Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Я и экзамен
Тема: "Я и экзамен"(психологический тренинг по подготовке учащихся 9 класса к ВОУД)
Кабылбаева Асем Нуржакыповна
учитель Самопознания, педагог-психолог
ВКО Кокпектинский район с. Миролюбовка
"Миролюбовка орта мектебі" КММ
Цель: психологическая подготовка к ВОУД, к экзаменам
Задачи:
1. научить настраивать себя на предстоящую деятельность с помощью игровых и расслабляющих упражнений;
2. развивать интуицию, умение концентрировать зрительное внимание, сдерживать эмоции;
3. ознакомление с основными правилами проведения ВОУД.
Необходимые материалы: Интерактивная доска, ватман, маркеры, А4 и др.
Используемые технологии: ИКТ, технология критического мышления, технология Амонашвили, игровая технология, здоровьесберегающая технология.
Ход тренинга:
1. Приветствие «Давайте поздороваемся».
Цель: научить приветствовать друг друга оригинальным способом, настрой на предстоящую деятельность.
Дети по сигналу ведущего начинают двигаться по комнате и здороваться со все ми, кто встречается на пути. При этом надо соблюдать правила:
• один хлопок ведущего здороваются за руку
• два хлопка - здороваются плечами
• три хлопка - здороваются спинами
Рефлексия: понравилось ли детям или нет, что они почувствовали.
2. Групповые правила: ознакомление с групповыми правилами
• Не опаздывать.
• Заботиться о конфиденциальности жизни группы.
• Стремиться быть активным участником того, что происходит.
• По возможности, быть искренним, сообщать достоверные сведения.
• Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.
• Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.
• Иметь право высказывать свое мнение по любому вопросу.
• Высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.
• Не говорить о присутствующих в третьем лице.
3. Упражнение "Что такое ВОУД?"
Цель: определить осведомленность учащихся о предстоящих экзаменах.
На карточке даны три вопроса. Учащимся необходимо написать ответы как можно быстро на вопросы. Обсуждение ответов учащихся.
Что такое ВОУД? Как его сдавать? Где его сдавать?


Рефлексия: сложно ли было отвечать на вопросы, тем более за такое короткое время? (Обсуждение ответов учащихся)
4. Упражнение "На экзамене"
Цель: психологический настрой на экзамен, ознакомления с правилами поведения во время экзамена.
Инструкция: Ребята! Давайте представим себе, что на данный момент вы сидите на экзамене. Перечислим, что можно делать на экзамене, а что нельзя.
Участникам тестирования разрешается:
1) спросить если что-то не понятно;
2) выйти из кабинета по разрешению членов комиссии.
Участникам тестирования не разрешается:
1) пересаживаться с места на место;
2) открывать без разрешения дежурного материалы тестирования;
3) производить обмен материалами тестирования с другими учащимися;
4) выносить из аудитории материалы тестирования;
5) пользоваться калькулятором, справочной литературой (кроме таблицы Менделеева и таблицы растворимости солей), электронными записными книжками, корректирующими жидкостями и средствами мобильной связи;
6) переговариваться и списывать у других участников тестирования, пользоваться шпаргалкой и другими справочными материалами;
7) выходить из аудитории без разрешения дежурного и представителя Министерства.
12. В случае нарушения участником тестирования пункта 11 данных Правил Представитель Министерства составляет акт обнаружения запрещённых предметов и удаления участника тестирования, по форме согласно приложению к настоящим Правилам и принимает решение об аннулировании результатов тестирования и удаления участника тестирования из аудитории.
Рефлексия: учащиеся делятся впечатлениями.
5. Упражнение: Аутогенная тренировка.
Цель: научить настраивать себя на предстоящую деятельность с помощью аутогенной тренировки.
Инструкция: Существует очень много упражнений для снятия физического и эмоционального напряжения. Какие вы знаете упражнения? (ответы учащихся). Сегодня мы сделаем аутогенную тренировку, т.е. при помощи правильного дыхания будем расслабляться. Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплыть, подобно облакам в небе. Мысленно повторите 5-6 раз: «Моя правая рука тяжелая». Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен(на)». Затем снова 5-6 раз произносите формулу: «Моя левая рука тяжелая». Снова повторите мысленно: «Я спокоен(на). Я готов(а), я собран(а), я уверен(а) в успехе!» для того, чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.
Рефлексия: Как вы себя чувствуете? (Ответы детей)
6. Упражнение "Что я чувствую".
Цель: помочь выявить основные психологические проблемы подготовки к ВОУД и научить по возможности решать эти проблемы.
На лист ватмана дети должны прикрепить специально заготовленные яблочки, на которых они пишут все свои чувства и переживания по поводу экзаменов и ВОУД.
Рефлексия: Как можно решить эти проблемы? (Ответы детей)
7. Мини-лекция: "Как правильно подготовиться"
Цель: просвещение участников тренинга о правилах самоорганизации внимания.
Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам.
Правило I. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас (дома, в школе)
Правило II. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место (наведите порядок)
Правило III. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы.
Правило IV. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы) .
Правило V. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.
Правило VI. Чередуйте чтение с пересказыванием, решением задач, т. к. это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой: Это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.
Правило VII. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время “отключились”, заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.
Правило VIII. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.
Рациональные приемы запоминания.
Малая мнемотехника.
1) запоминание перед сном, в состоянии расслабления, или после сна, отдыха;
2) “не в один присест” здесь большую роль играет повторение (через 2-3 дня)
3) чередовать восприятие и воспроизведение;
4) сенсорная (чувственная) опора – вспомогательные приемы:
• узелки на память,
• подчеркивание,
• ассоциировать с предметами.
5) обусловливание, оно может быть:
• ситуативное (учите в одной и той же обстановке) ,
• ритмическое (учите в одном и том же темпе) ,
• эмоциональное (музыка) .
6) важен эмоциональный настрой на работу (продуктивность памяти возрастает)
7) вербализация образов (проговаривание, сравнение. )
8. Упражнение: "Когда? Зачем?"
Цель: развитие умения работать в группе, настрой на предстоящий экзамен.
Класс делится на две группы. Каждая группа получает бланк с вопросами:
1. За сколько времени до экзамена нужно начать готовиться к нему?
2. В какое время дня лучше готовиться?
3. В какой обстановке следует готовиться?
4. Что может помочь в подготовке к экзамену?
5. За какое время до начала экзамена следует приходить в школу?
9. Упражнение: "Значок"
Цель: подведение итогов занятия.
Инструкция: Каждый составляет эмблему на тему "К экзамену готов!". Эмблемы подписываются и приклеиваются на заранее приготовленный ватман с названием "Мы готовы к экзаменам".
Экзамен с латинского переводится как «испытание», проверка знаний при определенных условиях. Не только нужно владеть хорошими знаниями по предмету, но и психологически быть готовым к этому испытанию.
(Психолог подводит итоги встречи, подчеркивая вклад каждого из ребят в достигнутый результат).
"Дорогие, ребята! Я вам хочу пожелать ответственности, трудолюбия, взаимоуважения, удачи, крепкого здоровья и всего самого наилучшего".
Категория: Школьный психолог | Добавил: kabylbaevaasem (2015-10-06) | Автор: Кабылбаева Асем Нуржакыповна E
Просмотров: 242 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru