Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Смысложизненные ориентации старших школьников
У современной молодежи наблюдается нарастающая тенденция к уходу от повседневных задач, нежелание осмыслять происходящее и стремиться к самореализации. Нередко имеет место и отказ от самой жизни, что приводит к попыткам суицида.
Очевидно, что вопросы касающиеся жизни и смерти, любви и заботы, духовной пищи, полноценного общения, обретают для подрастающего поколения огромную значимость.
В такой ситуации особое значение приобретают такие формы работы со школьниками и их семьями, которые представляют подросткам возможность выразить собственную индивидуальность, обозначить перспективы личностного развития, сформировать смысложизненные ориентации.
Школьные психологи должны быть вооружены различными методиками и техниками развития у подростков навыков самоподдержки и саморегуляции.
Проведение тренинговых занятий требует от школьных психологов хорошо развитого чувства такта, умения выстраивать в группе доверительное открытое общение, проработанности своей собственной системы ценностей и жизненных смыслов.
Хочу поделиться с программой групповых занятий старшеклассников (учащихся 10-11-х классов), направленной на формирование смысложизненных ориентаций в направлении принятия мира в целом и себя в нем, в подготовке которых в своей работе я использовала учебно-методическую литературу, методические рекомендации, подготовленная институтом, (автор Евдокимова С. Л.) «Семейное воспитание» г. Астаны.
Оптимальной является группа из 12-17 человек. Целью программы является способствование обретению старшеклассниками самоуважения, самодостоинства, веры в собственные силы через самосознание себя и переосмысление своей жизни.
Задачи программы:
- помочь старшеклассникам увидеть себя, свои ценностные установки, способ строительства отношений с другими, с миром исследовать свой способ пребывания в мире, пересмотреть и расширить конструкты «Я и мир», которые напрвляют жизнь;
- способствовать развитию самосознания и способности возвысится «над ситуацией», осознать основные причины непродуктивности своего взаимодействия;
- содействовать развитию доверия-безусловной веры в позитивную сущность самого себя, других и мира в целом;
- создать условия для формирования ценностей, позитивных установок в отношении самого себя и в исследовании своих эволюционных возможностей.
Структура программы: 11 занятий по 2 часа. Девять шагов, разделенных на два блока.
Блок №1. «Формирование самодостоинства» состоит из пяти шагов, направленных
1) на осознание себя;
2) своих положительных и отрицательных сторон;
3) своего внутреннего потенциала;
4) на формирование смысла жизни;
5) на понимание себя как уникального и ответственного существа.
Первый шаг направлен на осознание себя и своего места среди других людей. Его цель – дать возможность участникам поыувствовать свой внутренний мир; понять самого себя и свое место в системе межличностных отношений.

Упражнение «Я и мое тело».
Цель: осознание себя как уникального существа.
Оборудование: магнитофон, подбор музыкальных произведений, состоящий из медленных, неспешных мелодий. Повязка для глаз, спортивная легкая одежда, спортивная обувь.
Инструкция для участников: наше занятие мы начнем с вами с исследования себя. Завяжите глаза и под медленную музыку исследуйте себя: свое дыхание, свое состояние. Задумайтесь о себе. Как ты относишься к себе? Кто ты? Что ты в жизни хочешь сделать? и т. д.
Участникам предлагается завязать глаза и в течении 10 минут под музыыку исследовать свои ощущения, свое тело. На основании движения под медленную музыку важно ощутить себя как ценного, уникального существа, вчуствоваться в себя, задуматься о себе.

Упражнение «Я и другие».
Цель: осознание себя с другими.
Инструкция участникам: двигаясь под медленную музыку, исследуйте тыльной стороной ладони руки встречающихся вам на пути участников тренинга. Долго не задерживайтесь, почувствуйте свои чувства и чувства других. Что хотели бы сообщить своим партнерам по контакту? Чем хотели бы поделиться с ними?

Упражнение «Только один шаг».
Цель: помочь участникам глубже осознать свою жизнь как цепь выборов.
Обычно, когда мы отказываемся от выборов сами, то передаем свое право выбора другим. Жизнь измеряется человеческими шагами по ней – каждый шаг имеет те или иные последствия, иногда хорошие, иногда не удовлетворяющие нас; каждый наш шаг влияет на шаги окружающих нас людей, а на нас оказывают влияние шаги других людей.Такова символика наших ежедневных поступков.
Инструкция участникам: упражнение выполняется в просторной комнате. Участников просят разойтись по комнате и встать, где и как им хочется.
Ведущий: «Эта игра имеет определенные правила. Каждый раз я буду просить вас сделать шаг. Вы можете шагнуть в любом напрвлении, шаг может быть большим или маленьким, вправо или влево, вперед или назад, но только один шаг. После каждого шага оглянитесь, где находитесь, как чувствуете себя на новом месте. Посмотрите, где находитесь по отношению к другим участникам и где находится каждый участник по отношению к вам. В этой игре вы шагаете по миру медленно и обдуманно. Каждый шаг позволяет вблизи увидеть ваше моментное существование. Другое правило: с каждым шагом вы имеете возможность прикоснуться к кому-либо, находящемуся рядом. Вы можете коснуться пальцев, плеча или обнять человека – как вам нравится. Это не обязательно, но возможно. Можете ни к кому не прикасаться или не реагировать, когда прикасаются к вам. Основное правило таково: во время упражнения нельзя разговаривать. Итак, один шаг в любом направлении. Каждый раз, как делаете шаг, оглядывайтесь, обращайте внимание на то, где находитесь по отношению к другим, фиксируйте свои чувства. С каждым шагом вы имеете возможность прикоснуться к кому-либо или отреагировать на прикосновение. Все делается молча.
Начинаем. Делаете первый шаг. Что вы чувствуете, сделав его? Это шаг и неизвестность. Оглядитесь. Кто находится ближе всех к вам?» Сделайте второй шаг. Делая каждый шаг, вы выбираете, и каждый выбор имеет последствия. Не забывайте об этом. Сделайте третий шаг. У каждого есть свой стиль хождения по жизни. Окиньте взглядом свои три шага. Можете ли вы по ним сказать что-нибудь о себе? Сделайте следующий шаг. Другого пути нет – мы должны делать то, что хотим, должны сделать выбор. Каждый шаг – это выбор, ваш выбор. Снова сделайте шаг. У вас есть возможность выбрать направление – вперед или назад, навправо или налево. Сделайте еще один шаг. Посмотрите, где находитесь по отношению к другим. Прежде чем сделать еще один шаг, обратите внимание на то, что происходит внутри вас. Как работает ваша воля? Что вы выбираете? Итак, еще один шаг. Каждый из нас по-разному пытается избегать разных вещей. Замечаете ли вы, как стараетесь избегать препятствий? Подумайте об этом...
Сделайте еще один шаг. То ли вы делаете, чего вам хочется? Или делаете то, что, по-вашему, обязаны делать? Еще один шаг. Некоторые из вас движутся к центру комнаты, а некоторые находятся по углам. Подумайте об этом. Лично для вас это что-нибудь значит? Сделайте другой шаг. Каждый из нас по-своему уязвим. Отражают ли это ваши шаги? Еще один шаг. До конца у вас осталось еще пять шагов.Только пять. Что хотели бы вы совершить на последних пяти шагах? Сделайте второй шаг.Осталось лишь три шага. Подумайте об этом. Сделайте еще один шаг. Когда осталось только два шага, подумали ли вы обо всех предыдущих шагах? Можете ли порадоваться им?
Сделайте предпоследний шаг. Остается только один. Сожалеете ли о каком-либо шаге? Сожалеете ли о несделанном шаге? Когда остался лишь один шаг, можете ли простить себя за те шаги – сделанные или несделанные, о которых сожалеете? Итак, сделайте последний шаг. Ощутите этот момент. Где вы оказались, по отношению к другим? Где находятся остальные, по отношению к вам? Где вы находитесь, относительно своих начальных желаний?»
Рефлексия. Как вы чувствуете себя? Что происходило с вами? Какие чувства, воспоминания вызвало упражнение? Обсуждение пройденного за время упражнения пути и возникших чувств можно увязывать с шагами по реальной жизни и выбором в ней.

Упражнение «Взаимное представление».
Цель: познакомить участников друг с другом, а также с правилами работы в тренинге; конкретизировать цели участия в тренинге каждого участника.
Участники разбиваются на пары и поочередно рассказывают партнеру о себе.Лучше, если план предложит ведущий. Примерный план:
- как бы я хотел, чтобы ко мне обращались на тренинге;
- что я ожидаю от наших занятий;
- мои увлечения;
- мои любимые способы проведения свободного времени;
- моя мечта.
Время выполнения задания 6-10 минут.После этого все возвращаются в круг, где каждый кратко представляет своего партнера на основании прослушанного рассказа.
«Взаимное представление» целесообразно проводить со старшими подростками, обладающими довольно высоким уровнем развития социальных навыков.

Упражнение «Конкретизация ожиданий от тренинга».
Чтобы более и точно определить интересы и запросы участников тренинга, полезно на первом же занятии провести небольшое анкетирование: предложить высказать свои ожидания; важно помочь сформулировать свою цель-над какой проблемой сстаршеклассник будет работать. Осознание цели обеспечивает чувство безопасности, усиливает мотивацию и ответственность за себя и свою жизнь.
Подведение итога первого шага: Что бы вы хотели сказать о сегодняшнем дне?

Второй шаг включает работу, направленную на развитие самопонимания. Он состоит из упражнений, направленных на понимание своих чувств и эмоций.
Цель: научиться «читать» то, что говорят эмоциональные переживания, чтобы владеть ими, а не страдать от них.

Упражнение «Поделитесь своими впечатлениями и чувтвами от прошедшего занятия».
О чем бы вы хотели поговорить? (Примечание: все последующие занятия начинаются с рефлексии предыдущего занятия).

Упражнение «Поздороваемся друг с другом».
Инструкция участникам: «Сейчас мы будем здороваться друг с другом взглядом. При этом постарайтесь максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас».
После того, как все участники группы поздороваются, ведущий предлагает сесть в круг. «Пожалуйста, сохраните свои впечатления об окружающих вас людях». Это понадобится для ответа на вопрос: «Что нового вы увидели в облике, настроении, отношениях кого-либо из вас?» Тот у кого уже есть ответ в отношении любого из нас, может сейчас говорить. Продолжит тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной участник может внести коррективы (высказать впечатления, чувства) в услышанное им о себе».

Упражнение «Угадай эмоцию».
Цель: развивать умение идентифицировать чувства и разные эмоциональные состояния..Участникам раздаются различные фото, который психолог подобрал из различных источников (журналов, книг, Интернета). Они должны определить чувство (эмоциональное состояние) тех, кто запечатлен на снимках, и предложить, почему изображенные люди испытывают такое чувство. Испытывали ли вы подобное чувство?

Упражнение «Наши мысли, чувства и поведение».
Цель: научиться отличать мысли от эмоционального состояния и конструктивно выражать негативные чувства. Ведущий знакомит участников с трехкомпонентной моделью жизнедеятельности человека, которая включает в себя мысли, чувства и действия, т. е. взгляд на человека.
Под мыслями мы понимаем все, что относится к познавательным процессам: понимание, творчество, доказательства, суждение, формирование мнений и представлений.
Чувства – это сложные явления, имеющие познавательную и физиологическую составляющие. Ярость, страх, радость, любовь и другие эмоции являются результатом положительной или отрицательной оценки какой-либо ситуации. Например, если вас толкнули неожиданно, то в вашем мозгу мгновенно возникает оценка данной ситуации. Это, во-первых, физиологическая реакция организма-стресс, а во-вторых, комбинация различных чувств (ярость, злость, страх и т. д.)- эмоциональная реакция.
Поведение включает в себя как явные действия (бросание мяча, чтение стихов, вступление в спор), так и реакция организма, которые могут протекать внешне незаметно (сердцебиение и головная боль).
Объяснив участникам понятия «мысли, чувства и поведение», ведущий просит привести собственные примеры и выполнить задания.
Задание: «Обозначь ситуацию». Инструкция: разбейтесь на парпы и ответьте на вопросы из рабочего листка «Обозначь ситуацию»: буквой А обозначьте мысли; Б-действия, В-чувства. Примерные задания:
-Ты ищешь новый способ решения задачи по математике.
-Ты краснеешь от смущения.
- Ты мечтаешь о летних каникулах.
- Ты злишься оттого, что вместо ожидаемой четвертки по литературе получил тройку.
- Ты выбираешь книгу в бибилиотеке.

Упражнение «Книга моих чувств».
Цель: научить сстаршеклассников понимать свои чувства и использовать их в своей жизни конструктивно. Продолжи предложение:
Я счастлив...
Я печален...
Я злюсь...
Я испуган...
Когда я виноват...
Когда я злюсь...
Когда я чувствую себя отвергнутым...
Когда я чувствую себя любимым...
Когда я счастлив...
Когда я чувствую, что меня не понимают...

Упражнение «Радуга эмоций».
Цель: научиться синтезировать свои чувства.
Инструкция: по цветам радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) вспомнить цвет и к нему подобрать подходящую эмоцию, кот орый вызывает в вас этот цвет. По кругу проводится обсуждение, заостряется внимание на уникальности и отличительных особенностях каждого члена группы.

Упражнение «Я - высказывание».
Инструкция: мы сегодня будем учиться высказывать (выражать) свои чувства. Когда мы разгневаны, обижены, часто обвиняем партнера и стараемся пекреложить на него ответственность за наши чувства. Но за наши чувства отвечаем мы сами, а не кто-то еще. Поэтому важно принять ответственность за собственные мысли и чувства в данный момент, сообщить о них парнеру, выразить желание, чтобы он определенным образом изменил свое поведение и пригласить его открыто обсудить возможные пути для этого.
Использование «Я- высказываний» в групповой работе способствует принятию детьми ответственности за свои чувства и помогает им научиться выражать свои эмоции в корректной форме, чтобы остальные могли их понять и согласиться со справедливостью выдвинутых ими требований.
Ситуация 1: Твой брат одолжил у тебя любимую рубашку и порвал ее. Что ты скажешь брату?
Ситуация 2: Твой учитель подумал, что ты списал, и поставил тебе двойку. Что ты скажешь учителю?
Ситуация 3: Твой отец, который живет отдельно не забрал тебя к себе в субботу, хотя обещал. Что ты скажешь отцу?
Ситуация 4: Твой лучший друг/подруга назначил(а) свидание твоей (ему) девочке/мальчику. Что ты скажешь другу/подруге?
Ситуация 5: Мама тебе уже три раза обещала дать тебе немного денег, а теперь говорит, что не может сделать этого. То ты скажешь маме?
Ситуация 6: Тренер сказал, что ты недостаточно серьезно тренируешься, и он отчисляет тебя из команды. Что ты скажешь тренеру?
Ситуация 7: Соседский ребенок проткнул твой баскетбольный мяч. Что ты ему скажешь?
Ситуация 8: Тебе поставили двойку за реферат. Учитель не захотел дать тебе дополнительное время, чтобы ты мог дописать его. Что ты скажешь учителю?
Если время позволяет, можно провести ролевые игры с «Я - высказываниями», в которых будут обыграны ситуации из жизни старшеклассников, их друзей.
Подведение итогов дня. Что для вас было важным сегодня? Дается домашнее задание «Выбрать одну из концепций по поводу смысла жизни»

Третий шаг направлен на пробуждение мотивации к поиску собственного смысла жизни.

Упражнение «Мой смысл жизни».
-Рефлексия эмоционального состояния.
-Выступление группы (обсуждение домашнего задания предыдущего занятия): представление философских концепций, ответы на вопросы.
-Дискуссия.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему вопрос смысла жизни вновь и вновь возникает перед человечеством? Эта проблема, которая волнует только философоф или она одинаково важна для каждого человека?
2. Какая из систем философских взглядов ближе вам и почему?
3. Всякий ли человек обретает смысл своего существования?
4. Что побуждает человека к поиску смысла?
5. Как бы вы обозначили, в чем ваш смысл жизни?
- Подведение итогов.
Задание для самостоятельной работы. Написать сочинение на одну из тем: «Я в поисках смысла», «Какие идеи лежат в основе моих жизненных установок», «Качество моей жизни», «моя жизнь». Можно предложить свободную тему для сочинения, учитывая цель занятия.

Четвертый шаг включает работу, направленную на самоанализ своей жизни с использованием метода логотерапии с получением обратной связи.
Оборудование: блокнот, ручка.
Начало этого «шага» такое же, как и у предыдущего. В общем кругу проходит обмен впечатлениями от прошедшего занятия ыв форме ответа на вопросы: «Что изменилось во мне? Что нового произошло в моей жизни?»
Инструкция: Сегодня мы начнем выполнять анализ своей жизни. Для этого нам необходимо ответы на вопросы записывать в блокноте. Итак:
1. Запишите свои цели, стремления, мечты начиная с тех пор, как вы себя помните в детском саду, в начальой школе. Записывайте все, даже если вы сомневаетесь, а затем после определенного времени вы будете зачитывать в кругу, то, что захотите.
2. Изменились ли ваши мечты в настоящее время?
3. Вспомните наиболее яркие успехи в школе.
4. случались ли у вас неудачи при достижении какой-либо цели? Как вы их преодолевали (уходили от проблем, пытались решить с помощью старших, сверстников)?
5. Были ли у вас случаи в жизни, когда вам казалось, что вас никто не понимает? Из-за этого происходили ли какие-нибудь конфликты? Как вы их преодолевали?
6. Как вы представляете свою жизнь в будущем? Представьте, что вы на машине времени перенеслись на 10 лет вперед и встретили самого себя. Опишите, каким вы себя встретили?
7. Постарайтесь составить примерный план действий на будущее (через 1, 3, 5 лет). Как вы планируете достичь поставленных целей? Что вы сейчас уже делаете по направлению к этой цели?
8. Постарайтесь вспомнить, о чем вы мечтали, придя в школу? И как изменились ваши мечты и стремления в настоящее время?
9. Как вы думаете, какие стороны вашего характера притягивают к вам других людей?
10. Как вы думаете, какие стороны вашего характера отталкивают окружающих.
Предпринимаете что-либо вы, чтобы эти стороны характера проявлялись как можно реже? Как вам это удается?
11. Каким вы хотели бы быть в идеале? Что вам не хватает для того, чтобы достичь этого?

Подведение итога дня: Что было особенно ценным для вас?

Пятый шаг направлен на понимание себя, своих сильных и уязвимых сторон личности, осознание которых позволит в дальнейшем улучшить взаимоотношения с окружающими людьми.
Упражнение «Отношение к самому себе».
Цель: исследовать отношение к самому себе, осознать свои качества и возможности, которые помогают углубить отношения с другими.
«Отношение к самому себе» (вера в себя) – основной показатнль психологического здоровья и благополучия.Ключевые точки по шкале «Самоотношение», над которыми необходимо работать: неприятие себя, агрессия, демонстрация самоуверенности, тревожность, недоверие к себе, низкая самооценка.
Задания для выполнения:
1. Что такое человек? Каждому предлагается высказать суждения о человеке вообще, приложить лично к себе, сравнить с собственной жизнью и сформулировать свою реакцию на такое сопоставление.
2. Мое сегодняшнее «Я». Суть этого упражнения состоит в том, чтобы попытаться найти свои самые существенные качества (на взгляд самого отвечающего), а также ситуации (обстоятельства), в которых они, по его мнению, наиболее часто и ярко проявляются. Затем прдлагается поразмышлять над тем, какую роль в жизни отвечающего играют названные качества.
3. Мое возможное «Я». В продолжение самоисследования, данное задание предлагает каждому участнику подумать над тем, какие его потенциальные качества (способности) остаются пока нереализованными, в каких обстоятельствах они могли бы быть актуализированы и развиты, а также то, что для этого надо было бы предпринять, что мешает и т. д.

Упражнение «Предмет, похожий на меня».
Цель: расширить знания о себе, получая от других обратную связь.
Оборудование: мяч, губка, майка, коробок спичек, зубная щетка, маска, кукла и другие предметы, а также стол для их выкладывания.
Инструкция: на столе вы видите разные предметы, выберите то, что более всего похоже на вас и объясните свой выбор. Остальные члены группы реагируют на сделанную самопрезентацию, давая обратную связь каждому участнику. С помощью обратной связи самопрезентация подтверждается или оспаривается участниками тренинга.

Упражнение «Рыбка для размышления».
Цель: повысить уровень самосознания, заканчивая предложения вслух перед группой.
Оборудование: незаконченные предложения (заранее разрезать и положить в коробку), коробка для листочков с предложениями.
Инструкция: каждый участник ловит «рыбку», доставая из корзины листок с неоконченным предложением. После этого возвращается на свое место и вслух читает, завершая его. После ответа каждого участника следует обсуждение, длительность которого определяет ведущий, дающий сигнал перехода очереди к следующему «рыболову». Ведущему необходимо вызвать обсуждение даваемых ответов, стимулируя вопросами.
Примерные предложения:
Мой самый большой страх – это ...
Когда другие унижают меня, я ...
Я не доверяю людям, которые ...
Мое самое неприятное детское переживание ...
В моей семье все могло бы быть лучше, если бы ...
Я не могу понять, почему ...
Мне нравится ...

Модификация упражнения «Игра в карты».
Цель: потренировать навыки уверенного поведения, выступая перед всей группой, а также усилить чувство принадлежности к группе, рассказывая о себе и предоставляя обратную связь.
Оборудование: колода «карт», составленная из ксерокопий (чтобы сделать ее более плотной, пригодной для постоянного пользования, можно приклеить карточки на картон).
Ведущий выбирает одного из членов группы на роль «сдающего». Этот выбор важен, так как сдающий в этом упражнении обладает некоторой властью. Сейчас самое время доверить важное дело тому участнику группы, который не пользуется большой популярностью. Это может быть и невктивный подросток, так как работа не сложна. «Сдающий» каждый раз выбирает одного участника группы. Он становится перед ним и предлагает ему карты, развертывая их веером. «Игрок» тянет карту, и «сдающий» садится. «Игрок» должен вслух завершить незаконченное предложение. Поощряется обсуждение этого предложения. После его окончания «сдающий» переходит к следующему «игроку».
Инструкция. Сейчас вам предстоит сыграть в карты. Представьте «сдающего»,
которого вы выбрали. Участникам предстоит выбирать карты из колоды и вслух завершать написанные на них незаклнченные предложения. При ответах будьте максимально честными. Необходимо поощрять обсуждение каждого ответа. Например, можно спросить: «У кого-нибудь еще бывают такие чувства, как у Виолетты?» или «Как вы думаете, что Карина подразумевала под этим ответом»?
Формат этого упражнения такой же, как в упражнении «рыбка для размышления». Опыт показал, что незаконченные предложения любят все подростки, потому что они «вытягивают» информацию о членах группы.
Примеры «карт»:
Раньше я мечтала о ...
Мой отец ...
Плохо, когда ...
Я всегда презирала ...
Моя семья ...
Я всегда хотела ...

Блок № 2. «Развитие понимания себя в структуре межличностных отношений».
Второй блок включает упражнения, направленные на анализ отношений с окружающими людьми и понимание себя в структуре межличностных отношениях, и состоит из четырех шагов.
Шестой шаг включает упражнения, направленные на понимание своих ценностей.
Упражнение «Поиск ценностей».
Цель: исследование и нахождение новых ценностей, повышение своего достоинства, своей значимости.
Оборудование: магнитофон.
1) Если бы вы обязаны «были» выразить себя одним предложением, что бы вы сказали о себе. Нужно записать 5 предложений и затем предлагается их проранжировать по значимости.
2) Если бы инопланетяне хотели вас забрать на другую планету, какой бы аргумент вы смогли бы провести, который доказывал вашу ценность, значимость для планеты Земля.
3) Если бы вам представилась возможность изменить в мире что-либо. С чего бы начали? (можно 3 вещи). Как бы вы это делали?
4) Как вы понимаете, что такое счастье? Считаете вы себя счастливым? Что нужно для того, чтобы быть счастливым?
Обсуждение: что мешало выполнять задания?

Упражнение «Мои ценности».
Цель: осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.
Оборудование: листы бумаги, ручки, магнитофон.
Инструкция: участникам раздаются по 7 листочков и предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Психолог предлагает представить себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первом листке. Психолог предлагает смять и отложить листок и осознать, как им теперь без этой ценности живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние посли потери ценностей. Затем психолог объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так 7 раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-нибудь ценности. Посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение.
Подведение итога дня. Что было для вас важным? Что нового обнаружили в себе?

Седьмой шаг – завязывание отношений с другими людьми.
Цель: проанализировать взаимоотношения старшеклассников: почему не удается строить отношения со значимыми людьми.

Упражнение «Автобиография».
Цель: помочь участникам интегрировать факты своей жизни, обратить внимание на истоки настоящих проблем. Рассказывая свои жизненные истории, участники имеют возможность глубже познать друг друга – это повышает взаимное доверие и сплоченность гроуппы.
Инструкция: Участников просят описать свою жизнь – детство, отрочество, юность, взрослый период-до прихода в группу. Обюъем не более 3-4 листов. В автобиографии предлагается выделить наиболее значительные события жизни, важнейшие межличностные отношения, взаимосвязь прошлого с настоящей жизнью.
Написание автобиографии может быть домашним задаанием. Они зачитываются на встречах группы, и участники могут обсудить жизненные истории друг друга.

Упражнение «Важные отношения».
Инструкция: запишите вопросы, помогающие проанализировать ваши отношения: Какие люди повлияли на вашу жизнь? Каких людей вы считаете самыми близкими и почему? Продолжаются ли эти отношения? Если нет, то прервались ли отношения навсегда. Есть ли человек, который занял это место? Если место пустует, то почему? Пытались ли вы найти кого-нибудь, кто бы мог быть на этом месте? Что мешает вам строить отношения? Как стать нужным для другого? Как вы сами проявляете заботу?

Упражнение «Веер».
Цель: помочь увидеть себя со стороны, проанализировать ситуацию и сделать выводы.
Оборудование: листы белой бумаги, ручки для каждого участника.
Инструкция: лист подписывается в правом нижнем углу, каждый пускает свой лист по кругу. Все участники должны по очереди записать в листок (начиная с верху) два качества человека. Первое, то, которое, по вашему мнению, имеется у автора листка; второе, то, которе ему необходимо развивать в себе. После чего лист загибается и передается следующему участнику. В итоге веер владелец забирает на память.

Упражнение «Раздача и собирание монет».
Цель: показать роль отдачи, получения и взятия в динамике межличностных отношений, помогает глубже понять роль символов при выражении личностной значимости, эмоциональных потребностей, способности любить и быть любимым.
Инструкция: всех участников просят сесть на пол, вынуть из кошелька все мелкие монеты и положить их перед собой. Ведущий тоже может участвовать. Когда все приготовились, ведущий просит раздать имеющиеся монеты другим участникам – кому и сколько хочет – это воля дающего. То, что роздано, не возввращается. Затем участники рассказывают, от чего зависело, кому и сколько монет они дали, как каждый чувствовал себя, получая монеты от других, что значило дать монеты ведущему и получить от него.


Упражнение «Выбор семьи».
Цель: побудить участников к обсуждению своих наиболее частых ролей в межличностных отношениях участников, в общении, обратить внимание на разницу между тем, каким хочется быть какой ты есть в глазах других, осознать причины этих различий.
Инструкция: расспрашивают: «Кого из группы вы выбрали бы себе отцом, матерью, братом, сестрой, сыном или дочерью? Почему?» Каждый участник объясняет свой выбор. Затем обсуждается, кто и как чувствует себя выбранным на ту или иную роль, кто в какой роли оказывается чаще всего, как это связано с ролью в реальной жизни и какие чувства это вызывает.

Восьмой шаг направлен на осознание себя в структуре межличностных отношений, на исследование отношения к одиночеству, повышение уверенности в отношениях с окружающими людьми.

Упражнение «Без маски».
Цель: развитие уверенности в себе, спонтанности, раскрытие творческого потенциала.
Инструкция: все члены группы по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое написано на карточке. Всказывание должно быть искренним, откровенным. Группа оценивает степень искренности. Если признается, что высказывание было искренним, то свою карточку берет следующий член группы и без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было «зажатым», «шаблонным», то у участника есть еще одна попытка, но уже после всех.
Примерный перечень неоконченных предложений:
- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ....
- Мне знакомо острое чувство одиночества, помню ...
- Особенно мне не нравится, когда ...
- Мне очень хочется забыть, что ...
- Бывало, что близкие люди вызывали у меня ненависть, однажды, когда ...
- Однажды меня напугало то, что ...
- В незнакомом обществе, я, как правило, чувствую ...
- У меня немало недастатков. Например ...
- Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды ...
- В обществе лиц противоположного пола я обячно чувствую себя ...
- Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно ...
- Мне случалось проявить трудность. Однажды помню ...

Упражнение «Мое одиночество».
Цель: проанализировать и прочувствовать негативные и позитивные стороны одиночества.
Оборудование: карточки, на которых написаны ключевые фразы:
1. Очень одиноко мне, когда ...
2. В последний раз я почувствовал(а) себя одиноко ...
3. Самое сильноле чувство одиночества было вызвано разлукой с ...
Инструкция: «Пожалуйста, вспомните те моменты вашей жизни, когда вы чувствовали себя очень одиноко, когда разлука с близкими людьми или жизненные ситуации вызывли у вас сильное чувство одиночества. Закончите фразы, которые приходят вам в голову».
Обсуждение. Каждый участник группы зачитывает записанные им фразы. Участники комментируют записанное. Могут быть заданы вопросы к группе в зависимости от переживаний одиночества. Так, если участник заявляет, что ему одиноко все время, и это не связано ни с количеством знакомых и друзей, ни с каими-то определенными событиями, можно задать вопрос: «В каком случае может произойти подобное?» Кем ваше одиночество позволяет быть? Что вам одиночество позволяет делать? Когда вы говорите, что «Я одинокий», какие слова сразу приходят вам на ум? Что бы вы потеряли, если перестали быть одиноким? Как бы ваше отношение к самому себе и к другим изменилось, если бы вы не стали одиноким?

Упражнение «Чемодан».
Цель: помочь участникам увидеть себя со стороны, сделать выводы.
Инструкция: один из членов группы выходит из комнаты, а остальные собирают ему «чемодан» в дальнюю дорогу. В этот чемодан набира ется то, что, по мнению группы, поможет ему в жизни. Обязательно указывается как положительные характеристики, так и то, над чем ему необходимо поработать. Выбирается «секретарь», он делает лист вертикально чертой пополам, на одной стороне ставится «+», на другой «-». Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 характеристики с той и другой стороны. Затем выходит член группы и ему зачитывается и передается этот список. Выходит следующий участник, процедура повторяется.

Девятый шаг включает упражнения, позволяющие апрбировать и заккрепить новые способы поведения с помощью нового понимания себя в межличностных отношениях.

Упражнение «Общий рисунок».
Цель: сплочение и доверительное отношение друг к другу.
Инструкция: участникам выдается большой лист бумаги, фломастеры и ставится задача: не договариваясь между собой, нарисовать общий рисунок, представляющий образ группы. После рисунка обсуждение:
- Что на нем изобраажено?
- Что чувствовали, когда рисовали?
- Можно ли по рисунку сделать вывод о настроении и мыслях группы?

Упражнение «Тайна или мой стыд».
Цель: «неприятные тайны» становятся не такими страшными, если мысленно представить, как на них будут реагировать другие люди.
Инструкция: участников просят вспомнить самый постыдный, неприятный опыт или чувства. Об этом ничего не рассказывайте, только представьте, какой была бы реакция участников, если бы они узнали вашу тайну.


Упражнение «Три года».
Цель: новое понимание ценности своей жизни при сообщении о близкой смерти.
Технология:
1. Непродолжительная релаксация: дыхание (1-4 вдоха, 1-8 выдоха).
2. Представьте, что вы узнали, что вам осталось жить 3 года. Что вы будете делать:
А) строить планы;
Б) разозлитесь, что так мало осталось жить.
3. Если а) то , где бы вы хотели прожить ? С кем бы выхотели прожить? Хотите ли вы работать? Учиться? Что обязательно нужно сделать за это время?
4. После того, как ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой вы живете сейчас. В чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в воображаемой картине что-то, что вы хотели включить в вашу нынешнюю жизнь?
5. Напишите, что уже сейчас необходимо предпринять для этого?
6. Какой опыт приобрели, выполняя это упражнение?

Упражнение «Вот тебе моя рука».
Цель: дать обратную связь каждому участнику группового процесса, поделиться чувствами, своими переживаниями. Обобщить опыт, приобретенный за эти занятия. Систематизировать полученные умения в ходе тренинга.
Инструкция: на белом чистом листе обведите свою руку; там, где ваша ладонь, напишите свое имя и передайте слева сидящему соседу для обратной связи. Необходимо написать напутственное слово на «ладони» и том, какое участие принимал в тренинге передающий участник группы.Получают обратную связь от всех.

Игра «Не урони».
Участники встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя каждый раз, какой предмет он означает. Например, кирпич, хрустальная ваза и т. д. Тот, кто ловит, должен изобразить этот предмет соответственно его тяжести, хрупкости и т. д.

Игра «Не столкнись».
Выполняется под музыку. Группа делится пополам, обе подгруппы встают в затылок друг другу, держась за плечи впереди члена группы, под музыку двигаются змейкой (одна по диагонали, другая по периметру). По сигналу ведущего группы меняют движения. Играющие не должны столкнуться.

Упражнение «Диалог рук».
Участники разбиваются на пары: закрывают глаза, пытаются понять состояние другого. Затем предлагается продолжить следующие предложения.
Я понял ...
Меня удивило...
Я почувствовал...
Думаю ...
Меня раздражало ...
Мне очень понравилось...
Категория: Школьный психолог | Добавил: biba_m76 (2015-05-24) | Автор: Солтанова Бибигуль Булатовна E
Просмотров: 2536 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 7:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru