Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Цель: акцентировать внимание уч-ся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего самоопределения Задача: Формирование представлений о профессиональном образовании до начала трудовой деятельности 1.Орг.момент «МОЁ ЛЮБИМОЁ» Уч-ся становятся в круг , выбирают карточки по цвету (чтобы объединится в группы). На карточках написано ; 1. «Мой любимый предмет в школе», 2. «Моё любимое животное, 3. Мои любимые конфеты, 4. Мой любимый вид спорта, 5. Моя любимая песня, 6. Моё любимоё произведение, 7. Мой любимый цвет 8. Моё любимое мороженое А теперь я прошу вас объединится в группы по 2 человека по цветам карточек 2.«Вступительное слово психолога Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда: 1. Человек - природа. 2. Человек - техника. 3. Человек - человек. 4. Человек - знаковая система. 5. Человек - художественный образ. Сейчас вы будете работать в группах. ( предлагаю способ объединения в 5 групп). 3.Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа. (Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и т. д.) Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ваши ответы. Примерные ответы детей: - Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п. - Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т. п. - Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т. п. - Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т. п. - Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п. 4.Упражнение: Найди профессии Психолог: Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно. Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: - школьная парта (первая группа); - школьный учебник (вторая группа); - булочка (третья группа); - фарфоровая чашка (четвертая группа); - джинсы (пятая группа). (В течение 5 минут дети обсуждают ответы.) Психолог:Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей.) Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.) О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.) Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.). Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны. 5.Информационный блок «Самый лучший выбор» Психолог:. Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо». Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»). Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»). Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (показывает на рисунок № 1). В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные. В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности. А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения. 6. Проблемная ситуация Психолог: Каждой из групп даны описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание {читает): 1.- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ 1.) 2.- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.) 3.- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.) (Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантами выбора.) Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»? Примерные ответы детей: - У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе». - У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу. Классный руководитель. Что бы вы посоветовали Тане и Лене? Примерные ответы детей: - Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны. - Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование. 7.Заключительная беседа Психолог:. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? Примерные ответы детей: - Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. - Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься. - Найти применение своим талантам. - Найти свое призвание. Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.) Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. 8.Круг от сердца к сердцу Благодарю уч-ся за активное участие на уроке и предлагаю по кругу назвать качество человека, которое помогает в выборе будущего пути.( целеустремленность, любознательность, вера в себя, трудолюбие) | |
Просмотров: 1103 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|