Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Маленькие агрессоры. Как найти с ними общий язык
КГУ « Областной детский дом по типу семьи» управления образования Карагандинской области.
педагог – психолог Тимершаихова Елена Бронисовна

Маленькие агрессоры – кто они?

Агрессивное поведение в обществе считается неприемлемым. Однако в разных культурах степень ограничения агрессии сильно различается. Например, племена американских индейцев комачи и апачи воспитывали своих детей воинственными, а гопи и зуни, наоборот, ценили миролюбие. Если вдуматься в природе именно агрессивность помогает многим животным выжить в условиях естественного отбора. В человеческих отношениях агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Бороться с трудностями, покорять природу, мериться силами – все это социально одобряемая и поощряемая форма агрессии, без которой был бы невозможен процесс. Так что агрессивность - свойство древнее. Люди, много добившиеся в жизни, как правило, не лишены агрессии, которую можно назвать конструктивной. Она побуждает активно добиваться своих целей, дает энергию и уверенность в себе. Такие люди могут сделать для общества много хорошего. Мы же говорим об агрессивности разрушительной, деструктивной, портящей жизнь и самому ребенку, и его близким.
. Одноклассники считают девушку очень жестоким человеком. Ласковый и улыбчивый Миша, едва научившись ходить, начал толкать сверстников, отнимать у них игрушки. Дома и на улице мальчик кричит и топает ногами, когда ему что – то запрещают, или не дают.
Трехлетняя Таня ужасно злиться если у нее что либо не получается, в сердцах бросает вещи, но от помощи отказывается, упорно пытаясь сделать все самостоятельно.
Десятилетний Никита с первого класса имеет репутацию драчуна и забияки. Он очень любит командовать, не выносит критики и все споры решает с помощью кулаков.
Оксана очень хочет поступить в престижный ВУЗ, она отличница в школе, много занимается дополнительно. Она никогда не подсказывает своим одноклассникам на уроках, не дает им списывать, ни с кем не поддерживает близких отношений
Всех этих ребят объединяет одно очень похожее качество – они стремятся настоять на своем, правда разными способами. В поведении каждого из них присутствует определенная доля агрессии.
Агрессивное поведение – это наиболее распространенный способ реагирования на срыв, какой – то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель – устранение препятствий.
Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто « подвернулся под горячую руку», или на самого себя, так называемая аутоагрессия. И все - таки агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Предприимчивость, активность, напористость, самооборона, упорство в своих желаниях и стремлениях имеет то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. Постоянная необходимость бороться, преодолевать препятствия может развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным или безвольным. Для того, чтобы поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать проявлению отрицательных, необходимо понять природу и происхождение агрессивного поведения.
Мальчики агрессивнее?
Время от времени ученые начинают спорить: является ли мужская агрессивность биологически предопределенным качеством. Проведенные исследования показывают, что действительно мужчины чаще ведут себя более агрессивно, чем женщины, соответственно мальчики агрессивнее, чем девочки. Но доказательств генетической предрасположенности мужчин к агрессивному поведению, ни медиками, ни биологами обнаружить, пока не удалось.
Большинство психологов склоняются к мысли, что на высокую степень агрессивности мальчиков оказывает влияние культурно – воспитательные традиции. Модели поведения, предлагаемые мальчикам, значительно отличаются от моделей поведения, предлагаемых на выбор девочкам. Агрессия входит в мужской стереотип поведения, она чаще ожидается и поощряется. Различия в поведении мальчиков и девочек появляются уже на втором году жизни. Мальчик с раннего возраста должен уметь давать отпор, его учат и поощряют самостоятельно разбираться с обидчиками. Девочку порицают за излишнюю активность, напористость, желание командовать. Одно и то же поведение на детской площадке может порадовать родителей девочки и расстроить родителей мальчика, и наоборот. Например, малыш безропотно отдает свою игрушку более агрессивному сверстнику. «Молодец! Умеет уступить, не жадная!» – с гордостью скажут родители девочки. « Ну и тюфяк же наш сын! Даже не может постоять за себя!» - расстроятся родители мальчика.
Социологи считают, что в среднем женщины всех возрастов проявляют больший интерес к переживаниям, эмоциям окружающих, чем мужчины. Хотя представители обоих полов одинаково разбираются в чувствах других людей, женщины более склонны к сопереживанию. Достаточно, например, сравнить выбор игрушек для мальчиков и для девочек, Некоторые игрушки мальчиков направленные на разрушение, например, оружие, а девочек – на созидание( наборы для шитья, вышивания, кухонная утварь). Куклы и мягкие игрушки ориентируют девочек на мир чувств и переживаний, а техника или конструктор побуждают мальчиков, даже играя, добиваться какой либо цели. Девочки в ролевых играх репетируют различные социальные роли, причем опять же созидательного характера. Игры мальчиков в школьном возрасте – это главным образом боевые, состязательные игры. Девочек максимально приобщают к творческим занятиям ( танцы, музыка, рисование), мальчиков чаще отдают в спортивные секции, предпочитаю различные виды борьбы и мотивируя это тем, что мальчику необходимо уметь постоять за себя. Хотя ,в конце концов все спортивные соревнования, встречи, матчи не что иное, как цивилизованная, подчиненная определенным правилам и порядку, сублимированная форма агрессивного поведения. А стремление быть первыми одинаково развито и у мужчины и у женщины.
Внимание родители! Своевременно учите детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждайте их к такому позитивному социальному поведению, как помощь, или участие. Это поможет избежать многих проблем в старшем возрасте.
Проявление детской агрессии.
Существует несколько видов детской агрессии. Ребенок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих, или ломать вещи, и вербальную – оскорблять окружающих или ругаться. Также же его агрессия может быть направлена на самого себя., он причиняет себе боль, находя в этом, какое то утешение. Некоторые дети часто отбирают у других малышей игрушки, толкают. дерутся, они очень подвижные и шумные. Некоторые призывы вести себя хорошо не помогают. А если их взрослые пытаются утихомирить, такого разбушевавшегося ребенка силой, он начинает истошно вопить, топать ногами, брыкаться и даже кусаться. Это внешний, всем очевидный портрет маленького агрессора. Но что, же заставляет его так себя вести, что твориться в его душе? Поняв это, мы сможем помочь ему и свести агрессивное поведение к минимуму. Маленькие агрессоры всегда испытывают трудности в общении с родными и сверстниками. Они изначально отличаются от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Им свойственно самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Они в меньшей степени реагируют на похвалу и поощрение. Они нередко наделены лидерскими чертами и бунтуют против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле. Агрессивный ребенок не умеет отстаивать свои интересы, в споре не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, спорную вещь отнимает, ругается, требует, хитрит, плачет. Он не умеет проигрывать, а если это случается, злится, обижается, отказывается от игры, при этом неудачи надолго выбивают его из равновесия. Эмоциональная неудовлетворенность часто заставляет таких детей искать удовлетворение в причинении боли окружающим – они мучают животных, издеваются над другими детьми, оскорбляют их словесно и действиями, ябедничают. И тем самым обретают внутреннее равновесие. Ребенок, испытывающий подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становиться средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих. Серьезное отставание в учебе может быть, как следствием, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, у них низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которое может перерасти в протест, агрессивное поведение. Специалисты называют постоянные проявления плохого поведения в любых ситуациях патологией характера, или психопатией. Психопатия часто бывает наследственной, то есть у детей, имеющих родственника с таким же несносным характером.
Грубостью и жестокостью своих поступков нередко шокируют с патологией характера, которые психиатры называют эпилептоидной. У этих людей никогда не бывает припадков, но черты их характера напоминают черты больных эпилепсией. Эпилептоиды с детства очень педантичные, чрезмерно любят порядок, властные и весьма агрессивны со слабыми, угодливы с сильными. В таких случаях психиатры может назначить лекарства нормализующие настроение, успокоительные средства. К повышенной возбудимости, а следовательно и агрессивности ребенка могут привести осложнения при беременности и родов у матери. Увеличивает риск возникновение поведенческих нарушений, в том числе повышенной агрессивности, черепно-мозговая травма, перенесенная ребенком в любом возрасте . Иногда эти нарушения сами проходят. Но бывает, что травмы имеют длительные последствия. Для профилактики подобных отклонений так же необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу. Он назначит лекарства, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутреннее давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы. Но одной медицинской помощи в таких случаях мало, нужны серьезные воспитательные усилия со стороны взрослых.
Агрессивные дети, каковы бы небыли причины такого поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением, они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая в свою очередь, усиливает детскую агрессию. Именно недружелюбное, враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцируют ребенка, возбуждая в нем чувство страха и гнева. То поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой восстановить социальные связи .До проявления явной агрессии ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые не обращают на это внимания.
Вполне естественны проявления агрессии у ребенка, который каждый день становится свидетелем ссор между родителями, заканчивающихся взаимными оскорблениями или дракой. Кроме того, причиной агрессивного поведения могут стать чрезвычайно суровая или слишком мягкая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, безразличное отношение к детям, принятое в семье отрицание авторитетов. Психологи говорят, что научиться управлять отрицательными эмоциями не значит, никогда их не испытывать. Детям необходимо смириться с гневом как с неотъемлемой частью себя. А взрослые должны научиться перенаправлять свои эмоциональные реакции. В таком случае гнев станет движущей силой, способом преодолений или средством, позволяющим постоять за себя и других. Психологи советуют, если хотите лучше узнать ребенка, понаблюдайте за его игрой. В игре ребенок воспроизводит те отношения, в которых он живет, в игре раскрываются страхи и мечты ребенка.
Уже у четырехлетних детей в игре появляются отрицательные герои. Многие дети охотно принимают на себя роли явно отрицательных персонажей, даже предпочитают их положительным героям. С одной стороны, это связанно с тем, что многие отрицательные герои более успешные, могущественные, и поэтому более привлекательные для ребенка. Они очень активные, с ними происходит много интересного, они всегда находятся в гуще событий. Даже профессиональные актеры признают, что злодеев играть интереснее. С другой стороны, роль отрицательного героя в игре, это возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным и тем самым избежать подобного поведения в жизни. Но если ребенок всегда предпочитает роли злодеев, а его поведение в игре ни чем не отличается от поведения в реальной жизни это не может не настораживать. Скорее всего у такого ребенка низкая самооценка и он не может доказать что он хороший. Принимая на себя отрицательную роль, он сообщает окружающим: « Вы считаете, что, я, плохой. Я и буду плохим, вам назло!» Такой ребенок, несомненно, нуждается в помощи специалиста. Психологи И.М. Никольская и Р.М.Гарановская отмечают, что « имитация поведения отрицательных персонажей, отношение к которым вызывает тревогу и беспокойство, нередко позволяет ребенку превратить эту тревогу в приятное чувство безопасности». Всегда лучше, чтобы подавленная агрессия изливалась на игрушку, чем на собаку или младшую сестру.
Проводя занятие с подростками, я часто предлагаю им переделать какую либо известную сказку на новый, современный лад. В этих современных сказках Серый Волк превращается в маньяка или бандита, дракон в бомбардировщика. Подросшие дети боятся не Бабу Ягу или Лешего, а террористов или грабителей. От этого страха не спрячешься под одеяло. Реальные злодеи намного опаснее и страшнее сказочных злодеев потому, что встреча с ним в жизни вполне вероятно и очень опасна. Одна из форм борьбы с этими страхами – имитация. Именно поэтому дети начинают копировать бандитов , делают соответствующие татуировки и прически , носят одежду как у них, говорят на бандитском наречии, ругаются и ведут себя вызывающе и агрессивно. Присваивая атребуты агрессора или имитируя его поведение, ребенок преображается из того, кому угрожают, в того, кто, кто угрожает. Чем незащищеннее чувствует себя ребенок, тем сильнее его стремление походить на пугающий его объект. По этой же причине дети так любят надевать маски и костюмы различных монстров, вампиров и ведьм.
Категория: Школьный психолог | Добавил: muza (2015-04-15) | Автор: Тимершаихова Елена E
Просмотров: 743 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 7:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru