Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Урок-практикум для родителей "Личный пример - основа духовно-нравственного воспитания в семье"
Сценарный план урока-практикума для родителей старшеклассников.
Разработала педагог-психолог СШ № 10 – Ледовская Т.В.
Тема: « ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР – основа духовно-нравственного воспитания в семье»
Форма проведения: психологический урок-практикум для родителей
ЦЕЛЬ: Формирование навыков ответственного поведения в семье; Овладение знаниями о значении личного примера в воспитании ребёнка.
Задачи:
• Создать условия для сплочения группы;
• Способствовать развитию навыков самоанализа;
• Сформировать понятие значимости личного примера в семье.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Родители заходят и выбирают цветные фигурки из бумаги (три цвета) с целью дальнейшего разделения на группы (5 красных, 5 зелёных и 5 оранжевы геометрических фигур из бумаги). Рассаживаются по группам (5-6 человек).
ПРИВЕТСТВИЕ. Знакомство с тренером.
Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу сразу поблагодарить вас за вашу заинтересованность воспитанием детей. Сегодня мы с вами собрались не просто так. Сегодня мы с вами постараемся раскрыть очень актуальную тему, а именно – тему духовно- нравственного воспитания в семье. Я постараюсь, чтобы вам было максимально интересно. Вместе с тем с вашей стороны тоже потребуется приложить усилия, быть активными, чтобы и мне было интересно работать с вами. Видите, какая выходит взаимная ответственность, и от того, как мы с вами будем эту ответственность разделять, зависит, какое впечатление у нас останется от общения друг с другом! Говорят, как день начнёшь – так его и проведёшь, и поэтому давайте начнём сегодняшний день с пожелания друг другу!? Пожелаем - ка все дружно нам всем «Доброго дня»!
РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ.
Отлично! Для начала, уважаемые родители, я прошу вас взять, лежащие перед вами листы ожиданий и слева написать то, чего вы ждёте от сегодняшнего занятия, какие чувства испытываете, возможно вопросы, на которые хотели бы получить ответы…
ВВЕДЕНИЕ.
Итак, история вопроса о влиянии семьи на духовное и нравственное воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.
Безусловно, семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания (в том числе и школа) не может сравниться с семьёй. В СЕМЬЕ закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Одна из важнейших особенностей в развитии ребёнка – это развитие нравственного сознания: понятий, убеждений, которыми он начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает ребёнок, так и будет складываться его личность. В любом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания.
Конечно же мудрые родителя не хотят, чтобы это коснулось их ребёнка и наверняка хотят передать чадам свой положительный опыт. Поэтому…
ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ.
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Представьте себе, что ваши дети выросли и сами вот-вот станут родителями. Вам предоставляется возможность заглянуть в будущее и передать своим чадам инструкцию по воспитанию детей! Перед вами лежат ватманы и маркеры. С их помощью вы, в течение 2-х минут составите список самых важных правил воспитания и эти послания передадите своим детям в будущем! Приступаем!
(Списки на время откладываются, лекция продолжается)
Духовно-нравственное воспитание ваших детей, безусловно, должно являться непрерывным процессом, который продолжают учителя в школе, в кружках, но основа его закладывается вами, в семье. Во второй четверти этого учебного года мною было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 9-10-11 классов. Его целью было выявить уровень духовно-нравственного воспитания наших детей и вот к каким результатам мы пришли!
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
СЕМЬЯ является основой духовного и нравственного воспитания детей, колыбелью их ценностей и мировоззрения…
Сея хорошее, вы пожинаете свой успех и спокойствие в старости!
ПРИТЧА
Сейчас я предлагаю вам послушать одну притчу. Её вы обнаружите на столах перед собой и можете следить по тексту вместе со мной!
«СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК» (Л.Н. Толстой)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз мужик с женой дома и сморят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из лоханки кормить."
А теперь я предлагаю вам подумать и ответить:
• Какой урок мы можем извлечь из этой притчи?
• Попробуйте сформулировать мораль сей притчи.
Эта история содержит урок не только для родителей этого мальчика, но и для всех нас. В этой притче Лев Николаевич Толстой смоделировал ситуацию, встречающуюся во взаимоотношениях родителей и детей. Действительно, на лицо ситуация примера родителей для ребёнка и того как НОРМОЙ воспринимается ребёнком порою то, что происходит на его глазах в семье!
Вот он, главный принцип воспитания – это ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР.
Итак, давайте вновь обратимся к теме нашего занятия -
«ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР – основа духовно-нравственного воспитания в семье»
Давайте – как все вместе задумаемся - КАК МЫ ВОСПИТЫВАЕМ НАШИХ ДЕТЕЙ? КАКИЕ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМ?
Правильно! В основном мы разрешаем, запрещаем, поучаем, контролируем… следовательно – зачастую ограничиваемся несколькими достаточно плоскими увещеваниями в воспитании: «Я работаю – значит, ты должен хорошо учиться, потому что учение – твоя работа». Это необходимая часть воспитания личным примером – но далеко не достаточная. На самом деле личный пример – это требовать от детей только то, что требуешь от себя самого. Если ставишь ребенку ограничения – должен и сам подчиняться этим ограничениям. Сказать ему: «Я работаю – значит, ты должен хорошо учиться» вовсе не достаточно, чтобы ребенок понял, почему он действительно должен хорошо учиться. Если родители хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, – они сами должны все время учиться, читать, набираться знаний.
Воспитание словом всегда будет только производным от воспитания делом. А воспитание делом – это воспитание, начинающееся с себя: с требовательности к себе, а если нужно, и с самоограничения. Следовательно, воспитание – это в первую очередь ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР! Хорошо!
ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ – КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР?

(положительный и отрицательный)

Уверена, что многие из вас знают о том, что действенность личного примера. в воспитании объясняется такой особенностью детей, как подражательность. Они с удовольствием подражают старшим, повторяют их привычки, манеру говорить, стиль общения. Со временем образ жизни семьи становится и образом для подражания взрослеющих детей. Хороший пример мы подаём нашим детям когда вместе с ними занимаемся творчеством, спортом, трудом, ученьем…

Сейчас мне хотелось бы попросить вас привести примеры из личной жизни, поделиться опытом воспитания детей, так сказать на личном примере! Хочу предоставить слово маме Ане.

ВЫСТУПЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (совместное творчество, труд, спортивная жизнь)
• Игнатенко;
• Кубыкина;
• Ливицкий.
Показ семейных фотографий. Желающие также делятся личным опытом.

Следует особо отметить, что в практике положительный пример родителей не всегда является образцом для подражания. А вот отрицательный пример, как правило, быстро перенимается детьми - грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, эмоциональная распущенность, курение, употребление спиртного, тунеядство и лень… впитываются детьми как губкой!

Внутри семьи мы прививаем детям пример поведения не только среди других людей, но и прививаем им образцы поведения в кругу семьи, отношение к партнёру! Жизнь прожить – не поле перейти и поэтому часто встречаются различные семьи – и не совсем благополучные и не всегда полные… За счёт чего иногда родители выстраивают собственный авторитет в некоторых семьях мы сейчас можем проследить на следующем примере:
«Мать воспитывает дочь Инну одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активно настраивала Инну против отца, который приезжал к дочери: «Он человек отвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже не здоровайся!..» Педагоги и психолог пыталась ей объяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. Но их попытки были тщетны.
Мать часто повторяла девочке: Ты– это единственное, что у меня есть в жизни. Я всё отдаю тебе… Я работаю день и ночь…
И на самом деле было так. Инна занималась с учителем английского языка, для уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Девочка ни в чём не знала отказа. Они вместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги, и казалось, что лучших друзей, чем мать и дочь не найти.
Но это всё только казалось. Инна росла вздорной и эгоистичной. В классе её не любили». Подтверждением непозволительного поведения девочки было множество инцидентов – ссоры со сверстниками, отсутствие друзей, грубость в отношении учителей. И вот наступил день, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям (!): «Кого вы воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!»
Психологу пришлось сказать ей всю правду:
– Вас об этом предупреждали не один раз. Вы сами подрубили ветку, на которой сидели. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Инна не может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает».
Это яркий пример совершенно безнравственного (несмотря на походы в музеи и театры) воспитания. Давайте подумаем
• В чём причина случившегося?
• Кто виноват в поведении девочки?
• Как можно было избежать подобного?
Спасибо за ваше мнение, вы совершенно правы!

ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ

Учитывая то, что сегодня здесь собрались заботливые, мудрые и любящие родители, которые с удовольствием поделятся своим замечательным опытом, предлагаю вам вернуться к вашим посланиям в будущее и закончить их. Выбираем спикеров и представляем свою работу. У вас 1-2 минуты! Приступаем!
(защита групп)

На основании ваших творческих рекомендаций я составлю замечательные памятки и передам вашим и не только вашим деткам на уроках ЭиПСЖ.
Ваши дети тоже приготовили кое-что для вас! Внимание на экран!

ВИДЕОРОЛИК (дети произносят пожелания родителям, говорят о любви к ним)

РЕФЛЕКСИЯ + МОНИТОРИНГ «РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ»
(Оправдались ли ожидания. Ощущения, пожелания, оценивание…)

ИТОГ «ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ» (музыка)
Каждый получает возможность высказаться. Пожелание рука в руке – в итоге все стоят в едином кругу держась за руки и психолог подводит итог, что только все вместе – школа и семья, смогут на личном примере воспитать замечательных, порядочных и высоконравственных людей из наших детей.

«Каждый ребенок — это «сосуд», который нужно наполнить любовью. Ребенок жаждет любви. Чаще всего дети совершают проступки, когда «сосуд любви» пуст».

Раздача ПАМЯТОК (афоризмы, правила воспитания)

Я тоже кое-что приготовила для вас! В этих книжечках вы найдёте рекомендации по воспитанию детей, поделитесь этой информацией с близкими, родными, соседями и просто знакомыми… Надеюсь эта информация поможет нам вспомнить, что мы тоже когда-то были детьми, поможет сделать наших детей счастливыми!

Афоризмы на доске.

Будь милосерден и снисходителен ко всем, кроме себя. Детям больше всего нужен пример для подражания, чем критика. (Жозеф Жубер)

Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам,- это пример великих и нравственно чистых личностей. (Альберт Эйнштейн)

Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример. (Альберт Эйнштейн)

Личный пример - это не главный способ повлиять на других людей. Это просто единственный способ. (Альберт Швейцер)

Наивысшего человек достигает тогда, когда подает хороший пример. (Стефан Цвейг)

Не показывай пальцем - покажи собой. (Станислав Ежи Лец)

Плохой пример - это наглядный пример того, чего больше берем к примеру. (Веселин Георгиев)

Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь. (Сэмюэл Джонсон)

Чужой пример - это единственная школа человечества; в другую школу человек никогда не ходил и ходить не будет. (Эдмунд Берк)
Категория: Школьный психолог | Добавил: tanya-ledovskaya (2015-11-26) | Автор: Ледовская Татьяна Владимировна
Просмотров: 375 | Комментарии: 1 | Теги: Нравственное воспитание, практикум для родителей, личный пример, урок для родителей | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 8:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru