Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Прислушайтесь к психологу

Сегодня в гостях у журнала «Школьный психолог» декан факультета педагогики и психологии университета «Кайнар», член редакционного совета «Коллег» Забира Бекешовна Мадалиева, преподаватель университета Олеся Владимировна Федорович и студентка Инна Артюхова.

Корр: Когда я училась в школе, а это было в 50-60-х годах, страшно сказать, прошлого века, о такой профессии  как школьный психолог, не было и речи. Да и вообще сама профессия считалась каким-то буржуазным предрассудком. Времена менялись. Одно время психологи в школе появились, потом почему-то решили, что они не слишком нужны, потом снова возникли…  А что сейчас? По своим наблюдениям я вижу, что даже если психологи в сегодняшних школах  есть, но большинство из них пока ничем особым себя не проявили, журналистов на интервью с ними директора школ вести не торопятся.

О. В. Федорович:  На сегодняшний день встречаются школы, где психологами работают специалисты без базового психологического образования. Работодатели не задумываются над тем,  что на зарплату 8-9 тысяч тенге профессиональный психолог работать не согласится.

З. Б. Мадалиева: До сих пор нет положения о школьной психологической службе в Казахстане. Мы пользуемся российским. Нет  критериев работы психолога в школе. Не всегда работу школьного психолога во время аттестации оценивают профессионалы. Психолог лечит душу человека,  его и должны аттестовать профессионалы и делать это очень серьезно – мы знаем, что у медиков, например, очень основательная аттестация.  Кроме того,  на мой взгляд, надо пересмотреть сами формы аттестации. Начинающий психолог не должен начинать работать в школе  с 9-й категории и получать низкую заработную плату. Если так будет продолжаться и дальше, хороших специалистов в школах  вообще не окажется.  Кроме того, мне кажется, что  психолог не справляется с работой в школе потому,  что ему приходится работать со всеми параллелями. Но разве может один психолог работать одновременно с тысячью детьми? Минимум в школе нужно 5-6 психологов,  желательно, на каждую параллель. Одному психологу нравится работать с начальными классами, кому-то – со средним звеном, кому-то – со старшеклассниками, а кто-то с удовольствием будет работать с администрацией школы.

Корр: Как видно из практики, школьные психологи сегодня часто не справляются с трудными ситуациями. Время от времени слышишь о суицидах детей, подростков. Несчастная любовь, конфликтная ситуация дома или в школе, неудачная сдача экзамена. Как школьному психологу предотвратить эти случаи? Как ему заметить, что с тем или иным ребенком не все в порядке, что он не может сам справиться с ситуацией, что ему нужна профессиональная помощь?

О. В. Федорович: По статистике, чаще всего, такие ситуации происходят в школах, где нет школьного психолога.  Зачастую учителя сами создают напряженную ситуацию среди учеников. Например, со сдачей того же ЕНТ.  Запугивают детей: тебе будет  закрыта дорога в  вуз,  запятнана репутация!  В результате у ребят повышается тревожность, и, как следствие этого, снижается успеваемость.

З. Б. Мадалиева: Думаю, что психолог должен работать не столько в роли «пожарника»: то и дело «гасить» опасную ситуацию, сколько вести профилактическую работу с детьми, чтобы «пожара» не возникло.

И. Артюхова: В данное время я учусь в университете. В прошлом году мы проходили экспериментальную практику в школе. Когда я пришла в школу, там уже работал психолог, так она сразу дала мне «ценный» с ее точки зрения  совет: будут к тебе приходить родители с претензиями, сразу «отводи» их от школы. Говори: «Сами виноваты. Сами плохие родители». Я сразу поняла, что имею дело не с профессионалом, и сделала для себя вывод, что такой ошибки в своей работе я никогда не допущу.

З. Б. Мадалиева: Конечно, эта установка в корне неправильна. Никогда нельзя говорить однозначно: виновата школа, виноваты родители. Воспитание – процесс двухсторонний, даже трехсторонний. В нем принимают участие педагоги, родители и сам ребенок. Скорее всего, психолог, о котором ты рассказываешь, появилась в школе по ошибке. Судьба детей ее не волнует, она больше беспокоится о своем комфортном существовании. Учитель, в том числе школьный психолог, все проблемы ребенка должен решать в сотрудничестве с родителями, учителями, классом .

И. Артюхова: К сожалению, родители сегодня, как правило, очень заняты: они зарабатывают деньги. Считают,  если отдали ребенка в школу или в детский лагерь, значит, как бы сняли с себя ответственность за его воспитание. Но детей  у родителей один-два-три, а сколько учеников у учителя?

З. Б. Мадалиева:  Часто дети своими поступками пытаются привлечь внимание родителей, которого им  не достает. И здесь психолог должен выступать в роли диагноста, консультанта, просвещенца. Он обязательно должен работать индивидуально с родителями и детьми, с целыми классами, с учителями и администрацией школы. Тут все зависит от инициативы психолога. Если он сторонится родителей, не ходит на собрания, не идет навстречу мамам и папам, то и они к нему подходить не будут. А ведь в  школе можно повесить «ящик вопросов и ответов», куда каждый желающий, будь это ребенок, учитель, родитель, мог бы опускать письма психологу. Не каждый человек в состоянии вот так просто, напрямую, обратиться к психологу и рассказать о своих проблемах.  Психолог обязательно должен посещать  школьные собрания, объяснять родителям, чем он может им помочь.

О. В. Федорович: Не всегда директор школы правильно понимает работу психолога. Порою не знающий психологии директор пытается  руководить им, требуя от него шаблонного поведения всех учащихся в данной школе, не задумываясь о том, что каждый человек сам по себе уникален.

З. Б. Мадалиева: В этом плане мне повезло. Когда я начинала работать в Каменской средней школе имени Германа Титова Каскеленского района Алма-Атинской области, директором у меня была замечательный педагог Надежда Семеновна Пересыпкина. Она во мне видела  соратника, педагогам говорила: «Давайте прислушаемся к тому, что скажет психолог». Когда администрация школы становится сторонником психолога, ему легче пропагандировать психологические знания. Директорам школ тоже надо давать знания психологии. Если директор психологически грамотен, то он и к психологам, и к учителям будет относиться иначе.

Корр: А если директор не желает нормально относиться к педагогическому коллективу не потому, что психологически не подкован, а потому, что ему нравится работать именно так. Он кричит на учителей, унижает их, не считается с их мнением, не приветствует инициативу. Что в этом случае делать учителю? Городской учитель может плюнуть на такого директора и уволиться. Благо, в городе учителю найти работу можно. А как быть сельскому учителю? Особенно если это учительница, одна воспитывает ребенка, а школа в селе одна. Ведь «мелкие», но ежедневные конфликты, унижение день за днем оседают в нашем сердце, в печени, в почках, ведут к болезням.

З. Б. Мадалиева:  Я бы посоветовала этой учительнице побывать в другой эмоциональной  среде. Ей кажется, что судьба ее несправедлива,  но стоит ей попасть в другую эмоционально-воздействующую среду, например, в церковь, на кладбище, побыть на перекрестке и посмотреть на нищих, зайти в стационар больницы и увидеть, как люди страдают, она  на события своей жизни посмотрит совсем по-другому. Поймет, что  жива, здорова, может улыбаться. А начальник не вечен: сегодня работает в школе, завтра не будет работать. Надо уметь себя настраивать на позитивное.

Корр: Я как-то прочла хорошее выражение: «Делай как  должно –  и будь что будет». Но работа учителя, даже не в такой экстремальной ситуации, как я описала, нелегкая. Недаром в прежние времена учителя, как шахтеры и люди других тяжелых профессий, уходили на пенсию раньше общего срока. Что здесь психолог еще может посоветовать учителю? Я читала, что учитель должен постараться в своем кабинете устроить как можно больше комфорта для себя, любимого. Повесить фотографии своих детей, красивые картины, на перемене устроить в классе час тишины и вместе с учениками послушать хорошую музыку.  Выпить на переменке чаю и перекусить что-нибудь вкусненькое…

З. Б. Мадалиева: Это было бы, конечно, идеально.  К сожалению, зачастую учитель не умеет управлять своим эмоциональным состоянием. То же касается и администрации. Психолог должен и может работать по снятию эмоциональной напряженности с учителя. Я 20 лет проработала в школе и где-то на пятнадцатом году этой работы  почувствовала, что у меня произошло эмоциональное истощение. Такое бывает с каждым учителем, особенно с тем, кто полностью отдается работе. Учителя нужно обучать приемам релаксации,  снятию эмоционального напряжения.  Ему надо любыми средствами учиться мыслить позитивно.  Как можно больше уделять внимания самотерапии: рисовать, писать дневники, письма, слушать любимую музыку, петь. Учитель должен обязательно делать свою «физзарядку». Или сделать так, чтобы в школе была хотя бы одна комната психологической разгрузки для всех. Учитель всегда может туда прийти, посмотреть на рыбок, послушать приятную музыку, полюбоваться произведениями живописи.  

И. Артюхова: По-моему, на сегодняшний день это больше фантастика,  чем реальность. Во всяком случае, когда я в школе, в которой работала, заговорила на эту тему, мне сразу дали понять, что на это нет средств.   Аквариум с рыбками в школе может быть что разве в кабинете биологии…

З. Б. Мадалиева: К тому же у нас очень интенсивно развиваются практическая психология, различные психологические тренинги, участие в которых могут принимать все желающие, даже лица, не имеющие психологического образования.

Корр: А как вы относитесь к литературе  «Сам себе психолог»? Я иногда думаю: если бы подобная литература появилась раньше, сколько ошибок можно было бы избежать!

З.  Б.  Мадалиева: Считаю, надо читать все книги, которые тебе нравятся, которые помогают жить. Открывать томики со стихами, перечитывать Пушкина, Толстого, Тургенева… Кому-то поможет и серия «Сам себе психолог». Книги Надежды Правдиной, например, или Луизы Хей. Мы отталкиваемся от того, что все в руках человека, ему многое дано. Мне, например,  очень нравятся книги Ялома «Лжец на кушетке», «Когда Ницше плакал». Кому-то по душе Николай Козлов, кому-то Свияш, кому-то Литвак.

Корр: Ваши пожелания учителям.

О. В. Федорович: Я желаю учителям самоусовершенствования и терпения в работе, чтобы они больше уделяли  внимания своему психическому здоровью.

И. Артюхова: Использовать различные формы работы, заниматься самоанализом. Быть успешным, востребованным учениками, учителями, родителями. Ни при каких обстоятельствах не  сдаваться,  не бояться обращаться за помощью к школьному психологу.

З. Б. Мадалиева:  Во всяком случае – не опускать руки. Если вы работаете в школе, значит, вы на голову выше тех, кто убежал из нее. Как бы вам трудно не было, верьте: все ваши усилия  вернутся сторицей. Даже если  вы поможете хотя бы одному ребенку, значит, оставите какой-то след в его жизни – это уже удача. Успехов всем и  больше творчества. И еще – полюбите  себя, занимайтесь  самотерапией. Наше здоровье – в наших руках.

Записала Анастасия БЕРЕЗИНА.  

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2007-04-14)
Просмотров: 2928 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2020-05-25, 2:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1604]
Школьный психолог [547]
История [778]
Опыт [553]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [261]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [873]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1271]
Химия [403]
Классному руководителю [697]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [111]
Казахский язык и литература [1890]
Краеведение [108]
Начальная школа [4154]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [408]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [197]
Дошколенок [1762]
Особые дети [322]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [665]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [491]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1269]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [106]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [583]
Немецкий язык [61]
Технология [320]
Самопознание [444]
Профессиональное образование [131]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [68]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru