Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Стресс и пути его преодоления
Занятие с элементами тренинга «Стресс и пути его преодоления»

Психолог КГП "Областной психоневрологический диспансер" по
Темиртаускому региону Жидикова Галина Александровна
Психолог МЦЗ «Кайнар» г.Темиртау Сергованцева Елена Викторовна

Предмет (направленность): психология
Возраст детей: 15-17 лет

Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для подросткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личностные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое "Я", познает собственную уникальность.
В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагоприятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрессовых состояний.
Поэтому данное тренинговое занятие актуально для подростков.
Тренинг знакомит подростков с понятием "стресса", эффективными приемами и техниками борьбы со стрессом, а также помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.
Цель: формирование у учащихся навыков преодоления стрессовых состояний и стрессоустойчивости.
Задачи:
- актуализировать представления учащихся о стрессе, его причинах, эмоциях и чувствах, провоцирующих стресс, о вреде стресса для организма человека;
- выявить типы ситуаций, являющихся для подростков самыми стрессовыми в школе и дома;
- познакомить подростков с эффективными способами преодоления стресса и снятия психоэмоционального напряжения.
- способствовать формированию стрессоустойчивости у подростков.
Необходимые материалы: интерактивная доска, листы бумаги А4, карандаши или шариковые ручки, рисунок кувшина, стикеры,музыкальное сопровождение.
Время проведения: 45 минут.

Ход.
1. Организация пространства
Участникам предлагается занять свои места.

2. Приветствие (5 минут)
Ведущии представляются, рассказывают немного о себе: Ф.И.О., профессия, место работы. Озвучивается тема занятия.

3. Введение в тему (5 минут)

Упражнение «Стакан с водой»
Ребята, обратите внимание, это стакан с водой. Представьте, что вода — это наше внутреннее состояние. Когда в нашей жизни все хорошо, то и наше внутреннее состояние гармонично и спокойно как ровная поверхность воды. Но так бывает не всегда. В случае, когда мы сталкиваемся с проблемами это спокойствие нарушается. Мы реагируем, но эта реакция адекватна и не выходит за рамки допустимого. Но бывает и так, что на человека обрушивается сразу несколько проблем большей интенсивности, что вызывает в нем бурную реакцию, которая наносит вред самому человеку и окружающим его людям.
Цель нашего мероприятия ознакомить вас с эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций.

4. Основная часть (35 минут)
- Впервые понятие стресса, сформулировал в 1936 году канадский врач Ганс Селье. Смысл данного им определения стресса таков:
Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) – неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.
Признаки стресса.
Психологические: Тревога, страх, напряжение, неуверенность, растерянность, подавленность, беззащитность, паника.
Физиологические: Бледность, краснота, учащение пульса, дрожь, потливость, сухость во рту, затруднение дыхания, расширение зрачков, желудочный спазм.
- По этим признакам можно отследить наступление стрессового состояния
- Стресс может возникнуть в результате длительных перегрузок. Если человек вынужден длительное время находиться в состоянии опасности, нервного, физического перенапряжения, постоянной тревоги, возбуждения.
Психолог: - В вашем классе предварительно был проведен тест на самооценку стрессоустойчивости личности. В тестировании приняли участие 13 человек. Получены следующие результаты: 23% имеют высокий уровень стрессоустойчивости; 39% выше среднего уровень; 23% чуть выше среднего;15% чуть ниже среднего. Таким образом в основном преобладает достаточно высокий уровень стрессоустойчивости.
Мозговой штурм « Стресс – это плохо (хорошо), потому что…» (5 минут)
Участников делят на подгруппы предлагается выполнение следующего задания методом «мозгового штурма»: найти «плюсы» (одной подгруппе) и «минусы» стресса (другой подгруппе). Подросткам объясняется, что участникам обсуждения предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные.
В завершении задания представители каждой подгруппы представляют одну из точек зрения на стресс, подробно объясняя свои высказывания.
Затем участникам предлагается занять свои места.
-Так как вы считаете стресс враг или …..друг?
- Ребята у каждого из вас свой особенный, личный опыт умение справляться с психоэмоциональным напряжением в стрессовой ситуации.
-Поднимите руки те у кого есть свой способ? Расскажите что за способ?

А сейчас мы предлагаем Вам еще несколько эффективных упражнений на снятие психоэмоционального напряжения:

- нормализация дыхания – прием антистрессового дыхания «3-6-2» или дыхание животом.
Дыхательное упражнение «Спокойствие»
Цель: снятие напряжения тела, создание уравновешенного состояния.
В ситуации повышенной тревоги, страха, стресса и просто для снятия психоэмоционального напряжения и расслабления мы можем помочь себе сами при помощи дыхательных упражнений. При вдохе наша внутренняя система активизируется, а при выдохе мы расслабляемся, успокаиваемся, поэтому при антистрессовом дыхании наш вдох должен быть короче нашего выдоха в два раза. Вы наверное замечали, что во время сна или расслабления мы дышим животом, а во время стресса человек дышит грудью. Поэтому, чтобы расслабиться мы должны прежде всего расслабить наш грудной отдел, опустить и расслабить плечи и начать дышать животом по принципу вдох-выдох-задержка дыхания. Давайте сделаем это упражнение вместе: сядьте удобнее, закройте глаза, сделайте глубокий вдох через нос, представьте, как воздух наполняет ваш живот, задержите дыхание на 3 секунды (считаем 1,2,3), а потом медленно выпускайте воздух через рот ровной струей (1,2,3,4,5,6) и затем на 2 секунды задерживаем дыхание. Так, с каждым разом дыхание становится все медленнее.
Это упражнение пример «брюшного дыхания» или «дыхания животом». Его нужно учиться делать правильно, это не сложно, но с первого раза может не получиться. Для начала можно положить ладонь на живот, и следить таким образом, чтобы на вдохе она поднималась, а при выдохе опускалась, при этом дышать нужно именно «животом», а не «грудью» как это делают многие. Можно выполнять его под музыку для релаксации или представлять себе что-то приятное, какое-то приятное место, где комфортно находиться.

- следующий прием снятия психоэмоционального напряжения - это рационализация – прием «предметы в помещении». Попав в стрессовую ситуацию чтобы отвлечься постарайтесь сосредоточить свое внимание на окружающих предметах в помещении или на улице, определенного цвета, например выделить предметы только синего цвета.

- самоприказ
Для того чтобы было легче шагать по жизни и преодолевать стрессы придумайте себе одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу – самоприказ. Кто читал произведение «Унесенные ветром» или смотрел фильм. Какой девиз был у главной героини? « Об этом я подумаю завтра» иногда действительно стоит дать себе время, чтобы успокоится и принять правильное решение.
- голосовые и двигательные техники
Упражнение «Ааааа»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Инструкция: «Сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения напряжения или усталости, утомления. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли».
- Я сейчас приведу пример одного двигательного упражнения.
Игра «Стряхни»
Цель: обучить избавляться от всего негативного, неприятного.
Инструкция: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, нехорошие мысли — слетает с вас как с гуся вода.»

- прогулка на природе,

- посидеть в тишине или послушать приятную спокойную музыку,

- покинуть помещение.

Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.

Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт.

«Бывают ситуации, в которых сказать «да» значит сделать хуже себе, а сказать «нет» — сделать хуже другим. Если мы гово¬рим «нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком. Для того что¬бы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопережи¬вание, «послушать сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Способность сказать «нет» это не грубость, эта способность повышает вашу оценку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да».
Упражнение «Три способа сказать, нет»
Инструкция.
Мы предлагаем Вам выполнить упражнение.
Сейчас один из вас будет настойчиво просить о чем-то. Дру¬гой будет отказывать:
• сначала он будет говорить только слово «нет», как «заезженная» пластинка;
• потом «нет» с аргу¬ментами;
• а потом «нет» с ар¬гументами и предложением чего-либо другого, то есть с альтернативой.
Определитесь кто первый будет отказываться.
1 ситуация «Ты уже выполнил свое задание. Помоги мне, а то я не успеваю».
2 ситуация «Дай мне, пожалуйста, взаймы 200 тенге. Я верну завтра».
После выполнения партнеры меняются ролями.
Обсуждение. Поделитесь впечатлениями от выполнения упражнения. Какую форму отказа вам было воспринять легче всего? Какая форма больше всего раздражала? И в какой форме вам было легче всего отказывать? Кому было легче отвечать 1 способом? Кому 2 способом? Кому 3 способом?
Резюме
1 способ - это конкретное «нет», а 2 и 3 способ это «Да» с поправкой. Ребята, вы сами почувствовали, какая форма отказа вызывала у вас принятие, а какая раздражала. И не у всех это одинаково. Так что вы можете подбирать каждый раз ту форму, которая кажет¬ся вам наиболее подходящей в конкретных обстоятельствах и с конкретными людьми. Но если в ответ на отказ человек продолжает настаивать, вы можете использовать метод «Заезженная пластинка». Это значит, нужно повторять одну и ту же фразу с одной и той же интона¬цией и не поддаваться ни на какие другие убеждения и провока¬ции.
Навык говорения «нет» натренировать нелегко, почти невозможно, как мышцы пресса. Закончил качать пресс, все, расслабился. Поэтому этот навык нужно постоянно оттачивать.

Мыслите позитивно. Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградить от негативных воздействий стрессов и тревог. Научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, научитесь извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений. Окружайте себя позитивными людьми.

Просмотр мультфильма о позитивном мышлении.

Выделяйте время, чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет Вам удовольствие. Прогулка, шопинг, чтение, музыка, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.

Повышайте свою самооценку. Необходимо думать о себе позитивно, с уважением, отмечать свои достоинства и качества, ставить их над недостатками. Нельзя брать на себя слишком большую ответственность и стараться всем угодить. Следует ставить достижимые цели и задачи, которые легко превратить в реальность, чтобы избежать в будущем разочарований и чувства неуверенности в своих силах. Человеку доступно все, что в его силах, и стоит только захотеть и приложить усилия, и дело начнет подвигаться. Если каждый день делать один шаг к чему-то желаемому, то через год будет уже триста шестьдесят пять шагов, а это, согласитесь, немало. Если хочется что-либо изменить в жизни, то начинать нужно прежде всего с изменения себя и своего отношения к миру.
Упражнение «Позитивные мысли».
Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.
Участникам по предлагается дополнить фразу «Я какой (какая)…».

-Легко ли было делать это упражнение?

Не стесняйтесь просить помощи. Желание обратиться за помощью есть признак эмоциональной зрелости, а вовсе не слабости.

Научитесь хвалить себя. Сначала вам может казаться, что себя не за что хвалить и ничего из вашей деятельности не стоит комплиментов, но это неправда. Составьте список десяти ваших главных физических достоинств и ваших десяти положительных психических аспектов в себе. Повесьте этот список на видном месте, или просто положите рядом с рабочим местом, и периодически почитывайте его, особенно, когда чувствуете упадок духа. Когда вы обнаружите, что ваши мысли тащат вас вниз, сознательно похвалите себя за что-то.

Дарите себе прекрасное! Читайте книги, слушайте музыку, смотрите кино. Ходите по музеям и выставкам, они способны расшевелить уставшие чувства и эмоции. Серые дни можно раскрасить яркими красками. Окружите себя небольшими яркими предметами: платок, подставка под телефон, рамка для фото, записная книжка и т.д.

Принимайте свои чувства. Гнев, печаль, страх— все это очень неприятно, и некоторые пытаются избежать беспокойства, отвергая от себя эти чувства. Иногда в стремлении избежать беспокойства мы стараемся отнестись к ситуации без эмоций, что может приводить к деструктивному поведению — ложной отстраненности или хладнокровию. Мы можем пытаться подавить все эмоции, теряя тем самым способность воспринимать нормальные радости и огорчения, являющиеся частью наших взаимоотношений с другими людьми. Когда эмоции нельзя выразить непосредственно, можно найти иной выход для снятия напряжения. Долгая прогулка, игра с теннисным мячом или обсуждение ситуации с другом, возможно, помогут гневу рассеяться.

Развивайте свои таланты и интересы. Познавайте, постоянно учитесь. Книги, онлайн-курсы, обучающие программы - к услугам современного человека множество ресурсов, с помощью которых можно научиться почти всему. Научившись чему-то новому — чинить автомобиль, играть на гитаре, печь пироги — мы обретаем уверенность в собственных силах, становимся более интересным человеком для себя и окружающих, улучшаем отношение к себе, открываем для себя все новые возможности - все это крайне важно для полноценной и счастливой жизни.

Принимайте участие в других людях. Чувство изоляции и одиночества составляет ядро многих эмоциональных расстройств. Человек — социальное существо и нуждается в поддержке, комфорте и уверенности, которые дают ему окружающие. Поддерживайте отношения со старыми друзьями и заводите новые знакомства с людьми, которые разделяют ваши интересы. Тёплые отношения с семьёй, друзьями, коллегами и соседями обогатят Вашу жизнь и даст ощущение поддержки извне.

Наслаждайтесь красотой. Обращайтесь к природе и искусству, чтобы регулярно напоминать себе, насколько прекрасна жизнь. Прогулка по саду, поход по красивой местности, посещение выставки, прогулка по городу - все это помогает снять стресс и привести мысли в порядок. Не теряйте интереса к жизни. Замечая красоту каждого мгновения жизни, глядя на жизнь под необычным углом, мы помогаем себе понять, что же для нас на самом деле важно.

Благодарите от души - родителей, коллегу, понимающую подругу и друга, - за все хорошее, что они вам дают. Благодарите себя за то, что вы уникальны, за то, сколько вы уже пережили и сколько всего вам еще предстоит. Искренняя благодарность согревает сердце не только тех, кого благодарят, но и того, кто благодарит; она помогает больше ценить жизнь и не унывать из-за мелочей.

Рефлексия:

Упражнение «Кувшин моего внутреннего мира».
Ведущий. Внутренний мир человека можно представить в виде кувшина. (На обратной стороне доски уже заранее прикреплен вырезанный из листа ватмана кувшин, который зато-нирован желтым цветом.) Что же находится в этом кувшине: отношение человека к самому себе; отношение к окружающему миру, к другим, а также те чувства и эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Все это находится в постоянном взаимодействии, и если на одном из уровней происходит сбой, то это отражается на всех остальных его уровнях. Я предлагаю наполнить этот кувшин тем, что помогает человеку быть в гармонии с собой и другими, не зацикливаться на трудностях, уметь их разрешать. Возьмите несколько самоклеющихся листочков и напишите способы которые вы уже использовали, а может это новые способы взятые из занятия. Как только вы заполните листочки, то подойдите к доске и наклейте их на кувшин. (Время на проведение упражнения – 5 минут.)
Затем ведущий озвучивает содержимое кувшина.
-Ребята, посмотрите на этот наполненный кувшин. Сколько много способов существует для реагирования в трудных жизненных ситуаций. Спасибо за сотрудничество.

Методика: «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Литературный источник - Психология личности. Тесты, опросники, методики / Сост. Н. В.Киршева, Н.В. Рябчикова. _ М.: Геликон, 1995

Источник: http://Методика: «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Литературный источник - Психология личности. Тесты, опросни
Категория: Школьный психолог | Добавил: ElenaSergovanceva (2017-02-05) | Автор: Елена E
Просмотров: 13 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-02-19, 2:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1507]
Школьный психолог [512]
История [729]
Опыт [487]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [226]
Мастер-класс [215]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [798]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1170]
Химия [382]
Классному руководителю [649]
Биология [584]
Думаем, размышляем, спорим [94]
Казахский язык и литература [1791]
Краеведение [93]
Начальная школа [3983]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [366]
Сельская школа [72]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [299]
Экология [184]
Дошколенок [1561]
Особые дети [276]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [634]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [457]
Мой Казахстан [233]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1185]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [76]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [532]
Немецкий язык [52]
Технология [291]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [106]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [24]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru