Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Коммуникативный тренинг «Формирование коммуникативной компетентности у педагогов»
Коммуникативный тренинг
«Формирование коммуникативной компетентности у педагогов»

Акмолинская область, Бурабайский район г. Щучинска
Педагог-психолог школы-гимназии №1
Юдинцева Н.В.

Цель: формирование коммуникативных навыков.

Задачи:

— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

— отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

— овладение навыками эффективного слушания;

— активизация процесса самопознания и самоактуализации;

— расширение диапазона творческих способностей.

Ход тренинга.

Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите
в школьные классы,
Одни — как в клетку,
другие — как в храм.

Р. Рождественский

1.Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности школьника, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление.

Оценка профессиональной компетентности учителя, поиск эффективной модели обучения, в том числе и самих учителей, — эти проблемы перекочевали в новое тысячелетие.

В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря этим учителям ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Этим людям удается не только сделать обучение и воспитание более эффективными, но и получать удовольствие от своей работы.

Симон Соловейчик «Счастье – это когда ты утром с удовольствием идешь на работу, а вечером возвращаешься домой.»
Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Что же такое совершенство? На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения.
2.Давайте для разминки назовем по кругу ассоциации со словом «совершенство».
Участники называют: идеал, пример, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далекое и т.д.
По определению Ожегова, совершенство — это полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства).
Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть не совершенные, но ярко выраженные положительные качества. 3.Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту своего характера, которая помогает в работе.
4.Упражнение «Личность педагога»
Первой микрогруппе предлагается составить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5–7 минут.

Примерные качества
Гибкость,
профессионализм,
современность,
доброжелательность,
умение брать ответственность на себя,
коммуникабельность,
направленность на личность другого человека,
принятие себя,
уважение чужого мнения,
организаторские способности,
умение видеть на несколько шагов вперед,
креативность,
эмпатийность.

Для второй микрогруппы арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по кругу». Каждый подходит к листу ватмана, закрепленному на доске, и делает несколько штрихов. И так до тех пор, пока у участников не появится ощущение завершенности портрета. Далее можно с осторожностью и юмором применить принципы оценки рисуночных тестов.

Третьей микрогруппе предстоит ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности, которые определила первая микрогруппа.
Упражнение «Хорошо -плохо». Закончить фразу по кругу
«Я, учитель, и это хорошо…», «Я, учитель, и это плохо…»

5.На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя.
Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.

6. Анализ детских работ. Методика незаконченных предложений

1. Если я получаю хорошую оценку – это значит, что...
...меня похвалят родители
...я хорошо знаю материал
...учительница будет рада
...у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу
2. Если я получаю плохую отметку – это значит, что...
...у меня испортится настроение
...меня накажут
...учительница будет недовольна
...я расстроюсь
...я буду считаться плохим учеником
...у меня пропадет интерес к учебе
3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...
...меня уважают
...обращают на меня внимание
...меня хвалят
...разговаривают со мной вежливо
...доверяют мне
...чувствуют, когда мне плохо
...называют по имени
...справедливо оценивают каждого
4. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...
...меня хвалят
...ставят хорошие оценки
...вызывает меня к доске
...мне помогают
...доброжелательны ко мне
...меня понимают и поддерживают

Успех имеет огромное значение в жизни людей. Об этом говорят следующие высказывания.

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать» (Франсуа де Ларошфуко).

«Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть» (В. А. Сухомлинский).

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

7. Что же такое успех? Какие вы используете способы, приемы и методы, чтобы организовать ситуацию успеха на различных этапах урока?
Оформление стенда «Банк ситуации успеха

– подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов: «Я уверена, что все вы напишите правильно!»;

– подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки;

– использует на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам;

– формирует у учащихся положительную «Я-концепцию».

Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху,
отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для того чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у ученика, необходимо:

– видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы»);

– создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;

– понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

– помогать детям реализовывать себя в деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»).

Памятка психолога «Приемы создания ситуации успеха»:

1. Похвала
Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. Авансирование
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

3. «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

8. Любой контакт, который возникает между людьми, вызывает у них какие-то эмоциональные реакции. И не всегда общение протекает в дружелюбной атмосфере. Ваша задача вовремя осознавать ситуацию как конфликтную, выбрать эффективную стратегию поведения в конфликте.

Конфликт — это разногласия, столкновение, спор. Он возникает в том случае, если одна из сторон предполагает или опасается, что другая нарушает, ущемляет или игнорирует ее интересы.

Конфликт имеет положительные и отрицательные стороны. Выделяют следующие стратегии поведения в конфликте:
• Доминирование.
• Сотрудничество.
• Компромисс.
• Избегание.
• Приспособление.

Упражнение «Достойный ответ»
Раздаются листочки с ситуациями, далее участники по очереди обращаются друг к другу и дают достойный ответ:
• Тебе не идет эта прическа!
• У тебя неумное выражение лица!
• Какой ты худой и длинный!
• Слушай, ты ужасный зануда!
• Ты производишь впечатление легкомысленного человека!
• У тебя мятый костюм!
• А ты вообще безвкусно одета!
• У тебя какая-то неуклюжая походка!
• Что ты молчишь, как будто никаких умных мыслей нет в твоей голове!
• А ты слишком болтлива и производишь впечатление поверхностного и легкомысленного человека!
• Такое впечатление, что ты слабый человек и не умеешь постоять за себя!
• Вечно ты такой никчемный — что ни попросишь, все сделаешь кое-как!
• А ты слишком о себе высокого мнения, хотя на самом деле ничего собой не представляешь!
• Ну ты и бессовестный!
• Ну ты и бестолковая!
• Привет, сонная муха!

Чувство обиды — основная причина конфликтов. От чего зависят наши обиды?

От целого ряда причин:
*от нашего личного восприятия обиды (про одного говорят: «А с него все как с гуся вода», а про другого: «Уж слова ему не скажи, обидится!»);
*от того, насколько мы себя контролируем;
*от возможных последствий (чем это опасно для нас);
*от значимости обидчика (одному человеку мы можем позволить делать нам какие-то замечания, а другому — нет).

А если обида уже живет в сердце, если возникли отрицательные переживания, связанные с чувствами унижения, безысходности, гнева? Как психологически защититься от этих отрицательных переживаний? Постараться сформировать в себе состояние бесстрастия и переключиться от эмоций на рассудочную деятельность.
Для практических действий в процессе эмоциональной саморегуляции удобна следующая классификация типов людей, позволяющая оценить собеседника.
Манипулятор— это довольно распространенная категория, которая стремится управлять окружающими с помощью их слабых и сильных сторон и специального воздействия на слабости людей с целью побуждения их делать то, что нужно манипулятору. Для манипулятора в конфликте с вами важно добиться от вас состояния психологического подавления. Главное оружие против манипулятора — это умение запретить себе эмоционально реагировать на его действия. Если вы сумеете с улыбкой отвечать манипулятору на его действия, он быстро оставит вас в покое.

Невротик — человек, который представляет собой личность с измененным восприятием других людей, их действий и поступков. У такого человека болезненно изменены формы оценки и реагирования на окружающую его действительность, чувства и переживания такого человека обострены. При общении с невротиком нужно всегда помнить такую формулу: здоровый на больного не обижается! С этой позиции вы можете спокойно прощать невротику некультурное поведение по отношению к вам. Тактика общения с невротиком строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия.

Примитив — представляет собой тип людей, у которых слабо выражены интеллигентность и навыки культурного поведения. Эти люди живут элементарными чувствами, простыми представлениями о мотивах и поведении людей, существуя, в основном, в плоскости практической жизни. Примитивная личность обычно очень непосредственна в своих эмоциональных проявлениях, но она обостренно реагирует на лесть и комплименты. Если вы начинаете общение с таким человеком с комплимента и всем своим видом показываете, что признаете его значимую роль в выполнении данной работы, то этого часто бывает достаточно, чтобы добиться доброжелательного к себе отношения.

Нормальный культурный человек — общение с такой категорией людей — самое приятное и почти не сопровождается конфликтами. Если конфликты возникают, то быстро разрешаются путем убеждения в правоте собеседника или компромиссом.

9. Рефлексия «Мне сегодня...»
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...» Подведение итогов занятия.

Упражнение «Подарок»
Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», т.е. сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.
Категория: Школьный психолог | Добавил: NataliaUdinceva (2012-09-24) | Автор: Юдинцева Наталья Витальевна E
Просмотров: 5166 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-21, 6:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru