроках, не дает им списывать, ни с кем не поддерживает близких отношений
Всех этих ребят объединяет одно очень похожее качество – они стремятся настоять на своем, правда разными способами. В поведении каждого из них присутствует определенная доля агрессии.
Агрессивное поведение – это наиболее распространенный способ реагирования на срыв, какой – то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель – устранение препятствий.
Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто « подвернулся под горячую руку», или на самого себя, так называемая аутоагрессия. И все - таки агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Предприимчивость, активность, напористость, самооборона, упорство в своих желаниях и стремлениях имеет то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. Постоянная необходимость бороться, преодолевать препятствия может развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным или безвольным. Для того, чтобы поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать проявлению отрицательных, необходимо понять природу и происхождение агрессивного поведения.
Мальчики агрессивнее?
Время от времени ученые начинают спорить: является ли мужская агрессивность биологически предопределенным качеством. Проведенные исследования показывают, что действительно мужчины чаще ведут себя более агрессивно, чем женщины, соответственно мальчики агрессивнее, чем девочки. Но доказательств генетической предрасположенности мужчин к агрессивному поведению, ни медиками, ни биологами обнаружить, пока не удалось.
Большинство психологов склоняются к мысли, что на высокую степень агрессивности мальчиков оказывает влияние культурно – воспитательные традиции. Модели поведения, предлагаемые мальчикам, значительно отличаются от моделей поведения, предлагаемых на выбор девочкам. Агрессия входит в мужской стереотип поведения, она чаще ожидается и поощряется. Различия в поведении мальчиков и девочек появляются уже на втором году жизни. Мальчик с раннего возраста должен уметь давать отпор, его учат и поощряют самостоятельно разбираться с обидчиками. Девочку порицают за излишнюю активность, напористость, желание командовать. Одно и то же поведение на детской площадке может порадовать родителей девочки и расстроить родителей мальчика, и наоборот. Например, малыш безропотно отдает свою игрушку более агрессивному сверстнику. «Молодец! Умеет уступить, не жадная!» – с гордостью скажут родители девочки. « Ну и тюфяк же наш сын! Даже не может постоять за себя!» - расстроятся родители мальчика.
Социологи считают, что в среднем женщины всех возрастов проявляют больший интерес к переживаниям, эмоциям окружающих, чем мужчины. Хотя представители обоих полов одинаково разбираются в чувствах других людей, женщины более склонны к сопереживанию. Достаточно, например, сравнить выбор игрушек для мальчиков и для девочек, Некоторые игрушки мальчиков направленные на разрушение, например, оружие, а девочек – на созидание( наборы для шитья, вышивания, кухонная утварь). Куклы и мягкие игрушки ориентируют девочек на мир чувств и переживаний, а техника или конструктор побуждают мальчиков, даже играя, добиваться какой либо цели. Девочки в ролевых играх репетируют различные социальные роли, причем опять же созидательного характера. Игры мальчиков в школьном возрасте – это главным образом боевые, состязательные игры. Девочек максимально приобщают к творческим занятиям ( танцы, музыка, рисование), мальчиков чаще отдают в спортивные секции, предпочитаю различные виды борьбы и мотивируя это тем, что мальчику необходимо уметь постоять за себя. Хотя ,в конце концов все спортивные соревнования, встречи, матчи не что иное, как цивилизованная, подчиненная определенным правилам и порядку, сублимированная форма агрессивного поведения. А стремление быть первыми одинаково развито и у мужчины и у женщины.
Внимание родители! Своевременно учите детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждайте их к такому позитивному социальному поведению, как помощь, или участие. Это поможет избежать многих проблем в старшем возрасте.
Проявление детской агрессии.
Существует несколько видов детской агрессии. Ребенок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих, или ломать вещи, и вербальную – оскорблять окружающих или ругаться. Также же его агрессия может быть направлена на самого себя., он причиняет себе боль, находя в этом, какое то утешение. Некоторые дети часто отбирают у других малышей игрушки, толкают. дерутся, они очень подвижные и шумные. Некоторые призывы вести себя хорошо не помогают. А если их взрослые пытаются утихомирить, такого разбушевавшегося ребенка силой, он начинает истошно вопить, топать ногами, брыкаться и даже кусаться. Это внешний, всем очевидный портрет маленького агрессора. Но что, же заставляет его так себя вести, что твориться в его душе? Поняв это, мы сможем помочь ему и свести агрессивное поведение к минимуму. Маленькие агрессоры всегда испытывают трудности в общении с родными и сверстниками. Они изначально отличаются от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Им свойственно самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Они в меньшей степени реагируют на похвалу и поощрение. Они нередко наделены лидерскими чертами и бунтуют против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле. Агрессивный ребенок не умеет отстаивать свои интересы, в споре не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, спорную вещь отнимает, ругается, требует, хитрит, плачет. Он не умеет проигрывать, а если это случается, злится, обижается, отказывается от игры, при этом неудачи надолго выбивают его из равновесия. Эмоциональная неудовлетворенность часто заставляет таких детей искать удовлетворение в причинении боли окружающим – они мучают животных, издеваются над другими детьми, оскорбляют их словесно и действиями, ябедничают. И тем самым обретают внутреннее равновесие. Ребенок, испытывающий подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становиться средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих. Серьезное отставание в учебе может быть, как следствием, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, у них низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которое может перерасти в протест, агрессивное поведение. Специалисты называют постоянные проявления плохого поведения в любых ситуациях патологией характера, или психопатией. Психопатия часто бывает наследственной, то есть у детей, имеющих родственника с таким же несносным характером.
Грубостью и жестокостью своих поступков нередко шокируют с патологией характера, которые психиатры называют эпилептоидной. У этих людей никогда не бывает припадков, но черты их характера напоминают черты больных эпилепсией. Эпилептоиды с детства очень педантичные, чрезмерно любят порядок, властные и весьма агрессивны со слабыми, угодливы с сильными. В таких случаях психиатры может назначить лекарства нормализующие настроение, успокоительные средства. К повышенной возбудимости, а следовательно и агрессивности ребенка могут привести осложнения при беременности и родов у матери. Увеличивает риск возникновение поведенческих нарушений, в том числе повышенной агрессивности, черепно-мозговая травма, перенесенная ребенком в любом возрасте . Иногда эти нарушения сами проходят. Но бывает, что травмы имеют длительные последствия. Для профилактики подобных отклонений так же необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу. Он назначит лекарства, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутреннее давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы. Но одной медицинской помощи в таких случаях мало, нужны серьезные воспитательные усилия со стороны взрослых.
Агрессивные дети, каковы бы небыли причины такого поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением, они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая в свою очередь, усиливает детскую агрессию. Именно недружелюбное, враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцируют ребенка, возбуждая в нем чувство страха и гнева. То поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой восстановить социальные связи .До проявления явной агрессии ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые не обращают на это внимания.
Вполне естественны проявления агрессии у ребенка, который каждый день становится свидетелем ссор между родителями, заканчивающихся взаимными оскорблениями или дракой. Кроме того, причиной агрессивного поведения могут стать чрезвычайно суровая или слишком мягкая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, безразличное отношение к детям, принятое в семье отрицание авторитетов. Психологи говорят, что научиться управлять отрицательными эмоциями не значит, никогда их не испытывать. Детям необходимо смириться с гневом как с неотъемлемой частью себя. А взрослые должны научиться перенаправлять свои эмоциональные реакции. В таком случае гнев станет движущей силой, способом преодолений или средством, позволяющим постоять за себя и других. Психологи советуют, если хотите лучше узнать ребенка, понаблюдайте за его игрой. В игре ребенок воспроизводит те отношения, в которых он живет, в игре раскрываются страхи и мечты ребенка.
Уже у четырехлетних детей в игре появляются отрицательные герои. Многие дети охотно принимают на себя роли явно отрицательных персонажей, даже предпочитают их положительным героям. С одной стороны, это связанно с тем, что многие отрицательные герои более успешные, могущественные, и поэтому более привлекательные для ребенка. Они очень активные, с ними происходит много интересного, они всегда находятся в гуще событий. Даже профессиональные актеры признают, что злодеев играть интереснее. С другой стороны, роль отрицательного героя в игре, это возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным и тем самым избежать подобного поведения в жизни. Но если ребенок всегда предпочитает роли злодеев, а его поведение в игре ни чем не отличается от поведения в реальной жизни это не может не настораживать. Скорее всего у такого ребенка низкая самооценка и он не может доказать что он хороший. Принимая на себя отрицательную роль, он сообщает окружающим: « Вы считаете, что, я, плохой. Я и буду плохим, вам назло!» Такой ребенок, несомненно, нуждается в помощи специалиста. Психологи И.М. Никольская и Р.М.Гарановская отмечают, что « имитация поведения отрицательных персонажей, отношение к которым вызывает тревогу и беспокойство, нередко позволяет ребенку превратить эту тревогу в приятное чувство безопасности». Всегда лучше, чтобы подавленная агрессия изливалась на игрушку, чем на собаку или младшую сестру.
Проводя занятие с подростками, я часто предлагаю им переделать какую либо известную сказку на новый, современный лад. В этих современных сказках Серый Волк превращается в маньяка или бандита, дракон в бомбардировщика. Подросшие дети боятся не Бабу Ягу или Лешего, а террористов или грабителей. От этого страха не спрячешься под одеяло. Реальные злодеи намного опаснее и страшнее сказочных злодеев потому, что встреча с ним в жизни вполне вероятно и очень опасна. Одна из форм борьбы с этими страхами – имитация. Именно поэтому дети начинают копировать бандитов , делают соответствующие татуировки и прически , носят одежду как у них, говорят на бандитском наречии, ругаются и ведут себя вызывающе и агрессивно. Присваивая атребуты агрессора или имитируя его поведение, ребенок преображается из того, кому угрожают, в того, кто, кто угрожает. Чем незащищеннее чувствует себя ребенок, тем сильнее его стремление походить на пугающий его объект. По этой же причине дети так любят надевать маски и костюмы различных монстров, вампиров и ведьм.
Категория: Школьный психолог | Добавил: muza (2015-04-15) | Автор: Тимершаихова Елена E
Просмотров: 275 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 11:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru