Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания»
Тренинг для педагогов на тему:
«Профилактика профессионального выгорания»

Цель: обучить формированию и поддержанию конструктивного эмоционального реагирования для сохранения здоровья и эффективной профессиональной деятельности.
Задачи:
1) проинформировать о таком состоянии как профессиональное выгорание, его стадиях, и последствиях;
2) выполнить упражнения, направленные индивидуальную отработку навыков;
3) выполнить упражнения, направленные групповую отработку навыков.
Целевая аудитория: педагоги
Время проведения: 2 часа

I. Информационный блок (20 минут)
Профессиональное выгорание – состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.
Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие:
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Деперсонализация – тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов, проявляются вспышки агрессии.
Редуцирование личных достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.
Стадии профессионального выгорания:
Первая стадия – «медовый месяц»: работник доволен своими обязанностями, он испытывает энтузиазм. Далее он начинает испытывать первые рабочие стрессы, которые становятся все сильнее. Из-за этого работа уже не приносить столько удовольствия, как раньше, энергичность начинает снижаться.
Вторая стадия – «нехватка топлива»: появляется постоянное ощущение усталости, начинает беспокоить бессонница. Работник теряет интерес к своим обязанностям, падает продуктивность его деятельности. Уровень собственного участия работника по отношению к коллегам, остальным окружающим снижается. Начинает страдать трудовая дисциплина, работник уклоняется от своих обязанностей. Проявляются признаки депрессии и агрессии.
Третья стадия – «хроническая»: в этот период начинают проявляться хроническая раздражительность, измождение, чувство подавленности, постоянное переживание дефицита времени. На этой стадии у работника развиваются проблемы со здоровьем – головные боли, расстройства ЖКТ, скачки давления, тахикардия. Может развиться зависимость от никотина, кофеина или алкоголя.
Четвертая стадия – «кризис»: у работника развиваются хронические заболевания, он теряет свою работоспособность. Чувство недовольства своей жизнью резко усиливается.
Пятая стадия – «пробивание стены»: проблемы со здоровьем и психическим состояние приводят к опасным заболеваниям, угрожающим жизни человека.
Также стоит учитывать такие психологические защиты, часто встречающиеся у педагогов с профессиональным выгоранием, как проекция и перенос.

II. Практический блок
1. Информирование о видах эмоций
Тревога, презрение, гнев, обида, печаль, удивление, стыд, вина, смущение, интерес, радость.
2. Упражнение «Схема А-В-С-D»
Упражнение выполняется в парах по 10 минут в каждую сторону.
Цель упражнения: обучение трансформации иррациональных мыслей (установок) в рациональные (когнитивистский подход).
Каждый из участников рассказывает о любой ситуации, которая вызвала у него негативные эмоции (раздражение, гнев, обиду и пр.). Затем работает по схеме, отражая А (саму ситуацию без её оценки), В (мысль, которая возникла на эту ситуацию, стимул, т.е. оценочное суждение), С (эмоция или чувство, возникшее как следствие мысли), D (поведение, проявившееся как следствие эмоции или чувства). После разбора ситуации и её восприятия по схеме, необходимо заменить иррациональную мысль, на рациональную, конструктивную (например, «Невоспитанный ребёнок» на «Наверное, он просто устал и поэтому лежит на парте»).
Важно отметить, что эмоции или чувства возникают после мысли, поэтому работать необходимо с когнициями.
3. Упражнение «Мозговой штурм» (40 минут)
Цель упражнения: все участники тренинга придумывают идеи на тему: «Мой ресурс». Высказаться должен каждый минимум один раз. Говорить стоит о том, что каждый для себя видит ресурсом в работе и о том, что может помочь другим (например: «Для меня ресурсом является наличие большого количества живых цветов в классе. Для коллег хочу предложить совместную «разгрузку» на переменах типа «Совета восхищений и возмущений»: минимум на 5 минут собраться вместе (минимум по 4-5 человек) и обсудить, что у каждого произошло на уроке, обязательно сказать что понравилось, а что нет (не обязательно). Обязательно поддержать друг друга, давать обратную связь!).
4. Упражнение «Ты начни, а мы подхватим» (30 минут)
Упражнение выполняется всей группой.
Цель упражнения: развить потенциал коллектива, направленный на поддержание каждого его члена индивидуально. Поддержка может выражаться на любое обращение (наработка нового навыка, умения, поддержка в конфликте, трудной ситуации и прочее).
Начинает один из членов группы. Например, ему необходимо сдать отчёт (рабочую программу и т.п.), но он чего-то боится или медлит. Участник высказывает свой запрос и говорит о своём пожелании к группе, как именно его необходимо поддержать (но это не обязательно). Все остальные участники группы или предлагают свою помощь в достижении цели или просто говорят том, что может мотивировать или вывести на ресурс. Так фасилитируется запрос каждого.

Заключительный шеринг (10-15 мин)
Категория: Школьный психолог | Добавил: Таис (2019-05-19) | Автор: Искакова Индира Шамильевна E
Просмотров: 403 | Комментарии: 4 | Теги: тренинг для педагогов, Профилактика профессионального выго | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 7:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru