Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Алексенко И.М., Ким Е.А. Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа N 27» г. Караганды Педагогическая деятельность предъявляет к учителю высокие требования. Большая часть профессиональных обязанностей и охват его действий, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен, обусловливает особое значение гибкости научных понятий, служащих раскрытию педагогических проблем. Пользуясь термином «профессионально-педагогическая компетентность», Н.Н. Лобанова характеризует ее как системные свойства личности и выделяет три компонента: профессионально-образовательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный.Своей деятельностью учитель направляет психическое развитие ученика. Главным его принципом при этом становится взаимодействие с ребенком. Организация обучения должна стать по принципу субъект-субъектных отношений учителя и учащегося. Поэтому основой профессионализма учителя следует считать именно психолого-педагогическую компетентность .Формирование функциональной грамотности у школьников это актуальная проблема, над которой работает все образовательное сообщество. Профессиональная компетентность учителя в формировании функциональной грамотности учащихся представляется как применение педагогических знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств на достижение социально-педагогических результатов по формированию информационной, проблемной, коммуникативной и организационной компетентности школьника, формированию компетенции в решении жизненных ситуаций, необходимых для адаптации и полноценного функционирования в современном обществе.Ученик будет уметь действовать и применять знание на практике, только если ему в период обучения покажут практическое применение знаний. Работа учителя на каждом уроке и образовательные технологии, кото- рые выбирает учитель, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастному уровню. Очень важные основы грамотности закладываются в начальной школе, где идѐт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму, чтению, рассказыванию, слушанию, счѐту. Процесс формирования и развития функциональной грамотности при помощи учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. В начальной школе необходимо – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. Для этого необходима систематическая работа, которая включает в себя индивидуальный подход, использование определенных, соответствующих возрасту, методов и приѐмов работы над развитием речи, с помощью различных заданий, тренировочных упражнений, словесных игр, а также самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся. Взаимодействие педагога психолога и учителя начальных классов крайне необходимо для того чтобы в нужный момент обучения скорректировать отклонения и определить индивидуальный маршрут развития учащегося.Совместно анализируются как отрицательные, так и положительные моменты, принимаются определѐнные решения.Для того чтобы функциональная грамотность эффективно формировалась необходимо использовать коммуникативные, творческие, игровые методы.Специально подобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние задания, которые способствуют развитию речевой и письменной деятельности. Мы остановимся на наиболее эффективных формах работы применяемых на практике психолого-педагогического сопровождения, направленных на формирование грамотной самодостаточной, полноценной, уверенной в себе личности. Как известно для того чтобы поднять уровень мотивации к обучению необходимо создать условия для комфортного пребывания учащихся в классе. Успешность любой деятельности определяется степенью личной заинтересованности в выполнении заданий. Практика показывает, в сплоченном коллективе мотивация учащихся более высокая. Коллективное дело сплачивает, снижает уровень агрессивности, повышает уровень толерантности и ведет к конструктивному решению любых проблем. Исходя из этого педагогом–психологом школы совместно с классным руководителем проводятся, коррекционно-развивающие занятия направленные на сплочение коллектива. На таких занятиях как «Один за всех - и все за одного» учащиеся учатся работать в группах, принимать совместные решения, выполнять задания. В практике своей работы с учащимися наиболее эффективной формой мы определили работу с элементами тренинга, то есть особую разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, приводящих к формированию основных ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, социальной, трудовой, личностной. Уровень развития функциональной грамотности школьника определяется при помощи заданий творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, и др.) Таким образом, использование таких форм работы с учащимися позволяет нам развивать функциональную грамотность, а в результате формировать компетентностно-ориентированную, коммуникативную и социально- адаптированную личность.Как показывает практика, что наиболее «слабым» звеном психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личности педагога. Психологическая компетентность формируется у педагога неравномерно, в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику – значит оценить ее, дать прогноз его профессионального и личностного роста. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Книги, монографии, сборники: Государственная Программа развития образования Республики Казахстана 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы. Перминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально-педагогическое явление. – М., 2003. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. –327 с. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. 1999. - No2. - С.26-29. | |
Просмотров: 1292 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|