Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Cеминар - практикум «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов»
Семинар - практикум
Дата проведения: 24.03.2017
«Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов»
1. Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас сегодня на нашей встрече, которая пройдет в форме семинара-практикума.
Но прежде, чем начать наш разговор, я бы хотела услышать ответ вот на какой вопрос:
- Часто ли в ходе выполнения профессиональных задач вы испытываете психоэмоциональные нагрузки? (ответы педагогов).
- Я с вами абсолютно согласна. Современная жизнь сопряжена с многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера. И это требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации, в связи с тем, что их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психические состояния педагогов снижают эффективность воспитания детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с коллегами и родителями.
Вследствие чего, педагогам требуются многоаспектные и разносторонние знания по данному вопросу. Поэтому наш разговор сегодня пойдет о проблеме профессионального выгорания педагогов, о внутренних и внешних факторах, его порождающих.

Тема: «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов».

Цель: способствовать росту профессиональной компетентности педагогов по данной проблеме.

Задачи:
1. Информировать педагогов по проблеме эмоционального выгорания.
2. Развивать педагогическую рефлексию.
3. Разивать практические умения педагогов конструктивного общения.

Планируемый результат:
1. Актуализация знаний по данному вопросу.
2. Наличие практических умений конструктивного общения.
Сейчас мы проведем игровую разминку, которая поможет нам настроиться на деловую работу.
1. Приветствие «Улыбка»
Цель: принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создание положительного эмоционального настроя на занятие.
«Поприветствуйте своего партнера по общению открытой доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажите несколько приятных слов».
2. «Разогревка – самооценка»
Цель: создание теплой атмосферы в группе и сплочение ее участников.
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, - похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для педагогов более важна практическая информация, чем теоретическая, - потопайте ногами.
- Если вы считаете, что педагоги обучаются так же как и дети, кивните головой…
- Если вы думаете, что желание взрослых зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой…
- Если вы верите, что взрослые успешнее всего обучаются, делая что-то, встаньте…
- Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь. Улыбнулись? Значит, готовы к занятию.
II. Практическая часть.
В создании благоприятной атмосферы в школе одна из главных ролей отводится педагогу, и в первую очередь – этической стороне его деятельности.
К. М. Левитан писал: «Важнейшее орудие труда педагога – его собственная личность». В своей книге «Педагогическая деонтология» К. М. Левитан определил необходимый минимум этических норм педагога, но окончательно его сжав, можно выделить главный – «Не навреди!». Не навреди коллеге, родителю, ученику, чтобы не навредить никому. В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта Учителя. Учитель для школьника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь учащегося, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.
Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т. д.
1. Упражнение «Орех»
Психолог: сейчас мы проведем опыт с орехами.
Всем предлагается выбрать по ореху и постараться запомнить свой орех. Затем, вернуть его на поднос. Психолог просит найти каждого свой орех.
- Что вам помогло узнать свой орех? (особые приметы, индивидуальные качества,.)
Вывод психолога: Вот так и наши ученики: все они дети, но каждый из них особенный, со своим характером, привычками.
И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но, даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться
От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице учителя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете молодому учителю, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в школе больше половины дня, видят в нас образец поведения.
Известно, что педагогическая деятельность отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой. Педагогу приходится постоянно расходовать свою эмоциональную энергию, подкрепляя ею различные аспекты общения: внимательно выслушивать детей и их родителей, сопереживать, сострадать, сочувствовать. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Это очень большая ответственность. А еще – многочисленные проверки, горы документации, аттестация, неблагоприятный психологический климат в коллективе и т. д. – как результат – нервное перенапряжение.
В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание».
2. Проведем блиц-тест «Ролевая карта педагога».
- Какие роли выполняет педагог? (обучение, воспитание, развитие, консультирование, внедрение инноваций, является примером для подражания).
- Проранжируйте данные роли по степени значимости (обозначьте в ней главные, второстепенные, третьестепенные роли).
- Оцените, насколько данные роли были мастерски сыграны вами в ходе вашей профессиональной деятельности (очень хорошо, норма, недостаточно выражено, отсутствует).
- А сейчас я попрошу вас прислушаться к своим ощущениям и определить, что в настоящий момент является для вас «камушком в ботинке», тем, что мы обычно сразу можем и не заметить, тем, что может натереть «больную мозоль», если вовремя его не вытащить. В этом вам поможет ролевая карта педагога. Я буду закидывать «камушки», а вы озвучивать, что они значат лично для вас. Чтобы легче было сформулировать, предлагаю продолжить фразу «В последнее время меня часто огорчало…», «Меня часто выбивало из колеи…».
- Как мы можем воздействовать на ситуацию?
Варианты: - повлиять непосредственно на собеседника;
- попытаться повлиять на обстоятельства;
- попытаться повлиять на самого себя.
- Что сделать легче? (Еще раз обратить внимание на слова К. С. Левитана; «Важнейшее орудие труда педагога – его собственная личность»).
- Мы с вами определили проблему, поискали возможные источники ее возникновения. Вывод: в профессиональной деятельности педагога присутствует множество негативных факторов, но несмотря на это, педагогу необходимо уметь сохранить свое физическое и психическое здоровье. Хотелось бы привести слова Альберта Эллиса «Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем», т. е. все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.
3. Проведем Упражнение «Яблоко и червячок»: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А сейчас я вам раздам листочки с 5 способами выхода из конфликтной ситуации, и вы подчеркнете к какому способу относится ваш ответ и почему. А теперь ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.
(«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).
Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.
1. Соревнование (конкуренция, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью
Удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Кеннет Томас считает, что:
- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;
- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;
- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.
3. Заключительная часть
Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:
Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.
Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.
Он – защитник: оградит от обидчика.
Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.
Он мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.
Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.
Только такой педагог, радостно и активно отдающийся любимому делу, может создать для ребенка атмосферу радости и комфорта.
В заключении мне хотелось бы напомнить вам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям. И для этого я подготовила вот такие памятки.
Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца Учителя.
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром» - говорил великий Вольтер.
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
Категория: Школьный психолог | Добавил: gulmiraseisova (2017-05-27) E
Просмотров: 1157 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 12:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru