Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

ПРОШУ СЛОВА! ИЛИ ИСКУССТВО ТОРЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
МЕТОД ВТОРОЙ: СЮЖЕТНЫЙ СПОСОБ
Второй метод произнести торжественную речь: озвучить СЮЖЕТ плюс ВЫВОД. Особенно хорошо этот метод подходит для тостов. Что подразумевается под сюжетом? Это любая история, имеющая сюжет, то есть некое действие, «экшн», движение персонажей. А именно, сюжеты имеют любые случаи из жизни, поучительные истории, рассказы, басни, сказки, анекдоты. Выводом является призыв к действию, пожелание, а в тостах своеобразный, но тоже призыв к действию - «так выпьем же за…». Вывод должен соединять сюжет с концовкой по принципу ассоциации (ассоциация – это связь, в переводе с латинского). И ассоциация должна быть понятна слушателям, а не только оратору. Если слушатель связи не уловит, он «зависнет», впадет в непонимание.
Типичная поучительная история – это притча. И хотя сюжет притчи ведет повествование о каких-нибудь буддистских монахах, восточных гуру, людях из других времен и стран, и даже животных, растений, насекомых, но вывод напрашивается уже о своей реальности. Притча – сосредоточие мудрости для многих народов.
КЛАССИКА ЖАНРА в этом методе по поводу сюжетного тоста – фильм Кавказская пленница:
– И вот когда вся стая полетела зимовать на юг, одна маленькая, но гордая птичка сказала: «Лично я - полечу прямо на солнце!». И она стала подниматься все выше и выше, и очень скоро обожгла себе крылья, и упала на самое дно самого глубокого ущелья. Так выпьем же за то, чтобы никто из нас, как бы высоко он не летал, никогда не отрывался бы от коллектива!!!
Если у вас есть хотя бы основы ассоциативного мышления, то -
ЛЮБОЙ СЮЖЕТ МОЖНО СВЯЗАТЬ С ЛЮБЫМ ВЫВОДОМ,
И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, С ЛЮБЫМ ПОВОДОМ ТОРЖЕСТВА!
Но для этого, повторю, нужна ассоциативность мышления, то есть умение быстро связывать одно с другим, или, по-другому говоря, креативность мышления! И тогда вы можете найти ассоциативную связь любого сюжета с любым выводом. Для развития креативности мышления есть специальные упражнения, и сейчас мы поупражняемся на следующем задании. Мы не будем жалеть птичку, а потренируемся на этой печальной истории. А именно, найдем несколько поучительных выводов-концовок для этого тоста, по ассоциации связанных с сюжетом этой истории. Что можно скреативить после слов «обожгла крылья и упала на дно самого глубокого ущелья…»? Например:
- Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!
Или:
- Так желаю тебе, дорогой именинник, никогда не обжигать свои могучие крылья!
Или:
- Так давайте всегда страховаться от несчастного случая!
Или:
- Так будем же осторожны и внимательны как в авиапутешествиях, так и на дорогах!
Или:
- Так будем же гораздо более предусмотрительны во всех своих рискованных предприятиях!
Найдите для тренировки еще хотя бы пять неожиданных выводов для этого сюжета! Да, это не так просто. Но здесь важно уловить алгоритм и технологию.
И еще важный момент этой технологии. Ассоциация может иметь отношение не только к последнему слову, не только к последнему предложению вашей истории, но и к любой фразе и даже понятию из этого сюжета. Например, в этой истории, можно искать ассоциации между торжественным поводом со словами:
• Солнце.
• Гордость.
• Ущелье.
• Дно.
• Глубокое.
• Глубина.
• Крылья.
• Птичка, птица.
• Полет, летать.
• Высота.
• Высоко.
А также с понятиями, которые вслух не прозвучали, но на которые этот сюжет намекает - они читаются между строк:
• Амбиции.
• Смелость.
• Падение.
• Пропасть.
• Взлет.
• Карьера.
• Успех.
• Риск.
• Неоправданный риск.
• Оправданный риск.
И тогда можно добавить:
- Желаю нашему имениннику, каких бы он иной раз не обжигал крылья, не падать на самое дно никаких ущелий жизни!
- Так пожелаем же нашим мужчинам не бояться рисковать и всегда смело лететь вперед и вверх!
- Так пожелаем же нашим женщинам иногда и не больно падать к нам, грешным!
- Так пожелаем же нашей фирме самого высокого полета!
- Так пусть же наш коллектив всегда избегает неоправданного риска!
РАСШИРЯЙТЕ СОЗНАНИЕ! ИЩИТЕ НЕОЖИДАННЫЕ ХОДЫ!
РАЗВИВАЙТЕ СВОЕ АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ!
Следующий этап для тренировки. Притча та же про птичку. Теперь поводом будет являться конкретный повод, торжественная ситуация, в которую вы попали.
Например, ситуация застолья по поводу Нового Года. Ищем концовку:
- И хочу пожелать всем нам прожить такой же яркий год, как у этой птички до ее падения!
День рождения:
- Так хочу пожелать Вам, дорогой Иван Иванович, чтобы Ваш успех был гораздо более продолжительным!
Деловой банкет:
- Так выпьем же за то, чтобы наш бизнес всегда только поднимался и как можно выше!
8 марта:
- Так пожелаем же нашим женщинам быть всегда на высоте или хотя бы не падать ниже этой птички!
Свадьба:
- Так выпьем же за то, чтобы молодые всегда помогали друг другу в полете совместной жизни!
Золотая свадьба:
- Так желаю же нашей бабушке и дедушке достичь еще большей высоты, чем эта птица и никогда не падать!
Застолье на работе:
- Хочу пожелать всем сотрудникам нашего отдела быть такими же смелыми, но не быть такими же безрассудными!
Продолжите самостоятельно.
Теперь берем другую поучительную историю и делаем на ее основе тост для разных торжественных поводов.

ПРИТЧА О ВЕЩЕМ СНЕ
Одному могущественному падишаху несколько раз подряд приснился странный сон - как у него один за другим выпадают все зубы. Тогда он призвал к себе известного мудреца, и вопрошал его:
- Скажи, мудрец, что же означает этот сон и что мне ожидать в будущем?
Подумал мудрец и горестно сказал:
- О, великий падишах! Дурное предзнаменование! У тебя один за другим скоро умрут все твои родственники!
Падишах разгневался и велел казнить этого мудреца. А странный сон не давал ему покоя и решил он призвать другого мудреца. Поведал тому это ночное видение и задал тот же самый вопрос:
- Что означает этот сон и что мне ожидать в будущем?
Подумал-подумал мудрец и возрадовался:
- Хорошее предзнаменование, о, великий падишах! Ты переживешь всю свою родню!
Так мудрец получил хорошее вознаграждение, а падишах остался доволен.
И теперь потренируемся в подбирании выводов-концовок. Ищем связи – ассоциации с любым прозвучавшим понятием, смыслов, словом:
Могущество.
Правитель.
Зубы.
Сон.
Плохой сон.
Хороший сон.
Вещий сон.
Мудрец.
Мудрость.
Будущее.
Казнить.
Помиловать.
Предзнаменование.
Родня.
Жизнь.
Здоровье.
Радость.
Вознаграждение.
Если родился круг ассоциаций и смыслов, то уже можно скреативить последнюю фразу:
- Так желаю вам, Иван Иванович, отменного здоровья и восточного долгожительства!
- Так желаю же всем гостям не допускать таких непростительных ошибок, как первый мудрец!
- Так выпьем же за то, чтобы мы были не менее мудрыми, чем второй мудрец!
- Желаю же вам, дорогие партнеры, обладать такой же властью и решительностью, как этот падишах!
- Так хочу пожелать всем нашим сотрудникам в следующем году пережить всех наших конкурентов!
- Так хочу пожелать нашему руководству, чтобы оно реже казнило своих сотрудников и чаще миловало!
Для тренировки на основании этой же притчи о падишахе, странном сне и двух мудрецах, продолжите список – родите и запишите по одному интересному варианту для следующих ситуаций:
1. Открытие нового филиала вашей фирмы.
2. Поздравление на 23 февраля.
3. Поздравление на 8 марта.
4. Банкет по поводу покупки Мерседеса вашим лучшим другом.
5. Банкет на юбилее президента страны.
6. Банкет по поводу ухода из коллектива на повышение.
7. Увольнение без выходного пособия.
Родителей в школу вызывать мы не будем – вы тренируетесь для себя.
И еще несколько (пока) незатасканных притч, поучительных историй, на основе которых я предлагаю вам потренироваться, а также взять их себе в качестве джентльменского (дамского) набора для будущих торжественных речей. Почему притч ровно семь? Потому что семь – красивое число. Кроме того, это магическое число. И, самое главное, семь позиций еще умещаются в оперативной памяти нормального человека со средней школой за плечами. Хорошо, если в вашем джентльменском наборе помещается больше, и гораздо хуже, если меньше. Есть повод проверить себя.
И сразу после каждой в учебных целях, ищите ассоциации и подстраивайте притчу под ситуацию. Для тренировки креативности, к предыдущим ситуациям добавим следующие:
1. Собрание на предприятии под лозунгом «Все на выборы!»
2. Речь на открытии нового филиала фирмы.
3. День рождения своей супруги.
4. Тост по поводу Дня Влюбленных.
5. Поздравление на банкете у директора по поводу его ухода на пенсию.
6. Поздравление по ТВ студентов по поводу 25 января (Татьянин День).
7. Речь на открытии нового Дворца Спорта.
ПРИТЧА 1. КУРИТЬ И МЕДИТИРОВАТЬ
Решили два послушника обратиться к своему учителю по поводу одного вопроса "Можно ли курить и медитировать одновременно?». Пошли они к своему учителю за советом. В итоге одному учитель разрешил курить и медитировать, а другому нет. Идут они обратно и один другого спрашивает:
- Слушай, почему так? Мы ведь пришли с одним и тем же вопросом! Почему Учитель мне запретил, а тебе разрешил!?
Второй монах спрашивает:
- А ты как у учителя об этом спросил?
- Я ему сказал: «Учитель! Можно ли мне курить во время медитации?» Учитель ответил мне – НЕТ, НЕЛЬЗЯ! Ибо ничего тебя не должно отвлекать от такого важного дела как медитация. А ты как спросил?
- А я спросил: «Учитель! Можно ли мне во время курения медитировать?» Учитель ответил – ДА, МОЖНО! Ибо нужно использовать любой момент для такого важного дела как медитация.
Мораль: как вопрос задаешь, такой ответ и получишь!
Конец истории. Ищем вывод и пожелание!
ПРИТЧА 2. О ГОДАХ НАШЕЙ ЖИЗНИ
В первый день сотворения живых существ Бог создал лошадь и сказал ей:
- Ты будешь все дни работать в поле, таскать плуг, возить телегу и кормить семью фермера. За это я дарю тебе жизнь длиною в 60 лет.
- За что мне такая адская жизнь на 60 лет! - возмутилась лошадь, - оставь мне двадцать, а остальные сорок оставь себе!
Бог удивился, но согласился.
Во второй день Бог создал собаку и сказал ей:
- Ты будешь все время сидеть у ворот своего дома и облаивать всех проходящих мимо. Дарю тебе жизнь длиною в 20 лет.
- М-да, многовато для злобного гавканья, - расстроилась собака, - Мне хватит и десяти лет, а остальные забирай назад...
Бог опять согласился. И вот на третий день Бог создал человека и сказал ему:
- Ешь, спи, развлекайся и наслаждайся жизнью, но сроку на это даю тебе 20 лет.
Человек возмутился:
- Что?! Только 20 лет!? А почему так мало!? Знаешь что, Бог, я беру свои 20 лет, потом 40 лет, которые тебе вернула лошадь, и еще 10 лет, которые отдала собака. Семидесяти лет мне вполне хватит, договорились?
- Хорошо, будь по-твоему... - сказал Бог.
Вот так и повелось, что первые 20 лет жизни мы спим, едим, играем и развлекаемся. Следующие 40 лет вкалываем как лошадь, чтобы прокормить семью. А в последние 10 лет - сидим на крыльце и облаиваем, как собака каждого, кто проходит мимо...
Конец истории. Ищем ассоциации и подстраиваем под ситуацию.
Притча 3. Александр первый и босяк.

В 19-м веке в кабаках зачастую висели портреты императора. Однажды основательно напившийся босяк, посетитель одного из кабаков по фамилии Архаров, учинил настоящее бесчинство. Он хулиганил, приставал к посетителям, нецензурно выражался. Хозяин заведения попытался усовестить образом Императора Александра в парадном мундире. В ответ все завсегдатаи кабака услышали: «Да плевал я на вашего Императора!» В результате вызванная полиция охальника арестовала, завели уголовное дело по поводу оскорбления Императора, и из служебного рвения доложили об этом самому Императору. Александр Первый подумал и распорядился:
1. Портреты Императора в кабаках снять.
2. Дебошира отпустить и дело закрыть.
3. Архарову передать, что я тоже на него плевал!
Конец истории. Делаем несколько поучительных выводов или пожеланий!
ПРИТЧА 4. ЧЕРЧИЛЛЬ И РАЗГНЕВАННАЯ ЛЕДИ
В британском парламенте шли дебаты. Речь держал Уинстон Черчилль, лидер консерваторов. Он, по обыкновению, ядовито критиковал своих вечных оппонентов – лейбористов. Наконец, не выдержав критики, с места вскочила женщина-депутат, представитель лейбористкой партии, и крикнула на весь зал:
- Мистер Черчилль! Вы несносны! Если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!
В зале раздался смешок. Но потомок герцогов Мальборо, невозмутимо выдержав паузу и окинув соболезнующим взором разгневанную леди, промолвил:
- Если бы вы были моей женой, то я бы этот яд с наслаждением выпил…
Взрыв хохота и победа Черчиля.
Конец истории. Креативим выводы!
ПРИТЧА 5. СТРАННИК И МУДРЕЦ
Однажды странник остановил прогуливающегося мудреца, чтобы узнать, далеко ли еще до города.
- Ступай, - односложно ответил тот.
Озадаченный странник продолжил путь, размышляя о грубости местных жителей. Но не прошел он и полусотни шагов, как услышал:
- Постой!
Мудрец стоял на дороге:
- До города тебе еще час пути.
- Почему же ты не ответил сразу? – воскликнул странник.
- Я должен был увидеть, каким шагом ты идешь, - пояснил мудрец.
Конец истории. Выводы!
ПРИТЧА 6. ЧУМА И МОНАХ
Один монах, странствуя по белому свету, встретил чуму, которая направлялась в его город.
- Ты куда это направляешься, чума? - спросил он ее.
- Иду в твой родной город, - ответила она. - Мне нужно забрать тысячу жизней.
Через некоторое время монах снова встретил чуму на своем пути.
- Почему ты меня обманула тогда? - спросил он ее с укором. - Ты говорила, что должна забрать тысячу жизней, а забрала пять тысяч.
- Я тогда сказала тебе правду, - ответила чума, - я действительно забрала тысячу жизней. Остальные - умерли от страха.
Конец истории. Выводы!
ПРИТЧА 7. ДВА МОНАХА И ЖЕНЩИНА
Возвращаются два монаха-затворника в свою обитель. Подходят к броду через реку, собираются перейти. Видят, стоит у брода женщина, а перейти боится. Первый монах молча взял ее на руки и перенес через брод. Идут они дальше. Второй монах насупился и молчит. Молчит и молчит. Молчит и молчит. Наконец, проходит два часа - и он, наконец, разражается обвинительной речью:
- Как же ты мог, брат! Ведь нам же нельзя прикасаться к женщинам! Ведь это великий грех! Как же ты мог прикоснуться к женщине! Что же ты наделал! Как ты теперь в глаза будешь смотреть нашему настоятелю! Женщина – исчадие грехов! Мы же должны быть чистыми! Нам же нельзя прикасаться к женщине! Как же ты мог!!!...
Первый монах слушал-слушал и говорит:
- Послушай, я ее только через реку перенес, а ты ее уже два часа на себе тащишь!

Конец истории. Выводы!
Продолжение материала последует.
А В ЗАВЕРШЕНИЕ ЭТОЙ ЧАСТИ ХОЧУ ПОЖЕЛАТЬ ВАМ БЛИСТАТЬ КРАСНОРЕЧИЕМ НА ЛЮБЫХ СОБРАНИЯХ И ТОРЖЕСТВАХ!
Автор и ведущий Дмитрий Устинов: dmitry(@)ustinow.ru
Сайт рассылки: www.ustinow.ru

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2008-01-18)
Просмотров: 1211 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 2:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru