Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период его адаптации к условиям детского сада
«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период его адаптации к условиям детского сада»

С.Б. Садвокасова
Педагог-психолог
Международной школы «Мирас»
г. Астаны
Первое посещение детского сада, независимо от возраста дошкольника, всегда сопряжено с трудностями. Создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей - одна из основных задач дошкольного образования. Как же помочь ребенку понять, принять новые условия и чувствовать себя в них комфортно? [1, с.1]
Возникает необходимость в такой организации жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения со сверстниками.
В этот период большое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Психологическая помощь и поддержка вновь прибывших детей осуществляется в соответствии с подпрограммой международной школы «Мирас» «Первые дни в детском саду».
Цель - создание благоприятных условий, способствующих более быстрому и успешному протеканию адаптационного периода[2, с.1].
В связи с этим, в детском саду проводятся следующие мероприятия-направления работы: психологическая диагностика детей, просвещение и консультирование родителей и воспитателей, а также профилактика и коррекционно-развивающая работа с малышами (Таблица 1)
Таблица 1
Направления работы Содержание Формы и
методы Время проведения
Диагностика Диагностика адаптационного периода по следующим критериям:
-реакция ребенка при расставании с родителями;
-длительность и характер сна;
-аппетит;
-общее эмоциональное состояние
-взаимоотношения со взрослыми и детьми (Приложение А)
-наблюдение за ребенком в разных видах деятельности;
-посещение занятий;
-заполнение карты наблюдения;
-опрос воспитателя и специалистов;
-индивидуальные беседы с родителями первый месяц пребывания в саду
Просвещение и консультирование -Предоставление воспитателям информации о работе с ребенком в период адаптации.
-Оказание помощи педагогам и родителям по возникающим вопросам.
-Информирование родителей об итогах адаптационного периода. -Консультации
-Семинары-тренинги (Приложение В)
-Беседы
-Адаптационный отчет
(Приложение С) По запросам

По истечению первого месяца пребывания в детском саду
Профилактика и коррекционно-развивающая работа -Знакомство вновь прибывшего ребенка и его родителей с правилами поведения, расписанием и режимом дня в детском саду (Приложение Д).

-Проведение игр и упражнений на знакомство (Приложение Е).

-Работа с детьми с целью группового сплочения(организация совместной деятельности ради достижения групповых целей через стимулирование между детьми отношений сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки).
-Создание доверительной и доброжелательной обстановки в группе.
-Оказание психологической помощи и поддержки детям, имеющим признаки дезадаптации. ознакомительные беседы
-рекомендации для родителей

«Снежный ком», «Давайте познакомимся», «Встаньте все те, кто...»

Беседы, сюжетно-ролевые игры

Коррекционные игры и упражнения, беседы, терапевтические сказки
В течении первого месяца пребывания в детском саду

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, доброжелательное отношение со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период его адаптации к условиям детского сада, ориентировано на один из главных критериев адаптированности личности - состояние психологического комфорта (благополучия), как необходимого условия для всестороннего развития и реализации интеллектуального и творческого потенциала детей [3, с.43].

Используемая литература:
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/авт.-сост. Н.В. Соколовская.-Волгоград: Учитель, 2010.-188с.
2. Подпрограмма «Первые дни в детском саду» Международной школы «Мирас» г. Астаны.
3. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк.- М: издательский центр «Академия», 2008.-176с.
(Приложение А)

Лист наблюдения за ребенком в период адаптации
ФИО Дата приема Реакция ребенка при расставании с родителями Оцениваемые критерии поведения ребенка в период адаптации
Длительность и характер сна Аппетит Общее эмоциональное состояние Взаимоотношения с взрослыми и детьми

1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед


(Приложение В)
«Как помочь ребенку легко адаптироваться к детскому саду».
(Практический семинар-тренинг для воспитателей)
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов, воспитателей в вопросах адаптации детей к условиям детского сада.
Задачи:
1. Представить теоретическую информацию об особенностях адаптации детей и их эмоционального благополучия в детском саду.
2. Профилактика дезадаптации воспитанников к детскому саду .
3. Обучение конструктивным способам общения с детьми.
4. Сплочение педагогического коллектива.
Ход семинара
Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: получить обратную связь в группе, повысить самооценку, самопознание, возможность сделать добро другому человеку.
Мини-лекция
Адаптация ребенка к детскому саду является условием эмоционального благополучия. Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. Адаптивная способность не является врожденной, а формируется постепенно. Для ребенка любого возраста процесс адаптации является сложным процессом, а для детей раннего возраста вдвойне, поскольку они менее приспособлены к отрыву от родных, более слабы и ранимы, не достаточно владеют речью, навыками самообслуживания, не испытывают потребность в детском обществе.
По наблюдениям психологов, средний срок адаптации детей в норме составляет:
* в яслях – 7-10 дней;
* в три года – 2-3 недели;
* в старшем возрасте – 1 месяц.
Социально-психологическая адаптация к детскому саду у разных детей происходит неодинаково, соответственно возрасту, типу высшей нервной деятельности, состоянию здоровья, стилю воспитания в семье и т.д.
Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детей за характером приспособления к новым условиям жизни:
Первая группа – те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками и деятельностью, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. В семье общение родителей с ребенком доброжелательное, уважающее.
Вторая группа – дети, которые адаптируются медленнее и сложнее. Их поведение характеризуется нестабильностью, периоды заинтересовности игрою меняются периодами капризничества, равнодушия. Им не хватает доверия в отношении к воспитателю, другим детям. Способности игры и общения у таких детей развиты недостаточно. Эти дети часто бывают малоинициативными, менее самостоятельными.
Третья группа – дети, которые трудно приспосабливаются к новой среде. Как правило, они несамостоятельные, неконтактные, быстро утомляемые. Игровые способности не сформированы. Сон и аппетит у таких детей часто бывает плохой или совсем отсутствовать. Им свойственна высокая заболеваемость, которая еще больше замедляет приспособление к новому окружению.
Упражнение «Ассоциативный ряд «Адаптация»»
Практическое задание.
Воспитателям предлагается разбиться на подгруппы. Каждой подгруппе выдается листок бумаги, на котором необходимо написать то, как мы можем помочь детям адаптироваться к условиям детского сада:
• составить памятку, рекомендации, советы для родителей вновь прибывших детей;
• вспомнить и придумать методы и приемы отвлечения ребенка от "ухода родителей";
• поделиться опытом «вхождения» ребенка в новый коллектив детей.
Упражнение «Мне нравится…»
Цель: снять напряжение, отдохнуть, поддержать дружелюбную атмосферу.
Проведение: участники садятся в круг. Кто то стает вкруг и говорит: «Мне нравятся те, кто…», «Мне нравятся те, у которых…» - и называет какой-нибудь признак, что есть у нескольких участников (блондинки, те, что одеты в джинсах, имеют сережки…). Те, у кого есть этот признак, должны встать и быстро поменяться местами. В кругу на один стул меньше во время игры, поэтому та, которая остается без места, продолжает игру в центре круга.
Этюд на различные позиции в общении.
Игра «Солнце способностей».
Вывод семинара: течение и длительность адаптации зависят от того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях.
Категория: Школьный психолог | Добавил: sadvocasova_saule (2017-02-08) | Автор: Сауле Садвокасова E
Просмотров: 890 | Комментарии: 1 | Теги: Детский, ребенок, адаптация | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 1:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru