Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Прислушайтесь к психологу

Сегодня в гостях у журнала «Школьный психолог» декан факультета педагогики и психологии университета «Кайнар», член редакционного совета «Коллег» Забира Бекешовна Мадалиева, преподаватель университета Олеся Владимировна Федорович и студентка Инна Артюхова.

Корр: Когда я училась в школе, а это было в 50-60-х годах, страшно сказать, прошлого века, о такой профессии  как школьный психолог, не было и речи. Да и вообще сама профессия считалась каким-то буржуазным предрассудком. Времена менялись. Одно время психологи в школе появились, потом почему-то решили, что они не слишком нужны, потом снова возникли…  А что сейчас? По своим наблюдениям я вижу, что даже если психологи в сегодняшних школах  есть, но большинство из них пока ничем особым себя не проявили, журналистов на интервью с ними директора школ вести не торопятся.

О. В. Федорович:  На сегодняшний день встречаются школы, где психологами работают специалисты без базового психологического образования. Работодатели не задумываются над тем,  что на зарплату 8-9 тысяч тенге профессиональный психолог работать не согласится.

З. Б. Мадалиева: До сих пор нет положения о школьной психологической службе в Казахстане. Мы пользуемся российским. Нет  критериев работы психолога в школе. Не всегда работу школьного психолога во время аттестации оценивают профессионалы. Психолог лечит душу человека,  его и должны аттестовать профессионалы и делать это очень серьезно – мы знаем, что у медиков, например, очень основательная аттестация.  Кроме того,  на мой взгляд, надо пересмотреть сами формы аттестации. Начинающий психолог не должен начинать работать в школе  с 9-й категории и получать низкую заработную плату. Если так будет продолжаться и дальше, хороших специалистов в школах  вообще не окажется.  Кроме того, мне кажется, что  психолог не справляется с работой в школе потому,  что ему приходится работать со всеми параллелями. Но разве может один психолог работать одновременно с тысячью детьми? Минимум в школе нужно 5-6 психологов,  желательно, на каждую параллель. Одному психологу нравится работать с начальными классами, кому-то – со средним звеном, кому-то – со старшеклассниками, а кто-то с удовольствием будет работать с администрацией школы.

Корр: Как видно из практики, школьные психологи сегодня часто не справляются с трудными ситуациями. Время от времени слышишь о суицидах детей, подростков. Несчастная любовь, конфликтная ситуация дома или в школе, неудачная сдача экзамена. Как школьному психологу предотвратить эти случаи? Как ему заметить, что с тем или иным ребенком не все в порядке, что он не может сам справиться с ситуацией, что ему нужна профессиональная помощь?

О. В. Федорович: По статистике, чаще всего, такие ситуации происходят в школах, где нет школьного психолога.  Зачастую учителя сами создают напряженную ситуацию среди учеников. Например, со сдачей того же ЕНТ.  Запугивают детей: тебе будет  закрыта дорога в  вуз,  запятнана репутация!  В результате у ребят повышается тревожность, и, как следствие этого, снижается успеваемость.

З. Б. Мадалиева: Думаю, что психолог должен работать не столько в роли «пожарника»: то и дело «гасить» опасную ситуацию, сколько вести профилактическую работу с детьми, чтобы «пожара» не возникло.

И. Артюхова: В данное время я учусь в университете. В прошлом году мы проходили экспериментальную практику в школе. Когда я пришла в школу, там уже работал психолог, так она сразу дала мне «ценный» с ее точки зрения  совет: будут к тебе приходить родители с претензиями, сразу «отводи» их от школы. Говори: «Сами виноваты. Сами плохие родители». Я сразу поняла, что имею дело не с профессионалом, и сделала для себя вывод, что такой ошибки в своей работе я никогда не допущу.

З. Б. Мадалиева: Конечно, эта установка в корне неправильна. Никогда нельзя говорить однозначно: виновата школа, виноваты родители. Воспитание – процесс двухсторонний, даже трехсторонний. В нем принимают участие педагоги, родители и сам ребенок. Скорее всего, психолог, о котором ты рассказываешь, появилась в школе по ошибке. Судьба детей ее не волнует, она больше беспокоится о своем комфортном существовании. Учитель, в том числе школьный психолог, все проблемы ребенка должен решать в сотрудничестве с родителями, учителями, классом .

И. Артюхова: К сожалению, родители сегодня, как правило, очень заняты: они зарабатывают деньги. Считают,  если отдали ребенка в школу или в детский лагерь, значит, как бы сняли с себя ответственность за его воспитание. Но детей  у родителей один-два-три, а сколько учеников у учителя?

З. Б. Мадалиева:  Часто дети своими поступками пытаются привлечь внимание родителей, которого им  не достает. И здесь психолог должен выступать в роли диагноста, консультанта, просвещенца. Он обязательно должен работать индивидуально с родителями и детьми, с целыми классами, с учителями и администрацией школы. Тут все зависит от инициативы психолога. Если он сторонится родителей, не ходит на собрания, не идет навстречу мамам и папам, то и они к нему подходить не будут. А ведь в  школе можно повесить «ящик вопросов и ответов», куда каждый желающий, будь это ребенок, учитель, родитель, мог бы опускать письма психологу. Не каждый человек в состоянии вот так просто, напрямую, обратиться к психологу и рассказать о своих проблемах.  Психолог обязательно должен посещать  школьные собрания, объяснять родителям, чем он может им помочь.

О. В. Федорович: Не всегда директор школы правильно понимает работу психолога. Порою не знающий психологии директор пытается  руководить им, требуя от него шаблонного поведения всех учащихся в данной школе, не задумываясь о том, что каждый человек сам по себе уникален.

З. Б. Мадалиева: В этом плане мне повезло. Когда я начинала работать в Каменской средней школе имени Германа Титова Каскеленского района Алма-Атинской области, директором у меня была замечательный педагог Надежда Семеновна Пересыпкина. Она во мне видела  соратника, педагогам говорила: «Давайте прислушаемся к тому, что скажет психолог». Когда администрация школы становится сторонником психолога, ему легче пропагандировать психологические знания. Директорам школ тоже надо давать знания психологии. Если директор психологически грамотен, то он и к психологам, и к учителям будет относиться иначе.

Корр: А если директор не желает нормально относиться к педагогическому коллективу не потому, что психологически не подкован, а потому, что ему нравится работать именно так. Он кричит на учителей, унижает их, не считается с их мнением, не приветствует инициативу. Что в этом случае делать учителю? Городской учитель может плюнуть на такого директора и уволиться. Благо, в городе учителю найти работу можно. А как быть сельскому учителю? Особенно если это учительница, одна воспитывает ребенка, а школа в селе одна. Ведь «мелкие», но ежедневные конфликты, унижение день за днем оседают в нашем сердце, в печени, в почках, ведут к болезням.

З. Б. Мадалиева:  Я бы посоветовала этой учительнице побывать в другой эмоциональной  среде. Ей кажется, что судьба ее несправедлива,  но стоит ей попасть в другую эмоционально-воздействующую среду, например, в церковь, на кладбище, побыть на перекрестке и посмотреть на нищих, зайти в стационар больницы и увидеть, как люди страдают, она  на события своей жизни посмотрит совсем по-другому. Поймет, что  жива, здорова, может улыбаться. А начальник не вечен: сегодня работает в школе, завтра не будет работать. Надо уметь себя настраивать на позитивное.

Корр: Я как-то прочла хорошее выражение: «Делай как  должно –  и будь что будет». Но работа учителя, даже не в такой экстремальной ситуации, как я описала, нелегкая. Недаром в прежние времена учителя, как шахтеры и люди других тяжелых профессий, уходили на пенсию раньше общего срока. Что здесь психолог еще может посоветовать учителю? Я читала, что учитель должен постараться в своем кабинете устроить как можно больше комфорта для себя, любимого. Повесить фотографии своих детей, красивые картины, на перемене устроить в классе час тишины и вместе с учениками послушать хорошую музыку.  Выпить на переменке чаю и перекусить что-нибудь вкусненькое…

З. Б. Мадалиева: Это было бы, конечно, идеально.  К сожалению, зачастую учитель не умеет управлять своим эмоциональным состоянием. То же касается и администрации. Психолог должен и может работать по снятию эмоциональной напряженности с учителя. Я 20 лет проработала в школе и где-то на пятнадцатом году этой работы  почувствовала, что у меня произошло эмоциональное истощение. Такое бывает с каждым учителем, особенно с тем, кто полностью отдается работе. Учителя нужно обучать приемам релаксации,  снятию эмоционального напряжения.  Ему надо любыми средствами учиться мыслить позитивно.  Как можно больше уделять внимания самотерапии: рисовать, писать дневники, письма, слушать любимую музыку, петь. Учитель должен обязательно делать свою «физзарядку». Или сделать так, чтобы в школе была хотя бы одна комната психологической разгрузки для всех. Учитель всегда может туда прийти, посмотреть на рыбок, послушать приятную музыку, полюбоваться произведениями живописи.  

И. Артюхова: По-моему, на сегодняшний день это больше фантастика,  чем реальность. Во всяком случае, когда я в школе, в которой работала, заговорила на эту тему, мне сразу дали понять, что на это нет средств.   Аквариум с рыбками в школе может быть что разве в кабинете биологии…

З. Б. Мадалиева: К тому же у нас очень интенсивно развиваются практическая психология, различные психологические тренинги, участие в которых могут принимать все желающие, даже лица, не имеющие психологического образования.

Корр: А как вы относитесь к литературе  «Сам себе психолог»? Я иногда думаю: если бы подобная литература появилась раньше, сколько ошибок можно было бы избежать!

З.  Б.  Мадалиева: Считаю, надо читать все книги, которые тебе нравятся, которые помогают жить. Открывать томики со стихами, перечитывать Пушкина, Толстого, Тургенева… Кому-то поможет и серия «Сам себе психолог». Книги Надежды Правдиной, например, или Луизы Хей. Мы отталкиваемся от того, что все в руках человека, ему многое дано. Мне, например,  очень нравятся книги Ялома «Лжец на кушетке», «Когда Ницше плакал». Кому-то по душе Николай Козлов, кому-то Свияш, кому-то Литвак.

Корр: Ваши пожелания учителям.

О. В. Федорович: Я желаю учителям самоусовершенствования и терпения в работе, чтобы они больше уделяли  внимания своему психическому здоровью.

И. Артюхова: Использовать различные формы работы, заниматься самоанализом. Быть успешным, востребованным учениками, учителями, родителями. Ни при каких обстоятельствах не  сдаваться,  не бояться обращаться за помощью к школьному психологу.

З. Б. Мадалиева:  Во всяком случае – не опускать руки. Если вы работаете в школе, значит, вы на голову выше тех, кто убежал из нее. Как бы вам трудно не было, верьте: все ваши усилия  вернутся сторицей. Даже если  вы поможете хотя бы одному ребенку, значит, оставите какой-то след в его жизни – это уже удача. Успехов всем и  больше творчества. И еще – полюбите  себя, занимайтесь  самотерапией. Наше здоровье – в наших руках.

Записала Анастасия БЕРЕЗИНА.  

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2007-04-14)
Просмотров: 3136 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru