Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Разыскивается… добрый и мудрый учитель
Наталья Вержбицкая “Вечерний Алматы»
Как уберечь ребенка-школьника от стрессов, найти контакт с учителем, помочь родителям лучше понять родное дитя? Об этом наш разговор с психоаналитиком, президентом Казахстанской психоаналитической ассоциации Анной КУДИЯРОВОЙ

НЕ В ОЦЕНКАХ СЧАСТЬЕ

– В этом учебном году ко мне обратилось очень много родителей, чьи дети ходят в школу, – рассказывает Анна КУДИЯРОВА. – Позвонила мама мальчика, который год назад вызывал у нее серьезное беспокойство. Сейчас у Сергея все хорошо, он учится на заочном отделении одного из городских вузов. Но совсем недавно ситуация была весьма тревожная.

Мама Сергея все время была недовольна школьными успехами сына. По ее мнению, он учился весьма посредственно. К тому же ребенок неохотно занимался музыкой, нехотя посещал спортивные секции. Словом, Сергей не оправдал надежд мамы, которая хотела видеть его и успешным учеником, и блестящим музыкантом, и подающим надежды спортсменом. Слыша постоянные упреки мамы, мальчик замкнулся в себе, стал нелюдимым, хамил родителям и учителям, связался с нехорошей компанией. Причиной "отверженности" как раз и послужила хроническая неуспеваемость Сергея. Она породила отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры. Отчаявшись самостоятельно решить проблемы, эта семья и пришла ко мне. Выяснилось, что у Сергея все же был талант – паренек хорошо рисовал. Я посоветовала родителям дать ему возможность проявить себя в этом. И действительно, когда мама перестала предъявлять к мальчику повышенные требования, у него появились друзья, он стал лучше учиться. После школы паренек устроился учеником дизайнера. Сегодня мать довольна сыном. Да и сам юноша физически здоров и вполне счастлив.

Мы порой затюкиваем своих детей: ты должен быть только отличником, знаменитым и известным. А разве тот же строитель или слесарь, токарь или сантехник не имеют права заниматься любимым делом? Они также могут быть счастливы, любить. Не нужно гоняться только за престижем, главное, чтобы человек был душевно спокоен!

ГЛАВНОЕ – ДУШЕВНЫЙ КОНТАКТ

Вот еще один случай, который произошел совсем недавно – перед Новым годом. Мама привела ко мне 13летнюю Таню. Красивая, умная девочка. В классе – 30 с лишним учеников. Конфликт с одноклассниками привел к тому, что девочка не только не хочет ходить в школу, но и не желает жить. После уроков ребята поджидают Таню за воротами школы – оскорбляют ее, всячески издеваются. Одним из вариантов защиты девочка выбрала не совсем правильные с точки зрения морали меры. Как-то в классе у одного из учеников пропал сотовый телефон, и почему-то стали подозревать Таню, хотя девочка никакого отношения к случившемуся не имела. С тех пор, если в классе что-то случается, все шишки сыплются на Татьяну. И тогда она из чувства протеста стала воровать по принципу: лучше грешной быть, чем грешной слыть. Но от природы девочка эта очень славная, воспитывается в интеллигентной семье. Таня страдала, она была уверена, что ее не только ненавидят учителя и одноклассники, но и родная мать. Выяснилось, что у Татьяны не хватало душевного контакта с самым близким ей человеком. Девочка была поздним и долгожданным ребенком, но вот о своей любви близкие ей не рассказывали. Я дала маме и дочери задание: походите друг с другом, держась за руки, погуляйте в парке, расскажите о своих чувствах друг другу, ведь роднее у вас нет никого. Я отслеживала историю этой семьи. Мама, которая долгие годы считала себя больной, нигде не работала. Но видя, что творится с ее дочкой, решила выйти на работу. Тем более что у нее очень востребованная специальность – бухгалтер. У женщины появился хороший стимул устроиться на высокооплачиваемую работу – она решила отправить дочь учиться в частную школу, где к ней будут хорошо относиться. Сегодня мама уже работает, забыла о своих болячках, и вскоре Татьяна перейдет в другую школу.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ

– А с какими проблемами сегодня сталкиваются первоклассники?

– Особо следует сказать о психологической подготовке детей к школьному обучению и успешной адаптации первоклассников к условиям школы.

Вот совсем свежий пример – пришла ко мне мама, чей сын учится в первом классе элитной школы. Асылбеку семь лет, но в его классе многим детям от 4,5 и до 6 лет. По всем параметрам ребенок должен быть психологически более зрелым, а получилось наоборот. Мать беспокоил вопрос: нормален ли ее сын? Асылбек ни с кем не разговаривает, хотя в школе уже недели три, только обхватывает учительницу за ноги и не хочет от нее отходить. Выясняется, что мальчик был в семье долгожданным. Он родился, когда старшей сестре исполнилось 13 лет. К ребенку дома относятся как к настоящему султану. Но общение это было на уровне "хорошо ли ты спал, ел, гулял?" Мама – бизнес-леди, папа – тоже бизнесмен, постоянно на работе. Ребенку наняли няньку – неграмотную молодую киргизку. Она не знала ни русского, ни казахского языка, так что с ребенком женщина практически не общалась. У мальчика совсем не было друзей, и вот на фоне всего этого он попадает в класс, в котором еще 14 человек. Для Асылбека это огромное количество детей, он к этому не привык. К тому же в новой среде его никто не воспринимает как султана. С другой стороны, он не обучен элементарным навыкам общения, даже не знает, как знакомиться с детьми. Мама получила от меня такое домашнее задание: каждый вечер вести с ребенком разговоры на душевные темы. Например, расспрашивать, как он дошел до школы или о чем думал во время перемены, на что обижался или чему радовался сегодня. И старшая сестра, которая теперь уже студентка, вполне могла бы также во время своего пребывания дома разговаривать с братом. Главное, чтобы у ребенка появилось желание донести свою мысль до другого человека. Сегодня во всех школах есть психологи, что очень важно. Асылбек также занимается с одним из таких специалистов. Когда через месяц я поинтересовалась, как дела у мальчика, выяснилось, что в его поведении есть положительные перемены. Он уже разговаривает, смеется, играет с другими детьми.

При грамотном психологическом сопровождении многие проблемы у ребенка можно снять. Главное, эту проблему не запускать. Благо что мама вовремя забила тревогу. А ведь все могло закончиться не так хорошо. Всем родителям советую: прежде чем отправить ребенка в первый класс, желательно обратить внимание на местоположение школы, как далеко она от дома, как первоклассник будет туда добираться. Не лишне поближе познакомиться с первой учительницей, которая будет заниматься с вашим отпрыском четыре года. А лучше прежде узнать все о педагоге от ее выпускников и идти туда, где вашему ребенку будут дарить не только знания, но и доброту. И совсем не важно, какая это будет школа – общеобразовательная или элитная. За хорошим учителем дети переходят даже в другое учебное заведение, и такие случаи не редкость.

ТРИ КАТЕГОРИИ УЧИТЕЛЕЙ

– Коль скоро вы затронули эту тему, насколько наши педагоги подготовлены к тому, чтобы учить детей?

– Педагоги бывают разные. Есть учителя, как я говорю, советской закалки. У них школа, ученики – на первом месте. Они днюют и ночуют в своих учебных заведениях. С одной стороны, это хорошо, но учителя забывают о родных детях, своей семье и собственном здоровье. И с этими проблемами они тоже обращаются ко мне. Их трудовой энтузиазм мне приходилось несколько усмирять, так как другая сторона медали – проблемы с учительскими детьми, которые нередко становятся хулиганами, встают на преступный путь.

Есть и другая категория учителей, которые просто не любят детей, приходят в школу, потому что надо где-то работать. О том, что педагогическая и воспитательная деятельность требует больших душевных сил, мало кто из них задумывается. Таким людям я советую незамедлительно уходить из школы, чтобы не мучить ни детей, ни себя. И по моему совету некоторые учителя действительно сменили профессию. Сегодня они стали хорошими бухгалтерами, офис-менеджерами и так далее.

Довелось мне сталкиваться и с третьей категорией учителей, так сказать, "продуктами" рыночного времени. Как-то ко мне пришла мама с дочкой – первоклассницей Вероникой. Так как родительница весь день работала, то по настоянию учительницы отдала девочку в продленку. Два месяца мама платила за ребенка по пять тысяч тенге. А потом из-за финансовых проблем решила забрать дочь. И что мама заметила: учительница уже не любила ее девочку как прежде – то она не так диктант написала, то задачку не так решила. У ребенка за весь месяц в дневнике не появилось ни одной пятерки. Педагог даже лишила Веронику возможности выступать на школьном концерте. Поняв причину такого отношения, мать подошла к учительнице со словами: "Я нашла деньги, и моя дочка опять будет к вам ходить". Такие меры действительно дали свои плоды – Вероника снова стала получать хорошие оценки, петь в хоре, и учительница при всех хвалила ее, называла "моя прелесть". Вы знаете, такая скрытая форма взяток во многих школах, увы, становится обычной. И обусловлена низкой заработной платой педагогов. Другая родительница призналась мне: когда она чувствует, что к ее ребенку придирается тот или иной педагог, она дарит ему "дежурную" коробку конфет и бутылку вина. И тогда ситуация моментально меняется в лучшую сторону.

ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ДЕТСКИЙ СУИЦИД?

– Неустойчивая детская психика гораздо более ранима, чем у взрослого человека. Неразрешимые с точки зрения ребенка трудности могут толкнуть его к последней черте – привести к суициду.

– Раньше эти случаи тоже, безусловно, были, но о них не говорили. С другой стороны, случаев суицида среди детей действительно было меньше, так как существовала уверенность в завтрашнем дне, а это немаловажно. Теперь такой уверенности нет. У нас очень большая свобода и в то же время столь же большая неопределенность. Родительская тревога передается детям, и иногда они совершают суицид не потому, что им жилось плохо, а потому, что по ночам в отчаянии рыдает мама или папа пропадает в казино, пьянствует.

Конечно, важно, что сегодня во многих учебных заведениях начинают открыто говорить о причинах детских самоубийств, искать пути выхода из этой проблемы. Не так давно в школе № 137 по инициативе директора и психолога собрались классные руководители, известные эксперты, медики, в числе которых оказалась и я. Состоялся очень толковый, интересный разговор о том, как уберечь наших детишек. Я выступила против бытующей ныне точки зрения, что суицид совершают плохие дети или по причине того, что у них были плохие родители или плохая классная руководительница. Призвала не обвинять всех, а понять, почему это происходит. Основных причин того, что ребенок доходит до суицида, две. Первая – как в фильме "Меня зовут Кожа". Это как бы демонстрация своего протеста: чтобы попугать девочку, не ответившую на предложение дружить, родителей, которые не выполнили какое-либо желание, или учительницу, поставившую не ту оценку. Но мне кажется, что все-таки чаще ребенок лишает себя жизни от отчаяния. Это такое состояние душевной боли, когда он видит только один путь в конце мрачного тоннеля. Подобную ситуацию можно представить так: у вас заболел зуб, он болел выходные дни, когда все закрыто, и вы умоляете любого малознакомого врача оказать помощь. Ради устранения нестерпимой боли вы готовы пожертвовать зубом, а у некоторых детей такая же нестерпимая душевная боль, ради которой они готовы жертвовать своей жизнью. Но причиной этой боли первоначально может быть маленькая обида. Чтобы она не привела к трагедии, ее нужно ликвидировать как можно раньше. Родителям необходимо интересоваться у своего ребенка тем, что у него происходит в душе. Почему бы маме или папе по крайней мере раз в три месяца не спросить: "Девочка (или мальчик) моя, мы тебя случайно не обидели?" Больше говорите со своими детьми по душам, узнавайте, что их беспокоит, что радует. Ребенок никогда добровольно из этого мира не уйдет, если будет знать, что на свете существует хотя бы один человек, который его понимает. Если ваш ребенок назовет как минимум одну малейшую обиду, которой более трех месяцев, пиши пропало – между вами доверие потеряно, и его срочно нужно восстанавливать. Здесь потребуются помощь психолога и какие-то конкретные консультации. А еще родителям полезно помнить о своих ощущениях, когда они сами были детьми, когда ходили в садик, школу. Это поможет найти общий язык со своими чадами. Мы не должны запрещать детям ходить на дискотеки, какие-то вечеринки, не стоит превращать их в инкубаторских цыплят. Мы должны позволить им увидеть реальный мир, его опасности и научить их противостоять возникающим проблемам.

Фото Раисы КРУГОВОЙ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Не злоупотребляйте наказаниями и запретами для своих провинившихся детей. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

Усильте детский познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте ребенку условий, не требуйте от него сразу идеального поведения.

Замечайте даже незначительные изменения в поведении своих воспитанников, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически.

Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, положительные качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Для трудного подростка имеет большое значение испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте грубых выражений.

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2008-03-05)
Просмотров: 1154 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 4:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru