Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Ушедшие в себя
№ 113 (16985) от 25.06.2010
Наталья ТЕРЕНТЬЕВА, Астана
Может ли аутист стать гением? Как быть родителям выпавшего из реальности ребенка? Об этом и многом другом рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту "ЭК" Харви Пэйн (на фото внизу), доктор клинической психологии, ректор Университета психологии Международного колледжа Колумбии, штат Южная Каролина.
В Астану Харви Пэйн прибыл для обмена опытом с местными экспертами. На днях столичный коррекционный центр "Жасыл Жайлау" провел семинар по проблемам аутизма, и американский гость принял в мероприятии живейшее участие. Как стало понятно в ходе интервью, Харви Пэйн успел уже неплохо изучить казахстанские реалии.– Симптомы аутизма одинаковы во всем мире. И реакция родителей одна и та же – эмоциональная опустошенность, разочарование и сильное желание помочь своему малышу, – говорит Харви Пэйн. – Но в США гораздо больше возможностей развивать таких деток, а здесь ресурсы помощи ограничены, и у родителей мало надежды на выздоровление их чад. Наши медики, десятилетиями занимаясь исследованиями аутизма, достигли высокого уровня диагностики, ваши – к сожалению, пока нет. Судя по глобальной статистике, в Астане должно быть от трех до семь тысяч детей с аутизмом, а официальные цифры намного меньше (даже по приватным сведениям от специалистов-корректоров и педагогов в столице несколько сотен аутистов. – Авт.).– Какова причина этого психического отклонения – неблагополучная семья, стресс у женщины во время беременности, нежелание рожать малыша?– От несчастья не застрахована ни богатая, ни бедная семья. Но уже точно известно, что если где-то появляется новорожденный с аутизмом, вероятность "дублирования" среди его родных велика. А если недугом страдает один из однояйцовых близнецов, у второго он будет почти непременно – риск составляет
96 процентов. О влиянии материнского стресса на возникновение болезни, насколько я знаю, науке неизвестно. Но заболевание могут вызвать повреждения нервной системы, какая-нибудь вирусная инфекция. Что касается нежелания рожать… Я делаю выводы на основе экспертных данных, и мне неизвестны доказательства теории о том, что малыш "закрывается" от мира, потому что мама не хотела его появления на свет.– Сколько времени уходит на врачевание и есть ли от него польза?– Если диагноз поставлен до пятилетнего возраста и лечение интенсивно, в 40–60 процентах случаев ребенок избавится от страданий и отправится в обычную школу со сверстниками. – Насколько доступны услуги ваших эскулапов?– Это очень дорогое удовольствие, поскольку специалист работает с ребенком индивидуально от 20 до 40 часов в неделю. А доступность зависит от штата. В некоторых – государство платит за лечение, в других – расходы лежат на плечах родителей, в третьих – услуги доктора возмещает страховка.– Что вы обычно советуете мамам и папам своих пациентов?– Принять ребенка таким, какой он есть. Не тратить силы на поиски волшебной пилюли, исцеляющей в один момент – ее не существует. Уделять ребенку больше внимания, играть с ним, словом, научиться радоваться тому, что он у них есть. И еще –
необходимо искать какие-то новые методы воспитания, влияющие на поведение аутиста. Увы, традиционные способы не подходят.– А взрослый человек может "подхватить" аутизм?– Исключено. Это ведь нарушение развития, и его симптомы видны обычно лет с трех. Однако порой диагноз ставят поздно, и, если до пяти лет не начать коррекцию, эффект снижается. Но это не значит, что бессмысленно ждать какого-либо результата. У меня была пациентка, которой поставили диагноз в 30 лет, и она, молчавшая все это время, заговорила через год после начала занятий! Но это очень редкий случай. А вообще, если к школе не достигнут нужный уровень развития, усилия докторов фокусируются уже не на академических знаниях, а на адаптации в обществе, чтобы, став взрослым, человек умел контролировать свое поведение и его нарушение было незаметнее. Знаете, такие пациенты бесконечно удивляют своим талантом приспосабливаться. Им невероятно сложно отыскать вход во внешний мир, но они постоянно пытаются это сделать разными способами. Несмотря на врожденное неумение находить контакт с людьми, ребенок как-то "нащупывает" пути взаимосвязи с родителями. Это всегда поражает. – Насколько мне известно, у вас есть не только профессиональный опыт работы с такими пациентами.– Да, верно. Но нам повезло: у моего 26-летнего сына многофункциональный аутизм – синдром Аспергера. У него нет проблем с интеллектом и речью. Мы потратили массу времени на обучение, тренировки, "компоновку" знаний. Он занимается теоретической математикой и сейчас защищает докторскую диссертацию. Однажды, когда я готовил слайды к лекции по аутизму, сын (тогда – семиклассник), стоя за моей спиной, прочел о симптомах и спросил: "Папа, наверное, у меня именно это расстройство, да?" Конечно, он к тому времени уже понимал –
с ним что-то не то. Так что, узнав название, воспринял эту "мелочь" спокойно. Испугался сын лишь раз. Будучи старшеклассником, он посмотрел в кинотеатре "Игры разума" – картину о гениальном математике, который сошел с ума… – Но сейчас с ним все в порядке?– Ну, если не знать об отклонении, оно незаметно. Он очень умный молодой человек, но ему, например, трудно представить себе топографически, где он находится, и переместиться из одного места в другое. И еще сын слегка напрягается, когда речь идет об общении с другими людьми. Он будет очень вежлив, поздоровается с собеседником, пожмет ему руку, но все это делается как-то искусственно, что ли. Короче говоря, естественной тяги к общению у него нет. И для него проблема не только начать разговор, но и закончить. Если он садится на своего любимого конька, его не остановишь. Кстати, в Великобритании среди лауреатов самых престижных математических премий очень высокий процент людей с синдромом Аспергера.– Может быть, родителям стоит даже порадоваться за своих чад – в жизни те как-нибудь устроятся?– Иногда да. Но, к сожалению, есть люди с синдромом Аспергера, уходящие с головой в какое-то тупиковое увлечение. Среди моих пациентов был молодой человек, поглощенный… трубами. Парень пробирался в больничные подвалы и часами наблюдал за коммуникациями. – А можно одержимость направить в более полезное русло?– В этом вся суть лечения. Любителя труб мы хотели "приучить" к сантехнике, чтобы его хобби нашло практическое применение. Но ему было сложно прикасаться к грязным вещам, а предметов какой-то определенной текстуры он боялся, так что ничего не получилось. Еще одна женщина с синдромом Аспергера, увлеченная коровами, изобрела сельхозмашину, пригодившуюся затем в животноводстве – агрегат как-то направлял скотину к месту "сбора". Она же выдумала приспособление для того, чтобы удерживать корову во время дойки, не вызывая у животного стресса. Изобретательнице так нравился аппарат, что она и для себя такой сделала. Между прочим, эта леди многого добилась – стала доктором наук, написала книгу об аутизме, о ней даже снимали фильм.Справка "ЭК"Аутизм – аномалия психического развития ребенка, характеризующаяся нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Ребенок-аутист не выдерживает длительного контакта "глаза в глаза", не откликается на свое имя, не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету, не обращается за помощью, не пытается чем-то поделиться. Заболевание впервые было описано в 1943-м американским детским психиатром Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни. Поразительным отличием "подопытных" была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом – улыбаться близким и принимать их ласку. Малыши предпочитали неодушевленные предметы, речь у них не развивалась либо состояла из невыразительных, не соответствующих ситуации фраз или повторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.P.S. Автор благодарит врача-консультанта центра "Жасыл Жайлау" Наталью Ким за помощь, оказанную при подготовке интервью.
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=40912
Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2010-06-25)
Просмотров: 1094 | Теги: Аутизм | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 4:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru