Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Алексенко И.М., Ким Е.А.

Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа N 27»
г. Караганды

Педагогическая деятельность предъявляет к учителю высокие требования. Большая часть профессиональных обязанностей и охват его действий, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен, обусловливает особое значение гибкости научных понятий, служащих раскрытию педагогических проблем.
Пользуясь термином «профессионально-педагогическая компетентность», Н.Н. Лобанова характеризует ее как системные свойства личности и выделяет три компонента: профессионально-образовательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный.Своей деятельностью учитель направляет психическое развитие ученика. Главным его принципом при этом становится взаимодействие с ребенком. Организация обучения должна стать по принципу субъект-субъектных отношений учителя и учащегося. Поэтому основой профессионализма учителя следует считать именно психолого-педагогическую компетентность .Формирование функциональной грамотности у школьников это актуальная проблема, над которой работает все образовательное сообщество. Профессиональная компетентность учителя в формировании функциональной грамотности учащихся представляется как применение педагогических знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств на достижение социально-педагогических результатов по формированию информационной, проблемной, коммуникативной и организационной компетентности школьника, формированию компетенции в
решении жизненных ситуаций, необходимых для адаптации и полноценного функционирования в современном обществе.Ученик будет уметь действовать и применять знание на практике, только если ему в период обучения покажут практическое применение знаний. Работа учителя на каждом уроке и образовательные технологии, кото-
рые выбирает учитель, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастному уровню.
Очень важные основы грамотности закладываются в начальной школе, где идѐт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму, чтению, рассказыванию, слушанию, счѐту. Процесс формирования и развития функциональной грамотности при помощи учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. В начальной школе необходимо – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. Для этого необходима систематическая работа, которая включает в себя индивидуальный подход, использование определенных, соответствующих возрасту, методов и приѐмов работы над развитием речи, с помощью различных заданий, тренировочных упражнений, словесных игр, а также самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся. Взаимодействие педагога психолога и учителя начальных классов крайне необходимо для того чтобы в нужный момент обучения скорректировать
отклонения и определить индивидуальный маршрут развития учащегося.Совместно анализируются как отрицательные, так и положительные моменты, принимаются определѐнные решения.Для того чтобы функциональная грамотность эффективно формировалась необходимо использовать коммуникативные, творческие, игровые методы.Специально подобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние задания, которые способствуют развитию речевой и письменной деятельности.
Мы остановимся на наиболее эффективных формах работы применяемых на практике психолого-педагогического сопровождения, направленных на формирование грамотной самодостаточной, полноценной, уверенной в себе личности. Как известно для того чтобы поднять уровень мотивации к обучению необходимо создать условия для комфортного пребывания учащихся в классе. Успешность любой деятельности определяется степенью личной заинтересованности в выполнении заданий. Практика показывает, в сплоченном коллективе мотивация учащихся более высокая. Коллективное дело сплачивает, снижает уровень агрессивности, повышает уровень толерантности и ведет к конструктивному решению любых проблем.
Исходя из этого педагогом–психологом школы совместно с классным руководителем проводятся, коррекционно-развивающие занятия направленные на сплочение коллектива. На таких занятиях как «Один за всех - и все за одного» учащиеся учатся работать в группах, принимать совместные решения, выполнять задания.
В практике своей работы с учащимися наиболее эффективной формой мы определили работу с элементами тренинга, то есть особую разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, приводящих к формированию основных ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, социальной, трудовой, личностной.
Уровень развития функциональной грамотности школьника определяется при помощи заданий творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, и др.)
Таким образом, использование таких форм работы с учащимися позволяет нам развивать функциональную грамотность, а в результате формировать компетентностно-ориентированную, коммуникативную и социально-
адаптированную личность.Как показывает практика, что наиболее «слабым» звеном психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личности педагога.
Психологическая компетентность формируется у педагога неравномерно, в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику – значит оценить ее, дать прогноз его профессионального и личностного роста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Книги, монографии, сборники:
Государственная Программа развития образования Республики Казахстана 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года.
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы.
Перминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально-педагогическое явление. – М., 2003.
Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. –327 с.
Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. 1999. - No2. - С.26-29.
Категория: Школьный психолог | Добавил: irinairinaleps2017 (2016-02-19) | Автор: Алексенко Ирина Максимовна E
Просмотров: 1292 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 3:39 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru