Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

«Куда уходят дети?»
Статья «Куда уходят дети?»

Почему это происходит? Как рассмотреть в ребенке потенциального самоубийцу? Как удержать его от отчаянного шага?

Суицид - добровольное лишение себя жизни (с латыни sui caedere - так и переводится: убивать себя) - в большей степени явление взрослое. Это осознанный поступок, на который человек решается, четко понимая, что жизнь после этого закончится.

Суициды среди детей младше 13 лет по мировой статистике - крайне редки. Это казуистические случаи. Дети 13-14 лет тоже сводят счеты с жизнью не часто. А вот среди подростков и молодежи в возрасте от 14 до 19 лет уровень осознанных самоубийств достаточно высок.

Мозг человека «взрослеет», становится взрослым по своим мыслительным функциям только в 15 лет. Стало быть, в 15 лет ребенок начинает мыслить, как взрослый человек. Именно поэтому в юридической практике ответственность несовершеннолетних, как правило, не наступает до 15 лет. В этом возрасте абстрактно-логическое мышление начинает превалировать над предметно-конкретным. Ребенок, размышляющий предметно-конкретно, что видит, то и воспринимает. Для него поговорка «Яблоко от яблони недалеко падает» означает, что плод, растущий на дереве, естественно, не сможет далеко от него деться. А взрослый человек, с абстрактно-логическим мышлением, понимает, что это аллегория, характеризующая, скажем, схожесть характеров отца и сына.

«Взрослое» мышление дает возможность абстрагировать любую ситуацию, посмотреть на нее с разных сторон, предвидеть вероятное развитие событий. Только после 15 лет мозг способен на такой глубокий анализ.
А до 13-14 лет дети, пытающиеся покончить с собой, еще не осознают, что жизнь закончится. Они воспринимают суицид как часть жизни: вот сейчас я наглотаюсь таблеток, а потом посмотрю, как вы все будете обо мне плакать.

Суициды делят на анимистические или анимические, фаталистические или фатальные, альтруистические и демонстративные. Для взрослых людей, как правило, характерны первые три вида.
Анимистический суицид человек совершает, когда его потребности очень резко конфликтуют с условиями того социума, в котором он живет. Скажем, в какой-то стране грубо попираются его права, и он просто не может так дальше жить. Или он оказался заложником, понимает, что его убьют, и, дабы не терпеть пытки, сознательно лишает себя жизни.
Фаталистический суицид - это ответ на неприятные сюрпризы судьбы. Например, у родителей умер ребенок, и они, потеряв всякий смысл жизни, кончают с собой.
Альтруистический суицид - это когда взрослый уходит из жизни, чтобы, к примеру, пожертвовать какой-то орган своему больному ребенку.

Демонстративный суицид - это суицид не ради лишения себя жизни, а суицид как шантаж, как попытка привлечь к себе внимание, как крик о помощи. Вот такие демонстративные самоубийства и совершают чаще всего дети и подростки. Как это ни парадоксально звучит, пытаясь умереть, они хотят сделать свою жизнь лучше.

Составить типичный портрет ребенка, склонного к суициду, невозможно. Это любой ребенок. Как правило, все суициды в детском, подростковом и юношеском возрасте - это ситуационные реакции на какой-то мгновенно произошедший конфликт, например, ссору с родителями. Детский демонстративный суицид – это нередко попытка наказать старших.

Ближе к юношескому возрасту на первый план выходит неразделенная любовь. Именно она толкает юношей и девушек на отчаянные поступки. Помните, как гибель солиста группы «Иванушки International» спровоцировала серию суицидов его поклонниц. Что происходило? Они были влюблены в кумира и воспринимали его как своего парня, хотя он для них был недоступен. Это мы с вами, взрослые люди, понимаем незрелость такого отождествления, а молодежь, если она влюбилась, в душе верит, что это ее идеал, ее парень. И вот когда кумир покончил с собой, влюбленные в него девочки восприняли это как личную трагедию, как отказ в любви. Что и побудило их к аналогичным суицидам. Им казалось, что они смогут продолжать общаться с Игорем Сориным в другой жизни, поэтому шли вслед за ним, чтобы их души были вместе. Опять-таки, не понимая всей глубины возможных последствий! В силу так называемого тоннельного мышления, незрелости мозга, инфантильности личности.

Взрослого самоубийцу вычислить можно. Осознанный суицид взрослого – это результат глубокой депрессии. Депрессия предполагает несколько признаков. Сниженное настроение, которое само по себе является причиной того, что человек не видит радости в окружающем мире. Утрата смысла жизни. Идеи самообвинения в совокупности с аутоагрессивными размышлениями: я виноват, я плохой, и с этим нужно что-то сделать. И тогда человек начинает очень скрупулезно готовиться к самоубийству. Истинные суициды - это суициды, когда человек все продумывает детально, так, чтобы ничего не сорвалось.

Зачастую, непосредственно суицидальным действиям – попыткам уйти из жизни - предшествуют суицидальные тенденции. Это когда человек пассивно размышляет: вот мне не хочется жить, вот бы умереть, вот бы не проснуться...…
Следующая стадия - суицидальные намерения, когда человек уже раздумывает: как я могу закончить, как мне лучше уйти - от таблетки или повеситься.
Суицидальное поведение, это еще более продвинутый этап, когда человек уже готовится: вот я веревку здесь оставлю…... Позже происходит переход к суицидальным действиям.

Не всякое снижение настроения и депрессия трансформируются в мысли о самоубийстве, но психолог или психиатр с помощью специальных тестов – шкалы Цунга, шкалы Бека, могут определить, что у того или иного взрослого человека есть признаки сниженного настроения, а это косвенно может свидетельствовать о суицидальной предрасположенности.

Ситуативные суициды практически непредсказуемы. В силу незрелости психики ребенка, его стремление к демонстративным поступкам – это норма. Ну, хорошо, школьный психолог посмотрел детей в начале учебного года, в середине, в конце, но ведь конфликт с родителями или какой-то инцидент на почве несчастной любви может произойти в любой момент, и время до совершения суицида может составлять менее суток.

На сегодня точного инструмента выявления вероятности ситуативного суицида у детей нет. Ни у нас, ни где-либо за рубежом. Но именно сейчас группа ученых, разрабатывает такую методику. Это вопросник, который, оценивая 16 групп параметров, позволит определить, насколько высока склонность ребенка к суицидальному поведению именно в этот момент. А применение его в старших классах позволит выявить скрытые тенденции к суицидам.

Признаки в поведении ребенка, которые должны насторожить

Прежде всего, конечно, это резкое изменение самого поведения. Если ребенок начинает изолироваться, вдруг превращается в белую ворону, изгоя, пропускает уроки.

Ни для кого не секрет, что в наших школах прогрессирует буллинг (с английского bully - задирать, запугивать) – травля детьми своих сверстников. А ведь очень часто результатом буллинга с применением морального насилия является суицид ребенка.

Любые поведенческие нарушения – повод для беспокойства. Особенно, если ребенок становится резко замкнутым и ни с кем не общается, даже с друзьями, - это очень опасный признак. В старших классах психологи могут обнаружить у детей сниженное настроение, но в подростковом возрасте депрессии проявляются не сниженным настроением, а отклоняющимся поведением, агрессивным, протестным. Если вдруг ребенок резко начинает пропускать школу или вливается в какую-то компанию и начинает избивать других детей - это далеко не признаки его испорченности, это могут быть симптомы депрессии.

Крайне опасно, если ребенок или подросток все-таки проговаривает, что я покончу с собой. Потому что в этом возрасте угрозы часто переходят в действие.

Главное: помните – суициду ребенка почти всегда предшествует конфликт! С родителями, сверстниками, любимым человеком, педагогом.

Не дети в ответе!

педагог-психолог Ковальская Надежда Викторовна
г. Семей ГУ "СОШ №11"

Категория: Школьный психолог | Добавил: Oksanabosik (2011-02-08) | Автор: Ковальская Надежда Викторовна E
Просмотров: 1187 | Комментарии: 1 | Теги: демонстративный суицид, суицид | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 5:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru