Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Практическое занятие для педагогов "Постановка и достижение цели"
Практическое занятие для педагогов
"Постановка и достижение цели"
педагог-психолог КГУ СОШ №81: Струнина Е.А.

Цель: знакомство с понятием “успех”, диагностика потребности в достижении успеха, формирование навыка построения позитивных жизненных целей.

Истинная свобода человека-это свобода его целепологания.
К. Маркс
Отсутствие ясной цели жизни действует угнетающе.
Дж.Рейнуотер

Ход занятия

1. Приветствие психолога и игры-активаторы
Добрый день! Мы начинаем с вами наше занятие по теме. “Успех и постановка цели”.
Игра 1 “Мои достижения”
Успех проявляется, прежде всего, в достижении человеком значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих ее достижению. Однако уже есть то, чего вы достигли: нужно гордиться своими успехами и не бояться о них заявить.
Предлагаю участникам, передавать по кругу небольшой мяч, получивший мяч рассказывает, чего он достиг в своей жизни. Например: научился работать на компьютере, играть в волейбол, и т. д. Остальные участники подбадривают его возгласом: “И это здорово!”. По окончании круга, предлагаю участникам рассказать, появилось ли у них чувство гордости за себя, когда они рассказывали о своих достижениях.
Обсуждение вопросов:
• Как вы считаете, что такое успех?
• Что для каждого из вас означает это слово?
• Что значит быть успешным?
2. Диагностика потребности в достижении успеха
Цель: определить, насколько сильны устремления учащихся в достижении успеха.
Для определения уровня мотивации достижения, уровня вашей активности и настойчивости предлагаю вам ответить на вопросы теста либо “ДА”, либо “НЕТ”.
Тест “Потребность в достижении успеха”
1. Думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
3. В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими, а не близкими целями.
6. В жизни у меня было больше успеха, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказаться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Мои требования к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Ключ
Ответы “да” на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14,16,18,19,21, 22 — 1 балл.
Ответы “нет” на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20 — 1 балл.
Интерпретация результатов
16-21 балл. Высокий уровень мотивации достижения. Вы активны, упорны, настойчивы. Сможете стать хорошим специалистом в любой профессии. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов ваша самооценка повышается, и вы становитесь более уверенными в своем стремлении к жизненному успеху.
12-15 баллов. Средний уровень мотивации достижения. Вам необходимо немного активизировать себя. Если вы хотите стать преуспевающим человеком, работайте над собой, вырабатывайте уверенность в себе и целеустремленность.
2-11 баллов. Низкий уровень мотивации достижения. Для вас любая профессия покажется трудной. Постарайтесь увлечься каким-нибудь делом. Чем больше интереса к нему вы проявите, тем больше шансов достичь успеха у вас появится в этой области.

3. Беседа “Стратегия выбора. Формулирование цели”
Цель: Развитие навыка формирования позитивных жизненных целей, преодоление препятствий на пути к достижению цели.

Если вы хотите добиться от жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать — надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать — надо еще и верить.
А. Франс

Думаю, никто не будет отрицать, что люди, достигшие наибольшего успеха, всегда обладают целеустремленностью. Наш выдающийся соотечественник И.II. Павлов говорил: “Жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель” Для некоторых людей постановка цели является крайне сложной задачей, многие никогда не задумывались о каких-либо формулировках. Когда человек мечтает и ставит задачи на будущее, это нормально. Ясность и количество мыслей о будущем может послужить надежным показателем психологического благополучия людей вашего возраста. Неосознанный страх перед постановкой действительно важных для себя целей закрывает путь к самореализации. Люди, достигшие наибольшего успеха, всегда обладают целеустремленностью.
Правильно сформулированная цель должна содержать как можно больше полезной информации, что именно вы хотите достичь, с наибольшим количеством оговоренных деталей. Мы привыкли отталкиваться от противного, поэтому зачастую формулируем цели исходя от того, чего хотим избавиться. Избавляясь, мы ничего не достигаем.
Во-первых, будущая деятельность по достижению цели должна быть в радость (ХОЧУ), а не в тягость.
Во-вторых, необходимо вам обладать набором необходимых качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
В-третьих, эта деятельность должна приносить пользу не только себе, но и окружающим (НАДО).
Если требования социума, возможности и желания самого человека и деятельность даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями успешности реально.
Счастливое совпадение это — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за деятельность, приносящую удовольствие.
Успех жизненного выбора, как и любое дело, начинается с постановки цели: капризное и расплывчатое “хочу” должно обрести скульптурные формы.
Цели должны быть:
• конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде); Так, например, желание “Я хочу быть счастливым” – крайне важное, но абсолютно неконкретное. Спросите себя: “Что сделает меня счастливым?”, и вы станете на шаг ближе к своей конкретной цели.
• с ясным представлением о конечном результате, что именно вы будите иметь, когда вы достигнете своих целей, таких как аттестат, работа, финансы и т.д.
• реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. Важна подконтрольность этих целей вам лично. Так если вы считаете, что папа даст денег, вы откроете свое дело и станете успешным, значит, речь идет все же не о вашей цели.
• позитивными все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: “Я хочу...”, “Я могу...”, “Я буду...” Помните, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции и не ведет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему; Думайте о том, чего вы хотите, а не чего хотите избежать. Например, вместо “Не хочу быть зависимым от родителей” лучше “Хочу быть самостоятельным”.
• ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку);
• приносить пользу и вам, и другим (не наносить ущерба людям);
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами. Это личностные особенности, склонности, способности, профессионально важные качества. А не внешними: деньги, связи, случай.
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: “Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное”.
Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:
• На какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы
или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные
возможности?
• Каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?
• “Какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не
только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени
отдавать семье, друзьям и любимому делу?
• Хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?
• Какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный минимум заработной платы?
4. Упражнение “Дотянись до звезд”
Упражнение выполняется под медитативную музыку. Участники стоят в кругу и получают инструкцию: “Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усеянное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью. Дайте ей название. Теперь протяните руки к небу и постарайтесь дотянуться до звезды. Старайтесь изо всех сил. А теперь сорвите ее с неба и положите в карман. Можно сорвать несколько звезд”.
По окончании участникам предлагаю рассказать:
• Трудно ли было достать свою мечту.
• Какие чувства возникли, когда она оказалась в кармане?
Так и в жизни, когда мы достигаем желаемого, нам хорошо, мы чувствуем себя счастливыми.
У ребят могут быть и “звездные” мечты, и приземленные, касающиеся простых земных благ. Нужно сказать, что мечтать можно о чем угодно, о полете в космос и о велосипеде, самое главное, чтобы у человека сохранялась эта способность, ведь мечты подвигают нас к действию, а достижение мечты, которая переросла в цель, приносит нам радость и уверенность в себе. Так что мечтайте и ставьте цели на здоровье!
5. Упражнение “Создавая действительность”

Один час настоящей работы придает человеку больше сил, чем месяц жалоб на жизнь.
Бэрнанд Шоу
В конце работы мы займемся построением позитивных целей. Письменно сформулируйте
свои цели на предстоящий год, полугодие. При этом помните, что представление создает действительность. Может быть, вам в это трудно поверить, но вспомните, что человек, который постоянно думает о чем-то, в конце концов, добивается осуществления своей мечты.
Для закрепления темы занятия еще раз проговариваем, что цель должна быть сформулирована утвердительно, позитивно. И нужно точно определить (понять), чего хочешь. Предлагаю работу в парах. По очереди обсуждаются вопросы друг с другом.
– Чего ты хочешь? А не то, что не хочешь. (Например, “участник А” говорит: “Надоело страдать”. Тогда “участник В” спрашивает его: “Что будет, когда ты перестанешь страдать? Что хочешь взамен этого?”); и без отрицательной частицы “не”. (Например, “участник А” говорит хочу что бы было не тяжело. Тогда “участник В”, добивается ответа в позитивной утвердительной форме спрашивая его: “А что бы тогда было? Что будет, когда будет уже не тяжело? Как это будет называться позитивно?”).
Помните, если корабль не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным.
Следите за словами, означающими отрицание (не, прекратить, чтобы не и т.д.) Отрицание существует в языке, но не в опыте.
Если мы ставим перед собой цель — должно быть только позитивное утверждение. Используя предлагаемую таблицу, сформулируйте свои ближайшие цели.
"Мои цели"
№ Цель Что нужно для ее достижения
1
2
и т.д.
А теперь подумайте над тем, что же нужно сделать для достижения этих целей. И запишите свои мысли в правой части таблицы. Пусть все ваши планы сбудутся!
6. Рефлексия

Памятка вопросов, при формулировании и достижении цели:
- Какова Ваша цель? (формулировка цели).
• Как Вы ее представляете? В каких образах, словах и звуках, ощущениях и действиях?
• Почему для Вас важна эта цель? Какие убеждения и ценности ее поддерживают?
• Что Вы будете делать для достижения Вашей цели: во-первых, во-вторых?
• Как Вы будете знать, что движетесь в выбранном направлении? Что Вы будете видеть, слышать и чувствовать в процессе достижения цели? Какие промежуточные результаты Вы выделите в этом процессе?
• Какие трудности могут встретиться Вам на пути достижения цели? Как бы Вы хотели на них реагировать?
• Как Вы узнаете, что достигли Вашей цели? Что Вы увидите, почувствуете и услышите, когда цель будет достигнута? Как Вы поймете, что процесс завершен?

Ни на один день не уклоняться от своей цели – вот средство продлить время, и притом очень верное средство, хотя пользоваться им и нелегко.
Лихтенберг
Категория: Школьный психолог | Добавил: Ангелина (2015-05-08) | Автор: Евгения E
Просмотров: 1206 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-08, 4:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru