Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Дети индиго – уникумы или монстры?
Что предпочтительнее родительскому сердцу – без лишней нервотрепки воспитывать послушное, предсказуемое в поступках и эмоциях дитя или жить в постоянном напряжении от его ежеминутных фокусов, фантазий и каверзных вопросов? При такой дилемме в наше и без того проблемное время вряд ли многие сознательно предпочтут последнее. Ну а если вы уже имеете такое сокровище – как быть?

Можно пойти по пути наименьшего сопротивления, обратиться за консультацией к психологу, услышать распространенный сегодня диагноз, что у вашего ребенка синдром дефицита концентрации внимания плюс гипервозбудимость, и смириться с неутешительным вердиктом. Есть и другой вариант: присмотритесь и прислушайтесь внимательнее к своему ребенку. Если он общается со взрослыми на равных, не считайте это дерзостью. Он часто рассеян, но порой удивляет вас находчивыми обобщениями. Его возмущает любая несправедливость, даже если она не касается его лично. Всякая монотонная работа вызывает в нем протест, будь то мытье полов или выполнение учебного задания.

Специалисты обратили внимание на то, что порой дети с высочайшими показателями интеллекта едва тянут на троечки и даже остаются на второй год в школе. Складывается впечатление, что они просто не хотят заниматься тем, что им неинтересно. И наоборот, их невозможно оторвать от занятия, которое нравится. И тогда даже возникающие у таких детей трудности добавляют им азарта в достижении цели. Они усидчивы и сосредоточены до тех пор, пока не удовлетворят своего любопытства. Тогда стало понятно: гипервозбудимость тут ни при чем. Тот, кто ею страдает, не способен долго сосредоточиваться на одном занятии, малейшая сложность, препятствие заставляют его переключаться на другое дело.

За детьми стали наблюдать. Выяснилось главное: неадекватное поведение вызвано не болезнью ребенка, а болезненной реакцией на отношение к нему.

Детский бунт провоцировали сами взрослые, ребенок лишь боролся за право оставаться самим собой. И таких детей становится все больше. Исследованием явления всерьез занялись ученые разных стран: Америки, Японии, Франции, России. Они поняли, что юные существа обладают необычными психическими возможностями. Мировоззрение малышей резко отличается от привычного нам. Применительно к их характеристике прижился американский термин "индиго", когда выяснилось, что все эти дети обладают аурой синего цвета, совсем не такого, какой бывает у обычных ребятишек.

Американский психолог Ли Кэрролл всерьез занялся проблемой странных детей и доказал, что "синие" детишки по интеллектуальным способностям и познанию мира опережают своих сверстников. Самое интересное – это не зависит от наследственности, а последние исследования показали, что цепочка ДНК этих детей отличается от общепринятой.

Индиго – умный, развитый, но не желающий подчиняться привычным стереотипам поведения ребенок. Он как будто сразу рождается вполне сформировавшимся человеком. Таких детей невозможно переделать. Они не реагируют на обвинения и замечания. Если же взрослые продолжают на них давить и это давление задевает их личность, дети защищаются, не разбираясь в средствах. Правил для них не существует. Все слышали о нескольких преступлениях, совершенных в Америке и Германии, когда школьниками были расстреляны ученики и учителя их школы. Есть психологи, которые считают, что эти дети были индиго, доведенные до отчаяния косностью преподавателей и насмешками одноклассников.

В мире к феномену индиго относятся по-разному. Но среди интерпретаций присутствуют две крайности. С одной стороны – уверенность, что дети являются новой породой людей, несущей иные моральные ценности, предвещают новый эволюционный виток в развитии человечества. С другой – убежденность, что дети-феномены – это признак вырождения человечества, этакие моральные уроды, лишенные всякой жалости, сострадания, признательности, видящие перед собой только свою цель и идущие к ней буквально по трупам, в общем, люди без души.

Ли Кэрролл в своей книге подробно описал разные типы детей индиго и определенные жизненные программы, присущие каждому из них. Но есть и общие закономерности в интеллектуальном развитии детей индиго. Все они обладают повышенным IQ, средний коэффициент которого равняется 130. Часто они бывают левшами или "двурукими", а это свидетельствует о том, что оба полушария головного мозга у таких детей развиты одинаково. Не случайна поэтому наделенность таких детей еще и экстрасенсорными способностями, даром внушения, который психологи определяют термином "суггестивность".

Обратите внимание, как стремительно в последнее время развивается демократия, растет популярность гуманистических идей. Официально осуждена расовая дискриминация, все больше люди заботятся об окружающей нас природе, о животных.

А вдруг все, что происходит в обществе, – следы влияния повзрослевших индиго? Не есть ли возникновение самой теории индиго свидетельством того, что общественное сознание уже доросло до уровня, при котором непохожим на нас уже хотя бы не отказывают в праве на существование?

Мой ребенок – индиго

Ксюше было 4 года. Она сидела возле муравьиной кучи, осторожно трогая ее палочкой. И сказала маме: "Я никогда больше не буду наступать на муравьев. Они такие маленькие. А вдруг найдется кто-то огромный, для кого мы будем, как муравьи. Он может наступить на нас и не почувствовать нашу боль". Лет в пять девочка принесла из садика картинку. Взрослым показалось, там нарисовано что-то абстрактное – линии, квадратики. Мама спросила: "Что это такое?". Ксюша ответила: "Если бы я была птицей, поднялась бы высоко в небо и увидела бы наш садик, а эта красная линия – дорожка, и ты по ней ко мне идешь". Был изображен план детского сада, нарисованный неумелой рукой, но с точным соблюдением масштаба. А в школе у ребенка появились проблемы с учителем рисования. Девочка отказывалась рисовать так, как от нее требовали. Назревал серьезный конфликт, и тогда выполнять домашние задания стала мама. Учитель, не зная этого, был чрезвычайно доволен, что уломал строптивую. На смену рисованию пришло черчение, но антагонизм остался. В результате 9-й класс она окончила с тройками по черчению и химии, которую просто отказалась учить, пояснив: "Мне это не интересно". Решила поступать в колледж. Когда выбор был сделан в пользу строительно-архитектурного, она сказала: "Окончу с красным дипломом, приду в нашу школу и покажу его учителю по черчению". Ксюша выполнила свое обещание. Окончила колледж с отличием, поступила в архитектурно-строительный университет, сейчас ей 22 года, она на последнем курсе. Диплом тоже будет красным. Все время обучения девушка работает дизайнером. Осуществила много интересных работ по оформлению офисов и квартир. У Ксюши имеется дар убеждения, ей удается то, с чем не могут справиться более опытные специалисты, работающие с ней. Чем это объяснить, она не знает.

Другой девочке, Даше, сейчас 10 лет. Она с раннего возраста поражала взрослых необычной логикой рассуждений – аргументированной и образной. С обычными детьми общаться ей было сложно, они не понимали ее, а потому она была им неинтересна. Читать Даша начала с четырех лет и уже в первом классе показала необыкновенные успехи в учебе, особенно по математике. Вместо первого она окончила второй класс, перескочив сразу в четвертый. Учеба дается ей легко, такое впечатление, что она знает все заранее, но некоторые предметы, например валеологию, учить наотрез отказывается, мотивируя тем, что ей это не нужно. Начались конфликты с учителями. Родители хотели забрать ее из школы, но им сказали, что это будет нарушение закона – в Республике Казахстан среднее образование обязательно для всех. Тогда нашли частное учебное заведение, где к одаренному ребенку отнеслись с большим пониманием. Даше, как и Ксюше, повезло с родителями. Ее любят и, если не всегда понимают, то, по крайней мере, уважают как личность.

*****

Мнения специалистов

Если взрослые не поменяют своего отношения к детям, нам грозит катастрофа
Айгуль ШОПШЕКБАЕВА – заместитель начальника управления общественной безопасности, департамента внутренних дел, полковник полиции, 25 лет работает с трудными детьми

– То, что за последние 20 лет дети все больше меняются, – это точно. Я не верю в их инопланетное происхождение и мистическое предназначение. По¬моему, тут земные, объективные причины.

Наше поколение 50–60-х годов жило в стране, где главным был девиз "Не отрываться от коллектива", то же самое и в школе. Ребенок чувствовал себя маленькой частью чего-то огромного, этому способствовало обязательное участие в организациях октябрят, пионеров, комсомола. Слово учителя считалось непререкаемым. Сейчас, когда дети свободны от давления идеологии и, как теперь говорят, продвинутые, заставить их уважать кого-то невозможно. Уважение надо заслужить, и, я считаю, это правильно. Дети¬то меняются, а учителя – далеко не все. Часто они не прощают того, что ребенок может свободно высказать свое мнение, которое идет вразрез с общепринятым. Многие педагоги в школах грубо, в оскорбительном тоне разговаривают с детьми. Тем самым провоцируют негативное отношение к себе, а иногда и ко всем взрослым.

Безусловно, сейчас развитию детей помогает Интернет – можно свободно общаться на международном уровне, даже библиотеки посещать, не выходя из дома, найти любые нужные сведения. Это дает неограниченные возможности для учебы, занятий по интересам и т. д.

Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, но их, впрочем, как и всех других, нужно учить жить в мире, окружающем нас, а способности необходимо направлять в нужное русло. Правда, вундеркинды считают, что знают, как жить в этом мире, еще могут и нас поучить. Если бы все было так, они бы не стояли в ряду правонарушителей. Но в том¬то и дело, что эти дети ранимы. Чувствуя свое превосходство, они очень болезненно воспринимают негативное отношение к себе со стороны взрослых. Это не значит, что все так плохо и все взрослые не принимают их. У нас в городе есть школа № 163, которой управляют ученики – президент, вицепрезидент, министры. "Правительство" формируется из лидеров, а это как раз дети индиго, те, кто имеет свое мнение, интересные идеи, умеет зажечь своей убежденностью других.

Самое страшное, что у многих из детей индиго причина неадекватного поведения только в конфликте с родителями, которые не хотят или не могут их понять. Конфликты приводят к тому, что дети уходят из дома, бродяжничают, употребляют наркотические вещества, сами совершают правонарушение или становятся объектом преступления. У нас на учете стоит более 1200 человек, конечно, не все из них одаренные.

Ктото из великих людей сказал: "Дети такие же люди, как мы, только у них меньше жизненного опыта". Этого нельзя забывать. С любым ребенком надо обращаться, уважая его человеческое достоинство.

Если родители этого не понимают, мы их направляем к психологу. Но, к сожалению, есть еще одна проблема – у нас мало центров психологической поддержки для родителей, и не всегда образовательный уровень специалистов из этих центров достаточно высок. Иногда общение с психологом только ухудшает ситуацию, потому что он неправильно понимает свою задачу – помочь восстановить атмосферу доверия, доброжелательного отношения в семье. Сейчас в каждой школе есть психолог, но какого уровня? В Алматы существуют институты повышения квалификации учителей и врачей, но нет подобного института для психологов. Мы внесли предложение о его организации на базе Казахского Национального педагогического университета имени Абая, и ректор нас поддержал. С психологами будут работать лучшие специалисты из других стран, особенно из России, где имеется большой опыт в этом плане.

Представляете, какая может быть бомба замедленного действия, если дети индиго со своими уникальными способностями, не понятые родителями, оскорбленные учителями, не принятые ровесниками, пойдут в криминал. Я надеюсь, что этого не случится. По крайней мере, управление общественной безопасности, отдел по работе с несовершеннолетними делают все, чтобы этого не случилось.

***

Причина агрессии может быть разной и не зависит от интеллекта
Аида ФАЙЗУЛЛИНА – старший преподаватель кафедры общей психологии КазНУ имени аль¬Фараби, уже несколько лет работает с одаренными детьми

– В моем понимании индиго – это некий этап филогенетического развития, уровень цивилизации. Мне больше импонирует формулировка "одаренные дети". В нашей стране уже более семи лет работает проект "Интеллектуальное шоу "Лидер 21-го века" на телеканале "Хабар", задача которого привлекать (находить) по всему Казахстану одаренных, образованных старшеклассников, каких по стране немало. Причем больший их процент из отдаленных от городов населенных пунктов. Причина мне кажется в том, что в этих местах мало интернет-клубов, дискотек и дети занимают свободное время чтением, подготовкой к поступлению в институт.

У нас сейчас много образовательных учреждений с различным профилем обучения – математические, гуманитарные, медикобиологические. Такой формат, как общеобразовательная школа, почти исчез. В советское время была более целостная система образования. Она имела и минусы, и плюсы. Не было должного отношения к одаренным детям. Способного ребенка доводили до уровня среднего ученика, а двоечника старались подтягивать до среднего уровня. Это минус. Но существовало дошкольное образование и воспитание, которого сейчас фактически нет, хотя именно в этом возрасте закладывается фундамент всестороннего формирования личности, выявляются способности детей. Однако система дошкольных учреждений начинает восстанавливаться. Только тогда, когда будет целостной взаимосвязь: семья – детский сад – школа – институт, что¬то изменится. Способности детей должны выявлять родители и учителя, с тем чтобы сообща направлять их в нужное русло.

Дети индиго – это, помоему, субкультура: свод ценностей и порядков, накопленных группой людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Нет такой статистики, которая могла бы сказать, что появилось целое поколение одаренных детей. С какой периодичностью они рождаются, в каждой ли семье, с каким генофондом?

Возникает опасение, что определением "индиго" можно будет оправдать любое неадекватное поведение детей. Высокий интеллект в сочетании с агрессией может вызвать какие¬то изощренные формы агрессивного поведения.

***

Цвет уверенности и счастья
Анна КУДИЯРОВА – психоаналитик, президент Казахстанской психоаналитической ассоциации

– На мой взгляд, такие дети были всегда. Взять, к примеру, семью Моцарта, в которой каждый ребенок был талантливым, включая Амадея. Однако в те времена общественная система не позволяла таким детям развивать свои способности. Сегодня мы живем в мире с более развитой экономикой, системой образования. Поэтому у нас больше людей, которые педагогически грамотны и могут создать условия для полноценного развития своих детей. В то же время нестандартные, одаренные дети попадают в наше общество с множеством условностей, ограничений. Им с детства внушают: сиди, закрой рот, не шуми, не высовывайся. И родители, и педагоги подгоняют детей к средним стандартам. Именно "благодаря" нам они, собственно, и становятся посредственностями. Я не раз становилась свидетелем того, как своими "мудрыми" советами родители нередко калечат свое любимое чадо. И поэтому искренне рада за детей, которые при жестком давлении общества и педагогов смогли остаться творческими, оригинальными личностями, какими их создала природа. Не случайно неординарных людей характеризуют термином "индиго", который ассоциируется с темно¬синим цветом – цветом уверенности. Эти дети настолько психологически уверены в себе, что не поддаются ни уговорам родителей, ни запретам и строгостям своих учителей, а умудряются сохранить свою самобытность. Они знают, чего хотят и что могут.

Наш генотип может повториться один раз в тридцать тысяч лет, а есть внешнее проявление – фенотип, их совпадения практически невозможны. То есть каждое человеческое существо – уникум, которого никогда не было и не будет. Я за то, чтобы сохранять уникальность, нестандартность и индивидуальность каждого. Как психоаналитик работаю над этим в гимназии "Дарын". Здесь вместе с другими педагогами мы учим принимать друг друга такими, какие они есть. Создаем детям условия, благодаря которым в 14 лет они оканчивают школу. В 4,5 года ребенок индиго может очень хорошо учиться в первом классе. Но при этом мы вновь сталкиваемся с требованиями гороно, районо, департамента образования. Словом, это очень хлопотно и для этого нужно проходить различные комиссии. А ведь согласно мнению многих психологов, в шесть лет ребенок уже перерастает, начинает лениться и не желает учиться. Так что чем раньше ребенок пойдет в школу, тем лучше.

Каждые пять лет объем информации удваивается, и поэтому появляется много знаний, за которыми трудно угнаться. Сегодня речь идет не о количестве знаний, а о качестве умений. И у каждого ребенка есть прекрасный шанс раскрыть свои дарования.

Подготовили Оксана БОНДАРЕНКО, Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ, "Вечерний Алматы"
Фото Максима ЗОЛОТУХИНА, Раисы КРУГОВОЙ

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2008-03-05)
Просмотров: 2693 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 2:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru