Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Способы поведения импульсивных детей в трудных ситуациях
Способы поведения импульсивных детей в трудных ситуациях

Сансызбаева Карлыгаш Зарлыковна - к.пс.н.,
старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителей института повышения квалификации педагогических работников по Актюбинской области Республика Казахстан 030020 г.Актобе ул.Тургенева, 86а e-mail: sansyzbaeva.k@mail.ru сотовый телефон: 87015161738

В современных условиях жизни человек достаточно часто сталкивается с разного рода трудностями, что существенно повышает требования к умению контролировать свое поведение и эмоциональные состояния, умению адекватно реагировать на такие жизненные ситуации. Сталкиваясь с какими- либо затруднениями, человек оказывается перед необходимостью их преодоления, поиска того или иного способа действия, направленного на решение проблемы. Индивидуальные способы преодоления трудностей начинают складываться в детском возрасте.
Изучению особенностей поведения детей и подростков в различных трудных ситуациях посвящен целый ряд психологических исследований [1, 4,5]. Эти работы показывают, что ситуации, способные вызвать у детей затруднения и спровоцировать отрицательные эмоциональные переживания, возникают во всех сферах жизни ребенка (в семье, в школе, в общении с взрослыми и сверстниками и т.д.). При этом наиболее распространенными, даже типичными для детей, являются ситуации, относящиеся к классу фрустрации.
Вопрос о способах поведения детей в ситуациях фрустрации неоднократно обсуждался в психологической литературе. При этом в исследованиях рассматривались различные факторы, влияющие на такое поведение. В частности, можно отметить следующие из изучавшихся факторов: а) возраст [8,13]; б) пол [2,10,11; и др]; в) социальные условия развития [7]; г) социальный статус ребенка в группе [10]; д) состояние физического здоровья [6].
Между тем, недостаточно исследован вопрос о том, насколько выбор способа поведения в ситуации фрустрации связан с умением, способностью человека адекватно воспринять, понять, оценить и проинтерпретировать сложившуюся ситуацию. В широком плане речь идет о соотношении уровня когнитивной организации ребенка и особенностей поведения в трудных ситуациях.
Исследования в этой области немногочисленны. Среди них можно назвать работу, направленную на обучение детей-дошкольников решению конфликтных ситуаций, в которой было показано, что существенную роль в успешности поведения детей играют такие познавательные умения, как способность предвидеть результат собственных действий, понимать причины и следствия поступков [14]. В работах, посвященных изучению агрессивности детей [9], было установлено, что проявления агрессии могут быть связаны с умением понимать и оценивать мотивы и намерения других людей, способностью встать на точку зрения другого.
В этой связи можно поставить вопрос: как влияют особенности когнитивной организации на поведение детей в ситуациях фрустрации?
Одним из проявлений когнитивной организации являются так называемые когнитивные стили. Они отражают особенности индивидуальных способов переработки информации и находят свое выражение в стабильных свойствах личности. Когнитивные стили проявляются во всех сферах жизнедеятельности индивида, в том числе влияют и на поведение человека. В частности, исследования показывают, что такой когнитивный стиль, как «импульсивность - рефлексивность» влияет не только на успешность обучения, но и на другие поведенческие проявления. Обнаружено, что слабо выраженная способность управления познавательными процессами у импульсивных индивидов может проявиться и при регулировании ими своего поведения: они более склонны к открытой агрессивности в конфликтных ситуациях [12].
Целью нашего исследования было изучение способов поведения в ситуациях фрустраций детей с различным уровнем импульсивности. В эксперименте были использованы следующие диагностические методики: детский вариант теста «рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга, тест TE-NA-ZO, предназначенный для диагностики когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность». Данный стилевой параметр отражает склонность субъекта к более или менее детальному и развёрнутому анализу ситуации перед принятием решения. В качестве испытуемых выступили ученики 2-го класса школы-гимназии № 32 г. Актобе.
Дети разделились на три группы: низкоимпульсивные, среднеимпульсивные, высокоимпульсивные.
Сравнительный анализ показал, что способы поведения неодинаковы у детей со средним и низким уровнем, высоким и низким уровнем импульсивности. Различий в способах поведения средне- и высокоимпульсивных школьников в ситуациях фрустраций не обнаружено.
В частности установлено, что в ситуациях фрустрации низкоимпульсивные второклассники менее враждебны и агрессивны, чем их средне - и высокоимпульсивные сверстники. В то время как высокоимпульсивные второклассники гораздо больше склонны к открытому выражению обвинений, порицаний в адрес партнеров по общению, а среднеимпульсивные школьники обращаются за помощью к окружающим и ждут от них решения проблемы. При этом рефлексивные школьники демонстрируют более нейтральные способы поведения, избегают обвинений в чей-либо адрес.
Таким образом, большую агрессивность по отношению к окружающим проявляют средне- и высокоимпульсивные школьники 2-го класса; нейтральные, безобвинительные ответы чаще встречаются у низкоимпульсивных второклассников.
Итак, можно видеть, что в ситуациях фрустрации низкоимпульсивные второклассники демонстрируют меньше агрессивности, их способы поведения являются более адекватными, чем у их средне- и высокоимпульсивных сверстников, проявляющих враждебность, упреки по отношению к другим людям.

Список литературы:
1.Р.Б.Аугис. Особенности волевой регуляции младших школьников в условиях напряженности: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. - Рязань, 1984.
2. С.Т. Беккожанова. О некоторых особенностях межличностных проявлений // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. - Тбилиси, 1971. - С. 155.
3. Е.Е.Данилова. Детский тест «рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга. Практическое руководство. - М., 1997
4. Е.Е.Данилова. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9-11 лет: Диссерт. канд. псих. наук. - М., 1990.
5. А.С.Зобов. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных ситуациях: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. - Рязань, 1982.
6. Н.Д.Игнатьева. Сравнительное изучение особенностей личности у детей, страдающих эпилепсией и бронхиальной астмой: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. - Л., 1981.
7. А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях // Возрастные особенности психического развития детей. Сб. научн. тр. - М., 1990. - С. 94-111.
8. Й. Шванцара. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.
9.M. Chandler. Egocentrism and antisocial behavior: The assessment and trainig of social perspective-taking skills. // Developmental Psychology, 1973, V.9, №3, р. 326-332.
10. B. Kakas. Gyermekek reakcioi interperszonalis frustracios helyzetben //Magy. pszichol. szemle. 1983, 40, 1, p. 40-51.
11. E.E. Maccoby, C.N.Jacklin. The Psychology of Sex Differences. Stanfort, 1974.
12. S.B. Messer, D. Brodzinsky. The relation of conceptual tempo to aggression and the control //Child Development, 1979, V. 50, №3, p 756-758.
13. U. Pareek. Developmental Patterns in Reactions to frustrations. London, 1964.
14. M.B. Shure, G. Spivak. Interpersonal problem solving as a mediator of behavioral adjusment in preschool and kindergarten children //Journal of Applied Development Psychology, 1980, №1, р. 29-44.

Источник: http://1.Р.Б.Аугис. Особенности волевой регуляции младших школьников в условиях напряженности: Автореферат диссерт. канд. п
Категория: Школьный психолог | Добавил: redaktsiyaorleu (2016-06-13) | Автор: Сансызбаева Карлыгаш Зарлыковна E
Просмотров: 592 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 7:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru