Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Тренинг Мои проблемы (6 класс)
Тренинг Мои проблемы
Цель: обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовы¬ражению.
1. Ритуал приветствия
2. Вопрос
Каждый из детей по очереди выходит перед своей группой и ста¬новится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изме¬няя при этом свой голос (по тону, частоте, громкости, интонации).
Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спра¬шивающего. Если он ошибается, то ему об этом сообщают. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько вопросов задает, группа решает сама.
3. Проблемы
— В жизни все мы сталкиваемся с различными трудностями, обна¬руживаем у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время если хорошенько подумать, то отыщутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, склонность от¬кладывать на потом, когда мы тянем с делами, которые нужно завер¬шить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда, заблаговременно запланировав сделать что-то, успевали во¬время. Стало быть, все в наших руках.
Детям предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одно¬му), а затем рассказать о них.
После обсуждения психолог предлагает таким же образом вспом¬нить о своих:
• боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес;
• стремлении обвинить в своих проблемах других.
Б. Психолог предлагает разобрать понятие «проблема», предоста¬вив возможность каждому участнику высказать свою точку зрения.
В высказываниях чаще всего фигурируют бытовые проблемы. Можно выбрать любую из них и обсудить ее так, чтобы участники смогли увидеть за ней психологическую проблему.
Например: «Как только подумаю, что надо делать уроки (гото¬виться к экзаменам), находится уйма неотложных дел». Почему не хочется, почему находятся другие дела?
Ответы часто похожи: «Лень».
Реакция руководителя: «Что за ней (ленью) стоит?» На этом эта¬пе разговор следует вести не на личностном, а на абстрактном уров¬не — «со всеми такое бывает».
Психолог предлагает всем поразмышлять на тему: «Почему появ¬ляется лень?» Собрав «корзину» причин, следует систематизировать их по принципу внешних (зовут друзья; задание родителей и т. д.) и внутренних (не умею себя занять; боюсь еще одной неудачи и т. д.) признаков.
Причины, мешающие удовлетворить основную потребность, вы¬зывают какие-то ощущения...
Психолог предлагает вспомнить, какие ощущения возникают в моменты появления лени: забыл, что это надо сделать; болит голова; устал, нет сил. Что это значит?
Дети часто сами приходят к пониманию, но если не могут найти ответ, психолог помогает, информирует участников: срабатывает не¬что, защищающее нас от того дела, которое не хочется делать. Это не¬что называется психологическими защитными механизмами.
Далее еще раз предлагается проследить механизм защиты, поста¬вив под сомнение бытовое понимание причинности: «ленюсь (не хо¬чу чего-то делать), так как болит голова», но в действительности го¬лова болит часто тогда, когда «не верю в свои силы или не хочу брать на себя ответственность».
«Выбрасывая» это суждение — спорное, тревожащее, вызывающее недоумение, — ведущий втягивает группу в дискуссию.
Можно предложить каждому вспомнить свою ситуацию, когда ему чего-то очень не хотелось делать, и то, как он решил эту проблему.
Это задание выполняется в состоянии релаксации. Однако часто дети на этом этапе еще не готовы работать в измененном состоянии сознания, поэтому можно предложить отрывок из литературного про¬изведения по школьной программе, где герой исследует свое состоя¬ние и хорошо прослеживаются психологические защитные механизмы.
— Выполняя упражнения на наших занятиях, мы делаем важный шаг в самопознании, потому что на собственном опыте понимаем справедливость формулы насчет достоинств как продолжения недос¬татков (или наоборот). Наше подлинное знание — то, что мы открываем для себя сами. Нужно помнить: «Во мне нет ничего абсолютно отрицательного, ничего абсолютно положительного. Все, чем я вла¬дею, — и хорошим, и плохим — часть моего Я. Все это важно для меня, служит моим потребностям».
4. Преодоление
— Жизнь — это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия,
которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере сти¬мулирует рост и развитие личности.
Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодоле¬вать за последнее время. После этого найдите то общее, что помогло вам преодолевать эти трудности.
А теперь мы выслушаем всех, и особое внимание уделим способам преодоления препятствий.
Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление».
У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей.
5. Крокодил
Психолог говорит о том, что многие люди боятся показаться окру¬жающим смешными, нелепыми. Спрашивает участников, знакомо ли им это чувство.
Следующая игра предлагается в качестве средства избавления от этого опасения.
Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно название предметов, ча¬сто встречающихся в обиходе), вторая — делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только при помощи жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано.
Команды загадывают слова по очереди. После того как в роли изо¬бражающего побывало большинство участников, можно обсудить чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.
6. Свое пространство
Один из детей добровольно встает в центр круга.
Психолог предлагает ему представить себя «светилом», на различ¬ном расстоянии от которого находятся остальные участники груп¬пы — «планеты». Протагонист, поворачиваясь лицом к группе, про¬сит встать их на различном расстоянии от себя — так, чтобы очеред¬ной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в межличностных отношениях.
После того как расстановка группы завершена, ведущий спраши¬вает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство.
7. Победи своего дракона
— Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дра¬кона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда бога¬тырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказыва¬лось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным язы¬ком, количество запасных голов было ограничено.
У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близ¬ких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы этого никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг ка¬чается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не мо¬жем и не успеваем сделать больше ничего.
Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у вас самого еще достаточно сил. Самое главное — помнить, что коли¬чество голов у него не беспредельно и его можно победить.
Ребятам предлагается нарисовать своего «дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности.
После выполнения задания детям предлагается придумать исто¬рию или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария к фильму. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько детей в группе.
8. Рефлексия
9. Ритуал прощания
Категория: Школьный психолог | Добавил: lastothka (2011-02-04) | Автор: Тусупова Лариса Владимировна E
Просмотров: 4468 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-20, 9:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru