Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Особенности восприятия человека детьми (6 класс)
Особенности восприятия человека детьми

Цель: познакомить учащихся с динамикой становления способностей к восприятию другого человека, показать роль индивидуальных различий в восприятии человека человеком.
Задачи: показать учащимся разницу в содержании самовосприятия и межличностного восприятия; помочь осознать учащимися актуальное отношение к ним одноклассников; развить реалистичные самооценку и самовосприятие.
Основные понятия: восприятие человеческого лица, внешнего оформления, физического облика и выразительных черт, точности оценки внешности, понимание возраста, представление о себе, отношение к себе.
Оборудование: подушка, соска, погремушка для младенца.
Материалы: белые листы формата А 4, фломастеры, маркеры, компьютер, диски с записями релаксационных песен.
Приветствие. Звучит песня «Здравствуйте!»
Как воспринимают человека дошкольники
С первых дней своей жизни ребенок учится воспринимать другого человека. К моменту, когда младенцу исполнится всего один месяц, он уже умеет улыбаться и радоваться подходящему к его кроватке человеку. Конечно, в этом возрасте ребенок еще не узнает своих близких родственников, но он точно отличает человека от любых предметов, находящихся вокруг него. Совершенно точно установлено, что первая улыбка младенца адресована именно человеку, а не игрушке или домашнему животному.
К 3-м месяцам малыш научится узнавать свою маму среди окружающих, а к 6-ти сумеет отличить от чужих.
Инсценировка (детьми). Возможно вам приходилось видеть, как улыбается 3-4-месячный малыш незнакомым людям, и как громко и испуганно ревет сидящий в коляске полугодовалый ребенок при виде «чужой тети», пытающейся ласково заговорить с ним.
Интересно, что первая улыбка ребенка, и первый испуг связаны именно с восприятием человеческого лица.
Какими видят человека школьники
Восприятие ребенком внешнего облика человека с возрастом изменяется. Дети 7-8-летнего возраста уже могут создать словесный портрет человека. При этом в первую очередь они отмечают такие особенности его внешности, как одежда, прическа, украшения. Росту, телосложению, возрасту и полу они уделяют гораздо меньше внимания.
Для 10-11-летних школьников более важным становится физический облик человека, а оформление внешности (прическа, одежда, украшения) отходят на второй план. Все чаще дети начинают обращать внимание на выразительные особенности внешности. Десятиклассники описывают мимику, жестикуляцию, походку, позу, голос и речь воспринимаемого человека в 4 раза чаще, чем первоклассники.
Чем старше становится школьник, тем более подробно он может охарактеризовать человека. Возрастает и способность понимать внешнее выражение эмоциональных состояний и переживаний.
Индивидуальное восприятие. (Звучит музыка Енигма)
Цель: научить подростков каналам восприятия: зрительному, слуховому, через прикосновение.
Сейчас все сядем в круг. Один из вас пересадите, пожалуйста, всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. Никто не имеет права корректировать мнение ведущего в ходе выполнения задания.
После того как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить следующему желающему. Мы рассмотрели один из способов зрительного восприятия.
А сейчас следующий желающий, пожалуйста, пересадите всех в соответствии с тембром голоса. Для этого каждый участник, назовите, пожалуйста, свое имя. Затем еще один участник скорректируйте расстановку участников по тембру голоса. Мы рассмотрели другой способ восприятия – слуховой.
Далее, следующему участнику я предлагаю расставить участников по «теплоте рук». Тебе нужно взять в свои руки поочередно руки остальных (или пожать руки в виде приветствия), а затем рассадить всех по принципу «руки теплее – холоднее». Второму участнику предлагаю скорректировать расположение участников в ряду. Мы рассмотрели еще один канал восприятия – телесный.
В заключение всем предлагаю занять места, на которых вам хочется сидеть в данный момент и обсудить, как при существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения. (Необходимо подвести детей к принципам общения: «Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признать это право за окружающими).
Люди, значимые для меня
Цель: научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности.
Сейчас я прошу нарисовать на карточках трех самых значимых для вас людей. Будет звучать музыка, как только она закончится, задание – закончилось. (Звучит музыка Секрет Гаден). Это не обязательно должны быть те, с кем вы сейчас общаетесь в настоящее время, но непременно те, кто значит для вас больше, чем все остальные, кого вы знали, кто для вас дороже всех.
После того, как рисунки сделаны, я прошу показать ваши рисунки и рассказать об изображенных там людях: кто они; чем значимы для вас, чем дороги; так же ли близки они для вас теперь, если речь идет о прошлом; хотели ли вы им что-нибудь сказать, будь у вас такая возможность, прямо сейчас.
Время книги.
Вы очень много сказали о том, что значат для вас люди, и я прошу вас прослушать рассказ Василия Сухомлинского «Семь дочерей» и сделать выводы.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
 Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
 Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
 Я плакала по тебе, как маленький птенчик по птичке, - сказала третья.
 Мне тяжело без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
 Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
 Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.
Обсуждение.
* Важно ли бы было матери слышать красивые слова дочерей, ведь они соскучились по ней?
* Почему не произнесла ни одного слова седьмая дочь, а сняла с мамы ботинки и принесла ей воды помыть ноги?
* Одинаково ли дочери воспринимают свою маму?
Продолжая тему о восприятии человека мы с вами проведем следующее упражнение.
Слепец и поводырь. Цель: научить подростков взаимопомощи, развить умение действовать в ситуациях неполноты доступной информации.
Для выполнения упражнения я приглашаю пару. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой – провести его по помещению, познакомиться с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является «глазами» первого. На пути могут встречаться преграды. (Звучит песня «Настоящий друг»)
Обсуждение.
* Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Что нам для этого не достает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия.
* Уверено ли вы себя чувствовали в роли слепца?
* Было ли желание полностью довериться партнеру?
* Что вселило такую уверенность?
- Наша встреча подходит к концу, и я думаю, что каждому интересно, что же думают о нем другие люди, как они чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную.
Упражнение «Листок за спиной». Цель: помочь преодолеть барьер в общении Упражнение выполняется под музыку, музыка заканчивается – заканчивается упражнение. (Звучит тихая музыка Секрет Гаден). Оно анонимно, однако происходит при контакте «глаза в глаза». У каждого на спину сейчас будет прикреплен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть на него, чтобы составить о человеке впечатление, и это впечатление записывать на бумаге, прикрепленной на спине.
Сейчас посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем?
К какому человеку вам хотелось бы подойти?
Готовы ли вы быть искренними?
Вперед, вы можете двигаться! (Звучит песня «Как прекрасен этот мир»). Многим из вас это покажется странным – ходить и смотреть друг на друга. Да, взрослым часто кажется странным то, что естественно для детей. Дети любят разглядывать людей, просто смотреть на них, рассматривать, любоваться или удивлять. И поэтому дети такие прекрасные психологи.
Обсуждение.
- Наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми чувствами. Пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написал ему, а кто хочет, может зачитать одно-два послания ему. А теперь поднимите руки те, кто во время этого упражнения был действительно искренним. Быть абсолютно искренним очень трудно.
Домашнее задание. Дать самооценку себе, сделать выводы о том, как тебя воспринимают люди (проанализировав пожелания на листе) и как воспринимаешь ты людей.
Ритуал прощания 5 салютиков.
(Звучит песня «Мир вам люди всей земли»)

Категория: Школьный психолог | Добавил: lastothka (2011-02-04) | Автор: Тусупова Лариса Владимировна E
Просмотров: 1403 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-20, 10:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru