Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивных классов.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивных классов.
педагоги-психологи: КГУ«ОСШ №27» Алексенко И.М.,
КГУ «СОШ №25» Ветущенко Т.И.

Послание главы государства Н.Назарбаева народу Казахстана. Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее.
«….надо усилить внимание к нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать без барьерной средой».
Анализ текущей ситуации
Детское население Республики Казахстан 4 728 600 чел.
Количество детей с ограниченными возможностями в развитии 141952
Доля детей с ООП 2,8 %
Детей школьного возраста 94266
Выявление детей с ООП 2,8%
Созданы условия для И.О. 30,5%
Нормативные основы инклюзивного образования.
• Закон РК № 319-III от 27 июля 2007 г. «Об образовании»
• Конвенция о правах ребенка
• Конвенция о правах инвалидов
• Саламанкская Декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями
• Закон РК № 345 от 8 августа 2002 г. «О правах ребенка в Республике Казахстан»
• Закон РК № 343 от 11 июня 2002 г. «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»
• Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы»
• Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 января 2012 года № 64 «Национальный план по улучшению качества жизни инвалидов»
• Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
• «Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии», которые разработаны МОН РК в 2009 году в рамках реализации постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»
В одном классе общеобразовательной школы могут обучаться не более 2 учеников с ограниченными возможностями
Что такое инклюзивное образование?
 Инклюзивное образование – это политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, несмотря на различия по признаку здоровья, экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения, языка, религии, пола, и индивидуальных способностей.
Инклюзивное образование-
- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с особыми образовательными потребностями (ООП) -
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивный (Интегрированный) класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся инклюзивных классов.
предполагает такую организацию развития, обучения и воспитания детей всех категорий, в рамках которой
 любой ребенок сможет максимально раскрыть свои потенциальные возможности в личностном и познавательном плане
 максимально и эффективно амплифицировать (присваивать) образовательные воздействия социума
 достигать адекватной своим возможностям социальной и профессиональной адаптации в обществе
Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М. Р.Битяновой(1998), определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.
В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов — логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций. Таким образом, это понятие может быть в наиболее широком смысле транслировано образовательной среде в целом.
В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ООП как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
Субъекты психолого-педагогического сопровождения
Основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями развития, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах.
Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, которое после появления ребенка с ООП, нуждающегося в организации специальных условий образования приобретает свойство «инклюзивного».
Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители и включаемого ребенка, и других детей класса. Также коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении, являются непосредственные участники инклюзивного образования – педагогический коллектив общеобразовательного учреждения.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
 Создание условий для социальной адаптации ребёнка с ООП в образовательном учреждении.
 Оказание помощи в освоении основной образовательной программы.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, обучающегося в массовой школе:
 Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в классе , при общении с детьми и педагогическим персоналом.
Оказывать помощь детям группы «риска».
Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
 Повышать психологическую компетентность педагогов, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.
 Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
 Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.
В нашей школе обучаются дети, которым решением районной ПМПК рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.
Система психологического сопровождения учащихся в образовательном процессе предусматривает деятельность в традиционных направлениях:
 диагностика
 коррекционная работа
 консультирование
 профилактика с учетом специфических задач, целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения.
Практическая работа в инклюзивных классах общеобразовательной школы:
1. Структура и этапы деятельности педагога -психолога при реализации в организации образования инклюзивного обучения.
2. Наблюдение – способ выявления и оценки ученика инклюзивного обучения.
3. Психологическое представление как результат диагностической работы и наблюдения педагога -психолога.
Деятельность психолога по психологическому сопровождению инклюзивного образования будет определяться двумя основными взаимосвязанными компонентами. Первый компонент – систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения.
Второй компонент – создание специальных социально-психологических образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (ООП).
Этап психодиагностической работы.
Диагностическая работа должна быть направлена на выявление особенностей и уровня развития ребенка, сформированности его эмоционально-личностных характеристик.
Дополнительно проводится анкетирование педагогов для определения степени учебных затруднений у детей.
Оформление документации.
Для успешной работы педагогов с детьми с особенными образовательными потребностями можно использовать:
 банк данных детей с ООП с описанием особенностей каждого ребёнка;
 индивидуальную психолого-педагогическую карту развития ребенка с ООП.
Диагностическое наблюдение.
- проводиться по предварительной договоренности с педагогом.
- «незаметность», не включенность в происходящее.
Для объективности наблюдения в заранее подготовленные таблицы вносит пометки о наблюдаемых особенностях ребенка. Посещение класса не должно быть разовым мероприятием. Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса,. Наиболее важно то, что наше наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.
Хорошо, если психологу удалось наблюдать детей в нескольких ситуациях:
 Начало учебного дня: 1'й, 2'ой уроки.
 Конец учебного дня: 4'й, 5'й уроки;
 Урок физкультуры, урок труда; (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках крайне важна);
 Праздник или какое-либо выступление;
 Свободное поведение детей на перемене.

В результате структурированного наблюдения психолог оценивает деятельность ребёнка по следующим показателям:
 Поведение
 Темповые характеристики деятельности
 Речевое развитие
 Общение со сверстниками
 Эмоциональные особенности
 Моторное развитие.
Психологическое представление как результат диагностической работы и наблюдения педагога - психолога.
Психологическое представление предоставляется педагогом-психологом по запросу школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
В нем находит отражение диагностическая работа и результаты наблюдения за ребёнком.
Наряду с представлением педагога-психолога на психолого-медико-педагогическом консилиуме рассматриваются представления других специалистов и педагога.
Принимается решение о направлении ребёнка на ПМПК (в данном случае – комиссию). Исходя из рекомендаций ПМПК педагогом –психологом , логопедом дефектологом и педагогами совместно разрабатывается карта индивидуального маршрута ребенка с ООП.
Этап коррекционно-развивающей работы.
Он представляет собой помощь в социальной адаптации ребенка в среде сверстников, а также в целом в пространстве образовательного учреждения. Эта работа направлена, в первую очередь, на формирование представлений, навыков и компетенций социального взаимодействия ученика с окружающими детьми и взрослыми
Помощь в социализации:
Это своеобразное построение «границ» коммуникации, умение строить взаимодействие с окружающими, понимать их эмоции (что особенно актуально не только для детей с расстройствами аутистического спектра, но и для детей с нарушениями зрения и слуха).
Этап разработки рекомендаций для педагогов и родителей.
На этом этапе психолог дает рекомендации о дозировании объема учебных нагрузок, об объеме учебного материала с учетом продуктивной работоспособности ребенка, чередовании различных видов деятельности в процессе организации урока, о темпе подачи учебного материала и необходимости учета темпа деятельности самого ребенка при фронтальной работе в классе.
Наше время предъявляет к школе высокие требования, в соответствии с которыми в системе образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любой организации образования.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)

Приложение 1.
Анкета для педагогов:
Оценка особенностей развития ребёнка школьного возраста:
Ф.И.О. ребёнка _____________________________ Дата _______________________
Школа _______________________ Класс____________________________________
Инструкция : Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребёнка Вашего класса. Это поможет Вам и специалистам школы организовать эффективную работу и помощь ребёнку. Необходимо, не пропуская ни одного пункта, отметить только одно из трех утверждений: «0», «1», «2», что характеризует выраженность данного показателя поведения, развития или обучения в данный момент.
Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается «0», если показатель отмечается, но не постоянно, ставьте «1», показатель характерен для ребёнка и проявляется часто, ставьте «2». Будьте внимательны!
№ Анализируемый показатель Незначительно или отсутствует Отмечается, но не часто Характерен для ребёнка
1 Поведение ребёнка
1 Импульсивен, расторможен, отвлекается часто и нуждается в контроле взрослого 0 1 2
2 С трудом подчиняется правилам и инструкциям , неусидчив на уроке, возбужден на перемене. 0 1 2
3 Не сразу включается в работу, долго раскачивается 0 1 2
4 Не уверен в своих силах, боязлив и тревожен. 0 1 2
Сумма по первой группе
2 Темповые характеристики деятельности
1 Медлителен, не успевает за другими детьми. 0 1 2
2 Темп работы не равномерен. Быстро устает, теряет интерес. 0 1 2
3 Работает не внимательно, допускает много ошибок, не следит за ходом урока, часто отвлекается. 0 1 2
4 Темп работы быстрый. Но работает хаотично и бестолково. 0 1 2
Сумма по второй группе
3 Познавательное развитие
1 Затрудняется в ответах на простые вопросы и задачи 0 1 2
2 Постоянно нуждается в дополнительном разъяснении 0 1 2
3 Недостаточный объем знаний об окружающем мире 0 1 2
4 Познавательно не активен, ничем не интересуется. 0 1 2
Сумма по третьей группе
4 Речевое развитие
1 Речь недостаточно разборчива. Имеются трудности звукопроизношения. 0 1 2
2 Словарный запас беден 0 1 2
3 Имеются нарушения грамматического строя речи 0 1 2
4 Малоразговорчив. Имеются трудности пересказа. Старается говорить меньше. 0 1 2
Сумма по четвертой группе
5 Овладение программным материалом.
1. С трудом усваивает программу по русскому или казахскому языку 0 1 2
2. С трудом усваивает программу по математике 0 1 2
3. Имеются трудности в чтении и понимании (пересказа)текста. 0 1 2
4 Нуждается в дополнительных занятиях с педагогом. 0 1 2
Сумма по пятой группе
6 Общение и игра со сверстниками.
1 Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен. 0 1 2
2 Конфликтует с детьми, часто дерётся, злиться. 0 1 2
3 Не умеет поддерживать игру, принять роль. 0 1 2
4 Чрезмерно общителен, бездистантен. 0 1 2
Сумма по шестой группе
7 Эмоциональные особенности
1 Фон настроения повышен, многоречив, «везде лезет» 0 1 2
2 Наблюдаются эмоциональные перепады. Могут быть аффективные вспышки. 0 1 2
3 Настроение сниженное, плаксив 0 1 2
4 Проявляет агрессию по отношению к детям и взрослым. 0 1 2
Сумма по седьмой группе
8 Моторное развитие
1 Плохо развита графическая деятельность, почерк корявый, неразборчивый. 0 1 2
2 Плохо развита общая координация. Неуклюжий. Неловкий. 0 1 2
3 Неуспешен в таких видах деятельности как труд или рисование. 0 1 2
4 Предпочитает работать левой рукой. 0 1 2
Сумма по восьмой группе

Обработка результатов
Группа показателей 1 2 3 4 5 6 7 8 Общая сумма
Сумма по группе

Дата _______________________ Педагог________________________________________

Приложение 2.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ф. И.О. ребенка:
Возраст:
Класс:
Ф.И.О. родителей:
Отец
Мама
Дом. адрес/телефон
Ф.И.О. классного руководителя:

Заключение и рекомендации ОПМПК
Ф.И.О. дефектолога
Диагностическая работа
№ Название и назначение методики Результаты Выводы

Рекомендации учителям, родителям
Учителя- предметники



Родители



Приложение 3.
Моторное развитие
Ф.И.О. ребёнка______________________ класс_________________________
Дата
наблюдения Особенности двигательной сферы Специфические моторные проявления
Неуклюжесть, неловкость, плохая координация Движения медленные, ребёнок вялый, апатичный В различных движениях предпочитает левую руку, ногу Наличие невротических движений, тинок Наличие вычурных, стереотипных движений.
Много лишних движений, импульсивен. Трудности регуляции силы движения


Приложение 4.
Особенности взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Ф.И.О. ребёнка______________________ класс_________________________
Дата
наблюдения Характеристики взаимодействия ребёнка
Коммуникативная активность Коммуникативная адекватность Конфликтность
Чрезмерная коммуникативная активность Низкая коммуникативная активность Трудности оценки коммуникативных посылов Неадекватные коммуникативные реакции Наличие коммуникативных барьеров Сформированность навыков общения Высокий уровень конфликтности Избирательная конфликтность



Приложение 5.

Особенности поведения
Ф.И.О. ребёнка______________________ класс_________________________
Дата
наблюдения Импульсивные проявления Трудности контроля
Отвлекаемость Низкая мотивация к деятельности Трудности удержания алгоритма деятельности Наличие потребности в контроле
Наличие импульсивных реакций Двигательная и/или речевая расторможенность



Приложение 6

Особенности темпа и работоспособности
Ф.И.О. ребёнка______________________ класс_________________________
Дата
наблюдения Работоспособность Темп деятельности
Колебание работоспособности Неравномерный темп деятельности Сниженный темп деятельности Ситуативное снижение темпа деятельности
Работоспособность снижена Работоспособность заметно снижена


.

Приложение 8.
Речевое развитие
Ф.И.О. ребёнка______________________ класс_________________________
Дата
наблюдения Особенности речевого развития
Низкая речевая активность Нарушение звукопроизношения Проблемы развернутой речи и понимание речи Трудности инициализации речевого высказывания Запинки, заикание Эмоциональная неадекватность, речь в никуда, эхолации Особенности интонации и голоса
Чрезмерная речевая активность Признаки недостаточного развития речи


Приложение 9.
Эмоциональные особенности
Ф.И.О. ребёнка______________________ класс_________________________
Дата
наблюдения Аффективные и эмоциональные особенности
Преобладание эмоционального фона
Адекватность эмоциональных реакций
Преобладание сниженного эмоц фона Преобладание повышенного эмоц фона Преобладание агрессивного фона настроения Преобладание тревожного фона настроения Выраженная эмоциональная мобильность Наличие неадекватных эмоциональных реакций по знаку. Наличие неадекватных эмоциональных реакций по силе Эмоциональная ранимость Трудность распознавания эмоционального настроя других
Категория: Школьный психолог | Добавил: irinairinaleps2017 (2016-02-23) | Автор: Алексенко Ирина Максимовна E
Просмотров: 290 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 2:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru