Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период его адаптации к условиям детского сада
«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период его адаптации к условиям детского сада»

С.Б. Садвокасова
Педагог-психолог
Международной школы «Мирас»
г. Астаны
Первое посещение детского сада, независимо от возраста дошкольника, всегда сопряжено с трудностями. Создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей - одна из основных задач дошкольного образования. Как же помочь ребенку понять, принять новые условия и чувствовать себя в них комфортно? [1, с.1]
Возникает необходимость в такой организации жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения со сверстниками.
В этот период большое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Психологическая помощь и поддержка вновь прибывших детей осуществляется в соответствии с подпрограммой международной школы «Мирас» «Первые дни в детском саду».
Цель - создание благоприятных условий, способствующих более быстрому и успешному протеканию адаптационного периода[2, с.1].
В связи с этим, в детском саду проводятся следующие мероприятия-направления работы: психологическая диагностика детей, просвещение и консультирование родителей и воспитателей, а также профилактика и коррекционно-развивающая работа с малышами (Таблица 1)
Таблица 1
Направления работы Содержание Формы и
методы Время проведения
Диагностика Диагностика адаптационного периода по следующим критериям:
-реакция ребенка при расставании с родителями;
-длительность и характер сна;
-аппетит;
-общее эмоциональное состояние
-взаимоотношения со взрослыми и детьми (Приложение А)
-наблюдение за ребенком в разных видах деятельности;
-посещение занятий;
-заполнение карты наблюдения;
-опрос воспитателя и специалистов;
-индивидуальные беседы с родителями первый месяц пребывания в саду
Просвещение и консультирование -Предоставление воспитателям информации о работе с ребенком в период адаптации.
-Оказание помощи педагогам и родителям по возникающим вопросам.
-Информирование родителей об итогах адаптационного периода. -Консультации
-Семинары-тренинги (Приложение В)
-Беседы
-Адаптационный отчет
(Приложение С) По запросам

По истечению первого месяца пребывания в детском саду
Профилактика и коррекционно-развивающая работа -Знакомство вновь прибывшего ребенка и его родителей с правилами поведения, расписанием и режимом дня в детском саду (Приложение Д).

-Проведение игр и упражнений на знакомство (Приложение Е).

-Работа с детьми с целью группового сплочения(организация совместной деятельности ради достижения групповых целей через стимулирование между детьми отношений сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки).
-Создание доверительной и доброжелательной обстановки в группе.
-Оказание психологической помощи и поддержки детям, имеющим признаки дезадаптации. ознакомительные беседы
-рекомендации для родителей

«Снежный ком», «Давайте познакомимся», «Встаньте все те, кто...»

Беседы, сюжетно-ролевые игры

Коррекционные игры и упражнения, беседы, терапевтические сказки
В течении первого месяца пребывания в детском саду

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, доброжелательное отношение со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период его адаптации к условиям детского сада, ориентировано на один из главных критериев адаптированности личности - состояние психологического комфорта (благополучия), как необходимого условия для всестороннего развития и реализации интеллектуального и творческого потенциала детей [3, с.43].

Используемая литература:
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/авт.-сост. Н.В. Соколовская.-Волгоград: Учитель, 2010.-188с.
2. Подпрограмма «Первые дни в детском саду» Международной школы «Мирас» г. Астаны.
3. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк.- М: издательский центр «Академия», 2008.-176с.
(Приложение А)

Лист наблюдения за ребенком в период адаптации
ФИО Дата приема Реакция ребенка при расставании с родителями Оцениваемые критерии поведения ребенка в период адаптации
Длительность и характер сна Аппетит Общее эмоциональное состояние Взаимоотношения с взрослыми и детьми

1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед 1нед 4-6 нед


(Приложение В)
«Как помочь ребенку легко адаптироваться к детскому саду».
(Практический семинар-тренинг для воспитателей)
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов, воспитателей в вопросах адаптации детей к условиям детского сада.
Задачи:
1. Представить теоретическую информацию об особенностях адаптации детей и их эмоционального благополучия в детском саду.
2. Профилактика дезадаптации воспитанников к детскому саду .
3. Обучение конструктивным способам общения с детьми.
4. Сплочение педагогического коллектива.
Ход семинара
Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: получить обратную связь в группе, повысить самооценку, самопознание, возможность сделать добро другому человеку.
Мини-лекция
Адаптация ребенка к детскому саду является условием эмоционального благополучия. Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. Адаптивная способность не является врожденной, а формируется постепенно. Для ребенка любого возраста процесс адаптации является сложным процессом, а для детей раннего возраста вдвойне, поскольку они менее приспособлены к отрыву от родных, более слабы и ранимы, не достаточно владеют речью, навыками самообслуживания, не испытывают потребность в детском обществе.
По наблюдениям психологов, средний срок адаптации детей в норме составляет:
* в яслях – 7-10 дней;
* в три года – 2-3 недели;
* в старшем возрасте – 1 месяц.
Социально-психологическая адаптация к детскому саду у разных детей происходит неодинаково, соответственно возрасту, типу высшей нервной деятельности, состоянию здоровья, стилю воспитания в семье и т.д.
Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детей за характером приспособления к новым условиям жизни:
Первая группа – те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками и деятельностью, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. В семье общение родителей с ребенком доброжелательное, уважающее.
Вторая группа – дети, которые адаптируются медленнее и сложнее. Их поведение характеризуется нестабильностью, периоды заинтересовности игрою меняются периодами капризничества, равнодушия. Им не хватает доверия в отношении к воспитателю, другим детям. Способности игры и общения у таких детей развиты недостаточно. Эти дети часто бывают малоинициативными, менее самостоятельными.
Третья группа – дети, которые трудно приспосабливаются к новой среде. Как правило, они несамостоятельные, неконтактные, быстро утомляемые. Игровые способности не сформированы. Сон и аппетит у таких детей часто бывает плохой или совсем отсутствовать. Им свойственна высокая заболеваемость, которая еще больше замедляет приспособление к новому окружению.
Упражнение «Ассоциативный ряд «Адаптация»»
Практическое задание.
Воспитателям предлагается разбиться на подгруппы. Каждой подгруппе выдается листок бумаги, на котором необходимо написать то, как мы можем помочь детям адаптироваться к условиям детского сада:
• составить памятку, рекомендации, советы для родителей вновь прибывших детей;
• вспомнить и придумать методы и приемы отвлечения ребенка от "ухода родителей";
• поделиться опытом «вхождения» ребенка в новый коллектив детей.
Упражнение «Мне нравится…»
Цель: снять напряжение, отдохнуть, поддержать дружелюбную атмосферу.
Проведение: участники садятся в круг. Кто то стает вкруг и говорит: «Мне нравятся те, кто…», «Мне нравятся те, у которых…» - и называет какой-нибудь признак, что есть у нескольких участников (блондинки, те, что одеты в джинсах, имеют сережки…). Те, у кого есть этот признак, должны встать и быстро поменяться местами. В кругу на один стул меньше во время игры, поэтому та, которая остается без места, продолжает игру в центре круга.
Этюд на различные позиции в общении.
Игра «Солнце способностей».
Вывод семинара: течение и длительность адаптации зависят от того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях.
Категория: Школьный психолог | Добавил: sadvocasova_saule (2017-02-08) | Автор: Сауле Садвокасова E
Просмотров: 29 | Комментарии: 1 | Теги: Детский, ребенок, адаптация | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-03-30, 9:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1512]
Школьный психолог [516]
История [735]
Опыт [495]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [229]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [253]
Английский язык [803]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1177]
Химия [385]
Классному руководителю [656]
Биология [591]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1799]
Краеведение [93]
Начальная школа [4001]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [375]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1570]
Особые дети [278]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [640]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1193]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [535]
Немецкий язык [52]
Технология [292]
Самопознание [399]
Профессиональное образование [107]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [33]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru